Проверочная работа по теме "Лексикология. Фразеология. 6 кл"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Прверочная работа по теме "Лексикология. Фразеология. 6 кл. позволяет оценить уровень теоретических знаний по разделу (знание терминологии) и уровень практических навыков (узнавание языковых явлений Лексикологии и Фразеологии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksikologiya-sr.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лексикология. СР

Лексикология;

Лексика;

Лексикон;

Стилистически окрашенная лексика (нейтральная, книжная, разговорная, просторечная);

Эмоционально окрашенная/оценочная лексика (окраска нейтральная, положительная, отрицательная);

Тропы (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, олицетворение);

Лексика Активного и Пассивного словоупотребления(историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы, термины, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы);

Исконно русская и заимствованная лексика;

Древнерусский язык и его признаки;

Старославянский язык и его признаки;

Признаки заимствований из греческого, латинского, немецкого, французского, тюркских языков.

Синонимы(+контекстуальные);

Антонимы(+контекстуальные);

Омонимы(+полные, неполные: омофоны, омоформы, омографы).

Фразеология; Фразеологизмы (признаки, виды по источникам возникновения)

6 кл. Лексикология. Фразеология                                                                   Часть 1.

 1)Соотнесите термины и определения 

Опред.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

19

20

Термин

1) Слова, которые включают в себя элемент эмоции.

2) Лексика, связанная с научным, официально-деловым, публицистическим стилями.

3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.

4) Слова, вышедшие из употребления.

5) Специальные понятия, используемые в той или иной области знаний, деятельности.

6) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

7) Слова, пришедшие в древнерусский язык с принятием Христианства.

8) Устойчивые выражения, употребляемые в переносном значении

9) Лексика, используемая во всех стилях.

10) Слова, вышедшие из употребления, но имеющие в современном языке синонимы.

11) Слова, используемые жителями определенной местности

12) Слова, пришедшие из других языков, вошедшие в наш язык.

13) Индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем.

14) Слова, вышедшие из употребления вместе с предметами и явлениями, которые они называли.

15)Троп: художественное определение

16)Троп: скрытое сравнение

17)Троп: наделение неживого признаками, чертами живого

18)Слова грубоватые и грубые, отличающиеся сильной экспрессией.

19)Слова, недавно пришедшие в язык.

20)Слова, выражения представителей какой-либо общественной группы, которая связана условиями жизни,

профессией, общими интересами.

А)Заимствованная лексика

Б) Разговорная лексика

В) Термины

Г) Неологизмы

Д) Окказионализмы

Е) Архаизмы

Ж) Эпитет

З) Жаргонизмы

И) Стилистически нейтральная лексика.

К) Фразеологизмы

Л) Экспрессивная лексика

М) Книжная лексика

Н) Устаревшая лексика

О) Метафора

П) Просторечная лексика

Р) Историзмы

С) Омонимы

Т) Олицетворение

У) Общеупотреби-тельная лексика

Ф) Диалектизмы

Х) Старославянизмы

2)Какими тропами являются выделенные слова ? (Слово – троп)

У дороги замерли вербы в серебряном пуху.

В чёрное зеркало воды смотрелись с обрыва задумчивые ели.

Взрывы оставили рваную язву в земле.

6 кл. Лексикология. Фразеология                                                                Часть 2.

3) Укажите вид омонимов: (№ - Термин)

1-стакан из стекла – вода стекла,   2-подъемный кран – водопроводный кран,

3-полосатый кот – сложный код,   4-Хлопок созрел – громкий хлопок.

4) Укажите синонимы:

1-высокий - низкий, 2-спешить - торопиться, 3-ночь - день, 4-косный - костный.

5) Укажите антонимы:  1-изморозь - изморось, 2-большой - огромный, 3-снег - снежный, 4-веселый - грустный.

6) Назовите, чем являются выделенные в предложениях слова (№ - термин):

1-Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

2-Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.

3-Все в Москве двигается и спешит.

4-Солнце светило, сияло изо всех сил.

5-Знание человека возвышает, а невежество унижает.

6-Шумели старые, печальные липы в сквере.

7-Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма.

