адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей ОВЗ. 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
нет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМПЛЕКС СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД"
Рассмотрена на ПЦК Председатель ПЦК _____/М.Х.Аубакиров Протокол № _______ от «___» ______2020 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______/О.А.Кисакова от «____» ______ 2020г. | Принята Председатель НМС ______/Н.В.Зарывалова Протокол № ______ от «___» ____ 2020 г. | Утверждаю Директор МАОУ «КСОШ-ДС» ______/К.Е.Данилов Приказ № ___________ от «___» _______2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ОБУЧАЮЩЕЙСЯ 5 Г КЛАССА
35 часов
Разработчик программы: Фазлитдинова И.И.
Пыть-Ях, 2021 – 2022 учебный год
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку в рамках выполнения требований Стандарта.
Программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, п.1,5 ст.12, п.6 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Приказ №332/2-О «Об организации обучения по адаптированным образовательным программам на уровне НОО и ООО для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (инклюзивное обучение)» от 31.08.2018 г.
- Закона об образовании (ст.9,14,29), Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по русскому языку (М.: Просвещение ДО 11), Программы по русскому языку 5 – 9 классы к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой и др. ( М. : Дрофа). «Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:Просвещение,2011.
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2013 года № 437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»,
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями на 26 января 2016 года);
- Устав МБОУ СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов;
- Положение о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов;
- Учебный план МБОУ СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов
Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по русскому языку для 5 класса: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012, Русский язык. Практика. 5 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2012, Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, особенности ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
- Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
- активные методы обучения,
- игровые технологии,
- исследовательская технология обучения,
- технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы,
- метод проектов,
- технология мастерских на уроках русского языка и литературы,
- технологии уровневой дифференциации,
- информационно-коммуникационные технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- контрольный диктант,
- тест,
- зачет,
- контрольное упражнение,
- контрольное сочинение,
- контрольное изложение,
- контрольный срез,
- контрольная проверочная работа,
- взаимоконтроль,
- самоконтроль,
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися,
- различные виды диктантов,
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.,
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления,
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
- урок-коммуникация,
- урок- исследование,
- урок-практикум,
- урок развития речи и т.д.
- Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в 5 классе - 175 часов, в 6 классе - 210, в 7 - 140, в 8 - 105 часов, в 9 - 105 часов.
- Психологическая характеристика
ФИО ребенка:
Возраст: 11 лет дата рождения: 26.08.2007 г.р.
Заключение ТПМПК, протокол №180 от 24.08.2018г.: обучающаяся признана лицом с ограниченными возможностями здоровья. Имеются особенности в психическом и речевом развитии. Несовершеннолетняя нуждается в создании специальных условий обучения, в коррекции нарушений развития.
Рекомендации: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Соблюдение охранительного режима дня, дозированные нагрузки, профилактика стрессовых ситуаций.
Особенности контакта: контактна, дистанцию соблюдает, поведение целенаправленно.
Эмоционально-волевая сфера: незрелая, скованна, прослеживается неуверенность, упрямство.
Особенности деятельности
Работоспособность: слабая.
Темп деятельности, утомляемость: темп средний, деятельность утомляемая.
Перенос на аналогичный материал: не испытывает трудностей
Принимаемая помощь и её объём: помощь принимает, минимальный объем.
Сформированность пространственных и временных представлений соответствует возрастным нормам.
Особенности интеллектуально-мнестической деятельности
Характеристика понимания инструкций: при предъявлении инструкции требуется повторение.
Ориентировка в заданиях разного уровня сложности: в заданиях высокого уровня сложности требуется дополнительная помощь.
Удержание цели: цель удерживает.
Целенаправленности и осмысленности производимых действий: действия целенаправлены и осмыслены.
Восприятие: снижено, фрагментарное.
Внимание: утомляемое, преобладает непроизвольное, объем ниже возрастной нормы.
Память: ниже возрастной нормы.
