Урок ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ ЕК-ИК ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок в 5 классе по теме "ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В СУФФИКСАХ  ЕК-ИК ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО" с использование приема взаимотренажа (КСО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока*

ФИО учителя: Иванова Наталья Викторовна

Класс: 5 класс

УМК/ Образовательная технология:  УМК Т. А. Ладыженской – С. Г. Бархударова

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание суффиксов ЕК/ИК имен существительных»

Тип урока: урок открытия нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме:  урок является частью блока изучения имени существительного в 5 классе

Цель: познакомить обучающихся  с правилом правописание гласных И и Е в суффиксах существительных ЕК/ИК и научить  применять его на практике.

Задачи:

1. Развивать умение грамотной речи, умения применять правило, понимать свои ошибки

2. Воспитывать навыки самостоятельной работы, умение работать в парах и группах

3. Формировать способность к самооценке своих действий, уровня понимания темы

4. Закрепить навык работы по карточкам взаимотренажа

Планируемые образовательные результаты***

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Знать о значении суффиксов -ЕК и -ИК; научиться выбирать гласную, понимая и используя правило

искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности партнёра.

формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Ход урока

Этап урока****

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

Мотивация к учебной деятельности

Формирование навыка организации учебной деятельности

Фронтальная

Приветствие

Включаются в деловой ритм урока.

Готовность к началу урока и деятельности

Волевая  саморегуляция

1

Актуализация знаний

Повторение изученный ранее морфемный анализ слова (разбор по составу)

Отработка навыка взаимотренажа

Формирование умения представлять результат своей деятельности и деятельности партнёра

Индивидуальная и парная

Организация работ в парах по карточкам взаимотренажа.

Организует работу в парах по карточкам (см. Приложение 1)

Контролирует проговаривание алгоритма разбора

Работают по алгоритму взаимотренажа

1. Получить карточку 1 со своим задание и карточку 2 с ответами к заданиям напарника

2. Индивидуально выполнить задание своей карточки (разбор слова по составу)

3. Рассказать соседу свои разборы. Напарник  проверяет по карточке 2 правильность ответов.

4. Когда проработаны все разборы своей карточки, выслушать разборы напарника.

Повторение морфемного разбора слова.

Взаимодействие в паре.

Правильность выполнения задания, выполнение разбора по составу.

Постановка проблемы

Формирование умения искать пути решения учебной задачи,

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать,

выявлять места и причины затруднения

Фронтальная

Записываем слова на доске, с которыми работали на карточках (те ученики, которые сработали быстрее и уже проверили друг у друга выполнение разбора).

МЯЧИК

КОТИК

КОРАБЛИК

ЗАМОЧЕК

ЗОНТИК

ЦВЕТОЧЕК

ЯЩИЧЕК

КАРАНДАШИК

Работа с записями на доске

Участие в беседе

Ответы на вопросы

Выявление сходства в орфограмме приведенных слов.

Связно и грамотно выражают свои мысли

Корректны к высказываниям одноклассников

Обозначено место затруднения, определена тема урока.

Обратим внимание на суффиксы. Именно они нас будут интересовать на этом уроке.

В этих словах одно и то же ошибкоопасное место. Какое? В каком написании мы будем сомневаться?

Целеполагание

Отработка умения соотносить цели и результаты своей деятельности

Фронтальная

Записываем тему.

Целеполагание.

Что нам необходимо уметь?

Что нам необходимо узнать?

Зачем нам эти знания? Какой должен быть навык?

Записывают тему урока

«Правописание суффиксов ЕК и ИК»

Проговаривают цели урока

Цели на урок.

1. Выделять суффикс ЕК /ИК

2. Знать правило

3. Применять на практике.

Учащиеся  ставят цель урока

Формулируют

шаги, которые необходимо

сделать для реализации

поставленной цели

Поставлены цели и задачи на урок

Поиск путей решения проблемы

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Работа над правилом

Давайте попробуем разобраться с правилом.

 Поставьте эти слова в Р.п.

МЯЧИК   - МЯЧИКА

КОТИК  - КОТИКА

КОРАБЛИК -  КОРАБЛИКА

ЗАМОЧЕК  - ЗАМОЧКА

ЗОНТИК - ЗОНТИКА

ЦВЕТОЧЕК  - ЦВЕТОЧКА

ЯЩИЧЕК  - ЯЩИЧКА

КАРАНДАШИК – КАРАНДАШИКА

Какую закономерность заметили?