7) Составьте по два словосочетания со словами  ПНИ и ДАЛИ, чтобы было понятно, что перед нами омонимы: ПНИ… - ПНИ… ; ДАЛИ…- ДАЛИ…

8) Продолжите синонимический ряд тремя примерами: говорить, …

9) Распределите слова по группам, запишите в таблицу:

Нейтральная лексика

Высокая лексика

Разговорная лексика

Морда, лицо, лик,  начертать, накорябать, написать, бродить, блуждать, шататься, шляться; хотеть, жаждать.

10) Подберите к фразеологическим оборотам  антонимичные,                       запишите в таблицу: № - Буква:

1

2

3

4

5

  1. Засучив рукава
  2. Повесить нос
  3. Во все лопатки
  4. Дать волю языку
  5. За тридевять земель

А. Черепашьим шагом

 Б. Спустя рукава

 В. Держать язык за зубами

 Г. Рукой подать

 Д. Воспрянуть духом

 11) Запишите  три источника появления фразеологизмов + Пример на каждый.

 12) Распределить слова по группам, с учетом их происхождения, подобрать существующую в языке пару, обозначить опознавательные признаки. Группы озаглавить, оформить в таблицу: Град, дерево, брег, сторож, дорогой, врата, злато, агнец, юродивый, бремя, невежа, горячий, хлад, жгущий.

13) Докажите, что эти слова заимствованные: Абажур, кенгуру, аорта, колледж, бюро, пауза, спиннинг, фартук, элемент, шоссе.

6 кл. Лексикология. Фразеология                                                 Часть 1.

ОТВЕТЫ:

1) Соотнесите термины и определения 

Опред.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Термин

Л

М

Б

Н

В

С

Х

К

У

Е

Ф

А

Д

Р

Ж

Опред.

16

17

18

19

20

Термин

О

Т

П

Г

З

2) Замерли – Олицетворение.

Серебряный – Эпитет, Метафора                    

Зеркало – Метафора.

Смотрелись – Олицетворение.                                

Задумчивые – Эпитет, Олицетворение, Метафора

Рваная язва - Метафора

  1. кл. Лексикология. Фразеология.                                                Часть 2.

3) 1-Омоформы, 2-Омонимы полные, 3-Омофоны, 4-Омографы

  1. 1
  2. 4
  3. 1-Антонимы. 2-Синонимы. 3-Контекстные Синонимы. 4-Синонимы.           5-Антонимы. 6-Контекстные синонимы. 7-Контекстные Антонимы.
  4. Пни мяч – старые пни, Дали хлеб – зеленые дали
  5. Говорить + вещать, сообщать, произносить

Нейтральная лексика

Высокая лексика

Разговорная лексика

Лицо

Написать

Бродить

Хотеть

Лик

Начертать

Блуждать

Жаждать

Морда

Накорябать

Шататься

Шляться

10)

 

1

2

3

4

5

Б

Д

А

В

Г

 

11).Три источника + 3 Фразеологизма

12)

Древнерусские слова

Старославянские слова

Город

Град,

Дерево

Древо

Берег

Брег

Сторож

Страж

Дорогой

Дражайший

Ворота

Врата

Золото

Злато

Ягненок

Агнец

Уродливый

Юродивый

Беременность

Бремя

Невежа

Невежда

Горячий

Горящий

Холод

Хлад

Жгучий

Жгущий

13) Докажите, что эти слова заимствованные: Абажур, аорта, колледж, бюро (нескл), пауза, спиннинг, фартук, элемент, шоссе. (нескл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа в 6 классе "Лексика и фразеология"

Контрольная работа в новой форме для предварительной подготовки к ГИА ...

Проверочная работа по теории «Лексика. Фразеология» 5 класс

Проверочная работа по теории «Лексика. Фразеология» 5 класс ...

Проверочная работа по теме "Лексикология и фразеология"

Задания для итогового контроля по теме "Лексикология и фразеология"...

Лексика и фразеология. Проверочная работа

Лексика и фразеология. Проверочная работа...

Лексикология и фразеология. Теория и практика. Проверочная работа. 6 класс.

Проверочная работа для учащихся 6 класса по теме "Лексикология и фразеология". Работа состоит из двух частей (блоков): теория и практика. Оценивается каждая часть (каждый блок работы) отдель...