Презентация "Лексика русского языка с точки зрения её употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Лексика русского языка с точки зрения её употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 581.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: Знать понятия «активный и пассивный запас языка», «архаизм», «историзм», «неологизм». Уметь различать историзмы и архаизмы, объяснять их значение. Уметь находить неологизмы в предложениях и текстах. Понимать причины появления устаревших и новых слов в языке.
Чело, ланиты, уста. Боярин, кольчуга, кафтан. Селфи , краудфандинг , копирайтер. 1. Все ли слова вам понятны? Какие вызывают затруднение? 2. Как вы думаете, можно ли эти слова разделить на группы? По какому принципу? 3. Почему одни слова нам знакомы и мы ими активно пользуемся, а другие — нет?
Задание: Прочитайте слова: боярин, кольчуга, пищаль, кафтан, крепостной. Что обозначают эти предметы/явления? Почему мы перестали их использовать в современной речи? Сделайте вывод: что такое историзмы?
Задание: Прочитайте пары слов: ланиты – щёки чело – лоб уста – губы зреть – смотреть Что общего у слов в левом столбике? Есть ли у них современные «заменители»? Сделайте вывод: что такое архаизмы ?
Задание: Прочитайте слова: селфи , блогер , гаджет, нанотехнологии , фрилансер . Все ли вам знакомы эти слова? Как вы понимаете их значение? Почему они появились в нашем языке? Сделайте вывод: что такое неологизмы ?
Термин Что обозначает? Примеры Почему устарели/появились? Историзмы Архаизмы Неологизмы Исчез предмет/явление. Вытеснены другим словом. Появилось новое явление/предмет .
Смартфон , камзол, десница, планшет, цирюльник, сей (этот), клипмейкер, чело . Задание: Распределите слова по трем колонкам: Историзмы, Архаизмы, Неологизмы . К архаизмам подберите и запишите современные синонимы .
Задание: Дано предложение, насыщенное архаизмами. Перепишите его, заменив устаревшие слова современными синонимами. «Сей отрок в алых (багряных) сандолях и златотканом кафтане грядет по мостовой, держа в деснице масличную ветвь».
Этот юноша в ярко-красных сандалиях и расшитом золотом кафтане идёт по мостовой, держа в правой руке оливковую ветвь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"
Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...
Методическая разработка урока "Русская лексика с точки зрения сферы употребления"
Цель учебного занятия: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»...

Урок русского языка в 10 классе. "Лексика с точки зрения ее употребления"
Урок разработан на основе технологии развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку «Лексика с точки зрения сферы употребления»
Цели:1) Знакомство обучающихся с лексическими пластами русского языка с точки зрения сферы употребления;2) формирование знаний о языке и речи (лингвистической...
Методы и приема преподавания русского языка с точки зрения разноуровневого развивающего обучения.
--Сопоставление как метод исследования и обучения языкам...

Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)
В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества...
