Буклеты для семинара по одаренности
методическая разработка на тему

Данные буклеты подготовлена для семинара на тему:"Одаренный ребенок: иллюзии и реальность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet1.docx66.86 КБ
Файл buklet_2.docx22.04 КБ
Файл buklet_3.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №2»

г.Всеволожска

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития»

                                                          Г.В.Плеханов

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

.                                                                    В.А.Сухомлинский

Подготовила: социальный педагог МОУ «СОШ №2» г.Всеволожска Игошина С.К., igsaule@list.ru

             

2012г.

МОУ «СОШ №2»

г.Всеволожска

                  «Никогда не прекращайте   вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»

                 

 Н.А.Рубакин

                       

                  МОУ «СОШ №2»

г.Всеволожска

Программа

интегрированного семинара

педагогов

«Одаренный ребенок: иллюзии и реальность»

Программа интегрированного семинара   педагогов

«Одаренный ребенок: иллюзии и реальность»

Цель:  познакомить социальных педагогов и психологов с проблемами  детской одаренности.

Задачи:

  1. Всесторонне осветить проблему  детской одаренности.
  2. Систематизировать знания педагогов  по обеспечению благоприятной социально-педагогической  атмосферы для выявления и развития одаренных детей, имеющих проблемы в социализации, их социальной адаптации и творческой самореализации.
  3. Обобщить, систематизировать опыт работы педагогов школы по проблемам детской одаренности.

План работы семинара:

  1. Вступительное слово директора МОУ «СОШ №2» - Расторгиной О.М.

11.00 - 11.05

  1. «Одаренные дети: иллюзия и реальность» -  Бондарева В.В., доцент кафедры социального здоровья ЛОИРО.

11.05 – 11.25

  1. «Анализ педагогических условий в работе школы по теме: «Одаренные дети» - Симонова М.Б., заместитель директора по воспитательной работе.  

11.25 - 11.40

  1. «Одаренный ребенок в системе социально-педагогического сопровождения» - Игошина С.К,, социальный педагог, Поварова Л.В., логопед.

11.40 - 12. 10.

  1. «Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе» - Назаровская Л.В., классный руководитель 3 А класса, руководитель МО учителей  начальных классов.

12.10 -12.30

  1. «Из опыта работы с одаренными детьми начальной школы   учителями среднего звена» - Валеева С.И., учитель биологии.

12.30-12.40

  1. Работа с одаренными детьми ресурсного центра школы – Кудрявцева И.А., библиотекарь школы

12.40 – 12.45

  1. Свободная дискуссия. Анкетирование участников семинара.

12.45 - 12.55

  1. Подведение итогов работы семинара: принятие решения семинара, анализ семинара – Яковец Н.П., руководитель МО социальных педагогов и психологов.

12.55- 13.00



Предварительный просмотр:

Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога:

1.Учитель должен иметь высокие интеллектуальные способности, так как нельзя допускать существования интеллектуального разрыва в общении между одаренным учащимся и его учителем.

2. Обладать достаточной компетентностью, чтобы осознанно способствовать развитию школьников, переходу их деятельности на высшие уровни развития понятий.

3. Глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одаренными учениками.

4. Иметь опыт успешной педагогической работы, способность к творческой деятельности.

5.Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о возможных моделях работы с одаренными учащимися.

6. Постоянно повышать свою квалификацию.

7. Обмениваться опытом работы с другими учителями.

8. Создавать на уроке атмосферу, которая может вдохновлять ученика, развивать его интересы, стимулировать мысли.

9. Уметь выявлять школьников с неординарными способностями.

10. Составлять специальные учебные программы.

11. Уметь создавать такие условия, при которых школьники смогут научиться заниматься,

т.е. овладевать приемами учебной деятельности и достигать определенных результатов.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:

• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,

• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.



Задачи службы сопровождения:

1. Оказание психологической, поддерживающей, просветительной помощи одаренному ребенку и его семье.
2. Отслеживание воспитательного процесса ребенка.
Содержание деятельности:
1. Изучение условий, в которых воспитывается и обучается одаренный ребенок.
2. Выявление личностных психологических трудностей одаренных детей.
3. Проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения.
4. Оказание социально-педагогической помощи одаренному ученику, его родителям (лицам их заменяющим) в разрешении конкретных проблем.
5. Диагностика степени адаптации в детском коллективе в случае перехода из одной школы в другую.
6. Организация воспитательного и образовательного процессов с учетом психофизиологических особенностей ребенка.
7. Формирование адекватной самооценки.
8. Формирование личностного статуса одаренного ребенка в детском коллективе.
9. Анализ способности к самоопределению и саморазвитию.
10. Анализ уровня воспитанности ребенка.

11. Просвещение педагогических кадров по вопросам психофизиологических особенностей одаренного ребенка, причинам возникновения проблем и способов их разрешения.
12. Осуществление деятельности по развитию способностей ребенка.
13. Формирование ЗОЖ.


