Зарубежный опыт изучения религии в светской школе
методическая разработка на тему

Щербакова Елена Викторовна

Конспект лекции по методике преподавания религиоведения (в том числе Основ православной культуры) в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: методика преподавания религиоведения.

Группа религиоведов 5 курса.

Тема: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

Цель занятия: показать студентам многообразие подходов к решению проблем преподавания религиоведения в школе.

Задачи: 1. Рассмотреть опыт зарубежных стран в построении религиозного образования детей.

2. попытаться совместно со студентами подобрать подходящую модель религиозного образования для российского общества.

3. формирование толерантного мышления у студентов.

Тип занятия: лекция

Учебное оборудование: политическая карта мира

Литература: 1. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Уч. пособие. — М.: Изд-во РАГС, 1998

2. Понкин И.В. Светскость: конституционно-правовое исследование — М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права. 2002.

3. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.:2004

Ход занятия:

1. Орг. момент

2. Работа с картой

3. Работа над базовыми понятиями

4. Работа над новым материалом

5. Работа над семинарским занятием (запись вопросов и литературы

к семинару).

План лекционного материала:

  1. Россия в межкультурном диалоге
  2. Опыт зарубежных стран в организации религиоведческого образования в школах
  3. Выбор подходящей системы для России

Сегодня на занятии нам предстоит рассмотреть опыт организации преподавания религии в европейских странах. Для чего? Нам известно, что единой российской такой концепции нет. А чтобы выработать таковую, необходимо изучить чужой опыт. Прежде, чем мы начнем говорить о других государствах, нам нужно вспомнить их географическое положение и некоторые моменты из истории.

Обратимся к политической карте и найдем следующие государства: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Польша, Израиль, Австрия, Швеция, Греция. 

Хорошо. Скажите, а повлияла ли на становление этих государств Реформация, Просвещение? И что это за процессы?

Итак, приступим к рассмотрению темы занятия.

1. Для оценки состояния и перспектив процесса интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы, взаимодействия Российского государства с религиозными организациями традиционных конфессий нашей страны в обучении и воспитании детей и молодежи, существенное значение имеет рассмотрение аналогичной практики, сложившейся в зарубежных странах. Россия ныне активно интегрируется в мировое сообщество, расширяются как официальные политические и культурные связи нашей страны с другими государствами, так и частные контакты граждан. В речах политиков и руководителей нашего государства постоянно звучит напоминание о месте России в ряду стран европейского культурного ареала. Поэтому при оценке возможностей и ограничений взаимодействия государственной системы образования и воспитания с религиозными организациями традиционных конфессий народов России уместно рассмотреть опыт таких отношений в других государствах.

Особого внимания заслуживает такой опыт в странах зарубежной Европы, как наиболее близкого нам в культурном отношении региона мира, а также в ныне суверенных республиках «большой России» — бывшего СССР.

2. Во Франции истоки светского образования лежат в эпохе Просвещения, провозгласившей идеи воспитания народа через эмансипацию человека от Бога и Церкви, утверждающей свой просветительский проект в острой борьбе с христианством в форме римского католицизма. Французская модель светского образования складывалась в течение XIX в., когда главными ценностями считались разум, наука, техника, естествознание, прогресс, рационализм. Идеалом здесь был человек, освободившийся на основе познания при роды от релизных догм и суеверий. Ныне в системе государственного общего образования во Франции религия не преподаётся в государственной школе в обязательном порядке. Для учащихся, желающих получать религиозное образование, организуются курсы изучения религии за рамками основной программы школы, для чего выделяются особые два дня в неделю. Такие курсы ведутся в школах соответствующими религиозными организациями.

В Австрии, Швеции и ряде других западноевропейских стран, в государственной школе предусмотрена обязанность государства обучать школьников религии, к которой ребенок или его семья принадлежат или выражают предпочтительной отношение.

Это предполагает тесную связь задач воспитания гражданина соответствующего государства и формирования личности ребенка в контексте традиционной в данном обществе религиозной культуры.

