Урок "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Цель учебно-ролевой игры "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-" - познакомить обучающихся со значениями приставок и изучить особенности их написания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся со значением приставок пре- и при-,изучить особенности их написания.
2. Развивать исследовательские навыки, способствовать становлению нравственных качеств, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.
Методы и приемы:
• слово учителя;
• выразительное чтение;
• задания исследовательского характера.
Особенности урока: урок учебно-ролевая игра.
Оборудование: телеграмма, плакаты-схемы(или слайды, если учитель использует презентацию) о правописании приставок пре- и при-, раздаточный материал (карточки), таблички с надписью
«ПРИ-» и «ПРЕ-» на груди у артистов.
ХОД УРОКА
Примечание. Для проведения урока учителю потребуется помощь двух старшеклассников, которые будут играть роли приятелей Пре- и При-.
- Знакомство с понятием.
Учитель. Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем
прочитать ее и восстановить потерянные буквы.
Учитель переписывает телеграмму на доску, учащиеся читают ее, переписывают.
Пр_бываем в Ростов-на-Дону на поезде, пр_ходящем ровно в 8.00 на пр_городный вокзал. В 10:30, если не возникнут непр_двиденные обстоятельства, будем в школе и сможем пр_ступить к работе. С пламенным пр_ветом приставки Пре- и При-. |
Учитель. Который час? (Смотрит на часы). С минуты на минуту должны появиться наши гости. Они, видно, узнали, что сегодня мы как раз собирались поговорить о правописании приставок пре- и при-, и, наверное, решили помочь.
Стук в дверь, входят Пре- и При-.
Пре-. Здравствуйте, ребята!
При-. Приветствуем вас всех!
Учитель. Здравствуйте, друзья. Мы получили вашу телеграмму
и ждали вас с нетерпением. Проходите, располагайтесь, где вам
удобно.
Пре- и При- проходят в класс и садятся на свободные места за партами вместе с учениками, желательно за передние парты. Пока усаживаются, ведут разговор.
Пре-. Мы узнали, что вы как раз собираетесь поговорить о правописании приставок пре- и при-.
При-. Да, поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, а еще и неправильно пишут.
Пре-. Поэтому мы решили познакомиться с вами лично.
Учитель. Это вы хорошо придумали. Для начала давайте познакомимся. Я начну, а вы (обращается к приставкам) продолжите.
Во время объяснения учитель свободно перемещается по классу.
Пре- и При- могут произносить свои слова с места либо тоже свободно перемещаться по классу,привлекая к себе внимание.
Пре-.
Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
При-.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
Пре-.
Я отличная приставка.
Мне во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
Учитель. Такие вот ребята –
Различные они,
Приятели, два друга:
Приставки Пре- и При-.
Учитель. Можно считать, что первое знакомство состоялось. Вы заметили, ребята, какие разные наши гости? И у каждого – своя работа.
II. Формулируем тему. Ставим цели.
- Как будет звучать тема урока?
- Гласные в приставках пре- и при-.
- Какую задачу поставим перед собой?
- Познакомиться с правилами написания гласных в приставках пре- и при-
III. Работа над новым материалом.
Помощники раздают каждому карточки с табличкой, первая колонка которой – правило, вторая – для самостоятельной работы учащихся.
Карточка 1.
Правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ- | Примеры (подберите самостоятельно к каждому пункту плана) |
Если приставка обозначает:
ТО В НЕЙ ПИШЕТСЯ БУКВА И (ЭТО ПРИСТАВКА ПРИ-). | |
Если приставка 1) близка по значению к слову ОЧЕНЬ 2)или к приставке ПЕРЕ- ТО В НЕЙ ПИШЕТСЯ БУКВА Е (ЭТО ПРИСТАВКА ПРЕ-) |
Учитель.Рассмотрите табличку (На доске материал дублируется в виде плаката)
Давайте дополним этот плакат вашими примерами, но сначала поработайте с карточками.
Учащиеся самостоятельно подбирают примеры к каждому пункту плана письменно. Пре- и При- выполняют ту же работу
Учитель. Ну что, ребята, справились с заданием? Давайте проверим, верно ли вы подобрали примеры?