Социально-педагогическая поддержка одарённых детей будет проходить более эффективно, если учителя и родители будут придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Занятия по индивидуальному расписанию. Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по различным учебным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений.
  2. Не торопить учеников. Не следует форсировать обучения в тех областях, где ученик сталкивается с трудностями. Вспомним, например, что у А.С. Пушкина в Царскосельском лицее не все было гладко с математикой. Что было бы, если бы вместо возможности читать и писать стихи, ему нужно было бы заниматься алгеброй по усиленной программе? Легко предсказать – развилось бы отвращение к учебе, были бы отравлены прекрасные юношеские годы, вероятно, не было бы той, гармоничной  личности, которую мы видим у истоков нашей поэзии.
  3. Если родители у своих детей заметили проявление талантливости, способности, они должны создать им условия для дальнейшего развития. В школе таким детям необходима п.п. со стороны с.п., учителей. Они должны вовремя подсказать, направить родителей и самого ребенка. О.Д. необходима поддержка со стороны специалистов. Педагогическая поддержка включает в себя определенные условия, требующие их соблюдения.

Критерии результативности социально-педагогического сопровождения:

1.Комфорт и эмоциональная удовлетворенность одаренного ребенка в образовательном учреждении.
2.Уровень воспитанности ребенка по отношению к людям, творческому взаимодействию.

3.Личностное отношение одаренного ребенка к своему здоровью, собственным физическим возможностям.
4.Характер внутрисемейного общения.
5. Отношение к образовательному процессу.
6. Положительная динамика формирования самооценки.
7. Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии.
8. Нравственная направленность выбираемой деятельности.
9. Стрессоустойчивость.


«Чтобы сделать детей хорошими, надо их сделать            счастливыми»
                                                                                     Оскар Уайльд


Подготовила социальный педагог МОУ «СОШ №2» г.Всеволожска Игошина С,К., igsaule@list.ru




Предварительный просмотр:

Трудности одаренных детей:

(рекомендации для родителей ОД)

1. Одаренность проистекает из неравномерного развития организма, поэтому у ОД возникают трудности общения и быта. На фоне несогласованности разных систем организма порой норма выглядит патологией. Композитор-дошкольник музыку сочиняет, а шнурки завязывать не умеет! Тринадцатилетний гений делает блестящий доклад на конференции, но может оконфузиться громко высморкавшись в кулуарах.

2. Одаренным детям часто свойственны расстройства речи, произношения. Конечно не каждый заика вундеркинд. Но среди вундеркиндов заик гораздо больше, чем в среднем среди обычных детей.

3. Часто ОД  отличает неоправданная жестикуляция, тики, нечеткая координация движений.

4. ОД слишком активны и возбудимы. Их настроение меняется мгновенно. Какая-нибудь мысль молнией пронесется в голове и заставит рыдать или хохотать до упаду.

5. Некоторые ОД аутичны: «варятся» в собственной вселенной и абсолютно не умеют контактировать с окружающим миром. Вспомним героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя». Родители буквально за ручку водят его сначала в школу, потом в университет, где юноша поражает своим могучим интеллектом заслуженных профессоров страны.

В работе с ОД необходимо иметь огромный запас терпения и снисходительности. Воспринимайте их недостатки как неизбежную плату за счастье быть родителем гения.

Старайтесь смягчать домашнюю обстановку: громко не разговаривать, не делать резких движений, не дергать ребенка пустяковыми замечаниями.

***********«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами»,- сказал поэт. Эта мысль до сих пор актуальна.  *************

Проблемы одаренных детей в школе:

(рекомендации для педагогов):

  1. Нередко они вынуждены терпеть неприязнь со стороны одноклассников. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для ОД. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. ОД нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого ОД оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Им свойственна конформность. ОД, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Для ОД  характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Нередко приходится наблюдать несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. ОД часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  6. Для ОД характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7.  ОД  испытывают огромную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию ОД нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
  8. 8. Нередко ОД нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

******* Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. ******

Успехов Вам в работе!!!

Подготовила социальный педагог МОУ «СОШ №2» г.Всеволожска Игошина С,К., igsaule@list.ru

Психологическая памятка для учителя в работе с одаренными детьми.

(По Хромовой Т. Одаренные дети. ,ж. "Воспитание школьников")


1. Работа с ОД оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

2. У ОД очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но ОД нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, ОД – благодарные ученики.

6. Учитель всегда должен помнить, что ОД необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Од – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей.

7. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8. Учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить ОД в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность ОД к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

10. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Работа с одаренными детьми"

Ежегодно педагоги нашей школы деляться опытом работы с одаренными детьми. С этой целью и был создан буклет. Учителя открытые занятия, устраивают, вместе с детьми, концерты и показ спектаклей...

Буклет "Общение с одаренным ребенком"

Буклет содержит рекомендации по общению с одаренными детьми....

Буклет городского семинара "Системно-деятельностный подход в практике учителя

Буклет городского семинара "Системно-деятельностный подход в практике учителя"...

Буклет к семинару учителей географии

Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока....

Метод CLIL / Буклет к семинару

Основные особенности метода CLIL- Практическая направленность метода при подготовке учащихся к ГИА. Материалы буклета, составленного к семинару....

Презентация семинара-практикума "Одаренный ребенок"

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание. Работа по педагогической поддержке и сопровождению та...