Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса "Экология слова"
элективный курс по русскому языку (7 класс)

Лебига Ирина Викторовна

Программа учитывает основные задачи развития образования в регионе  в части  Курс разработан для учащихся основной школы в рамках социокультурного проекта «Чистой школе – чистое слово» и учитывает особенности возраста этой  ступени образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_slova.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

 «Экология слова»

при реализации образовательной программы основного общего образования

                            Выполнила

Лебига Ирина Викторовна

(Ф.И.О.)

Учитель русского языка и литература

(должность)

Г. Сургут, МБОУ №38

(место работы)

В настоящее время все образовательные организации находятся в условиях реализации ФГОС, одним из приоритетных направлений которого является внеурочная деятельность учащихся. Основная цель внеурочной деятельности направлена на достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы. При этом она решает следующие педагогические задачи:

  • реализовать основные программы по направлениям развития личности, в том числе духовно-нравственному;
  • формировать у учащихся  правильное отношение к традиционным нравственным  ценностям, таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура;
  • способствовать повышению у школьников мотивации к учению;
  • использовать внеурочную деятельность для закрепления  отдельных аспектов содержания образования, оптимизируя учебную нагрузку обучающихся;
  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся в тесном взаимодействии с социальными партнёрами;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • развивать навыки организации  и осуществления сотрудничества;
  • способствовать формированию здорового образа жизни;
  • использовать информационно-коммуникативные умения учащихся в образовательном процессе;
  • организовать занятость учащихся в свободное от учёбы время

Одной из форм внеурочной деятельности является курс, решающий эти педагогические  задачи.

Пояснительная записка

 Программа курса внеурочной деятельности «Экология слова» - новая модель в рамках реализации основного общего образования для учащихся 7 класса – составлена на основе Примерной программы для основной школы по русскому языку и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. Программа учитывает основные задачи развития образования в регионе  в части  Курс разработан для учащихся основной школы в рамках социокультурного проекта «Чистой школе – чистое слово» и учитывает особенности возраста этой  ступени образования.  Программа рассчитана на 35 часов.

В  Федеральном государственном образовательном стандарте  обращается внимание на то, что русский (родной) язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Одним из результатов освоения стандарта является понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. Николай Васильевич Гоголь говорил: «Перед нами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его…». Русское слово с поразительной глубиной охватывает и передаёт мир русской души, изображает национальные особенности нашего быта, миропонимания русского человека.

 Проблема защиты русского языка в наше время необычайно актуальна.  Это не только проблема культуры, эстетики. Это проблема, по словам известного писателя и публициста В. Д. Ирзабекова, является «проблемой национальной безопасности государства». Речь человека – это показатель не только истинной культуры, но и его моральных принципов.  Поэтому ученики знакомятся с высказываниями великих писателей о необходимости беречь родное слово, о влиянии грубой  и пошлой речи на духовно-нравственную сторону жизни,  используют современные учебные материалы, в том числе интернет-издания, электронные приложения.

   Курс учитывает требования образовательной программы, поскольку на внеурочных занятиях учащиеся получают дополнительные знания об истории  и написании причастия, деепричастия, наречия, а также о служебных частях речи, изучаемых в 7 классе. Учащиеся знакомятся с целесообразным  употреблением  книжных частей речи, с необходимой синонимической заменой синтаксических конструкций.

В программе нашел отражение деятельностный,  личностно-ориентированный подход, который, прежде всего, проявляется в установке на формирование у школьников потребности и способности личностно-значимого использования русского слова в собственной речи. 

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, игровой деятельности. Ученики исследуют тексты книжных стилей  на предмет использования изучаемых частей речи, строят собственные высказывания. Ученики используют разные виды проектной деятельности, учатся работать самостоятельно  и в команде. Предусмотрено использование современных технологий. (приложение).

Основная цель курса: расширение основных понятий о языке, о русском слове, культуре речи; развитие речевой культуры учащихся; воспитание посредством изучения языка духовно богатой, нравственно ориентированной личности.

Программа курса направлена на достижение следующих задач:

  • сознательно относиться к языку не только как к явлению культуры, но и как к средству освоения морально-этических норм;
  • способствовать усвоению знаний по истории языка и понятий, связанных с закономерностями развития речи;  
  • решать языковые задачи;
  • развивать познавательные способности, языковое чутьё и языковое мышление учащихся;
  • развивать способность обогащать активный и потенциальный словарный запас;
  • овладевать нормами речевого этикета;
  • способствовать расширению и углублению запаса знаний учащихся;
  • совершенствовать нравственные качества личности учащихся.

Основное содержание курса

№ п/п

Основные разделы

Кол-во часов

1.

Введение.

Что такое экология слова?

От кого или от чего нужно защищать родное слово?

«Изучающие русский язык лучше мыслят»

3

2.

Великие писатели о сохранении русского слова

3

3.

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие. История части речи. Причастие – часть чего-то или благодарность кому-то? Причастие и непричастие. Полные и краткие причастия. Синонимическая замена части сложного предложения причастным оборотом. «Выразительная краткость причастия». Зачем нужно в своей речи  использовать «высокие слова».  

6

Деепричастие. История части речи. Неизменяемое причастие.  Синонимическая замена однородных членов и части сложного предложения деепричастием или деепричастным оборотом. Употребление деепричастия в собственной речи.

5

Наречие: местный говор или часть речи? Почему «наречие не есть часть речи»? История наречных форм. Тайна правописания наречий. Употребление наречий в собственной речи.

4

Категория состояния. Как появились эти слова? Состояние природы и человека: что общего?

