Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)
статья по теме

Дзюина Наталия Сергеевна

В статье представлена структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине "Русский язык". Определена структура технологической карты, дан пример обратного листа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_zaochnogo_konkursa.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и содержание учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Русский язык» (СПО)

Преподаватель учебной дисциплины «Русский язык» Бюджетного образовательного учреждения среднего  профессионального образования Удмуртской Республики «Глазовский политехнический колледж» Дзюина Н.С.

ФГОС СПО потребовал от преподавателя пополнения и редактирования учебно-методического комплекса по учебной дисциплине. Так основой  для разработки УМК по учебной дисциплине «Русский язык» является стандарт, примерные и рабочие программы дисциплины, положения о УМК основных профессиональных образовательных программ (локальный акт № 05.21 к Уставу колледжа). Содержание УМК включает:

Паспорт УМК учебной дисциплины:

  1.  Назначение. Создание условий для реализации требований ФГОС СПО посредством предоставления студентам полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебной дисциплины.
  2.  Разделы.  

Раздел 1. Нормативно-планирующая документация.

Раздел 2. Учебно-методическая документация.

Раздел 3. Средства обучения.

Раздел 4. Контрольно-оценочные задания.

Раздел 5. Папка достижений.

3. Требования: систематичность, логичность и последовательность изложения учебного материала; ясность, точность, и лаконичность изложения формулировок, правил и определений; соответствие современным требованиям в дидактическом и методическом отношениях; методическая целесообразность педагогических идей; достаточность практических упражнений и их целесообразность; направленность изложения на развитие творческих способностей студентов;  соблюдение общепринятой терминологии.

4. Порядок разработки и экспертизы

4.1.  Предметно-цикловая комиссия организует разработку, рецензирование и утверждение учебно-методической документации и оказывает содействие преподавателям в разработке и рецензировании методических материалов;

4.2. Разрабатывает УМК преподаватель, обеспечивающий ведение учебной дисциплины.

Раздел 1. Нормативно-планирующая документация: примерная программа учебной дисциплины; рабочая программа учебной дисциплины; календарно-тематический план по учебной дисциплине; технологические карты.

Технологическая карта урока состоит из 2 частей. При формулировании целей сохраняется триединство. Во-первых, познавательная, требующая определения предмета обучения и его значение в последующей деятельности и троящаяся по схеме «Что – для чего). Каждая цель реализуется через задачи, где мы отвечаем на вопрос: «Что смогут делать обучающиеся при изучении материала?». Развивающая цель частично отражает в формулировке воспитательные цели, т.к. направлена на освоение  ОК. При формулировке развивающих задач констатируем: «обучающийся должен…»

Во второй части технология представляется как алгоритм, включающий в себя цели – деятельность преподавателя и студента – средства, методы, приёмы – результат. Подобная цепочка реализуется на каждом этапе урока. в БОУ СПО УР «ГПК»  выделяются этапы занятия:  организационно-мотивационный, целеполагание (для РКМЧП – стадия вызова), стадия осмысления содержания, рефлексия, самостоятельная внаудиторная работа студента.

Деятельностный подход в реализации технологии прослеживается на каждом этапе. Результат обучения для общеобразовательных дисциплин – это знания и умения.

Раздел 2. Учебно-методическая документация:

- методические рекомендации по проведению теоретических занятий (частные методики);

Например, по теме «Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний» используются на стадии вызова методы «Интеллектуальная разминка» - это мозговой штурм на повторение видов связи слов в словосочетании; «Верные - неверные утверждения», которые позволяют сориентировать выполнение задания, связанное с языковым чутьём. Обучающиеся читают материал и во второй колонке  проставляют «+» в том случае, если согласны, и «-« - не согласны. На стадии осмысления текстового материала  обучающиеся возвращаются к данной таблице и проставляют соответствующие значки после прочтения правил, а также выполняют тренировочное упражнение. На стадии рефлексии выполняют компетентностно-ориентированное задание.

- перечень самостоятельных работ;

- методические рекомендации по проведению самостоятельных работ;

Составлены обратные листы к самостоятельным работам, определенным в рабочей программе. Представим пример.

Обратный лист по теме «Русская лексика с точки зрения её происхождения».

№ п\п

Задание

Выполнение обучающимся

Комментарии преподавателя

Внесение исправлений обучающимися

1.

Определите отнесённость слов к исконно русским словам и старославянизмам, впишите их в соответствующие колонки, подчеркните отличительные фонетические особенности. (Макс. – 12 баллов)

Прах, голова, нрав, одежда, рождать, берег, невежа, полнощный, сторона, короткий, врата, глад.

Исконно-рус.

Старославянские

- перечень экзаменационных вопросов и билетов.

Раздел 3. Средства обучения:

- основная и дополнительная литература;

- сборники упражнений,

- рабочая тетрадь, которая позволяет в системе организовывать самостоятельную работу обучающихся. Для оценивания работ используется вербально-числовая шкала Харрингтона.

Содержательное описание градаций

Численное значение

Очень высокая (оценка «5»)

0,8 – 1,0

Высокая (оценка «4»)

0,64 – 0,79

Средняя (оценка «3»)

0,37 – 0,63

Низкая (оценка «2»)

0,2 – 0,36

- периодические издания;

- сборники дидактических материалов, раздаточный материал;

- презентации по  темам.

Раздел 4. Контрольно-оценочные задания:

- для входного контроля;

- для текущего контроля;

- для промежуточной аттестации;

- для итоговой аттестации.

Сформирован комплект контрольно-оценочных заданий по темам дисциплины, реализующий ознакомительный, реподуктивный и продуктивные уровни, соответственно выделяется 3 уровня выполнения заданий.

70-79 – оценка «3» - реализуется ознакомительный уровень через тестовые задания открытого типа.

80-89 – оценка «4»;  - реализуется репродуктивный уровень.

90-100 – оценка «5» - реализуется репродуктивный уровень.

Раздел 5. Папка достижений включает: результаты участия в различных конкурсах; материалы, подтверждающие повышение квалификации; материалы, подтверждающие участие в проводимых конференциях, семинарах, мастер-классах; материалы открытых занятий; индивидуальные планы работы за 3 последних года; методические разработки на 5 последних лет.

Таким образом, УМК по учебной дисциплине «Русский язык» разработан для обеспечения учебного процесса, представляет собой совокупность нормативно-планирующей документации, учебно-методических материалов, методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых, контрольно-оценочных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо  учебной  дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ  ЯЗЫК  И  ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования...

Учебно методический комплекс по учебной дисциплине "Иностранный язык"

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (междисциплинарного курса) в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и сост...

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык"

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература. Русский язык"...