В Великобритании в разделе 76 Акта об образовании 1944

года говорится, что дети должны получать образование в соответствии с желанием их родителей, если эти желания им

препятствуют эффективности образования и не влекут дополнительных общественных расходов. Право родителей выбирать образование для своих детей было подтверждено законом от 1980 года. В Великобритании существует около 4500 государственных религиозных школ, т.е. тех, в которых общее светское образование дается на религиозной мировоззренческой основе в соответствии с социальным заказом общества. Большинство этих школ контролируют католики или протестанты, такого же статуса ныне добиваются мусульмане.

Религиозные меньшинства пользуются свободой создавать

собственные школы, требования к программе этих школ должны отвечать минимальному стандарту общего образования

В Великобритании родители существенно влияют на процессы воспитания детей в школе, что является признаком развитого гражданского общества.

В Италии в сфере образования и воспитания школьников ведется четкое различие между положениями закона, которое применяются к Римско-католической Церкви, и теми, которые применяются к другим религиозным конфессиям. Каждый год при записи в школу ученики или их родители должны сообщать, намереваются ли они принимать

участие в религиозных католических образовательных занятиях и воспитательных мероприятиях. Помимо занимающей преимущественное положение Римско-католической Церкви в Италии представители других конфессий (иудеи и лютеране) могут посылать своих собственных преподавателей в государственные школы, если их запрашивают ученики, родители или школьные администрации. Школьные власти и представители этих религиозных конфессий устраивают эти занятия в дополнительное время и эти религиозные организации должны соглашаться нести полное финансовое бремя по организации таких занятий. Кроме них, никакие другие религиозные организации без формального государственного соглашения не имеют права посылать собственных представителей в государственные школы и проводить в них воспитательные мероприятия.

В Испании в государственных школах признается особое положение Римско-католической Церкви, эта религия может быть одним из основных предметов в любой школе (хотя для учеников этот предмет необязательный); признаются религиозные ученые степени; государство охраняет церковное историческое и культурное наследие и финансирует его сохранение.

В Греции в начальных и средних школах религиозное образование осуществляется согласно догматам и традициям Православной Церкви. Родители вправе воспитывать своих детей в соответствии со своими собственными религиозными верованиями.

В Польше Римско-католической Церкви предоставляется возможность преподавать основы религии в школах.

В США роль государства в обеспечении религиозного oбразования и воспитания или в способствовании такому образованию строго ограничена. Модель изучения религии в США формировалась в условиях бурного притока эмигрантов, исповедующих разные верования, религии. Верховный Суд США отменил практику молитв или чтения Библии как части реализации учебного плана в светской школе. Изучение религии в государственных школах США, осуществляется путем информирования о религиях.

В Израиле существует сеть религиозных школ — как государственных, так и частных, в которых обучается примерно треть всех учащихся. Существуют учебные заведения, например, религиозные хедеры крайне ортодоксального направления, вообще отказывающиеся от контроля и поддержки государства. Государственные школы подразделяются на две ветви: общую и религиозную, имеющие отдельные инспектуры, программы и учебные планы, различные пособия и контингенты учителей.

В государственных школах введены обязательные учебные предметы: иврит, литература, Традиция (Тора и Талмуд). Важно отметить, что в Израиле, как светском государстве за каждым национально-религиозным меньшинством признается право на создание школ с национальными кадрами учителей, преподавателями на родном языке и включение в план специальных предметов по истории и культуре данной религиозно-этнической группы.

 3. Таким образом, на приведенных примерах видно, что изучение религии в светской школе может быть представлено и виде различных моделей. Освоение знаний о религии может быть подчинено и целям атеистического воспитания детей, и отвлеченно-религиоведческому информированию учащихся обо всех религиях. Оно может служить и способом получить конфессионально ориентированное воспитание на основе вероучения религиозных конфессий, которые государство выделяет в качестве традиционных, значимых в данном обществе, народе, в его истории и культуре.

Соответственно и у нас, в России, имеются сторонники различных моделей интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность светской школы. Кто-то считает за идеал американскую модель. Другие указывают на Швецию или Израиль. Конечно, путь развития одного общества, одной образовательной системы не может быть механически нанесен на другую почву. Нельзя ни присвоить себе чужое целое, ни отказаться, отречься от своей истории и культуры. К подходам к изучению религии в государственной школе следует искать свое решение, основанное на опыте и тенденциях развития нашего, российского общества, с опорой на историю и культуру нашей страны, России. В то же время мы не должны игнорировать опыт других.

