Урок "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Боженко Юлия Ивановна

Цель учебно-ролевой игры  "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-" - познакомить обучающихся со значениями приставок и изучить особенности их написания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pre_pri.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся со значением приставок пре- и при-,изучить особенности их написания.

2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.

Методы и приемы:

• слово учителя;

• выразительное чтение;

• задания исследовательского характера.

Особенности урока: урок учебно-ролевая игра.

Оборудование: телеграмма, плакаты-схемы(или слайды, если учитель использует презентацию) о правописании приставок пре- и при-, раздаточный материал (карточки), таблички с надписью

«ПРИ-» и «ПРЕ-» на груди у артистов.

ХОД УРОКА

Примечание. Для проведения урока учителю потребуется помощь двух старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре- и При-.

  1. Знакомство с понятием.

Учитель. Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем

прочитать ее и восстановить потерянные буквы.

Учитель переписывает телеграмму на доску, учащиеся читают ее, переписывают.

Пр_бываем в Ростов-на-Дону  на поезде, пр_ходящем ровно в 8.00 на пр_городный вокзал.

В 10:30, если не возникнут непр_двиденные

обстоятельства, будем в школе и сможем

пр_ступить к работе.

С пламенным пр_ветом приставки

Пре- и При-.

Учитель. Который час? (Смотрит на часы). С минуты на минуту должны появиться наши гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собирались поговорить о правописании приставок пре- и при-, и, наверное, решили помочь.

Стук в дверь, входят Пре- и При-.

Пре-. Здравствуйте, ребята!

При-. Приветствуем вас всех!

Учитель. Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму

и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам

удобно.

Пре- и При- проходят в класс и садятся на свободные места за партами вместе с учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.

Пре-. Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок пре- и при-.

При-. Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, а еще и неправильно пишут.

Пре-. Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.

Учитель. Это вы хорошо придумали. Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы (обращается к приставкам) продолжите.

Во время объяснения учитель свободно перемещается по классу.

Пре- и При- могут произносить свои слова с места либо тоже свободно перемещаться по классу,привлекая к себе внимание.

Пре-.

Повнимательней смотри.

Мы приставки пре- и при-.

Научись нас различать,

Друг от друга отличать.

При-.

Запомни сначала четыре значенья:

Неполное действие и приближенье,

Близость чего-то к чему-нибудь,

Присоединенье ещё не забудь.

Наши руки всё сумеют,

Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,

Всё ПРИделают как нужно

Быстро, весело и дружно.

Заяц ПРИскакал к соседу,

Закричал: «Я к вам ПРИеду!

На ПРИшкольном огороде

Есть уже морковка вроде».

ПРИоткрой скорей окошко –

В дом попасть не может кошка.

Ах, котлеты ПРИгорели!

Не беда, уже их съели.

Пре-.

Я  отличная приставка.

Мне во всём нужна добавка.

Словом «ОЧЕНЬ» проверяем

Или ПЕРЕ- заменяем.

Учитель. Такие вот ребята –

Различные они,

Приятели, два друга:

Приставки Пре- и При-.

Учитель. Можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого – своя работа.

II. Формулируем тему. Ставим цели.

- Как будет звучать тема урока?
- Гласные в приставках пре- и при-.
- Какую задачу поставим перед собой?
- Познакомиться с правилами написания гласных в приставках пре- и при-

III. Работа над новым материалом.

Помощники  раздают каждому карточки с табличкой, первая колонка которой – правило, вторая – для самостоятельной работы учащихся.

Карточка 1.

Правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ-

Примеры (подберите самостоятельно к каждому пункту плана)

Если приставка обозначает:

  1. прИсоединение,
  2. прИближение,
  3. неполное действие,

ТО В НЕЙ ПИШЕТСЯ БУКВА И (ЭТО ПРИСТАВКА ПРИ-).

Если приставка

1) близка по значению к

слову ОЧЕНЬ

2)или к приставке ПЕРЕ-

ТО В НЕЙ

ПИШЕТСЯ БУКВА Е (ЭТО ПРИСТАВКА ПРЕ-)

Учитель.Рассмотрите табличку (На доске материал дублируется в виде плаката)

Давайте дополним этот плакат вашими примерами, но сначала поработайте с карточками.

