Организация информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказание им помощи в воспитании детей
статья по теме

Борзых Ирина Викторовна

 

В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekciya_socped.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Прохоровская гимназия»

Выступление  на  заседании  июньской секции логопедов, психологов, социальных педагогов

Тема выступления:

 «Организация информационно-просветительской работы

с родителями (законными представителями) несовершеннолетних,

 оказание им помощи в воспитании детей»

Подготовила: Борзых И.В.,

социальный педагог 7-11 классов

                                                    МОУ «Прохоровская гимназия»

п. Прохоровка

 июнь 2011 года

В России, переживающей в настоящее время глубокие трансформационные процессы и последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого обращения с ними. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей - социальные факторы, игнорировать которые чрезвычайно опасно. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания".

С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

  Социальный педагог в работе с семьей выступает в трех основных качествах:

  1. консультанта по вопросам воспитания;
  2. защитника прав ребенка;
  3. посредника между семьей и другими социальными институтами.

Деятельность социального педагога с семьей включает в себя три основные составляющие социально-педагогической помощи:

  1. образовательную,
  1. психологическую,
  1. посредническую.

 Образовательная составляющая включает в себя два направления: - помощь в обучении, которая направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей; - помощь в воспитании с использованием методов консультирования, создания воспитывающих ситуаций. 

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает социально-психологическую поддержку (например, в период кратковременного кризиса) и коррекцию межличностных отношений, когда в семье существует психическое насилие над ребенком (запугивание, оскорбление, унижение достоинства ребенка).

 Посредническая составляющая социально-педагогической помощи предполагает:

  1. помощь в организации (например, семейного досуга);
  2. помощь в информировании (по вопросам социальной защиты);
  3. помощь в координации (привлечение различных служб для совместного решения проблем конкретной семьи).

Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

1. Правовое воспитание родителей:

- знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;

- взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;

-индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.

Информационно-просветительская работа с родителями:

  1. выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
  2. обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов КДН и ЗП;
  3. организация консультаций специалистов (медицинских работников, педагогов) для родителей;
  4. посещение на дому детей группы «риска» и неблагополучных семей;
  5. организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
  6. проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций;
  7. лектории;
  8. семинары;
  9. педагогические практикумы;
  10. конференции;
  11. обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;
  12. организация курсов по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;
  13. тренинги;
  14. ролевые игры;
  15. практические занятия;
  16. оформление информационных стендов.

Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.

Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями-предметниками, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.

Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.

Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их проблемам.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, почти всегда создают реальные сложности в формировании подростков. Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику правонарушающего поведения несовершеннолетних. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь подростка. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе.

Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально-значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. Подросток всегда воспринимает в родительской семье определенные образцы поведения.

Среди общих мер профилактики, направленных как на подростков «группы риска», выделяется организацию здорового образа жизни. Как правило, здоровый образ жизни, начинается в семье. Именно в микросреде подростки набирают свой социальный и нравственный опыт, на основе которого затем формируются их взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. Поэтому трудности в поведении и нравственном развитии являются следствием дефектов в системе взаимосвязей и отношений подростков с микросредой.

Выделяются четыре вида «проблемных» семей:

- конфликтующая семья, где родители не ладят друг с другом;

- аморальная семья, где супруги стали объектом общественного осуждения;

- педагогически несостоятельная семья, где взаимоотношения выстроены между членами семьи верно, но способы воспитательного воздействия неправильны;

- асоциальная семья, где отрицается право и мораль, где применяется физическое насилие.

Меры по педагогизации среды должны включать: повышение педагогической культуры родителей; педагогическое руководство воспитанием в семье; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; организация административного, правового и общественного контроля за семьями, уклоняющимися от исполнения своих родительских обязанностей.

Констатируя наличие у подростка отрицательных качеств, родители заявляют о своей беспомощности в их преодолении, об отсутствии знаний, опыта, времени, терпения. Родители часто не осознают причин негативных явлений, не способны анализировать возникающие ситуации.

Большая часть подростков считают, что их родители слишком заняты и что интересы взрослых и молодежи различны. Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания.

На практике зарекомендовали себя  групповые формы работы с родителями. Одной из них является родительский семинар. Основная задача психокоррекции семейного воспитания и развития детей в семье состоит в расширении знаний родителей о психологии воспитания, психологических законах развития подростка. Вместе с тем на семинарах не только повышается информированность, но и начинает происходить главное - изменение отношений родителей к самому процессу воспитания. Главной «мишенью» формирования родительской культуры становится самосознание родителей, система некритично усвоенных стереотипов воспитания, а также реальные формы взаимоотношений со всеми членами семьи, которые нередко вносятся в общение с подростком и могут нарушать его. На семинаре родители вовлекаются в обсуждение и, главное, в осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. А именно:

- распределяет участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;

- организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;

- организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализациях групповых и общественных программ;

- отслеживает результаты;

- информирует: комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ; начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

Работа социального педагога с родителями по формированию гражданственности и патриотизма у детей.

Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Нравственные нормы общества сначала предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемыми родителями. Еще не являясь осознанными, эти нормы усваиваются как единственно возможный способ поведения. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, прежде всего, родителей и учителей, являются главным фактором успешного воспитания детей. Для института семьи важнейшими являются две особые этические ценности: ответственность и доверие.

    Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданина необходимо, чтобы цели, стремления, заботы общества были целями и заботами семьи. Ведь гражданственность – это чувство неразрывной связи с народом, сознание ответственности за его безопасность. Ребенок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей ребенок. Затем в классе, кругу сверстников, в общественных организациях подросток получает уроки товарищества. Понятие «мы» для него все больше расширяется. Это естественный процесс расширения отношений ребенка с окружающим миром, если этот процесс «не искажен влиянием среды, недостатками в воспитании». Таким образом, воспитание гражданина в семье означает подготовку растущего человека к выполнению функций хозяина и труженика страны, защитника Родины, к участию в решении текущих и перспективных задач государства, и, в конечном счете – к участию в сознательной и активной деятельности.

    Проблема эффективного взаимодействия социального педагога с родителями является одной из актуальных в его профессиональной деятельности. Взаимодействие социального педагога с семьей должно строиться на следующих принципах:

  - доверительность отношений, вера родителей в порядочность, профессионализм педагога;

 - личная заинтересованность родителей во взаимодействии, желании лучше познать себя, что поможет лучше понять своих детей;

 - проявление искреннего интереса к родителям ребенка со стороны социального педагога, умение активно слушать родителей;

 - оптимальное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с родителями.

    Как показывает практика, установление доверительных, партнерских отношений между социальным педагогом и семьей возможно при условии поэтапного построения взаимодействия.

 На первом этапе происходит моделирование общения во время предстоящей деятельности. Моделируются содержание и форма работы с родителями. На данном этапе происходит своеобразная подготовка социального педагога к деловому и личностному взаимодействию с родителями, создание установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку и родителям. 

На втором этапе формируются доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Главное на этом этапе – заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.

Задача третьего этапа – формирование у родителей более полного образа ребенка, правильное его восприятие. Это может быть достигнуто, в том числе путем сообщения им информации о ребенке, которая может быть для них неожиданной (он - замечательный товарищ, активно участвует в общественных делах и т.д.).

 Четвертый этап предполагает знакомство социального педагога с особенностями семейного воспитания на основе доверительности и возникшей потребности у родителей поделиться со специалистом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка.

 Пятый этап - это период совместного с родителями исследования личности ребенка, когда планируется конкретное содержание работы с родителями, определяются формы сотрудничества с учетом возможностей, индивидуальных особенностей родителей.

   Условно все формы работы социального педагога по гражданско-патриотическому воспитанию в семье можно разделить на:

  1. индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи); 
  2. групповые (групповые консультации, группы взаимопомощи);
  3. коллективные (родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, проведение досуговых мероприятий);
  4. наглядно-информационные (выпуск газет, создание видеоматериалов по вопросам семейного воспитания, выставки творческих работ детей и родителей и др.).

    На всех этапах проведения беседы, консультирования - как индивидуальных форм работы - важно создать атмосферу доброжелательности, доверительности. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения родителей. Одним из первых, кто предложил помогать родителям в установлении гармоничных, демократических отношений в семье, был А. Адлер (1870-1937). Его мечтой было создание настоящего сообщества единомышленников (родителей, педагогов, других взрослых), которые бы содействовали воспитанию у детей социальной ответственности. Последователем А. Адлера был Р. Дрейкурс, открывший в 1939 году центр консультирования родителей (Чикаго).

    Наряду с индивидуальными формами работы с родителями все чаще используются групповые – тренинги, родительские семинары, групповое консультирование. Организуя групповую работу с родителями, следует помнить, что она не дает быстрых эффективных результатов, так как родительские отношения характеризуются устойчивостью и сопротивлению изменениям. Для социального педагога важно создать условия для сознательной, активной перестройки отношений самими родителями. В рамках групповой работы социальный педагог организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, проводит небольшие ролевые игры. В числе форм работы с родителями: семейные клубы по интересам, родительские лектории, туристические походы (с детьми).

    

Памятка родителям.

  1. Практикуйте демократический стиль воспитания, – это поможет установлению контактов.
  2. Уважайте вашего ребенка, его личное достоинство.
  3. Хорошо взвешивайте мнение ребенка, умейте слушать и слышать его.
  4. Признавайте свои ошибки перед детьми.
  5. Воспринимайте его как равноправного члена семьи.
  6. Незаметно изучайте своего ребенка.
  7. Попытайтесь видеть себя глазами подростка.
  8. Ведущим принципом в общении с ребенком является сотрудничество.
  9. Наберитесь терпения к поступкам своего ребенка.
  10. Чаще прибегайте к похвале, закрепляя в нем положительные успехи.
  1. Поддерживайте подростка в трудную минуту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уведомление родителей (законных представителей) об ответственности за жизнь и здоровье детей во внеурочное время

Данная памятка напоминает родителям об ответственности за жизнь и здоровье детей во внеурочное время, о недопущении оставления детей без присмотра в любых травмоопасных местах, представляющих угрозу ж...

Экспресс опросник для родителей (законных представителей) для оценки социально-личностного благополучия ребенка (детей)

Профилактика социально-личностного неблагополучия  и выявление лиц "группы риска"...

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...

Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...