Главные вкладки

    Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей
    статья по теме

    Борзых Ирина Викторовна

     

    В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

    Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sekciya_socped.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Прохоровская гимназия»

    Выступление  на  заседании  июньской секции логопедов, психологов, социальных педагогов

    Тема выступления:

     «Организация информационно-просветительской работы

    с родителями (законными представителями) несовершеннолетних,

     оказание им помощи в воспитании детей»

    Подготовила: Борзых И.В.,

    социальный педагог 7-11 классов

                                                        МОУ «Прохоровская гимназия»

    п. Прохоровка

     июнь 2011 года

    В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

    Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

    О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания".

    С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:

    - Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

    - Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

    - Формирование у родителей потребности в самообразовании.

    - Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

      Социальный педагог в работе с семьей выступает в трех основных качествах:

    1. консультанта по вопросам воспитания;
    2. защитника прав ребенка;
    3. посредника между семьей и другими социальными институтами.

    Деятельность социального педагога с семьей включает в себя три основные составляющие социально-педагогической помощи:

    1. образовательную,
    1. психологическую,
    1. посредническую.

     Образовательная составляющая включает в себя два направления: - помощь в обучении, которая направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей; - помощь в воспитании с использованием методов консультирования, создания воспитывающих ситуаций. 

    Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает социально-психологическую поддержку (например, в период кратковременного кризиса) и коррекцию межличностных отношений, когда в семье существует психическое насилие над ребенком (запугивание, оскорбление, унижение достоинства ребенка).

     Посредническая составляющая социально-педагогической помощи предполагает:

    1. помощь в организации (например, семейного досуга);
    2. помощь в информировании (по вопросам социальной защиты);
    3. помощь в координации (привлечение различных служб для совместного решения проблем конкретной семьи).

    Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

    1. Правовое воспитание родителей:

    - знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;

    - взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;

    -индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

    2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

    3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.

    Информационно-просветительская работа с родителями:

    1. выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
    2. обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов КДН и ЗП;
    3. организация консультаций специалистов (медицинских работников, педагогов) для родителей;
    4. посещение на дому детей группы «риска» и неблагополучных семей;
    5. организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
    6. проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций;
    7. лектории;
    8. семинары;
    9. педагогические практикумы;
    10. конференции;
    11. обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;
    12. организация курсов по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;
    13. тренинги;
    14. ролевые игры;
    15. практические занятия;
    16. оформление информационных стендов.

    Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

    Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.

    Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

    Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями-предметниками, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.

    Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.

    Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.

    Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.

    Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

    Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, почти всегда создают реальные сложности в формировании подростков. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику правонарушающего поведения несовершеннолетних. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь подростка. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе.

    Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально-значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. Подросток всегда воспринимает в родительской семье определенные образцы поведения.

    Среди общих мер профилактики, направленных как на подростков «группы риска», выделяется организацию здорового образа жизни. Как правило, здоровый образ жизни, начинается в семье. Именно в микросреде подростки набирают свой социальный и нравственный опыт, на основе которого затем формируются их взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. Поэтому трудности в поведении и нравственном развитии являются следствием дефектов в системе взаимосвязей и отношений подростков с микросредой.

    Выделяются четыре вида «проблемных» семей:

    - конфликтующая семья, где родители не ладят друг с другом;

    - аморальная семья, где супруги стали объектом общественного осуждения;

    - педагогически несостоятельная семья, где взаимоотношения выстроены между членами семьи верно, но способы воспитательного воздействия неправильны;

    - асоциальная семья, где отрицается право и мораль, где применяется физическое насилие.

    Меры по педагогизации среды должны включать: повышение педагогической культуры родителей; педагогическое руководство воспитанием в семье; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; организация административного, правового и общественного контроля за семьями, уклоняющимися от исполнения своих родительских обязанностей.

    Констатируя наличие у подростка отрицательных качеств, родители заявляют о своей беспомощности в их преодолении, об отсутствии знаний, опыта, времени, терпения. Родители часто не осознают причин негативных явлений, не способны анализировать возникающие ситуации.

    Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания.

    На практике зарекомендовали себя  групповые формы работы с родителями. Одной из них является родительский семинар. Основная задача психокоррекции семейного воспитания и развития детей в семье состоит в расширении знаний родителей о психологии воспитания, психологических законах развития подростка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания. Главной «мишенью» формирования родительской культуры становится самосознание родителей, система некритично усвоенных стереотипов воспитания, а также реальные формы взаимоотношений со всеми членами семьи, которые нередко вносятся в общение с подростком и могут нарушать его. На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, в осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

    Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. А именно:

    - распределяет участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;

    - организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;

    - организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализациях групповых и общественных программ;

    - отслеживает результаты;

    - информирует: комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ; начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

    Работа социального педагога с родителями по формированию гражданственности и патриотизма у детей.

    Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Нравственные нормы общества сначала предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемыми родителями. Еще не являясь осознанными, эти нормы усваиваются как единственно возможный способ поведения. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, прежде всего, родителей и учителей, являются главным фактором успешного воспитания детей. Для института семьи важнейшими являются две особые этические ценности: ответственность и доверие.

        Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданина необходимо, чтобы цели, стремления, заботы общества были целями и заботами семьи. Ведь гражданственность – это чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за его безопасность. Ребенок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей ребенок. Затем в классе, кругу сверстников, в общественных организациях подросток получает уроки товарищества. Понятие «мы» для него все больше расширяется. Это естественный процесс расширения отношений ребенка с окружающим миром, если этот процесс «не искажен влиянием среды, недостатками в воспитании». Таким образом, воспитание гражданина в семье означает подготовку растущего человека к выполнению функций хозяина и труженика страны, защитника Родины, к участию в решении текущих и перспективных задач государства, и, в конечном счете – к участию в сознательной и активной деятельности.

        Проблема эффективного взаимодействия социального педагога с родителями является одной из актуальных в его профессиональной деятельности. Взаимодействие социального педагога с семьей должно строиться на следующих принципах:

      - доверительность отношений, вера родителей в порядочность, профессионализм педагога;

     - личная заинтересованность родителей во взаимодействии, желании лучше познать себя, что поможет лучше понять своих детей;

     - проявление искреннего интереса к родителям ребенка со стороны социального педагога, умение активно слушать родителей;

     - оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с родителями.

        Как показывает практика, установление доверительных, партнерских отношений между социальным педагогом и семьей возможно при условии поэтапного построения взаимодействия.

     На первом этапе происходит моделирование общения во время предстоящей деятельности. Моделируются содержание и форма работы с родителями. На данном этапе происходит своеобразная подготовка социального педагога к деловому и личностному взаимодействию с родителями, создание установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку и родителям. 

    На втором этапе формируются доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Главное на этом этапе – заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.

    Задача третьего этапа – формирование у родителей более полного образа ребенка, правильное его восприятие. Это может быть достигнуто, в том числе путем сообщения им информации о ребенке, которая может быть для них неожиданной (он - замечательный товарищ, активно участвует в общественных делах и т.д.).

     Четвертый этап предполагает знакомство социального педагога с особенностями семейного воспитания на основе доверительности и возникшей потребности у родителей поделиться со специалистом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка.

     Пятый этап - это период совместного с родителями исследования личности ребенка, когда планируется конкретное содержание работы с родителями, определяются формы сотрудничества с учетом возможностей, индивидуальных особенностей родителей.

       Условно все формы работы социального педагога по гражданско-патриотическому воспитанию в семье можно разделить на:

    1. индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи); 
    2. групповые (групповые консультации, группы взаимопомощи);
    3. коллективные (родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, проведение досуговых мероприятий);
    4. наглядно-информационные (выпуск газет, создание видеоматериалов по вопросам семейного воспитания, выставки творческих работ детей и родителей и др.).

        На всех этапах проведения беседы, консультирования - как индивидуальных форм работы - важно создать атмосферу доброжелательности, доверительности. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения родителей. Одним из первых, кто предложил помогать родителям в установлении гармоничных, демократических отношений в семье, был А. Адлер (1870-1937). Его мечтой было создание настоящего сообщества единомышленников (родителей, педагогов, других взрослых), которые бы содействовали воспитанию у детей социальной ответственности. Последователем А. Адлера был Р. Дрейкурс, открывший в 1939 году центр консультирования родителей (Чикаго).

        Наряду с индивидуальными формами работы с родителями все чаще используются групповые – тренинги, родительские семинары, групповое консультирование. Организуя групповую работу с родителями, следует помнить, что она не дает быстрых эффективных результатов, так как родительские отношения характеризуются устойчивостью и сопротивлению изменениям. Для социального педагога важно создать условия для сознательной, активной перестройки отношений самими родителями. В рамках групповой работы социальный педагог организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, проводит небольшие ролевые игры. В числе форм работы с родителями: семейные клубы по интересам, родительские лектории, туристические походы (с детьми).

        

    Памятка родителям.

    1. Практикуйте демократический стиль воспитания, – это поможет установлению контактов.
    2. Уважайте вашего ребенка, его личное достоинство.
    3. Хорошо взвешивайте мнение ребенка, умейте слушать и слышать его.
    4. Признавайте свои ошибки перед детьми.
    5. Воспринимайте его как равноправного члена семьи.
    6. Незаметно изучайте своего ребенка.
    7. Попытайтесь видеть себя глазами подростка.
    8. Ведущим принципом в общении с ребенком является сотрудничество.
    9. Наберитесь терпения к поступкам своего ребенка.
    10. Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в нем положительные успехи.
    1. Поддерживайте подростка в трудную минуту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Уведомление родителей (законных представителей) об ответственности за жизнь и здоровье детей во внеурочное время

    Данная памятка напоминает родителям об ответственности за жизнь и здоровье детей во внеурочное время, о недопущении оставления детей без присмотра в любых травмоопасных местах, представляющих угрозу ж...

    Экспресс опросник для родителей (законных представителей) для оценки социально-личностного благополучия ребенка (детей)

    Профилактика социально-личностного неблагополучия  и выявление лиц "группы риска"...

    О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

    О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...