Урок ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ЕК-ИК ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 классе по теме "ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ЕК-ИК ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО" с использование приема взаимотренажа (КСО)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 296.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока*
ФИО учителя: Иванова Наталья Викторовна
Класс: 5 класс
УМК/ Образовательная технология: УМК Т. А. Ладыженской – С. Г. Бархударова
Предмет: русский язык
Тема: «Правописание суффиксов ЕК/ИК имен существительных»
Тип урока: урок открытия нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: урок является частью блока изучения имени существительного в 5 классе
Цель: познакомить обучающихся с правилом правописание гласных И и Е в суффиксах существительных ЕК/ИК и научить применять его на практике.
Задачи:
1. Развивать умение грамотной речи, умения применять правило, понимать свои ошибки
2. Воспитывать навыки самостоятельной работы, умение работать в парах и группах
3. Формировать способность к самооценке своих действий, уровня понимания темы
4. Закрепить навык работы по карточкам взаимотренажа
Планируемые образовательные результаты***
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Знать о значении суффиксов -ЕК и -ИК; научиться выбирать гласную, понимая и используя правило | искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. | владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. | строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности партнёра. | формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Ход урока
№ | Этап урока**** | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | ||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Формирование навыка организации учебной деятельности | Фронтальная | Приветствие | Включаются в деловой ритм урока. | Готовность к началу урока и деятельности | Волевая саморегуляция | |||||||||||||||||||||||||
1 | Актуализация знаний | Повторение изученный ранее морфемный анализ слова (разбор по составу) Отработка навыка взаимотренажа Формирование умения представлять результат своей деятельности и деятельности партнёра | Индивидуальная и парная | Организация работ в парах по карточкам взаимотренажа. Организует работу в парах по карточкам (см. Приложение 1) Контролирует проговаривание алгоритма разбора | Работают по алгоритму взаимотренажа 1. Получить карточку 1 со своим задание и карточку 2 с ответами к заданиям напарника 2. Индивидуально выполнить задание своей карточки (разбор слова по составу) 3. Рассказать соседу свои разборы. Напарник проверяет по карточке 2 правильность ответов. 4. Когда проработаны все разборы своей карточки, выслушать разборы напарника. | Повторение морфемного разбора слова. Взаимодействие в паре. | Правильность выполнения задания, выполнение разбора по составу. | ||||||||||||||||||||||||
Постановка проблемы | Формирование умения искать пути решения учебной задачи, анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, выявлять места и причины затруднения | Фронтальная | Записываем слова на доске, с которыми работали на карточках (те ученики, которые сработали быстрее и уже проверили друг у друга выполнение разбора). МЯЧИК КОТИК КОРАБЛИК ЗАМОЧЕК ЗОНТИК ЦВЕТОЧЕК ЯЩИЧЕК КАРАНДАШИК | Работа с записями на доске Участие в беседе Ответы на вопросы Выявление сходства в орфограмме приведенных слов. | Связно и грамотно выражают свои мысли Корректны к высказываниям одноклассников | Обозначено место затруднения, определена тема урока. | |||||||||||||||||||||||||
Обратим внимание на суффиксы. Именно они нас будут интересовать на этом уроке. В этих словах одно и то же ошибкоопасное место. Какое? В каком написании мы будем сомневаться? | |||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание | Отработка умения соотносить цели и результаты своей деятельности | Фронтальная | Записываем тему. Целеполагание. Что нам необходимо уметь? Что нам необходимо узнать? Зачем нам эти знания? Какой должен быть навык? | Записывают тему урока «Правописание суффиксов ЕК и ИК» Проговаривают цели урока Цели на урок. 1. Выделять суффикс ЕК /ИК 2. Знать правило 3. Применять на практике. | Учащиеся ставят цель урока Формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели | Поставлены цели и задачи на урок | |||||||||||||||||||||||||
Поиск путей решения проблемы | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная | Работа над правилом Давайте попробуем разобраться с правилом. Поставьте эти слова в Р.п. МЯЧИК - МЯЧИКА КОТИК - КОТИКА КОРАБЛИК - КОРАБЛИКА ЗАМОЧЕК - ЗАМОЧКА ЗОНТИК - ЗОНТИКА ЦВЕТОЧЕК - ЦВЕТОЧКА ЯЩИЧЕК - ЯЩИЧКА КАРАНДАШИК – КАРАНДАШИКА Какую закономерность заметили? На что надо обращать внимание для правильного написания суффикса? | Запись в тетради форм Р.п. анализируемых слов МЯЧИК - МЯЧИКА КОТИК - КОТИКА КОРАБЛИК - КОРАБЛИКА ЗАМОЧЕК - ЗАМОЧКА ЗОНТИК - ЗОНТИКА ЦВЕТОЧЕК - ЦВЕТОЧКА ЯЩИЧЕК - ЯЩИЧКА КАРАНДАШИК – КАРАНДАШИКА Выдвигают варианты ответов | Аналитический разбор материала, выявление закономерностей | Грамотная запись в тетради | |||||||||||||||||||||||||
Решение проблемы | Отработка умения структурировать знания, постановки и формулировки проблемы, умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Фронтальная | Организует работу по созданию алгоритма. Составляем алгоритм действий. | Предлагают пункты алгоритма Записывают алгоритм в тетради
«сохранилась» - ИК | Усвоение учащимися алгоритма правописания ЕК/ИК Знакомство с порядком выполнения действий | Создан и записан в тетради алгоритм выбора гласной в суффиксах ЕК/ИК | |||||||||||||||||||||||||
Коррекция | Формирование умения применять знания в новых условия | Фронтальная | Отработка правила, проговаривание Сначала пишем форму Р.п., потом форму И.п.
| ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДИ, ОФОРМЛЯЕМ ЧЕРЕЗ ДОСКУ ПРОГОВАРИВАЕМ АЛГОРИТМ В Родительном падеже в суффиксе есть буква И, значит в именительном падеже суффикс ИК. В родительном падеже нет гласной буквы – значит в именительном падеже суффикс ЕК | Умеют применять правило написания суффикса ЕК/ИК | Правильность записи слов в тетради | |||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Умение применять полученные знания на практике, формировать адекватную самооценку | Индивидуальная Парная | Закрепление навыка Карточки взаимотренажа (см. Приложение 2) Проверяющий следит за проговариванием алгоритма. | Работают по алгоритму взаимотренажа ОБЯЗАТЕЛЬНО объясняют выбор нужной буквы с элементами взаимообъяснения тем. 1. Получить карточку 1 со своим задание и карточку 2 с ответами к заданиям напарника 2. Индивидуально выполнить задание своей карточки (вставили буквы, графически объяснили выбор) 3. Рассказать соседу свои разборы. Сосед проверяет по карточке 2 правильность ответов. 4. Когда обосновал написание всех слов своей карточки, выслушать разборы напарника. | Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии Осознают, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Правильно выполненные карточки, запоминание алгоритма написания гласной в суффиксе. | |||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Отработка умения выражать свои мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности | Фронтальная | Возвращение к целеполаганию. Что удалось? Достигли ли цели? Сложное ли правило? Понятен ли алгоритм? | Сравнивают выполненное и изученное на уроке с целями, поставленными в начале урока | Формулируют грамотно достигнутые цели Оценивают свою работу и степень усвоения правила. | Проверяется соответствие продукта поставленным целям и задачам. | |||||||||||||||||||||||||
Объяснение домашнего задания | Формирование навыка применения знаний в новых условиях | Фронтальная | Домашнее задание: составить связный текст с использованием записанных на уроке слов с орфограммой «Гласные в суффиксе ЕК/ИК» | Понимают, какие слова использовать в домашней работе, что с ними необходимо делать. | Зафиксировали задание в дневнике | ||||||||||||||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ
Взаимотренаж 1
Карточка 1 | |
1.Взаимотренаж РАЗБОР ПО СОСТАВУ Разбери слова по составу, расскажи о разборе по алгоритму.
МЯЧИК КОТИК КОРАБЛИК ЗАМОЧЕК | 1.Взаимотренаж РАЗБОР ПО СОСТАВУ Разбери слова по составу, расскажи о разборе по алгоритму.
МЯЧИК КОТИК КОРАБЛИК ЗАМОЧЕК |
Карточка 2 | |
2.Взаимотренаж РАЗБОР ПО СОСТАВУ Разбери слова по составу, расскажи о разборе по алгоритму.
ЗОНТИК МЕШОЧЕК ЯЩИЧЕК КАРАНДАШИК | 2.Взаимотренаж РАЗБОР ПО СОСТАВУ Разбери слова по составу, расскажи о разборе по алгоритму.
ЗОНТИК МЕШОЧЕК ЯЩИЧЕК КАРАНДАШИК |
Взаимотренаж 2
1.ВЗАИМОТРЕНАЖ «Суффиксы ЕК/ИК» Запиши слова в нужной форме. Объясни выбор гласной в суффиксе, опираясь на алгоритм. КИРПИЧИК – Р.п. КИРПИЧИКА, гласная сохранилась, пишем ИК КОМОЧЕК – Р.п.КОМОЧКА, гласной в суффиксе нет, пишем ЕК. БЛОКНОТИК – Р.п. БЛОКНОТИКА, гласная сохранилась, пишем ИК. ПЕНЕЧЕК – Р.п. ПЕНЕЧКА, гласной в суффиксе нет, пишем ЕК. ШАЛАШИК – Р.п. ШАЛАШИКА, гласная в суффиксе сохранилась, пишем ИК | 1.ВЗАИМОТРЕНАЖ «Суффиксы ЕК/ИК» Запиши слова в нужной форме. Объясни выбор гласной в суффиксе, опираясь на алгоритм.
| ||||||||||||
2.ВЗАИМОТРЕНАЖ «Суффиксы ЕК/ИК» Запиши слова в нужной форме. Объясни выбор гласной в суффиксе, опираясь на алгоритм. ГВОЗДИК – Р.п. ГВОЗДИКА, гласная сохранилась, пишем ИК РЕБЕНОЧЕК – Р.п.РЕБЕНОЧКА, гласной в суффиксе нет, пишем ЕК. ПЛАЩИК – Р.п. ПЛАЩИКА, гласная сохранилась, пишем ИК. ГЛОТОЧЕК – Р.п. ГЛОТОЧКА, гласной в суффиксе нет, пишем ЕК. ЧЕЛОВЕЧЕК – Р.п. ЧЕЛОВЕЧКА, гласной в суффиксе нет, пишем ЕК | 2.ВЗАИМОТРЕНАЖ «Суффиксы ЕК/ИК» Запиши слова в нужной форме. Объясни выбор гласной в суффиксе, опираясь на алгоритм.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс
Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...

Презентация к уроку "Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных"
Презентация к уроку "Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных"...

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных
Конспект урока по русскому языку с применением АМО в 5 классе по ФГОС...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных Е, И в окончаниях существительных"
Автор разработки постаралась учесть в уроке требования ФГОС....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных Е, И в окончаниях существительных"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе
Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....
























