Программа дополнительного образования по русскому языку для 9 класса (3 часа в неделю)
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Смирнова Ольга Николаевна

 

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Источником информации являются материалы учебников, пособий для подготовки к ОГЭ, Интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopobrazovaniya_dlya_9klassa_po_rus.yaz_.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГРИГОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ

«ТРУДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 14 до 16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор программы:

Педагог дополнительного образования:

Смирнова Ольга Николаевна

2024 -2025 учебный год

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Трудности русского языка» имеет социально-педагогическую направленность. Уровень освоения содержания – ознакомительный.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Новизна данной программы заключается в том, что при обучении основное внимание направлено на всестороннее изучение языка и его особенностей, а также особенное внимание уделяется тем разделам языка, где конкретные обучающиеся имеют пробелы в знаниях. На занятиях предусмотрена работа по углубленному изучению некоторых разделов языка.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью через дополнительное образование прививать детям любовь к русскому литературному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития в современном обществе, так как в настоящее время возросли требования к общей языковой культуре школьника.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям родного языка через увлекательные и познавательные формы учебной и творческой деятельности такие, как работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, конкурсы, тесты.

В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Трудности русского языка» лежит дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русский язык. Теория и практика», автором которой является Сизько В.М., педагог дополнительного образования МБУ ДО АРЦДО

Отличительными особенностями данной программы является то, что она имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка и желающих углубить знания. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и подготовку к ГИА, а также комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.

При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности учащихся, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности ребенка.

Адресат программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русский язык для всех» адресована учащимся 11 - 16 лет.

Количество учащихся в группе – от 15 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем–108 часов.(з часа/неделю)

Формы и режим занятий: занятия проходят в форме кружковой работы в субботу, с 8 часов. Состоят из теоретической и практической частей, поэтому в программе используются разнообразные формы организации обученияпо количеству учащихся: индивидуальная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, беседа, творческие работы, конкурс, тест.

1.2 Цель и задачи:

Цель программы: повышение общей языковой культуры учащихся, формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, устранение пробелов и корректировка знаний по наиболее сложным для освоения темам и разделам.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи программы:

Образовательные:

• способствовать развитию интереса к предмету, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

• развивать письменную речь учащихся, формировать навыки грамотного письма, пополнять их теоретико-литературный словарь;

•совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. 

• вести последовательную работу по подготовке к государственной итоговой аттестации;

• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

Воспитательные:

•воспитывать уважение и бережное отношение к слову, к богатствам языка;

• воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

•воспитывать в детях способность воспринимать, чувствовать и ценить прекрасное посредством работы с произведениями искусства;

Развивающие:

•развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

•стимулировать стремление знать как можно больше о родном языке;

• развивать способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;

• развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

• развивать навыки работы с различными источниками информации.

1.3 Содержание программы

Учебный план

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

0

беседа

входной

2.

Работа с текстом.

20

2

18

практикум

текущий

3.

Устная речь

6

1

5

лекция, творческая работа

текущий

4.

Работа с микротемой

7

1

6

практикум,

лекция

текущий

5.

Работа с цитатами

6

1

5

семинар

промежуточный

6.

Изложения

22

1

21

практикум

текущий

7.

Сочинения

41

1

40

практикум

текущий

8.

Написание итогового сочинения

5

0

5

практикум

Подведение итогов

Итого

108

8

100

Содержание учебного плана

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Тема 2. Работа с текстом (20 часов)

Теория. Устная и письменная речь и их виды. Приемы запоминания текста

Практика. Чтение и пересказ текста.

Тема 3. Устная речь (6 часов)

Теория. Язык и речевая деятельность. Функции и формы речи. Технические характеристики речи. Виды говорения. Развитие устной монологической речи. Культура речи.

Практика. Монологическое высказывание на заданную тему. Описание фотографии. Связная устная речь.  

Тема 4. Микротема.

Теория. Что такое микротема. Определение тему текста, основную мысль текста в целом и отдельных его частей. Деление текста на абзацы.

Практика. Умение разбить текст на отдельные микротемы.

Тема 5. Цитаты.

Теория. Что такое цитата. Приемы цитирования. Способы оформления цитат.

Практика. Использование цитат в тексте.

Тема 6. Изложения (22)

Теория. Виды изложений и их классификация. Этапы работы над изложением.

Практика. Написание изложений различных видов.

Тема 7.  Сочинения (41 часов)

Теория. Что такое сочинение. Классификация сочинений. Жанровое многообразие сочинений. Традиционные и нетрадиционные жанры.

Практика. Написание сочинений.

Тема 8. Написание итогового сочинения (5 часов).

Практика. Написание итогового сочинения.

1.4 Планируемые результаты

Учащиеся должны

знать:

- основные правила работы с текстом.  

уметь:

- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- адекватно воспринимать авторский замысел;

- вычленять главное в информации;

- сокращать текст различными способами;

- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Работа с текстом.

знать:

- основные правила работы с текстом.

