Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Урок  русского  языка  в  6  классе  коррекционной  школы  VIII  вида                  

                                Тема:  Предлоги  и  приставки   

Цели:

- коррекционно-образовательные: развивать умение различать предлоги и приставки, находить их и правильно писать; закрепить знания по разбору слов по составу;                                                                                                                              - коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально;                                                        - коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.

Оборудование урока: таблица «Порядок разбора слов по составу», опорные  карточки с названием частей слова, таблички  с предлогами и приставками, таблица-схема для образования слов с приставками ,иллюстрации для образования словосочетаний с предлогами, записи на доске, Незнайка, Буратино.

Ход  урока:

I.  Организационный  момент. Проверка готовности учащихся к уроку и оформление работы в тетради (число, классная работа).

II. Сообщение темы урока. Повторение.

- Сегодня  на  уроке  мы  подведём  итог  работы  по изученной  теме.                         - Какую  тему  мы  изучали? ( Состав слова)                                                                                                                                    - Из  каких частей  состоят  слова?                                                                                              III. Минутка чистописания. Прописать  строчку  набором  первых  букв  названий  частей  слова – копс (корень, окончание, приставка, суффикс).

IV. Словарная работа.                                                                                                                    На  доске  записаны  слова  с  пропущенными  орфограммами.                                    Осе..ний,  л..сток, пол..тел                                                                                                      Задание: вставить пропущенные буквы и доказать правильность выбора.             Проверка.                                                                                                                                      - Какой  темой можно  объединить  эти  слова?                                                                     - Разобрать по составу последнее слово.                                                                             - Составить из данных слов предложение, дополнив другими словами.                     Осенний  листок  полетел  по лесу.                                                                                         - Назвать  слово  с приставкой. Выделить её.                                                                      - Назвать  предлог. Выделить его.  

V.Уточнение темы урока.                                                                                                              – Сегодня  мы  будем  повторять  правописание  приставок  и  предлогов, их  сравнивать.                                                                                                                                          – Запись  темы  на доске:

за

на – по- от-            за- до- под-      

                                      Приставка  и  предлог                                                                            Слово учителя.                                                                                                                             – Приставки  и предлоги  сегодня  нарядились  и  пришли  к  нам  в  гости. (Вывешиваются  красочно  оформленные таблицы на разные стороны доски).      по

на

                                                      под

от

до

                                       

                       

VI.Практическая  работа  по  теме.                                                                                     1).Обобщение  знаний  о  приставке  и  предлоге. (По ходу работы на разных сторонах доски дети выкладывают опорные карточки.)

Предлог

Слово

Для  связи  слов

Пишется  раздельно

Приставка

 Часть  слова

Для образования  новых   слов

Пишется   слитно

2).Задание 1. Задание для вас принёс литературный герой, который ничего не знает. Кто он? ( Незнайка. Иллюстрация Незнайки)                                                                          - Кто создал этого героя?                                                                                                           -Для выполнения задания нужно оформить таблицу в тетради  и образованные слова и словосочетания  вписать в неё:

Слова   с  предлогами  (         )

Слова  с  приставками (   )

                                                                                                                                                               

1.Образовать новые слова по данной схеме: 

                                                        за        

ПИЛИТЬ

 

                                                                                                           на                                                         до

                                                под

(запилить, напилить, подпилить, допилить)                                                                     - Выделить приставку в образованных словах.                                                                      – Какие получились слова? Выделить корень.                                                                 – Одинаково ли значение новых слов?  

НА

2. Составить словосочетания по картинкам:              -кукла                       стуле

ПОД

                            -мяч                       стулом

ЗА

                            -машина                       стулом                                                                                       -Что поможет  нам             выполнить  эту  работу? (предлоги)                                         -Выбрать нужный предлог и записать словосочетание.                                                 -Можно ли слова на стуле под стулом за стулом назвать родственными?               -Что это?  (формы слова)

Проверка выполнения работы:                                                                                             - Прочитать  составленные  слова и словосочетания.                                                        - Что делали с помощью приставок? Как написали приставки?                                       - Что делали с помощью предлогов? Как написали предлоги?                                  - Как отличить предлог от приставки?

        Ф И З К У Л ЬТ М И Н У Т К А

3).Дифференциация  предлогов  и  приставок.

Учитель: сейчас задание будет  посложнее. А принёс нам его другой сказочный герой. (Вывешивается иллюстрация Буратино). Кто это?                                                         - Из чего его сделал папа Карло?

На доске сделана запись:

            (по  реке  (по) плыла

            (от) дома  (от) бежала

            (в) окно  (в) летел

            (за) горы  (за) катилось

Задание. Определить, где запись в скобках будет предлогом, а где – приставкой. Раскрыть скобки, правильно записать, обозначить приставки и предлоги.

Проверка. Прочитать словосочетания и доказать.

4).Работа по развитию речи.

Задание. Используя полученные словосочетания, составьте предложения по вопросам:                                                                                                                                     - что поплыло по реке?                                                                                                        - кто отбежал от дома?                                                                                                           - кто влетел в окно?                                                                                                                  - что закатилось за горы?

Проверка.

5).Самостоятельная работа по карточкам.

VII. Итог урока. Домашнее задание.                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»

Цель: повторить и закрепить  знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать  их  от  других  частей  речи, опр...

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...