Доклад "Проблема сохранения здоровья учащихся"
статья по теме
В статье раскрываются факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКДАД
Тема: Проблема сохранения здоровья учащихся.
Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы, 80% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе.
Здоровье школьника находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Приведем перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
2. Сужение понятия здоровья.
3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов.
4.Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения, в том числе:
- отсутствие системы обучения по сохранению здоровья;
- низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы;
- отсутствие моды на здоровье;
- мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
5.Несформированность культуры здоровья у преподавателей, неблагополучие их состояния здоровья.
Группа факторов, так называемых «внутришкольные» имеют непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий.
С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п. специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Вот основные проблемы.
Интенсификация образовательного процесса идет с одной стороны через увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов, элективных и т.п.). Фактическая учебная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО) в школах, а в особенности в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе 6,2-6,7 часа в день; в основной школе-7,2-8,3 часа в день; и в старшей школе – 8,6-9,2 часа в день.
А вместе с приготовлением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в день в начальной; 10-12 в основной; 13-15 в старшей школе!
слайд 3. Такое увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространенность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням. Среди учащихся эти цифры чуть меньше, хотя тоже далеко не все благополучно. А добавьте к этой нагрузке еще и дополнительное образование в других учреждениях. В большинстве случаев отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности нагрузки.
Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение часов при сохранении или увеличения объема материала. По данным Минобразования за последние 50 лет сократилось количество часов на образовательную область «филология» (на 49%), и на образовательную область «математика» (на 62%). Ясно, что столь резкое уменьшение часов при таком же объеме программного содержания неизбежно привело к увеличению объема домашних заданий и интенсификации учебного процесса. Слайд стр.7
Частое следствие интесификации – возникновение у детей состояния усталости, утомления, переутомления. Это создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических заболеваний. Еще один фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья детей - экзаменационный стресс. Особо пристальное внимание к этому вопросу связано с введением ЕГЭ (Щуркова Н.Е.)
Приведем развернутый перечень внутришкольных факторов небезразличных для здоровья школьников.
1.Гигиенические условия:
- уровень шума, освещенность, воздушная среда;
- размер помещения (кубатура);
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), качество строительных материалов;
- мебель: размеры, размещение в помещении;
- видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры;
- пищеблок: ассортимент, качество пищи и воды
-экологическое состояние прилегающей к ОУ территории;
- состояние сантехнического оборудования.
2.Учебно-организационные факторы (зависящие в большой степени от администрации)
-объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
-организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физ. пауз)
- объем физической нагрузки – по дням, за неделю, месяц (на занятиях, уроки физической культуры, на переменах, во внеучебное время)
- медицинское обеспечение учреждение, наличие психология;
-участие родителей в жизни учреждения;
- психологический климат в педагогическом коллективе;
- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;
-позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
3.Психолого-педагогические факторы (зависящие от педагога)
- психологический климат в классе, группе, наличие эмоциональных разгрузок;
- стиль педагогического общения, характер проведения опросов, экзаменов,
- индивидуальный подход;
- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- степень ограничений в свободе телесных, эмоциональных проявлениях;
-личностные психические особенности педагога, степень обременения собственными проблемами;
- подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих технологий.
Перечисленные факторы - это поле педагогической деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.
Охрана здоровья является приоритетным направлением деятельности всего общества. Существует более 300 определений понятия «здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Понятие здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
-личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий;
- положительные эмоции.
Теперь обратимся к терминологии.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья всех участников образования (учащихся, педагогов).
В эту систему входит: слайд 7
- условия обучения учащихся (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения),
-рациональная организация учебно-воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям детей
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
-использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.
Типы технологий слайд 8
1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
2. Оздоровительные (физ. подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
3. Технологии обучению здоровью (включение соответствующих тем в образовательный процесс).
4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия, внеклассные мероприятия, конкурсы, соревнования, дни здоровья…)
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть узкоспециализированными и комплексными.
Среди технологий, применяемых в системе образования можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а следовательно, разные методы и формы работы.
Медико-гигиенические технологии. Эти технологии относятся больше к компетенции медицинских работников. Кроме этого сюда относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на развитие физического здоровья. Реализуются на занятиях физической культуры, спортивных секциях.
Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности участников образовательного процесса - например: обустройство прилегающей территории, озеленение кабинетов, рекреаций, живой уголок, участие в экологических акциях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, инженерно-технических служб, пожарной инспекции т.д. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному исполнению и учету. А за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает директор.
Здоровьесберегающие образовательные технологии определяют структуру учебного процесса, согласно нормам СанПиНа, стиль работы на уроке педагога и его воздействие на обучающихся во время 45 минут, просветительское - разъяснительная работа с детьми родителями, проведение воспитательных мероприятий.
Социально-адаптирующие технологии обеспечивают укрепление психического здоровья. Сюда относят социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.
Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную педагогику и лечебную физкультуру.
Таким образом, обучение вопросам здоровья, воспитания культуры здоровья, использование здоровьесберегающие технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-143870-1367165859.jpg)
Обобщение опыта по теме: «Использование фитболгимнастики и акупрессуры на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся специальной медицинской группы»
Работу над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет...
Работа классного руководителя по сохранению здоровья учащихся
Работа классного руководителя по сохранению здоровья учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-95497-1587570611.jpg)
Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики как условие сохранения здоровья учащихся"
Учеба – тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение пр...
Проект "Сохранение здоровья учащихся через организацию здорового питания"
Тема: «Сохранение здоровья учащихся через организацию здорового питания»Цели проекта: 1. Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.2. Укрепление нрав...
Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.
Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-470057-1424284374.jpg)
Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.
Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы. В нашей школе, на наш взгляд, со...