Мышление: преобладает наглядно-действенное, анализирует, синтезирует с трудностями, обобщает с ошибками, классифицирует и сравнивает с трудом, определение существенных признаков снижено, причинно-следственные связи не устанавливает.
Заключение педагога-психолога: психическое развитие ниже возрастных норм.
- Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, ; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и .культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
- Содержание учебного предмета в 5 классе
Введение. Общие сведения о русском языке
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.
Роль языка в жизни общества.
Морфология и орфография
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и и ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных и — о.
Правописание корней с чередованием гласных г — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).
Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Использование устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Развитие связной речи
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
- Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (35недель*5=175 ч)
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание | Дополнительные сведения |
Вводный урок | 03.09 | ||||
Роль языка в жизни общества | 04.09 | ||||
Р.Р. Для чего людям нужна речь? | 05.09 | ||||
Р.Р. Как различают формы речи? | 06.09 | ||||
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению о летнем происшествии | 07.09 | ||||
Орфограмма. Безударные гласные в корне слова | 10.09 | ||||
К.Р. Стартовая диагностическая работа | 11.09 | ||||
Правописание безударных гласных в приставках | 12.09 | ||||
Гласные и, у, а после шипящих | 13.09 | ||||
Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. | 14.09 | ||||
Удвоенные согласные | 17.09 | ||||
К.Р. Контрольный диктант с дополнительными заданиями | 18.09 | ||||
Части речи | 19.09 | ||||
Самостоятельные части речи. Имя существительное. | 20.09 | ||||
Безударные е-и в окончании существительных. | 21.09 | ||||
Безударные е-и в окончании существительных. | 24.09 | ||||
Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 25.09 | ||||
Имя прилагательное | 26.09 | ||||
Р.Р. Что такое диалог и монолог? | 27.09 | ||||
Глагол. Изменение глагола по временам. | 28.09 | ||||
Гласная перед суффиксом–л- в глаголе. | 01.10 | ||||
Гласная в окончании глагола прошедшего времени. | 02.10 | ||||
Спряжение глаголов | 03.10 | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 04.10 | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 05.10 | ||||
Правописание не с глаголами. Глаголы на–тся и -ться | 08.10 | ||||
Повторение и обобщение изученного о глаголе | 09.10 | ||||
К.Р. Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов» | 10.10 | ||||
Анализ контрольного диктанта. | 11.10 | ||||
Р.Р. Как вести беседу? | 12.10 | ||||
Р.Р. Сочиняем сказку по рисунку. | 15.10 | ||||
Наречие. Различение наречий по вопросу. | 16.10 | ||||
Правописание наречий. | 17.10 | ||||
Местоимение. Раздельное написание местоимений с предлогами | 18.10 | ||||
Дефис в неопределённых местоимениях. | 19.10 | ||||
Служебные части речи. Предлог. Союз. | 22.10 | ||||
Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | 23.10 | ||||
Частицы и междометия | 24.10 | ||||
К.Р. Контрольная работа по разделу «Морфология и орфография» | 25.10 | ||||
Понятие о синтаксисе и пунктуации | 26.10 | ||||
Понятие о синтаксисе и пунктуации | 06.11 | ||||
Пунктуационный разбор | 07.11 | ||||
Р.Р. Что такое текст? | 08.11 | ||||
Р.Р. Подготовка к сочинению на тему«Об этом хочется рассказать…» | 09.11 | ||||
Предложение | 12.11 | ||||