На что надо обращать внимание для правильного написания суффикса?

Запись в тетради форм Р.п. анализируемых слов

МЯЧИК   - МЯЧИКА

КОТИК  - КОТИКА

КОРАБЛИК -  КОРАБЛИКА

ЗАМОЧЕК  - ЗАМОЧКА

ЗОНТИК - ЗОНТИКА

ЦВЕТОЧЕК  - ЦВЕТОЧКА

ЯЩИЧЕК  - ЯЩИЧКА

КАРАНДАШИК – КАРАНДАШИКА

Выдвигают варианты ответов

Аналитический разбор материала, выявление закономерностей

Грамотная запись в тетради

Решение проблемы

Отработка умения структурировать знания,

постановки и формулировки

проблемы, умения осознанно и

произвольно строить речевые

высказывания.

Фронтальная

Организует работу по созданию алгоритма.

Составляем алгоритм действий.

Предлагают пункты алгоритма

Записывают алгоритм в тетради

  1. Поставить слово в Р.п. (кого? чего?)
  2. Смотрим на гласную в суффиксе.
  3. «убежала» - ЕК

«сохранилась» - ИК

Усвоение учащимися алгоритма правописания ЕК/ИК

Знакомство с порядком выполнения действий

Создан и записан в тетради алгоритм выбора гласной в суффиксах ЕК/ИК

Коррекция

Формирование умения применять знания  в новых  условия

Фронтальная

Отработка правила, проговаривание

Сначала пишем форму Р.п., потом форму И.п.

Р.п.

И.п.

ЗВОНОЧКА

ЗВОНОЧЕК

КАЛАЧИКА

КАЛАЧИК

ПЕСОЧКА

ПЕСОЧЕК

ХАЛАТИКА

ХАЛАТИК

БИЛЕТИКА

БИЛЕТИК

КАРМАШКА

КАРМАШЕК

ПОДАРОЧКА

ПОДАРОЧЕК

КОТЕНОЧКА

КОТЕНОЧЕК

ОГУРЧИКА

ОГУРЧИК

ВНУЧКА

ВНУЧЕК

МОЛОТОЧКА

МОЛОТОЧЕК

ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДИ, ОФОРМЛЯЕМ ЧЕРЕЗ ДОСКУ

ПРОГОВАРИВАЕМ АЛГОРИТМ

В Родительном падеже в суффиксе есть буква И, значит в именительном падеже суффикс ИК.

В родительном падеже нет гласной буквы – значит в именительном падеже суффикс ЕК

Умеют применять правило написания суффикса ЕК/ИК

Правильность записи слов в тетради

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Умение применять полученные знания на практике,

формировать адекватную самооценку

Индивидуальная

Парная

Закрепление навыка

Карточки взаимотренажа (см. Приложение 2)

Проверяющий следит за проговариванием алгоритма.

 Работают по алгоритму взаимотренажа

ОБЯЗАТЕЛЬНО объясняют выбор нужной буквы с элементами взаимообъяснения тем.

1. Получить карточку 1 со своим задание и карточку 2 с ответами к заданиям напарника

2. Индивидуально выполнить задание своей карточки (вставили буквы, графически объяснили выбор)

3. Рассказать соседу свои разборы. Сосед проверяет по карточке 2 правильность ответов.

4. Когда обосновал написание всех слов своей карточки, выслушать разборы напарника.

Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии

Осознают, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Правильно выполненные карточки, запоминание алгоритма написания гласной в суффиксе.

Рефлексия учебной деятельности

Отработка умения выражать свои мысли,  оценивать качества своей и общей учебной деятельности

Фронтальная

Возвращение к целеполаганию.

Что удалось? Достигли ли цели?

Сложное ли правило?

Понятен ли алгоритм?

Сравнивают выполненное и изученное на уроке с целями, поставленными в начале урока

Формулируют грамотно достигнутые цели

Оценивают свою работу и степень усвоения правила.

Проверяется  соответствие продукта поставленным целям и задачам.

Объяснение домашнего задания

Формирование навыка применения знаний в новых условиях

Фронтальная

Домашнее задание: составить связный текст с использованием записанных на уроке слов с орфограммой «Гласные в суффиксе ЕК/ИК»

Понимают, какие слова использовать в домашней работе, что с ними необходимо делать.