2

4.

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог – зависимость от чего? Первообразные и производные предлоги.

2

Союз – рукопожатие между словами и предложениями. История части речи.

2

Частица – оттенок и форма. Происхождение частей речи

2

«Интересно жить на свете, если знаешь междометья». Мои чувства и эмоции

1

5.

Язык наш – друг или враг?

Молодёжный слэнг. О сквернословии. Инфернальная (адская) лексика. «Великое русское слово». «Чистой школе –чистое слово»

5

1 полугодие

16

2 полугодие

17

ИТОГО

35

Требования к результатам обучения

Метапредметные результаты:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

способность извлекать информацию из различных источников; свободное пользование словарями различных типов, справочной литературой;

владение различными видами монолога и диалога;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6. Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

работа с информацией

работа с учебными моделями

использование знако-символических средств, общих схем решения

выполнение логических операций:

сравнения,

анализа,

обобщения,

классификации,

установления аналогий

подведения под понятие

Коммуникативные:

речевая деятельность (применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения)

владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения)

 Предметные результаты

освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); освоение системы языка (морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);

знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения);

уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;

знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

умение пользоваться различными видами лингвистических словарей;

чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров (художественных, учебно-научных, научно-популярных, публицистических, деловых)

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа;

проведение различных видов морфологического и синтаксического анализа;

овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета.

Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; его значения в процессе получения школьного образования, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных возможностей;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

УУД:

-знакомиться с русскими учёными-лингвистами и их наследием, расширять представление о литературном языке;

- устранять нарушения произносительных норм в словах;

-преобразовывать информацию в алгоритм, схему;

- анализировать,  сравнивать, делать выводы, строить рассуждение;

-извлекать информацию из справочного материала;

-преобразовывать информацию в таблицу;

-стремиться к координации действий в сотрудничестве;

-строить связное монологическое высказывание;

-устанавливать сходство и различие, устанавливать причинно-следственные связи;

-извлекать и преобразовывать информацию;

-создавать вторичный текст-диалог;

-слушать и слышать других, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

-анализировать и понимать текст; передавать содержание прослушанного или прочитанного текста, создавать собственные письменные речевые произведения;

-строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других.

ученик научится

ученик получит возможность научиться

ответственному отношению к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

осознанному выбору  и построению дальнейшей индивидуальной траектории;

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

осознанно выбирать более эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

самостоятельно планировать пути достижения целей;

умение соотносить действия с планируемым результатом; контроль и коррекция своей деятельности.

определять понятия;

работать с учебными моделями,

создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

создавать и применять знаки, символы, модели, схемы;

смысловому  чтению;

организовывать учебное сотрудничество;

компетентности в области использования информационно - коммуникативных технологий;

работать индивидуально и в группе;

разрешать конфликты через выявление проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта.

 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы  контроля

Метапредметные

учебное исследование,

подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,

выразительное чтение текста,

решение проектных задач,

создание собственных высказываний, защита проекта

Предметные  

разные виды диктантов,

разные виды творческих работ (в том числе сочинение и изложение разных видов),

тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов),

словарный диктант,

терминологический диктант,

работа с деформированным текстом,

устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

Образовательные технологии, основные формы организации  деятельности учащихся на внеучебных занятиях

Технологии индивидуальной и коллективной проектной деятельности, критического мышления, исследовательской деятельности, самоанализа, самодиагностики результатов учебной деятельности, дифференцированного подхода в обучении, ИКТ.

Формы проведения уроков: практикум, исследование,  творческая мастерская, деловая игра, экскурсия.

Список литературы для учителя

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановой, Л. А. Тростенцовой. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011
  2. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1985
  3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку,-  М.: Просвещение, 2000.
  4.  Ирзабеков Василий (Фазиль) Святая сила слова. – М.: Даниловский благовестник, 2011.
  5. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 5 – 9 классы/ Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания: 5 – 9 классы/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2010.
  6. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 5 – 9 классы/ Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания: 5 – 9 классы/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2010.
  7. Чачина Т. М. Денисова А. А. Гарцов А. Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Шамаева С. Е. Ваня, Алёнка и бабушкины молитвы. – Воронеж, 2001
  9. Шанский Н. М.Лингвистические детективы.-  М.: Дрофа, 2007.
  10. Язык наш – поводырь в рай или в ад? Сборник статей. – С.-Пб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 2001
  11. Ресурсы сайта ФЦИОР

http://files.school-collection.edu.ru/

     http://lik-bez.com/(коллекция тестов-онлайн)

  1.  Ресурсы сайта ЕКЦОР

 

Список литературы для учащихся

  1. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Львова С. И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет.- М.: Дрофа, 2007.
  3. Панов М. В. Занимательная орфография.- М.: Просвещение, 1981.
  4. Тумина Л. Е. Сочини сказку.- М.: Дрофа, 2006
  5. Янушкявичус Р. В., Янушкявичене О. Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....

программа внеурочной деятельности "Мир удивительных слов"

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир татарской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных и...

Программа курса внеурочной деятельности "Мир английских слов"

Современные тенденции в развитии образования ведут к точному измерению результатов обучения, к эффективности процесса обучения, воспитания, развития. Данный курс «Мир английских слов» обеспечивает кол...

Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

рабочая программа по внеурочной деятельности "К тайнам слова" 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «К тайнам слова» разработана на основе Федерального государственного стандарта образовательного стандарта основного общего обра...

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Живое слово"

Кружок «Живое слово» призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Программа поможет учителю-словеснику...