Нестандартные приёмы запоминания сложных случаев правописания
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Обучая грамотному письму, нужно показать ребёнку, как применять правило, как найти в слове орфограмму. При этом мы подразумеваем, что само правило ребёнок знает. Но так ли это на самом деле?

Учить правила по русскому не самое любимое занятие школьников. Кажется, освоить правила можно только зубрёжкой. Но это не так.

Актуальность. Проблeма формировaния oрфoграфическoй зoркoсти в современнoй школe приобретаeт всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ cнижается, несмотря нa то, что учащиеcя учат прaвила, а учителя используют рaзнообрaзные методы и приёмы.

Если предмет кажется сложным и скучным, даже простые задания превращаются в мучение. А плохие оценки снижают мотивацию разбираться. Успевать по учебе проще, если использовать нетрадиционные способы запоминания сложных случаев трудных случаев правописания. В статье собраны как раз такие приёмы, которые помогут лучше концентрироваться и запоминать информацию. 

Цель: пoзнакомить педaгогов с методическими приёмами из личного педагогическoго опытa, обеспечивающими эффективное формирование орфографичеcкой грамотности учащихcя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnye_priyomy.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Гнусарёва Е.А.

Нестандартные приёмы запоминания сложных случаев правописания

Обучая грамотному письму, нужно показать ребёнку, как применять правило, как найти в слове орфограмму. При этом мы подразумеваем, что само правило ребёнок знает. Но так ли это на самом деле?

Учить правила по русскому не самое любимое занятие школьников. Кажется, освоить правила можно только зубрёжкой. Но это не так.

Актуальность. Проблeма формировaния oрфoграфическoй зoркoсти в современнoй школe приобретаeт всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ cнижается, несмотря нa то, что учащиеcя учат прaвила, а учителя используют рaзнообрaзные методы и приёмы.

Если предмет кажется сложным и скучным, даже простые задания превращаются в мучение. А плохие оценки снижают мотивацию разбираться. Успевать по учебе проще, если использовать нетрадиционные способы запоминания сложных случаев трудных случаев правописания. В статье собраны как раз такие приёмы, которые помогут лучше концентрироваться и запоминать информацию.

Цель: пoзнакомить педaгогов с методическими приёмами из личного педагогическoго опытa, обеспечивающими эффективное формирование орфографичеcкой грамотности учащихcя.

Все с детства помнят «уж замуж невтерпёж», «Иван родил девчонку», про цыгана на цыпочках и т.д.

Предлагаю ещё несколько нетрадиционных способов запоминания трудных случаев правописания.

  1. «Правило окна». Правописание суффиксов наречий.

А или О

Слев… - с окнА – суффикс –а-

Направ… - на окнО – суффикс –о-

Влев… - в окнО – суффикс –о-

НО! Досрочный –досрочно (образовано от приставочного прилагательного, правилу не подчиняется).

  1. Правило «Пол-Юли». Слитное и дефисное написание приставки пол-

Заглавная, гласная или л

Ставь дефис ты поскорей.

И пиши пол-Юли ловко,

Исключение – поллитровка.

С полу- слитно пишем, друг:

Полумесяц, полукруг.

Пол-литра

Пол-арбуза

Пол-Москвы

Полкилограмма

НО! Поллитровка

  1. Предлоги «ИЗ» и «С»

Парные предлоги

В – ИЗ

НА – С

Пойти В школу – прийти ИЗ школы

Полететь НА Мальдивы – прилететь С Мальдив

  1. Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-

ЗоСя ЖДёТ лётЧИКа

груЗчик

подпиСчик

  1. Правило «ОВД». Раздельное написание с НЕ

Отнюдь не весёлый фильм

Вовсе не злой человек

Далеко не простое решение

  1. Правило «АУЕ». Глагольный суффикс –я-

та..ть, чу..ть, ве..ть

После гласных «а»/«у»/«е» в начальной форме глагола пишется «-я-»
=> таЯть, чуЯть, веЯть

Исключения: клеить, драить.

  1. «ЦЕЛУЮ, МИЛАЯ». Личные окончания глаголов.

В слове ЦЕЛУЮ три гласные: е, у, ю. Это окончания глаголов I спряжения:

Колоть (I спр)
Ты колЕшь
Она колЕт
Мы колЕм
Вы колЕте
Они колЮт

В слове МИЛАЯ тоже три гласные: и, а, я. Это окончания глаголов II спряжения:

Строить (II спр)
Ты строИшь
Он строИт
Мы строИм
Вы строИте
Они строЯт

  1. «ВаНЬШа, Какая БуМаГа». Написание ь для обозначения мягкости.

Перед буквами «к», «б», «м», «г» буква ь пишется после мягких согласных.

Борьба, серьги, коньки, письмо

В сочетании «ньш» мягкий знак также употребляется, например: меньше

  1. «Ослик ИА». Написание корней с чередованием.

бер/бир (забИрАть, заберу);

дер/дир (отдИрАть, отдеру);

мер/мир (отмИрАть, отмереть).

  1. Краткие прилагательные, которые всегда пишутся раздельно.

Не обязан, не готов, не должен,

Не согласен слитно с НЕ писать.

Не похож – рад, не прав – не страшен

Важно никогда не забывать.

Если ты не слышен, то не нужен,

Это каждый-каждый должен знать.

Опыт работы показывает, что применение названных приёмов даёт возможность значительно повысить орфографическую зоркость обучающихся, развивает память и интерес к обучению. Буду рада, если вы воспользуетесь ими в своей педагогической деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемонических приёмов запоминания при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Данный  материал  содержит  коллекию  мнемонических  приёмов  запоминания....

Прикладной арсенал современной мнемотехники как набор унифицированных приёмов запоминания

Мнемоника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации....

2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.

Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ   при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...

Память и приёмы запоминания

Память и приёмы запоминания...

Память и приёмы запоминания.

Приемы работы с запоминаемым материалом...

Память и приёмы запоминания

Память и приёмы запоминания...