Виды предложений по цели высказывание | 13.11 | ||||
Невосклицательные и восклицательные предложения | 14.11 | ||||
Р.Р. Что значит писать и говорить на тему? | 15.11 | ||||
Р.Р. Выборочное изложение. «Дятел в вечернем лесу» | 16.11 | ||||
Члены предложения | 19.11 | ||||
Главные члены предложения | 20.11 | ||||
Тире между подлежащим и сказуемым | 21.11 | ||||
Второстепенные члены предложения. Определение. | 22.11 | ||||
Дополнение. | 23.11 | ||||
Обстоятельство. | 26.11 | ||||
Обстоятельство | 27.11 | ||||
Члены предложения (обобщение по теме) | 28.11 | ||||
К.Р. Контрольный диктант по теме «Члены предложения» | 29.11 | ||||
Анализ контрольного диктанта | 30.11 | ||||
Р.Р. Контрольное изложение. «Случай в горах» | 03.12 | ||||
Р.Р. Анализ работ | 04.12 | ||||
Словосочетание. | 05.12 | ||||
Словосочетания в предложении. | 06.12 | ||||
Предложения с однородными членами | 07.12 | ||||
Предложения с однородными членами | 10.12 | ||||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 11.12 | ||||
Предложения с однородными членами предложения. | 12.12 | ||||
Р.Р. Главное в тексте -основная мысль. | 13.12 | ||||
Р.Р. Подготовка к изложению «Отважный пингвинёнок» | 14.12 | ||||
Р.Р. Написание изложения на тему «Отважный пингвинёнок» | 17.12 | ||||
Предложения с обращениями | 18.12 | ||||
Предложения с обращениями | 19.12 | ||||
Предложения с вводными словами | 20.12 | ||||
К.Р. Тестирование по теме «Синтаксис и пунктуация» | 21.12 | ||||
Сложное предложение | 24.12 | ||||
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. | 25.12 | ||||
Союзы в сложном предложении. | 26.12 | ||||
Р.Р. Для чего нужен план? | 27.12 | ||||
Р.Р. Анализ сочинения | 09.01 | ||||
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними) | 10.01 | ||||
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними) | 11.01 | ||||
Диалог | 14.01 | ||||
Повторение и обобщение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» | 15.01 | ||||
К.Р. Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 16.01 | ||||
Анализ контрольного диктанта | 17.01 | ||||
Р.Р. Как связать предложения в тексте? | 18.01 | ||||
Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте | 21.01 | ||||
Основные разделы науки о русском языке. Понятие о литературном языке | 22.01 | ||||
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 23.01 | ||||
Звуки речи и буквы. Алфавит. | 24.01 | ||||
Гласные и согласные. Слог. Правила переноса | 25.01 | ||||
Ударение. Контрольное тестирование по теме«Орфоэпия» | 28.01 | ||||
Орфография. Типы орфограмм в звучащем слове | 29.01 | ||||
Безударные гласные в корне слова | 30.01 | ||||
Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные | 31.01 | ||||
Тестирование по теме «Фонетика» | 01.02 | ||||
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с помощью | 04.02 | ||||
Значение букве, ё, ю, я. Правописание разделительных ъ и ь | 05.02 | ||||
Гласные после шипящих и ц | 06.02 | ||||
К.Р. Тестирование по теме «Гласные после шипящих и ц» | 07.02 | ||||
Мягкий знак после шипящих | 08.02 | ||||
К.Р. Повторение и обобщение изученного в разделе «Фонетика. Графика». Контрольное тестирование | 11.02 | ||||
К.Р. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика» | 12.02 | ||||
Анализ контрольного диктанта | 13.02 | ||||
Р.Р. Текст и фрагменты текста | 14.02 | ||||
Понятие о морфемике | 15.02 | ||||
Основа слова и окончание | 18.02 | ||||
Основа слова и окончание | 19.02 | ||||
Корень слова. Исторические изменения в составе | 20.02 | ||||
Корень слова | 21.02 | ||||
Приставка и суффикс | 22.02 | ||||
Р.Р. Стили речи. Разговорный стиль | 25.02 | ||||
Словообразование. | 26.02 | ||||
Исторические изменения в составе слова | 27.02 | ||||
