Главные вкладки
Морфемика. Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Морфемика."
Морфема – значимая часть слова. Это утверждение глубже и нагляднее раскрывается на уроке при выполнении специально подобранных заданий. Например, игра “Отгадай слово!”
Говоря о формировании слова, нельзя не остановиться на работе с однокоренными словами. Корень – это основная морфема, без которой вообще не может существовать знаменательное слово, так как в корне сосредоточено ядро лексического значения слова. Оттого и значение корня называется вещественным.
Корень – это морфема, которая дает самое большое количество орфографических ошибок. А это происходит совсем не случайно. Дело в том, что орфограммы корней подстерегают учеников буквально в каждом слове. Плохо то, что ученик обычно не умеет (да и не чувствует в том потребности!) работать со словом, видя в нем корень как значимую единицу. Так появляются ошибки типа день “раждения” - проверочное слово радость. Морфемная работа над значением корня в 5 классе должна иметь орфографическую направленность, поскольку анализ правописания корня является основным в орфографической работе.
В разработке урока предложены задания на усвоение и закрепление знаний разделов “Лексика”. В занимательной, доступной для учащихся форме объясняется новый материал. Урок сопровождается играми, заданиями с элементами занимательности. Увлекательная форма урока поможет легко усвоить новый материал.
Для проведения пятиминуток используются отрывки из знакомых учащимся художественных произведений, в том числе и стихотворений. Это оживляет урок, активизирует внимание учащихся, развивает их память. Звучание ритмической речи, поэтического слова повышает и общую языковую культуру школьников.
Цели:
- Повторение материала по теме «Морфемика».
- Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
- Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
- повторить орфографию («Правописание приставок»)
- вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа.
Ход урока.
- Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Для начала проверим свою готовность к уроку. На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
I. Лексический диктант “Если хочешь быть здоров”. Слайд 2
- Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).
- Вид спортивной гимнастики (аэробика).
- Приспособление для обливания тела водяными струйками (душ).
- Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика).
- Поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж).
- Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели).
- Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер).
- Высшее достижение в спорте (рекорд).
- Ледяная площадка для катания на коньках (каток).
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание Слайд 3
Изучаются они в разделе “Морфемика».
-Сформулируем тему урока : "Понятие о морфемике. Морфема – наименьшая значимая часть слова» Слайд 4
-Как вы думаете, какими будут цели нашего урока? Слайд 5
III. Актуализация знаний.
Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема –ш-. Сама по себе она не имеет смысла.
- Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш- ? (движение человека пешком).
Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.
Игра “Отгадай слово!” Слайд 6,7
На доске записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т.
- Какое слово записано?
Раскрывается слог ти, затем тигр.
- Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень).
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).
1.Игра “Четвертый лишний”. Слайд 8,9
- Подумайте, все ли слова родственные? Почему?
Лес, лестница, лесничий, лесной
Честный, чесночный, чеснок, честь.
Горе, гора, горный, пригорок
2.Запишите по 2 слова с данными корнями. Что вы можете сказать о правописании этих слов? Слайд 10
-греб- -част-
-гриб- -чест-
-грипп- -чист-
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа над текстом. Слайд 11
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
- Найдите в стихотворении слова с приставками и выпишите их в тетрадь. Выделите приставки, какой смысл они несут?
- Узнали автора? Какие выразительные средства используются в тексте?
Учитель. Понравилось ли вам стихотворение Сергея Есенина? Его стихи как живые картины. Вы читаете – и эти картины оживают в вашем воображении: поля, с которых убран хлеб; осенние рощи, уже утратившие листву; горы, которые вдалеке кажутся синими; туман над рекой. Есенин, родившийся в селе Константиново, полюбил природу с ранних лет. Вот что он пишет: “Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и я радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”. Особенно нежно и глубоко поэт любил животных. Он никогда их не обижал.
Физкультминутка. Слайд 12
5.Развитие умений определять значение суффиксов. Слайд 13
- Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких?
В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка. (Малыши)
- А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?
- Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и –ят-? (котята, зверята).
- Назовите слова с суффиксами- “дразнилками” на –юга (жадюга, хитрюга).
V1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и
их коррекция.
1.Выделите в данных словах словообразовательные морфемы. Слайд 14
Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка – звездный, беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.
- Просклоняйте слово трава. Чем отличаются слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного и того же слова.)
2.Найдите и исправьте ошибке в тексте Слайд 14,15
В поисках места для атдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.
3.Исправьте ошибки. Приведите примеры слов в соответствии с исправленной схемой. Слайды 17-20
V11. Подведение итогов урока. Рефлексия
VI11. Домашнее задание п. 58 упр.346. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Повторение морфемики и словообразования"
Конспект открытого урока...

Урок русского языка "Морфемика"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"(Сказочная контрольная работа)...
Интерактивный тест по теме: «Морфемика и словообразование»
Цель использования презентации: проверить и закрепить знания по теме «Морфемика и словообразование». Тест состоит из 17 заданий.Внимание! При входе в режим показа должно появить...

Обобщающий урок по теме "Морфемике" 5 класс
Урок с использованием интерактивной доски с презентацией...

Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...

Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики.
Материал включает в себя презентацию к учебному проекту по теме "Морфемика"...

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...