Зафиксировали задание в дневнике

ПРИЛОЖЕНИЕ

Взаимотренаж 1

Карточка 1

1.Взаимотренаж

РАЗБОР ПО СОСТАВУ

Разбери слова по составу, расскажи о разборе по алгоритму.

  1. Окончание
  2. Все слово без окончания – основа…
  3. Корень
  4. Приставка (если есть)
  5. Суффикс (если есть)

МЯЧИК

КОТИК

КОРАБЛИК

ЗАМОЧЕК

1.Взаимотренаж

РАЗБОР ПО СОСТАВУ

Разбери слова по составу, расскажи о разборе по алгоритму.

  1. Окончание
  2. Все слово без окончания – основа…
  3. Корень
  4. Приставка
  5. Суффикс

МЯЧИК

КОТИК

КОРАБЛИК

ЗАМОЧЕК

Карточка 2

2.Взаимотренаж

РАЗБОР ПО СОСТАВУ

Разбери слова по составу, расскажи о разборе по алгоритму.

  1. Окончание
  2. Все слово без окончания – основа…
  3. Корень
  4. Приставка (если есть)
  5. Суффикс (если есть)

ЗОНТИК

МЕШОЧЕК

ЯЩИЧЕК

КАРАНДАШИК

2.Взаимотренаж

РАЗБОР ПО СОСТАВУ

Разбери слова по составу, расскажи о разборе по алгоритму.

  1. Окончание
  2. Все слово без окончания – основа…
  3. Корень
  4. Приставка
  5. Суффикс

ЗОНТИК

МЕШОЧЕК

ЯЩИЧЕК

КАРАНДАШИК

Взаимотренаж 2

1.ВЗАИМОТРЕНАЖ

«Суффиксы ЕК/ИК»

Запиши слова в нужной форме.

Объясни выбор гласной в суффиксе, опираясь на алгоритм.

КИРПИЧИК –  Р.п. КИРПИЧИКА, гласная сохранилась, пишем ИК

КОМОЧЕК –  Р.п.КОМОЧКА,  гласной в суффиксе нет, пишем ЕК.

БЛОКНОТИК – Р.п. БЛОКНОТИКА, гласная сохранилась, пишем ИК.

ПЕНЕЧЕК – Р.п. ПЕНЕЧКА, гласной в суффиксе нет, пишем ЕК.

ШАЛАШИК – Р.п. ШАЛАШИКА, гласная в суффиксе сохранилась, пишем ИК

1.ВЗАИМОТРЕНАЖ

«Суффиксы ЕК/ИК»

Запиши слова в нужной форме.

Объясни выбор гласной в суффиксе, опираясь на алгоритм.

И.п

Р.п

КИРПИЧ…К

КОМОЧ…К

БЛОКНОТ…К

ПЕНЕЧ…К

ШАЛАШ…К

2.ВЗАИМОТРЕНАЖ

«Суффиксы ЕК/ИК»

Запиши слова в нужной форме.

Объясни выбор гласной в суффиксе, опираясь на алгоритм.

ГВОЗДИК –  Р.п. ГВОЗДИКА, гласная сохранилась, пишем ИК

РЕБЕНОЧЕК –  Р.п.РЕБЕНОЧКА,  гласной в суффиксе нет, пишем ЕК.

ПЛАЩИК – Р.п. ПЛАЩИКА, гласная сохранилась, пишем ИК.

ГЛОТОЧЕК – Р.п. ГЛОТОЧКА, гласной в суффиксе нет, пишем ЕК.

ЧЕЛОВЕЧЕК – Р.п. ЧЕЛОВЕЧКА, гласной в суффиксе нет, пишем ЕК

2.ВЗАИМОТРЕНАЖ

«Суффиксы ЕК/ИК»

Запиши слова в нужной форме.

Объясни выбор гласной в суффиксе, опираясь на алгоритм.

И.п

Р.п

ГВОЗД…К

РЕБЕНОЧ…К

ПЛАЩ…К

ГЛОТОЧ…К

ЧЕЛОВЕЧ…К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс

Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Презентация к уроку "Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных"

Презентация к уроку "Правописание гласных Е и И в суффиксах существительных"...

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Конспект урока по русскому языку с применением АМО в 5 классе по ФГОС...

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....