уметь:

- различать средства выразительности;

- находить в тексте средства выразительности;

- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

- различать виды устной и письменной речи.

- знать приемы запоминания текста

Устная речь

знать:

- основные сведения по стилистике русского языка.  

- технические характеристики речи.

- виды говорения.

- функции и формы речи.

уметь:

- верно строить монолог на заданную тему.

- описывать фотографию.

Микротема.

знать:

- что такое микротема.

уметь:

- умение разбить текст на отдельные микротемы.

- умение определить тему текста, основную мысль текста в целом и отдельных его частей.

- делить текст на абзацы.

Цитаты

знать:

- что такое цитата.

- приемы цитирования и способы оформления цитат.

уметь:

-использовать цитаты в тексте.

Изложения

знать:

- виды изложений и их классификацию.

- этапы работы над изложением.

уметь:

- написать изложения различных видов.

Сочинения

знать:

- что такое сочинение.

- классификацию сочинений.

- жанровое многообразие сочинений.

- традиционные и нетрадиционные жанры.

уметь:

- написать сочинение.

Блок №2 «Комплекс организационно – педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график


п/п

Число

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Групповая

Беседа

1

Вводное занятие.

Входной контроль.

Кабинет русского языка и литературы

Тест.

2.

Индивидуальная. Групповая

2

Работа с текстом.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

3.

Индивидуальная. Групповая

1

Устная и письменная речь. Виды устной и письменной речи.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

4.

Индивидуальная Групповая

17

Чтение текста и его пересказ.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

12.

Индивидуальная

Групповая

3

Описание фотографии.

Кабинет русского языка и литературы

Творческая работа.

13.

Индивидуальная

Групповая

3

Описание фотографии.

Кабинет русского языка и литературы

Творческая работа.

14.

Индивидуальная

Групповая

1

Что такое микротема. Умение выделить микротемы в тексте.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

15.

Индивидуальная

Групповая

6

Умение выделить микротемы в тексте.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

16.

Индивидуальная

Групповая

6

Цитаты. Приемы цитирования. Способы оформления цитат.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

17.

Индивидуальная

Групповая

1

Изложение. Виды изложений и их классификация. Этапы работы над изложением.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

18.

Индивидуальная

Групповая

2

Подробное изложение.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

19.

Индивидуальная

Групповая

2

Подробное изложение.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

20.

Индивидуальная

Групповая

2

Выборочное изложение.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

21.

Индивидуальная

Групповая

2

Выборочное изложение.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

22.

Индивидуальная

Групповая

2

Изложение с творческим заданием.

Кабинет русского языка и литературы

Творческая работа.

23.

Индивидуальная

Групповая

2

Изложение с творческим заданием.

Кабинет русского языка и литературы

Творческая работа.

24.

Индивидуальная

Групповая

2

Сжатое изложение.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

25.

Индивидуальная

Групповая

1

Сжатое изложение.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

26.

Индивидуальная

1

Написание сжатого изложения по по прослушанному в аудио-записи тексту.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

27.

Индивидуальная

1

Написание сжатого изложения по по прослушанному в аудио-записи тексту.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

28.

Индивидуальная

1

Написание сжатого изложения по по прослушанному в аудио-записи тексту.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

29.

Индивидуальная

1

Написание сжатого изложения по по прослушанному в аудио-записи тексту.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

30.

Индивидуальная

2

Написание сжатого изложения по по прослушанному в аудио-записи тексту.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

33.

Индивидуальная

Групповая

1

Что такое сочинение. Классификация сочинений.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

34.

Индивидуальная

Групповая

2

Жанровое многообразие сочинений. Традиционные и нетрадиционные жанры.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

35.

Индивидуальная

Групповая

3

Сочинение-описание.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

36.

Индивидуальная

Групповая

3

Сочинение-повествование.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

37.

Индивидуальная

Групповая

3

Сочинение-рассуждение.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

38.

Индивидуальная

Групповая

2

Сочинение-реклама.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

39.

Индивидуальная

Групповая

2

Сочинение-дневниковая запись.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

40.

Индивидуальная

Групповая

2

Сочинение-эссе.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

41.

Индивидуальная

Групповая

2

Сочинение-письмо.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

42.

Индивидуальная

Групповая

2

Виды сочинений в зависимости от источника информации и от используемого стиля.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста.

43.

Индивидуальная

Групповая

2

Сочинение, основанное на личном опыте.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

44.

Индивидуальная

Групповая

2

Сочинение, основанное на литературном тексте.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

45.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение, основанное на кинофильме.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

46.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение, основанное на музыкальном произведении.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

47.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение, основанное на картине.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

48.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение, основанное на цикле картин.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

49.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение, основанное на различных источниках информации.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

50.

Индивидуальная

Групповая

1

Эмоционально-образные сочинения.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

51.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение в документальном стиле.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

52.

Индивидуальная

Групповая

2

Сочинение в научном стиле.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

53.

