«Семья и семейные ценности» 10 класс.
методическая разработка (10 класс) по теме

Дружинина Ольга Михайловна

 

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования       «Институт развития образования и социальных технологий»

 

ГКОУ  основная общеобразовательная школа-интернат     «Куртамышская кадетская школа-интернат»

 

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

                                                                                                                                                          классного часа (круглого стола)                                                                                                                                                             «Семья и семейные ценности»

10 класс.

 

                                                                         Автор - составитель:

                                                                                                                                                                                                                  Дружинина Ольга

                                                                                                                                                                                                                   Михайловна, воспитатель,

                                                                                                                                                                                                                            первая категория

 

                                                                                                                                                                                                                                    Консультанты:

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                            Фролова З.Г. Методист

                                                                                                                                                                                                                                          КМО

 

                                                                                                                                                                                                                                   Кеппер Н.Н. ст. п. каф.

                                                                                                                                                                                                                                          ПиПО ИРОСТ

 

                                                                                                                                                                                                                                       Дементьева Л.А. ст.п.

                                                                                                                                                                                                                                                  каф. Психологии

 

 

 

                                                                                                                                                              Г.Курган 2012г.

 

 

 

 

Актуальность:                                                                                                                  Сегодня семья переживает социально-педагогический кризис. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Цель: ориентирование учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

 

Задачи:                                                                                                                          – возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;

– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;

– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

 

Форма проведения: круглый стол.

 

Форма взаимодействия: коллективная  (педагог, родители (родственники), учащиеся).

Методы:  диспут, этическая беседа, разговор, пример, воспитывающие ситуации, тест.

 

 

 

Средства: мультимедийный проектор, презентация по материалам мероприятия, фотоаппарат для фотоотчёта.

 

Предварительная подготовка:     1)Задание родителям:

а) На лучах  солнца написать роли, которые играет

ребенок в жизни  (Нап-р:  любимая дочь, внук, наследник, продолжатель рода или  профессии, артист, певец  и т.д. либо  слова,  характеризующие  его характер, особенности личности, способности.

2. Задание детям.

а) Подготовить материал о значении своих фамилий и имен;

( можно оформить коллаж; презентацию о семье). 

  3. Работа педагога.                                                                                                        а) Плакат с  мудрой  заповедью: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить».                                                             

б) Оформление плаката с цитатой: «Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора –

так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие,

отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел». (Виктор Гюго).

в) Оформление общего и индивидуальных приглашений родителям на мероприятие.

г) Подготовка фоновой музыки.

 

Время: 40 минут.

 

 

 

 Предполагаемый результат:  Формировать навыки общения, умения  ценить свою семью, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию  своих родных и близких людей.

 

 

 Подготовительный этап.

1. Оформление помещения;  оформление родительского солнца  на доске; плакаты с высказываниями; размещение коллажей семей.

2. Подготовка оборудования и инвентаря: музыкальный центр; фотоаппарат; на каждого родителя  и ребенка - ручка, бланк с тестом «Какой вы родитель?», лепестки ромашки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия:

 

  1. Вводная часть.  (слайд 1)

- Добрый день, всем присутствующим в нашем зале. Сегодня мы с вами поговорим о семье и ее ценностях. Но сначала, чтобы у нас стало теплее мы должны зажечь солнышко - какая семья без тепла. ( Родители зачитывают на своих лучиках о своих детях и закрепляют лучики к солнцу).(слайд 2)

  1.  Основная часть.

Вступительное слово воспитателя.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.                                                                                                           Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.                            Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.          Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

 

 

определяет  в качестве приоритетного направления государственной политики в области  детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.

 (Далее работа строится в виде диспута (круглого стола), во время которого учитель предлагает и направляет темы для обсуждения. Вопросы в первую очередь предлагаются ученикам. Родители и другие родственники включаются в обсуждения, дополняя или предлагая свою точку зрения).

-Прошу всех сесть за наш круглый стол.

- Подумайте и назовите основные проблемы по данному вопросу в государстве, которые определили появления такого документа? (Аудитория называет):

  • продолжается сокращение численности детского населения;
  • у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;
  • не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений);
  • низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения). (слайд 3)

Воспитатель. Поэтому актуальным становится процесс возрождения

 

 

 российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.  Какой праздник в стране отмечаем 8 июля? (слайд 4,5)

-Зачем нужна человеку семья? Можно ли прожить без семьи? (Высказываются различные мнения  аудитории: родителей, детей, бабушек).  - Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья?                                              - Где относятся с уважением, не ругаются.                                                                - Где все друг друга понимают.                                                                                 - Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.                                - Где каждый старается помочь другому.                                                                                                                                         - Где родители участвуют в делах своих детей.  (слайд 6)

Воспитатель. Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья. (слайд 7)

-Как вы понимаете значения слов «жениться», «выйти замуж»? Почему, как правило, жена берёт фамилию мужа?

