«Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
план-конспект урока по теме
Занятие проводится для формирования у летей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие, уважения и терпимости к другим людям и их правам. рекомендовано для работы воспитателям, социальным педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_7.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по правовому воспитанию
по статье Конвенции
Статья 7
1. Ребёнок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
Разработано: социальный педагог
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 239»
Кравченко С.В.
Тема: «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
Цель: продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка; дать детям представление о важности права на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; познакомить с понятием отчество, фамилия; способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.
Предшествующая работа: беседы по нравственной теме, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций
Материал: свидетельство о рождении.
Ход беседы:
Педагог. Ребята, я вас вижу каждый день и знаю вас. А теперь посмотрите друг на друга и скажите, чем вы отличаетесь друг от друга. (Ответы детей)
Педагог. Каждый из вас отличается от другого своей внешностью, характером и именем. У каждого человека есть имя. И сегодня мы с вами познакомимся о праве человека на имя. Но у человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.
Вопросы к детям:
- Нравится ли тебе твое имя?
- Как называют тебя в семье?
- Как зовут ваших родных: маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата?
Педагог. По имени человека определяется его пол – женщина это или мужчина, молодой он или в возрасте. Когда мы обращаемся к взрослому человеку, мы к имени обязательно прибавляем отчество, и тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь к другу или подруге, мы называем их по имени, а иногда и ласковыми именами: Света – Светочка, Ира – Ирочка, Вова – Вовочка и т.д.
Игра «Обратись по имени».
Вариант 1. Обязательно обращаться друг к другу по имени.
Вариант 2. Дети называют друг друга ласковыми именами.
Педагог.
ИМЯ
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит? (Т. Шорыгина)
К выбору имени малыша родители подходят весьма ответственно. Все родители хотят видеть своих детей сильными, смелыми, добрыми, рослыми, здоровыми. И имена вам дали красивые. Однако каждое имя что-то означает. Например: Александр – мужественный защитник, Виктор – победитель, Владимир – владеющий миром, Галина – спокойная, Екатерина – чистая, Елена – светлая, сияющая, Сергей – высокий, высокочтимый, Юлия – пушистая, волнистая.
После того, как ребенок появился на свет и родители выбрали имя, они получают свидетельство о его рождении. Посмотрите, что у меня в руках? Это документ и он называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения, фамилию, имя и отчество родителей. Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, меня зовут Светлана, моего папу зовут Владимир, значит отчество мое – Владимировна. И вы меня зовете уважительно, так как я старше вас и я ваш педагог – Светлана Владимировна.
Вопросы к детям:
- Как зовут вашего папу?
- Какое у вас отчество?
- Назовите имя и отчество?
- Назовите имена и отчества ваших мам и пап.
Игра «Имена»
Дети встают в круг. Хлопают в ладоши, поворачиваются к соседу и называют своё полное имя. Затем – имя и отчество.
Педагог. Ребята, скажите, как называется документ, который выдаётся ребенку после его рождения? Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придёте домой, попросите маму показать этот документ. А мама пусть вам прочтет все его пункты.
Помимо имени и отчества у вас есть фамилия. У одних произошли фамилии от имён: Иван - Иванов, Максим – Максимов, Сергей – Сергеев. У других – от названия зверей, птиц, насекомых, рыб: Волков, Бобров, Сорокин, Орлов, Муравьёв, Карпов, Судаков и др. А третьи фамилии к нам пришли из прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии или по каким-то преобладающим качествам характера. Так, слесарю давали фамилию Слесарев, рыбаку – Рыбаков, гончару – Гончаров, человек, который любит мир – Любомиров, Тихомиров, Весёлый. Есть фамилии, которые произошли от названия деревьев, цветов: Лютиков, Клёнов, Розов, Виноградов и т.д. Ребята, подумайте и назовите фамилии, происходящие от вышеназванных названий. А может кто-то в вашей группе имеет похожую фамилию?
Итак, моё имя Светлана, мне присвоили отчество Владимировна, и фамилию отца Рыбалко. Но я вышла замуж и взяла фамилию мужа - Кравченко. Моё полное имя, отчество и фамилия – Светлана Владимировна Кравченко.
Вопросы к детям:
- Знаете ли вы свою фамилию? Назовите её.
- Как вы думаете, как возникла ваша фамилия? Спросите у родителей.
- Знаете ли вы фамилии ваших бабушек и дедушек? Назовите.
- С каким правом вы познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Права ребёнка - твои права!"
Дополнительный наглядный материал ко всем мероприятиям на правовую тему....
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Права ребёнка – права человека»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- пропаганда ценностей прав и свобод человека, распространение знаний о правах ребёнка и механизмах их защиты;- формирование правовой культуры, развитие интереса ...
Правовой квест "Право имею" посвящён принятие конвенции по правам ребёнка.
Салехард МБОУ СОШ №3 городское мероприятие, среди 7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15822438","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]20...
ОТ ПРАВ РЕБЁНКА – К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Права- это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Права есть у всех ...