«Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
план-конспект урока по теме

Кравченко Светлана Владимировна

Занятие проводится для формирования у летей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие, уважения и терпимости к другим людям и их правам. рекомендовано для работы воспитателям, социальным педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_7.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по правовому воспитанию

по статье Конвенции

Статья 7

1. Ребёнок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

Разработано: социальный педагог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 239»

Кравченко С.В.

Тема: «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

Цель:  продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка; дать детям представление о важности права на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; познакомить с понятием отчество, фамилия; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Предшествующая работа: беседы по нравственной теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

Материал: свидетельство о рождении.

Ход беседы:

Педагог. Ребята, я вас вижу каждый день и знаю вас. А теперь посмотрите друг на друга и скажите, чем вы отличаетесь друг от друга. (Ответы детей)

Педагог. Каждый из вас отличается от другого своей внешностью, характером и именем. У каждого человека есть имя. И сегодня мы с вами познакомимся о праве человека на имя. Но у человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.

Вопросы к детям:

  1. Нравится ли тебе твое имя?
  2. Как называют тебя в семье?
  3. Как зовут ваших родных: маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата?

Педагог. По имени человека определяется его пол – женщина это или мужчина, молодой он или в возрасте. Когда мы обращаемся  к взрослому человеку, мы к имени обязательно прибавляем отчество, и тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь к другу или подруге, мы называем их по имени, а иногда и ласковыми именами: Света – Светочка, Ира – Ирочка, Вова – Вовочка и т.д.

Игра «Обратись по имени».

Вариант 1. Обязательно обращаться друг к другу по имени.

Вариант 2. Дети называют друг друга ласковыми именами.

Педагог.

            ИМЯ

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит?  (Т. Шорыгина)

К выбору имени малыша родители подходят весьма ответственно. Все родители хотят видеть своих детей сильными, смелыми, добрыми, рослыми, здоровыми. И имена вам дали красивые. Однако каждое имя что-то означает. Например: Александр – мужественный защитник, Виктор – победитель, Владимир – владеющий миром, Галина – спокойная, Екатерина – чистая, Елена – светлая, сияющая, Сергей – высокий, высокочтимый, Юлия – пушистая, волнистая.

 После того, как ребенок появился на свет и родители выбрали имя, они получают свидетельство о его рождении. Посмотрите, что у меня в руках? Это документ и он называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения, фамилию, имя и отчество родителей. Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, меня зовут Светлана, моего папу зовут Владимир, значит отчество мое – Владимировна. И вы меня зовете уважительно, так как я старше вас и я ваш педагог – Светлана Владимировна.

Вопросы к детям:

  1. Как зовут вашего папу?
  2. Какое у вас отчество?
  3. Назовите имя и отчество?
  4. Назовите имена и отчества ваших мам и пап.

Игра «Имена»

Дети встают в круг. Хлопают в ладоши, поворачиваются к соседу и называют своё полное имя. Затем – имя и отчество.

Педагог. Ребята, скажите, как называется документ, который выдаётся ребенку после его рождения? Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите маму показать этот документ. А мама пусть вам прочтет все его пункты.

Помимо имени и отчества у вас есть фамилия. У одних произошли фамилии от имён: Иван -  Иванов, Максим – Максимов, Сергей – Сергеев. У других – от названия зверей, птиц, насекомых, рыб: Волков, Бобров, Сорокин, Орлов, Муравьёв, Карпов, Судаков и др. А третьи фамилии к нам пришли из прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии или по каким-то преобладающим качествам характера. Так, слесарю давали фамилию Слесарев, рыбаку – Рыбаков, гончару – Гончаров, человек, который любит мир – Любомиров, Тихомиров, Весёлый.  Есть фамилии, которые произошли от названия деревьев, цветов: Лютиков, Клёнов, Розов, Виноградов и т.д. Ребята, подумайте и назовите фамилии, происходящие от вышеназванных названий. А может кто-то в  вашей группе имеет похожую фамилию?

Итак, моё имя Светлана, мне присвоили отчество Владимировна, и фамилию отца Рыбалко. Но я вышла замуж и взяла фамилию мужа -  Кравченко. Моё полное имя, отчество и фамилия – Светлана Владимировна Кравченко.

Вопросы к детям:

  1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите её.
  2. Как вы думаете, как возникла ваша фамилия? Спросите у родителей.
  3. Знаете ли вы фамилии ваших бабушек и дедушек? Назовите.
  4. С каким правом вы познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Права ребёнка - твои права!"

Дополнительный наглядный материал ко всем мероприятиям на правовую тему....

Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".

Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Права ребёнка – права человека»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-   пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты;-   формирование правовой культуры, развитие интереса ...

Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.

Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...

ОТ ПРАВ РЕБЁНКА – К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Права- это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Права есть  у всех ...