Методическое пособие «Преподавание учебной дисциплины «Русский язык» в ОГБПОУ СОТА в соответствии с современными образовательными стандартами в рамках самообразования педагога»
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ СОТА
Методическое пособие
«Преподавание учебной дисциплины «Русский язык»
в ОГБПОУ СОТА в соответствии с современными образовательными стандартами в рамках самообразования педагога»
Разработала преподаватель: Цыганкова Ольга Сергеевна
г. Смоленск
2022г.
Пояснительная записка
Методическое пособие ««Преподавание учебной дисциплины «Русский язык» в ОГБПОУ СОТА в соответствии с современными образовательными стандартами в рамках самообразования педагога», составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) предусматривает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
Методическое пособие основывается на дидактических принципах системно - деятельностного подхода:
- Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: образовательная организация должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися пособностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Цель: повышение эффективности обучения студентов в ОГБПОУ СОТА.
Задачи:
- совершенствовать собственные теоретические знания и повышать педагогическое мастерство;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач;
- формировать интерес обучающихся к изучению общеобразовательных дисциплин;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые студентам для самостоятельного использования средств получения знаний в процессе своего самосовершенствования.
Сроки работы: 2022-2025 годы
Этапы работы:
-сбор данных (2022-2023 учебный год) изучение материалов по теме, подбор заданий;
-работа с обучающимися (2023-2024 учебный год)формирование умений и навыков использование дидактических материалов;
-аналитический (2024-2025 учебный год) анализ работы при проведении аттестации обучающихся по результатам освоения учебных программ.
Формы представления результатов: практические занятия, дифференцированный зачёт
Показатели, по которым отлеживалась эффективность деятельности:
-успеваемость обучающихся;
- мониторинг качества знаний обучающихся;
- результаты организации самостоятельной работы;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ.
Планируемый практический выход - формирование общих компетенций, развитие логического мышления, познавательных способностей обучающихся, отработка практических навыков и умений
План мероприятий:
-обзор методической, педагогической и предметной литературы;
-изучение и применение современных методик преподавания
(ПРИЛОЖЕНИЕ);
-обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике;
-посещение уроков коллег;
- прохождение курсов повышения квалификации;
-проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
-организация внеклассной деятельности по предмету.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технология групповой работы
Цель групповой работы: активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материал
Принципы групповой работы:
- Учитывать уровень творческих возможностей обучающихся.
- Учитывать особенности состава группы.
- Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
- Распределять роли между участниками группы.
- Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
- Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.
Преимущества групповой работы:
-прислушиваться к мнению других;
-сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других;
-вырабатывать навыки контроля за действиями других и самоконтроля;
-формируется критическое мышление;
Поведение учителя во время проведения групповой работы
- Он может контролировать.
- Организовывать.
- Оценивать работу обучающихся.
- Участвовать в работе группы.
- Предлагать участникам разные варианты решений.
- Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Виды групповой работы
Работа в парах.
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Главная цель: определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей
Технология позволяет :
1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого обучающегося;
2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого обучающегося;
3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным обучающися;
4) поддерживать и повышать мотивацию обучения предмету.
Способы дифференциации обучающихся:
• по области интересов (гуманитарные, физико-математические и т.д.)
• по уровню физического развития
• по темпам работы
• по уровню самостоятельности в процессе познания
Технология игрового обучения
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью
Преимущества:
-Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
-Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
-Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов, обучающихся в реальном для них процессе).
-Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Функции игровой деятельности:
-развлекательную
-коммуникативную;
-самореализации;
-терапевтическую;
-диагностическую;
-коррекции;
- межнациональной коммуникации;
-социализации.
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно ориентированное обучение - обучение на основе учёта индивидуальных особенностей обучающихся.
ЛОО образование включает следующие подходы:
-разноуровневый;
-дифференцированный;
-индивидуальный;
-субъективно-личностный;
Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:
-самореализации;
-саморазвития;
-адаптации;
-саморегуляции;
-самозащиты;
-самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Личностно-ориентированный урок:
-Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личностного опыта;
-Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;
-Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала;
-Ведёт индивидуальную работу с каждым обучающимся;
-Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность;
-Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки;
Учит обучающихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
Технология проектной деятельности
Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Типология проектов:
-Практико-ориентированные.
-Социально-значимые.
-Исследовательские.
-Информационные.
-Творческие.
-Ролевые.
Практико-ориентированный
Направлен на реализацию интересов самих участников проекта или внешнего заказчика.
Социально-значимый
Ориентирован на интересы какой-либо группы людей.
Творческий
Подчинен жанру конечного результата. Предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов.
Исследовательский
Напоминает научное исследование.
Информационный
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.
Ролевые.
Проектанты берут на себя роль литературных, исторических или вымышленных персонажей.
Результат проектной деятельности:
-Новые знания и умения школьников (ими заканчивается исследование проблемы).
-Непосредственно готовый продукт или алгоритм его создания (им заканчивается решение проблемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)
В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа....

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Русский язык»
ММетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по специальностям 09.02.04. Информационные системы (по отраслям); ...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык" по теме "Синтаксис"....

Методическая разработка по учебной дисциплине «Русский язык и литература» Официально-деловой стиль
Методическая разработка по учебной дисциплине "Русский язык и литература" для специальностей "Сварочное производство", "Моделирование и конструирование швейных изделий" по теме "Официально-делов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо учебной дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»...

МАТЕРИАЛЫ контрольного среза знаний в рамках самообследования колледжа по состоянию на 01 апреля 2018 г. по учебной дисциплине Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
МАТЕРИАЛЫ контрольного среза знаний в рамках самообследования колледжа по состоянию на 01 апреля 2018 г. по учебной дисциплине Русский язык и культура речи для обучающихся специальности...