Так, в организации изучения религии в светской общеобразовательной школе Германии, исследователями выделяются следующие аспекты:

• точное определение областей ответственности государства и религиозных организаций при решении организационных, управленческих и педагогических задач в светской школе;

• устоявшиеся подходы к распределению компетенции между всеми заинтересованными сторонами, участниками образовательного процесса;

• вычленение и однозначное установление уровня, на котором принимаются решения по каждой конкретной проблеме изучения религии в светской школе;

• неукоснительный учет прав каждой из заинтересованных сторон, обеспечиваемый через тщательно регламентированные «цепочки» согласований при решении практически всех, могущих возникать вопросов;

• конкретность в выделении предмета согласования и предоставлением права голоса не только институциям (управленческим структурам), но и индивидуумам — учащимся, учителям, родителям и т.д.

Какую модель вы бы предложили для российского общества?

Давайте сделаем некоторые выводы.

Таким образом, проведенное краткое рассмотрение практики взаимодействия зарубежных государств с организациями традиционных религиозных конфессий в обучении и воспитании детей и молодежи школьного возраста на основе уже имеющихся в нашей стране публикаций, на наш взгляд, позволят сделать следующие выводы.

Наиболее четко и бесконфликтно действующая система такого взаимодействия складывается в русле развития самодеятельного, самоуправляемого гражданского общества. На примере практики организации приобщения учащихся к воспитывающим ценностям традиционных религий в государственной светской школе Германии видно, что этот процесс направлялся гражданским обществом, а государством только регулировался и организуется в строгом соответствии с национальным законодательством (федеральным и региональным).

Выстраивание такой системы в центре и в российских регионах с учетом культурной и исторический специфики каждого из них, по нашему мнению, — оптимальный путь неконфликтного, продуктивного взаимодействия государственной системы образования и религиозных объединений в организации изучения религии в российской школе.

Есть ли по содержанию лекции вопросы? Запишем вопросы к семинару:

  1. Особенности религиозного образования в США
  2. Принципы изучения основ религии в Германии
  3. Эпоха Просвещения и религия
  4. Религиозное образование в дореволюционной России
  5. Опыт римско-католической церкви в преподавании религии

Литература для подготовки:

1. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Уч. пособие. — М.: Изд-во РАГС, 1998

2. Понкин И.В. Светскость: конституционно-правовое исследование — М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права. 2002.

3. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.:2004

4. При подготовке к вопр.4,5 можно воспользоваться учебными пособиями по истории, истории педагогики, истории церкви любых авторов, изданий.

 Благодарю вас за внимание, вы можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарубежный опыт управления качеством

Доклад содержит критерии оценки качества продукции, рассматривает опыт передовых зарубежных систем качества продукции, их актуальность....

Зарубежный опыт ювенальной юстиции. Нужен ли он народам России?

Эта многогранная комплексная проблема в настоящее время по-особенному обострилась в нашей стране и приобрела гигантские масштабы уже в вопросе зарубежного опыта организации профилактики правонар...

Зарубежный опыт ювенальной юстиции. Нужен ли он народам России?

Эта многогранная комплексная проблема в настоящее время по-особенному обострилась в нашей стране и приобрела гигантские масштабы уже в вопросе зарубежного опыта организации профилактики правонар...

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

При отборе зарубежных средств,  повышающих качество образования, необходимо учитывать  многообразие нашей страны и соответственно этому решать поставленные цели. Выборочно следует подходить ...

Зарубежный опыт преподавания географии в школе.

Особенности преподавания географии в других странах (на примере Великобритании)....

Изучение зарубежной литературы в основной и старшей школе как средство формирования коммуникативных универсальных действий (из опыта работы).

Важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолирован...

Зарубежный и отечественный опыт гендерного принципа в полилингвальной школе

В контексте развития системы образования Республики Татарстан и России научно-теоретического обоснования требует дальнейшее использование гендерного принципа при формировании учебного контингента лице...