Ребята называют слова, поясняя правописание приставок. Работают со словарем. Запоминают правописание слов, где пре- и при- не являются приставками, а составляют часть корня: привет, пример, природа, причина и т.д. В случае затруднения учащихся, отвечают «Приставки» Пре- и При-. Учитель записывает фломастером на доску во вторую колонку таблицы по два наиболее ярких примера, обсуждая их с классом.
IV. Закрепление.
Пре- (тянет руку). А можно мы поиграем с ребятами? У нас с При- есть для них интересная игра. Мы видим, что они хорошо поняли тему. (Учитель, спрашивая мнение ребят, дает согласие.)
При-.
1) Скажите, какое общее значение объединяет слова в каждом столбике?
На доске: (слайд или плакат):
( «Приставки»заполняют верхнюю строку таблицы с помощью учащихся)
|
|
|
|
|
Прибежать | Присел | Пришкольный | Приклеить | Пресмешное |
Приехать | Прилёг | Приусадебный | Прилепить | Преглупое |
Приплыть | Прикусил | Приморский | Прицепить | Премилое |
Пре-. А теперь давайте поработаем с карточками (раздает карточки)
Карточка 2. Уровень запоминания.
Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.
Пре- При-
пр..умножить (очень) пр..клонить (приближ.)
пр..давать (пере-) пр..творить (неполн. действ.)
пр..ступление (пере-) пр..бить (присоед.)
пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.)
Карточка 3. Уровень понимания.
Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!
К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда – отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..ьёт.
Карточка 3. Уровень умений и навыков.
Исправь ошибки.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
Учащиеся выполняют задание, Пре- и При- помогают ученикам, у которых возникают какие-либо проблемы, проверяют правильность выполнения задания.
Взаимопроверка в парах.
V. Физкультминутка.
VI. Обобщение изученного.
Учитель.Вы все большие молодцы! Справились с заданием. А сейчас вспомним о нашей телеграмме. Быть может, оттуда буквы неспроста исчезли? Мне кажется, теперь вы сможете их восстановить. Впишите недостающие буквы и объясните свой выбор.
Учащиеся выполняют задание.
При-. Молодцы, вот теперь мы видим, что вы отлично усвоили
тему. А нам пора!
Пре-. Напоследок мы бы хотели подарить вам такую необычную памятку:
Памятка
Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прескверный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде напишем
Приставку…
Все вместе: ПРЕ-.
При-.
С приставкой При- приблизим,
Приклеим и пришьем.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесем.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чуть приврем,
Расставим по порядку
И сядем отдохнем.
Прощаются с приставками, записывают домашнее задание.
Учитель. Подведем итоги урока.
- От чего же зависит выбор букв е и и в приставках пре-, при-?
- С чего следует начинать применение правила о буквах е-и в приставках пре-, при-?
VII. Рефлексия.
Учитель. Продолжите фразы (отвечают желающие учащиеся)
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что….
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
VIII.Домашнее задание
Заполните таблицу «Гласная в приставке пре-» словами в соответствии с условиями выбора буквы е.
Сходство в значении со словом очень | Сходство в значении с приставкой пере- |
Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, предавать, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолевать, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, претерпеть, преувеличение, преподнести.
Заполните таблицу «Гласная в приставке при-» словами в соответствии с условиями выбора буквы и.
Присоединение | Приближение | Близость | Неполное действие |
Приазовский, прибавлять, прибалтийский, прибежище, прибедняться, приберегать, прибивать, приближаться, приободриться, прибытие, привал, привертеть, привинчивать, привлекать, приводить, привозной, привокзальный, привскочить, привязать, пригладить, приглядеться, пригнать, пригнуться, пригородный, приготовить, пригубить, придвигаться, придержать, придорожный, прийти, приварить, прижимать, приземляться, призывать, прикасаться, прикосновение, прилуниться, примерзать, приноровиться, прислониться, прицепиться, прищуриться.
Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.
Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 10 класса "Орфограммы в приставках"
Правописание приставок...

Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.
Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...
Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.
Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...
Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"
Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...
Тест для подготовки к ГИА. А6. Приставки пре-при
Интерактивный тест для подготовки к ГИА.9 класс.Пристаки пре-при....
диктант для 6 класса по теме "приставки пре- и при-".
использовать при или после изучения темы "приставки пре- и при-"...

Приставка
Логопедическое занятие по коррекции аграмматической дисграфии во втором классе. В презентации использовано пособие Мазановой Е. В. Презентация позволяет сделать урок более динамичны м и красочным....