Чередование гласных звуков в корне слова | 28.02 | ||||
Чередование согласных звуков в корне слова | 01.03 | ||||
Полногласные и неполногласные сочетания | 04.03 | ||||
Р.Р. Сочинение на грамматическую тему. Подготовка к домашнему сочинению о слове | 05.03 | ||||
Морфемный разбор | 06.03 | ||||
Р.Р. Книжные стили. Научный стиль | 07.03 | ||||
Правописание корней с чередованием гласных а-о | 07.03 | За 08.03 | |||
Правописание корней с чередованием гласных а-о | 11.03 | ||||
Правописание корней с чередованием гласных а-о | 12.03 | ||||
Правописание корней с чередованием гласных и-е | 13.03 | ||||
Правописание корней с чередованием гласных и-е | 14.03 | ||||
Правописание корней с чередование ма (я)- им (ин) | 15.03 | ||||
К.Р. Контрольный диктант с дополнительным заданием по теме «Правописание корней слов» | 18.03 | ||||
Анализ контрольного диктанта | 19.03 | ||||
Р.Р. Художественный стиль | 20.03 | ||||
130 | Р.Р. Выразительные средства языка. Метафора | 21.03 | |||
131 | Правописание согласных и гласных в приставках | 22.03 | |||
Правописание приставок, не изменяющихся на письме | 02.04 | ||||
Правописание приставок, оканчивающихся на з и с. | 03.04 | ||||
Правописание приставок, оканчивающихся на з и с. | 04.04 | ||||
Приставки роз-(рос) –раз-(рас-) | 05.04 | ||||
Гласные и-ы после приставок, оканчивающихся на согласный | 08.04 | ||||
Р.Р. Подготовка к изложению. «Первый снег» | 09.04 | ||||
Р.Р. Написание изложения. «Первый снег» | 10.04 | ||||
Правописание приставок пре- и при- | 11.04 | ||||
Правописание приставок пре- и при- | 12.04 | ||||
Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика и словообразование» | 15.04 | ||||
К.Р. Контрольный диктант с дополнительным заданием по теме «Морфемика и словообразование» | 16.04 | ||||
Анализ контрольного диктанта | 17.04 | ||||
Р.Р. Типы речи | 18.04 | ||||
Р.Р. Повествовать–значит рассказывать | 19.04 | ||||
Лексика. Словарное богатство русского языка | 22.04 | ||||
Лексическое значение слова | 23.04 | ||||
Лексическое значение слова | 24.04 | ||||
Однозначные и многозначные слова | 25.04 | ||||
Однозначные и многозначные слова | 26.04 | ||||
Прямое и переносное значение слова | 29.04 | ||||
Прямое и переносное значение слова | 30.04 | ||||
Р.Р. Подготовка к выборочному изложению по рассказу Б.Житкова «На льдине» | 30.04 | За 01.05 | |||
Р.Р. Написание выборочного изложения. «На льдине» | 02.05 | ||||
Омонимы | 02.05 | За 03.05 | |||
Синонимы | 06.05 | ||||
Синонимы | 07.05 | ||||
Антонимы. Лексический разбор | 08.05 | ||||
Р.Р. Как описать предмет? | 08.05 | За 09.05 | |||
| Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | 10.05 | |||
Историзмы и архаизмы | 13.05 | ||||
Неологизмы | 14.05 | ||||
Проект «Слова-иностранцы» | 15.05 | ||||
Р.Р. Как описать животное? Подготовка к домашнему сочинению о любимом животном | 16.05 | ||||
Проект «Источники фразеологизмов» | 17.05 | ||||
Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика и фразеология» | 20.05 | ||||
К.Р. Итоговая диагностическая работа | 21.05 | ||||
Р.Р. Рассуждать – значит доказывать | 22.05 | ||||
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 23.05 | ||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии | 24.05 | ||||
Повторение и обобщение по синтаксису и пунктуации | 27.05 | ||||
Повторение и обобщение изученного по орфографии | 28.05 | ||||
К.Р. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | 29.05 | ||||
Обобщение изученного по культуре речи. Анализ контрольного диктанта | 30.05 |
На разных этапах урока можно предложить следующие формы работы:
1.Проверка домашнего задания:
а) выборочная проверка;
б) самопроверка ( проверка по цепочке);
в) взаимопроверка;
г) диктант.
