Рецензия на статью А. Лосева "Об интеллигентности"
статья по русскому языку (11 класс)
Вопросы изучения понятия «интеллигентность» и его сути являются, на мой взгляд, весьма актуальными в наше время, так как связаны с проблемами понимания истории и перспектив развития российского общества, с глобальными изменениями в культуре, образовании, социальной и других сферах жизни общества. В наше время, время реформ и установления новых форм государственного устройства, возрастает роль и значение отечественной интеллигенции как интеллектуальной и нравственно - ориентированной части общества в решении социально - политических, экономических и нравственных проблем, в необходимости возрождения лучших традиций в российском обществе, в решении проблем выживания человечества, в нахождении способов новых источников жизни и справедливого их распределения.
В силу своей неоднозначности, многоаспектности и многогранности понятие «интеллигенция» изучалось с различных сторон отечественными и зарубежными писателями, общественными деятелями, историками и философами. Во второй половине XIX - середине XX вв. вопрос о сущности и роли интеллигенции был одним из самых дискуссионных в экономической, историко-политической и даже художественной литературе России. В частности, к теме интеллигенции обращался русский историк и философ А. Ф. Лосев, статью которого я прочитала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рецензия.
Размышления об интеллигентности…
Вопросы изучения понятия «интеллигентность» и его сути являются, на мой взгляд, весьма актуальными в наше время, так как связаны с проблемами понимания истории и перспектив развития российского общества, с глобальными изменениями в культуре, образовании, социальной и других сферах жизни общества. В наше время, время реформ и установления новых форм государственного устройства, возрастает роль и значение отечественной интеллигенции как интеллектуальной и нравственно - ориентированной части общества в решении социально - политических, экономических и нравственных проблем, в необходимости возрождения лучших традиций в российском обществе, в решении проблем выживания человечества, в нахождении способов новых источников жизни и справедливого их распределения.
В силу своей неоднозначности, многоаспектности и многогранности понятие «интеллигенция» изучалось с различных сторон отечественными и зарубежными писателями, общественными деятелями, историками и философами. Во второй половине XIX - середине XX вв. вопрос о сущности и роли интеллигенции был одним из самых дискуссионных в экономической, историко-политической и даже художественной литературе России. В частности, к теме интеллигенции обращался русский историк и философ А. Ф. Лосев, статью которого я прочитала.
Обратимся к работе А. Лосева «Об интеллигентности». Следует заметить, что весь смысл статьи невозможно постичь после однократного прочтения, поэтому мне пришлось внимательно перечитать её несколько раз. Исследование состоит из 8 разделов, каждый из которых озаглавлен. Скорей всего, по жанровой специфике это не просто публицистическая статья, а научно – философский трактат, в котором автор излагает и обосновывает свою теорию интеллигентности, трактат – диалог с самим собой и читателем.
Интересно, стройно, логично изложен ход мыслей учёного. В 1 части работы «Что не есть интеллигентность» свои размышления автор начинает с отрицания, с необходимых отграничений вида «что не есть …», а затем лаконично и чётко даёт ответ на поставленный вопрос: «Интеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в общекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение или художественная способность, ни просто какое-нибудь общественно-историческое происхождение, ни просто принадлежность к некоторой общественно-политической прослойке».
В следующих разделах трактата автор связывает данное понятие с ключевыми философскими понятиями: «личность», «функция личности», «идеология», «культура» - и рассматривает его в тесной связи с личностными, культурными, социальными, общественно – историческими аспектами деятельности человека-личности. Существенным и весьма интересным в работе, по-моему, является следующий факт: А. Лосев даёт не просто теоретическое, абстрактное понимание проблемы интеллигентности, но и практическое, связывая настоящее с будущим («…Интеллигент живёт и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия», «… постоянное и неуклонное стремление не созерцать, но переделывать действительность», «Быть интеллигентом – значит постоянно и неустанно трудиться»). Ученый, подчеркивая естественность и даже необъяснимость интеллигентности, понимает интеллигентность не как словесную традицию, а как действенное отношение к жизни.