Учащиеся самостоятельно подбирают примеры к каждому пункту плана письменно. Пре- и При- выполняют ту же работу

Учитель. Ну что, ребята, справились с заданием? Давайте проверим, верно ли вы подобрали примеры?

Ребята называют слова, поясняя правописание приставок. Работают со словарем. Запоминают правописание слов, где пре- и при- не являются приставками, а составляют часть корня: привет, пример, природа, причина и т.д. В случае затруднения учащихся, отвечают «Приставки» Пре- и При-.  Учитель записывает фломастером на доску во вторую колонку таблицы по два наиболее ярких примера, обсуждая их с классом.  

IV. Закрепление.

Пре- (тянет руку). А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При- есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель, спрашивая мнение ребят, дает согласие.)

При-.

1) Скажите, какое общее значение объединяет слова в каждом столбике?

На доске: (слайд или плакат):

( «Приставки»заполняют верхнюю строку таблицы с помощью учащихся)

 

 

 

 

 

Прибежать

Присел

Пришкольный

Приклеить

Пресмешное

Приехать

Прилёг

Приусадебный

Прилепить

Преглупое

Приплыть

Прикусил

Приморский

Прицепить

Премилое

Пре-. А теперь давайте поработаем с карточками (раздает карточки)

Карточка 2. Уровень  запоминания.

Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.

Пре- При-

пр..умножить (очень) пр..клонить (приближ.)

пр..давать (пере-) пр..творить (неполн. действ.)

пр..ступление (пере-) пр..бить (присоед.)

пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.)

Карточка 3. Уровень  понимания.

Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!

К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда – отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..ьёт.

Карточка 3. Уровень  умений и навыков.

Исправь ошибки.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.

Учащиеся выполняют задание, Пре- и При- помогают ученикам, у которых возникают какие-либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания.

Взаимопроверка в парах.

V. Физкультминутка.

VI. Обобщение изученного.

Учитель.Вы все большие молодцы! Справились с заданием. А сейчас вспомним о нашей телеграмме. Быть может, оттуда буквы неспроста исчезли? Мне кажется, теперь вы сможете их восстановить. Впишите недостающие буквы и объясните свой выбор.

Учащиеся выполняют задание.

При-. Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили

тему. А нам пора!

Пре-. Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:

Памятка

Преодолеть преграду,

Не преступить закон,

В прекрасную погоду

Прервать прескверный сон,

Предобро улыбнуться,

Путь преградить тебе,

Здесь мы везде напишем

Приставку…

Все вместе: ПРЕ-.

При-.

С приставкой При- приблизим,

Приклеим и пришьем.

Чуть выше приподнимем

И что-то привнесем.

Немного приуменьшим,

Совсем чуть-чуть приврем,

Расставим по порядку

И сядем отдохнем.

Прощаются с приставками, записывают домашнее задание.

Учитель. Подведем итоги урока.

- От чего же зависит выбор букв е и и в приставках пре-, при-?

- С чего следует начинать применение правила о буквах е-и в приставках пре-, при-?

VII. Рефлексия.

Учитель. Продолжите фразы (отвечают желающие учащиеся)

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что….

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

VIII.Домашнее задание

Заполните таблицу «Гласная в приставке пре-» словами в соответствии с условиями выбора буквы е.

Сходство в значении

со словом очень

Сходство в значении

с приставкой пере-

Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, предавать, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолевать, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, претерпеть, преувеличение, преподнести.

Заполните таблицу «Гласная в приставке при-» словами в соответствии с условиями выбора буквы и.

Присоединение

Приближение

Близость

Неполное действие

Приазовский, прибавлять, прибалтийский, прибежище, прибедняться, приберегать, прибивать, приближаться, приободриться, прибытие, привал, привертеть, привинчивать, привлекать, приводить, привозной, привокзальный, привскочить, привязать, пригладить, приглядеться, пригнать, пригнуться, пригородный, приготовить, пригубить, придвигаться, придержать, придорожный, прийти, приварить, прижимать, приземляться, призывать, прикасаться, прикосновение, прилуниться, примерзать, приноровиться, прислониться, прицепиться, прищуриться.

Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.

Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...

Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.

Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...

Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"

Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...

Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при

Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....

диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".

использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...

Приставка

Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....