2. Опрос:
а) индивидуальный опрос(«перекрёстная» постановка вопросов от учителя к классу, от класса к отвечающему и к учителю; план ответа ученика; взаимное рецензирование ответов; дополнения к ответу);
б) комбинированный опрос(у доски- разные задания, но проверка для всех);
в) «уплотнённый» опрос ( письменная форма- за первыми партами, все остальные выполняют самостоятельную работу, а потом опрос перед классом).
3.Изучение нового материала. Здесь активные формы нужны для наблюдения над языком, для формулирования правил и т.д.:
а) проблемный вопрос и беседа;
б) рассказ- наблюдение над языком;
в) самостоятельная работа (формулирование правил).
4. Закрепление изученного и повторение пройденного:
- комментированное письмо;
- предупредительные диктанты (зрительные, слуховые и другие);
- объяснительный диктант;
- выборочный диктант;
- различные виды осложнённого списывания репродуктивного характера;
- диктант «Проверяю себя»;
- разные виды языкового разбора;
- различные виды осложнённого списывания творческого характера;
- творческий, свободный диктант;
- работа по составлению связных текстов;
- свободное списывание;
- редактирование текстов;
- изложение (подробное, выборочное, сжатое, с перестановкой материала, с творческим заданием и др.);
- сочинения разных жанров (письмо другу, рассказ экскурсовода, дневник героя и т.д.) .
5. Дальнейшее углубление и обогащение знаний, умений, навыков:
а) предупредительный диктант с использованием алгоритмов;
б) предупредительный диктант с использованием таблиц;
в) предупредительный диктант с использованием словарей, учебников и других справочных пособий;
г) предупредительный диктант с «отсроченным» решением дидактической задачи («разученный» диктант);
д) диктант на рисунке
6. Домашнее задание:
а) упражнения на основе изучаемого по литературе материала;
б) обычные упражнения, по 1- 2 примера из упражнения, чтобы показать способы его выполнения.
Контрольно-измерительные материалы
Диагностическая работа по русскому языку 5 класс
К каждому заданию даны варианты ответов, один из них правильный. Обведите кружком только номер выбранного ответа.
1. Укажите слово, в котором все звуки звонкие.
1) шишка 2) здесь 3) доска 4) грибы
2. Определите количество звуков и букв в слове семья.
1) 5 звуков, 5 букв 2) 6 звуков, 5 букв 3) 7 звуков, 5 букв 4) 4 звука, 5 букв
3. Укажите повествовательное, простое, распространённое предложение (знаки препинания не расставлены).
1) Когда мы пойдём в театр
2) Ученики нашего класса хорошо учатся
3) Наступил сентябрь первоклассники пошли в школу
4) Как хорошо летом в лесу
4. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, окончания.
1) осенний 2) приносишь 3) прибегаете 4) зайчонок
5. Укажите вариант, в котором слову дана неверная характеристика.
1) на улице - имя существительное 1-го склонения (с предлогом) в форме предложного падежа
2) пальто – несклоняемое существительное
3) друг – имя существительное 2-го склонения
4) верность – имя существительное 2-го склонения
6. Укажите вариант, в котором все глаголы употреблены в форме единственного числа настоящего времени.
1) Мы прочитали рассказ и написали сочинение.
2) Летом я хорошо изучил историю города, прочитал много книг.
3) Он будет ухаживать за растениями, обязательно посадит новые цветы.
4) Дует холодный ветер и уносит листья вдаль.
7. Укажите вариант, в котором глагол употреблён во 2-м лице настоящего времени.
1) ненавидел 2) думаешь 3) проверишь 4) изучают
8. Укажите ряд, в котором во всех словах в корне пропущена одна и та же буква.
1) г_родской, г_ризонт, ст_лица 3) бл_стеть, зас_деться, л_сной
2) похв_ла, загр_ждение, в_кзал 4) см_гчение, св_репый, тр_сина
9. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена парная звонкая согласная.
1) бума_ка, тра_ка, у_кий 3) зага_ка, подска_ка, ше_ский
2) кре_кий, сла_кий, ги_кий 4) наря_ный, моро_ный, руба_ка
10. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.