Индивидуальная

Групповая

2

Типы сочинений.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

56.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение на заданную тему.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

57.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение на свободную тему.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

58.

Индивидуальная

Групповая

1

Классификация сочинений по определенной тематике.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

59.

Индивидуальная

Групповая

1

Анализ произведения.

Кабинет русского языка и литературы

Практическая работа

63.

Индивидуальная

Групповая

1

Сопоставительная тема.

Кабинет русского языка и литературы

Комплексный анализ текста

64.

Индивидуальная

Групповая

1

Тема-понятие (явление).

Кабинет русского языка и литературы

Творческая работа

68.

Индивидуальная

Групповая

1

Сочинение-сказка.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

69.

Индивидуальная

1

Написание сочинения.

Кабинет русского языка и литературы

Практикум.

70

Индивидуальная

1

Написание сочинения.

Практикум.


2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в учебном кабинете, где имеется классная доска, столы, стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических и учебных материалов, учебные комплекты на каждого учащегося. В кабинете установлен компьютер, принтер, проектор, музыкальный центр, телевизор.

2.3 Формы аттестации

Непременным методическим условием при выборе форм является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.

Содержание программы предполагает формы контроля: собеседование, тестирование, наблюдение, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные уроки, практические работы, зачеты, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, итоговые занятия.

2.4 Оценочные материалы:

  1. Входная диагностика (тест).
  2. Тренировочные тесты по темам
  3. Творческие задания
  4. Тексты для комплексного задания
  5. Пакет заданий для промежуточной и итоговой аттестации

2.5 Методическое обеспечение

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Источником информации являются материалы учебников, пособий для подготовки к ОГЭ, Интернет-ресурсов.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий, разнообразны, например:

• словесные методы: устное изложение, беседа, анализ текста, объяснение, лекция;

• наглядные методы: показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по образцу, наблюдение.

Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности учащихся. Виды практической деятельности: творческие работы, комплексный анализ текста, интеллектуальные игры, КВНы, викторины, тестирование.

2.6 Список литературы

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 ч. – М.: Русское слово
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

Пособия

  1. Драбкина, С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва: Интеллект-Центр,2016. – 312 с.
  2. Егораева, Г.Т. ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части В. Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 319 с. (серия «ЕГЭ. Банк заданий»)
  3. Егораева, Г.Т. ОГЭ (ГИА) 2018. Практикум по русскому языку. Выполнение задания С 2. Сочинение на лингвистическую тему / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 142 с. (Серия «ОГЭ (ГИА-9) Практикум)
  4. Нефёдова, Н.А. ОГЭ (ГИА) 2018. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые экзаменационные задания / Н.А. Нефёдова, Е.Л. Алешникова, Е.В. Заяц, Н.А. Петрова, Ю.А. Чадина – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 93 с. (Серия «ОГЭ (ГИА-9). Типовые тестовые задания)
  5. Сенина, Н.А. Русский язык. ОГЭ-2019. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, С.В. Гармаш; под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2018. – 384 с. – (ОГЭ)
  6. Цыбулько, И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / по ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 240 с. – (ОГЭ. ФИПИ – школе)

Интернет-ресурсы

  1. http://egeigia.ru/all-ege/materialy-ege/geografiya -ЕГИ и ГИА От урока до экзамена!
  2. http://mirege.ru/ -мир ЕГЭ http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579 - ФИПИ
  3. http://www.saharina.ru/- интерактивные задания по русскому языку
  4. http://uchimcauchitca.blogspot.com/ - по уши в ГИА (русский язык)
  5. http://www.uledu.ru/ege - центр информационных технологий Ульяновск
  6. http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/ - ЕГЭ 2013
  7. http://www.ctege.info/ - ЕГЭ информационная поддержка
  8. http://ege.do.am/ - ЕГЭ и ГИА
  9. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ): http://www.fipi.ru/ Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru/
  10. Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме: http://www.ege.ru/
  11. http://examino.ru/news/ege_13/2012-08-21-123 -подготовка к ЕГЭ и ГИА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (6 часов в неделю, 204 часа в год). Учебник Т.А. Ладыженской

В помощь учителю русского языка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженской...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 класс 4 часа в неделю

Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5–9 классы) создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...

Рабочая программа. Русский язык. 8 класс (4 часа в неделю).

Рабочая программа составлена на 2014-2015 уч.г....

Рабочая программа. Русский язык. 9 класс (3 часа в неделю).

Рабочая программа составлена на 2014-2015 уч.г....

Рабочая программа по русскому языку. 10 класс (2 часа в неделю)

Программа адресована обучающимся 10 класса МАОУ СОШ №26.         Данная программа разработана в соответствии с  правовыми документами федерального уровня:-...

Программа по русскому языку 6 класс. 6 часов в неделю

Программа по русскому языку 6 класс. 6 часов в неделю...

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах" 11 класс. 2 часа в неделю

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах".  Программа расчитана .на 2 часа в неделю . Особенно актуальна  для подготовки обучающихся 11 класса.(универсально...