В конце размышления автор плавно подводит себя и читателя к определению понятия, выводит формулу интеллигентности как неделимой единичности её отдельных признаков: «Интеллигентность есть индивидуальная жизнь или функция личности, понимаемой как сгусток природно-общественно-исторических отношений, идеологически живущей ради целей общечеловеческого благоденствия, не созерцающей, но переделывающей несовершенства жизни, что повелительно требует от человека потенциального или актуального подвига для преодоления этих несовершенств».
В данных размышлениях и формулировках, в композиции работы заметна полемика учёного с другими исследователями по поводу понимания сути вопроса.
Работа примечательна не только с содержательной точки зрения, но и с точки зрения языка. Несмотря на то, что статья была написана в середине 20 веке, язык её понятен и современному читателю. Среди особенностей языка мне хотелось бы отметить следующие черты: уместность употребления терминов, исчерпывающие и чёткие определения, ссылки на происхождение терминов, употребление вопросительных предложений, частое употребление служебных частей речи (союзов, частиц), обилие сложных предложений (преимущественно сложноподчинённых), осложнённых однородными членами, причастными и деепричастными оборотами.
К недостаткам работы, с моей точки зрения, следует отнести лишь некоторую перегруженность текста абстрактной лексикой.
Статья, несомненно, заслуживает высокой оценки и рассчитана на умного, образованного, грамотного читателя, умеющего размышлять, склонного к анализу.
Наиболее интересным, актуальным и полемичным мне показался 8 раздел статьи «Об осуществлении интеллигентности». На первый взгляд, исследования А. Лосева кажутся сейчас несколько архаичными, идеалистичными, наивными, чересчур недосягаемыми и практически неосуществимыми. Но это не так.
Я согласна с автором и считаю, что данные размышления не утратили своего значения и в 21 веке. Теория А. Лосева нужна и вполне осуществима. Уверена, что сейчас необходимо возрождение классической интеллигенции и интеллигентности.
Во-первых, уровень массового сознания и культуры резко снизился и общество нуждается в нравственном, идеологическом оздоровлении.
Во-вторых, государство слишком оторвано от общества и требуется сила (интеллигенция), которая могла бы обеспечить связь и взаимодействие человека, общества и государства.
В-третьих, в нашей стране разрушены старые идеалы, традиции, а новые модели поведения и сознания ещё не построены.
Поэтому нужна сила, интеллектуально – нравственный авторитет, то есть интеллигенция в классическом, нравственно - этическом её понимании.
Быть интеллигентным сейчас – нелегко. Не случайно А. Лосев утверждал, что «интеллигентность – это ежедневное и ежечасное несение подвига». Но многолетнее самовоспитание, труд души, я думаю, дадут положительные результаты и позволят каждому из нас, если не стать интеллигентным человеком, то хотя бы приблизить себя к понятию «интеллигентность». Для этого требуется много желания, терпения, принципиальности, логической последовательности и систематической работы над собой.
Примечательно, что А. Лосев связал два понятия: «интеллигентность» и «математика». Быть интеллигентом и быть математиком – это тяжёлый, но благородный труд души и сознания, это наука, это искусство и талант. Этому надо учиться всю жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на статью Сидихменова В.Я. « Культ предков Китая»
В первую очередь хотелось отметить, открывая первую страницу предлагаемой статьи, что это не научное исследование, а научно – популярное, потому что все, что излагается в ней, уже исследов...

Учебный блог Елизаветы Лобовой. Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны
Учебный блог Елизаветы Лобовой воскресенье, 29 сентября 2013 г. Модуль 1. Информационное обеспечение научных исследований Тема 1. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ, УЧЕБНЫМИ И НАУЧНЫМИ ИЗДАНИЯМИ.1....

Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны
я Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны. Статья Печкуровой Е.А. посвящена нравственному воспитанию учащихся. Актуальность...

Рецензия на статью Будаевой Татьяны Анатольевны "Творческие исследовательские работы как средство формирования правописной компетенции на занятиях русского языка в техникуме
содержит отзыв руководителя о статье...

Рецензия на статью Будаевой Татьяны Анатольевны "Читательский дневник студента как средство формирования исследовательских компетенций"
отзыв руководителя о статье...

рецензия на статью по билингвизму
хорошая статья на сайте "педсовет" о проблемах детей, вынужденных говорить на 2х языках...