1) искус_ный 2) чудес_ный 3) грус_ный ьь4) вкус_ный
11. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква е.
1) ехать в поезд_, учиться в школ_ 3) гулять в парк_, стоять в очеред_
2) держать в памят_, находиться на площад_ 4) плавать в бассейн_, о верност_ друга
12. Укажите ряд, в котором в окончаниях всех прилагательных на месте пропуска нужно писать букву и.
1) лёгк_мишагами, одальн_й дороге 3) высок_ми горами, свеж_м воздухом
2) по щучь_мувелению, ярк_ми красками 4) о ранн_й весне, о неуклюж_м медвежонке
13. Укажите ряд, в котором все глаголы 1 спряжения.
1) участву_шь, смотр_шь, чита_шь 3) ненавид_шь, прилета_шь, открыва_шь
2) реша_шь, разговарива_шь, уме_шь 4) верт_шь, слыш_шь, брод_шь
14. Укажите ряд, в котором все глаголы с не пишутся слитно.
1) (не)знает, (не)делает 3) (не)работает, (не)взлюбить
2) (не)навидеть, (не)годовать 4) (не)был, (не)видел
15. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется Ь (мягкий знак).
1) вериш_, плащ_, ноч_ю 3) тиш_, в_езд, видиш_
2) пишеш_, об_ём, помощ_ник 4) полноч_, молодёж_, хочеш_
16. Укажите предложение с однородными членами.
1) Куст розы рос в небольшом цветнике перед домом.
2) Вдруг произошло чудо в нашем старом саду.
3) Роза распустилась майским утром, она была прекрасна.
4) Утренняя роса оставила на лепестках и листьях несколько слезинок.
Примерный контрольное списывание по теме: «Фонетика. Графика.»
Деревья1 в плену.
Полагаю, что вы не были снежной з_мой в х_лодном лесу1. Там л_жат согнутые д_ревья и так низко, что только зайцу под ними проскакать. Березка верш_ной, как ладонью, забирала падающий снег. От этого вырос ком и верш_на стала сгибат_ся. Верш_на клонилась, наконец (по)грузилась в снег1 и примерзла до весны. Под этой аркой (про)ходили звери, пробирались люди на лыжах.
Я знаю волшебное средство, чтобы и_ти по такой дорожке*, не наклоняясь. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву. Сне_ валится вниз. Дерево прыгает вверх* и уступает мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево. (100 слов. По М. Пришвину)
Грамматическое задание
Произведите фонетический разбор слов: (в) лесу, снег
Примерный контрольный диктант по теме: «Морфемика. Словообразование.»
От весны до весны
Радостно светит в весенний день солнышко2, касается нас теплыми2 лучами. Быстро тает на полях снег. Побежали2 по дорогам веселые, говорливые ручейки. Лед на реке посинел. Надулись на деревьях пахучие клейкие почки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам. Поставили ребята на деревьях скворешни. Спешат из школы посмотреть на весенних гостей - скворцов.
Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты и деревья. Только кое-где виднеются на разливе заросли кустарников на островках. (81 слово. По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
Произведите морфемный разбор отмеченных в тексте слов.
Примерный итоговый контрольный диктант
На лесной полянке
Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто. Кажется, что зимой на полянке3 никто и не живет. Но это только так кажется.
Возле куста из-под снега торчит старый пень. Это настоящий терем-теремок. Много в нем уютных зимних квартир для разных лесных жителей. Если коснуться его, то можно разбудить жильцов.
Под корой спрятались от холода мелкие букашки. Тут же устроился зимовать усатый жук. А в норе между корнями свернулся в тугое колечко проворный уж. Все они собирались в старый пень, чтобы занять в нем крохотную спаленку и заснуть в ней на всю долгую зиму. (102 слова. По Г. Скребицкому)
Грамматическое задание
- Произведите синтаксический разбор первого предложения.
- Выделите морфемы в словах: пушистым, (на) полянке, спрятались.
- Произведите морфологический разбор слова (на) полянке.
Примерный итоговый тест по русскому языку за курс 5 класса
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1 – А4.
А. Родились они в снежном облаке высоко над землей.
Б. Жили-были снежинки.
В. Все они были похожи друг на друга, как сестры но у каждой был свой наряд.
Г. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами.
А1 В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) А, Б, В, Г 2) А, В, Г, Б 3) Б, А, В, Г 4) Б, В, Г, А
А2Укажите ошибку в синтаксической характеристике предложения.
1) Предложение А простое, распространенное, грамматическая основа – родились они.
2) Предложение Б простое, распространенное, повествовательное.
3) Предложение В сложное.
4) Предложение Г простое, распространенное.
А3В каком предложении допущена синтаксическая ошибка?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А4 У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
1) Они – имя существительное.
2)В – предлог.
3) Был – глагол в форме прошедшего времени.
4) Но – союз.
А5 В каком ряду во всех словах пишется буква а?
1) р...дная, к...пуста, к...рзина
2) засм...треться, ур...жай, м...ршрут
3) обл...ка, опр...вдать, ост...новка
4) п...года, подм...стерье, уб...влять
А6 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ненас...ный, счас...ливый, извес...ный
2) выру...ка, зы...кий (песок), тря...ка
3) в...теран, тр...буна, ф...стиваль
4) б...седка, поб...режье, в...негрет
А7В каком ряду во всех словах пропущен ь ?
1) никогда не расстават...ся, лоб морщит...ся, отпросит...ся домой
2) сумел справит...ся с болью, работа заладит...ся, он трудит...ся
3) сумел ошибит...ся, любишь катат...ся, вскачь умчат...ся
4) решил откланят...ся, кланяет...ся, быстро утешит...ся
А8 В каком ряду во всех словах пропущен разделительный ъ ?
1) стул...я, с...езд, солов...и
2) в...юнок, с...ест, с...емка
3) друз...я, раздол...е, об...явление
4) раз...яснит, в...едет, под...езд
А9 В каком ряду во всех словах пропущена буква е ?
1) щуриться на солнц..., груз из Казан..., бегать по клетк...
2) стоять в беседк..., в состав... слова, на маленькой полян...
3) в лекци..., говорить о юбиле..., работать в аптек...
4) заниматься в музе..., в белой тучк..., участвовать в экскурси...
А10 Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?
1) водный 2) водитель 3) подводник 4) наводнение
А11 В каком слове ударение падает на второй слог ?
1) километр 2) магазин 3) досуг 4) диалог
А12Укажите нераспространенное предложение.
1) Все радуются и веселятся дождю.
2) Вечереет.
3) Дожди размывают овраги.
4) Потянуло вечерней прохладой.
А13 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Солнце уже спряталось ( ) и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая .
3) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
А14 Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
1) Добро пожаловать скворцы
2) Любите свой родной край
3) Приветствую вас леса и горы
4) Прилетели ласточки и стрижи
А15 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но утром забывал ее.
2) Опять я ваш о юные друзья.
3) Душисто пахнут ели, и от множества запахов кружится голова.
4) «Как его звать?» - спросил капитан Енакиев.
А16В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены)
1) Роза царица цветов.
2) Меч редкая находка в древнерусских курганах.
3) Верблюд верный помощник человека.
4) Жизнь без движения пуста.
8. Описание учебно-методического обеспечения
- Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2013.
- Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова [и др.]; под ред. А. Ю. Купаповой. - М. : Дрофа, 2013.
- Русский язык. Русская речь. 5 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений/ Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2011.
- Бабайцева, В. В, Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. : учеб, пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. - М. : Дрофа, 2010.
- Купалова, А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. - М. : Дрофа,2010.
- Планируемые результаты обучения
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскомуязыку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ЗПР 7 вида
Адаптированная Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку обучающихся 5–6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку обучающихся 5–6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ОВЗ
Учебник: Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикава. Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы – М.:Просвещение, 2021...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом...