-По каким мотивам люди чаще всего женятся и выходят замуж? (по любви и по расчету).                                                                                                 -Есть ли различия в понятиях «влюблённость» и «любовь»?

Влюбленность           любовь

Пылкость                     спокойствие

за что-то                       ни за что

для себя                        ради  другого

 

 

-Какие проблемы сохранения семьи можно назвать?  (слайд 8)

- сокращение рождаемости и падение прироста населения;                              -увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин; -уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;                  - падение производительности труда в домашнем хозяйстве;                         -    возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения ;                                                                                                   - легкомысленное отношение к браку и семье;                                                 - отсутствие самодисциплины и половая распущенность;                              - высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).  (слайд 9)

Воспитатель: (рассказывает притчу) В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

-Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье?  (слайд 10,11)

Воспитатель: Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один

 

работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они вбудущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

Предлагается  тест  «Какими вы будете родителями?». Ученики выполняют его, родители по желанию могут пройти данный тест с целью узнать о типе взаимоотношений в своей семье. (Приложение 1) (слайд12,13)

Воспитатель: У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.

Как вы понимаете высказывание «Мать – душа семьи, отец – её дух»?

Воспитатель. Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены

 

 

 семьи.  В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.     (слайд14)

3. Рефлексия.                                                                                                   Аудитория делится в произвольной форме на команды: либо разновозрастные (родители и дети), либо 2 команды детей и 1 команда родителей.                                                                                                        Задания:                                                                                                                        1. Вспомнить значимые или забавные моменты из жизни своей семьи.                                                                                                                             2. Каким я вижу свою будущую семью? Какой я вижу будущую семью своего ребёнка?                                                                                                                    3. Конкурс «Добавь пословицу». Воспитатель  произносит начало пословицы, а команда – ее окончание.

  • Яблочко от яблони …(недалеко падает).
  • Яйца курицу …(не учат).
  • Где любовь и совет …(там горя нет).
  • В гостях хорошо… (а дома лучше).
  • Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).
  • Не красна изба углами…(а красна пирогами).
  • Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).
  • Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).
  • При солнышке тепло, а при матери... (добро).
  • Не нужен и клад, когда... (в семье лад).
  • Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
  • Как родители жили, так и нас... (благословили).
  • Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

 

 

  • Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).

4. Назвать однокоренные слова к слову «род» (родители, рождение, Родина, народ), а также синонимы к ним (Отчизна, отечество, Родина-мать).

5. Назовите родственные отношения в семье (например: свёкор, тёща, золовка, невестка, зять, дочь и т.д.).

6. Назвать значения своих имён и фамилий.

7. Придумайте синквейн на тему «Семья».

(Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так:1-2-3-5-2. То есть, в первой строчке должно быть слово, во второй-2 слова, в третьей-3 слова, в четвертой-5 слов, в пятой-2 слова. Традиционный  синквейн  может быть как рифмованный, так и нет)
Синквейн на тему Семья:

«семья
большая дружная
любят заботятся живут
все вместе под одной крышей
ячейка общества

«семья
организованная социальная
живут обладают связаны
общностью быта и взаимной ответственностью
группа людей»             (слайд15)

 

8. «Ромашка» - родители   вместе с детьми пишут пожелания  друг другу, зачитывают  соединяем их в один общий цветок на нашем круглом столе, приложив при этом наши ладошки к ним, создав один общий круг – наше государство.

9. Спеть  песни о семье (Родительский дом, Мама жизнь подарила мне и тебе и т.д.)

10. «Аплодисменты по кругу»                    (слайд16)                                                    Инструкция:      Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.   

Семья – это счастье, любовь и удача,         (слайд 17)
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно!                                                                                                    Но счастливо жить одному невозможно! 

 


Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!     (слайд 18)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

Классный час в 9 классе "Семья и семейные ценности"

Классный час о роли семьи в воспитании личности ребёнка и семейных ценностей....

классный час"Семья и семейные ценности" 6 класс

разработка классного часа об умении ценить и сохранять семейные ценности...

Классный час в 7 классе по теме "Семья и семейные ценности"

Данный материал был подготовлен на один из интернет-конкурсов, за который получено 3 место. Разработка классного часа не новая, она составлена из различных заинтересовавших меня материалов из сети. Но...

Классный час: "Семья и семейные ценности" 11 класс.

Разработка классного часа "Семья и семейные ценности" включает презентацию. Классный час разработан для учащихся 10 -11 классов. Цель классного часа формировать желание жить в гармоничной, дружной сем...

Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»

1.     Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2.     Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...

Разговор о важном. "Крепка семья - крепка Россия. Семья и семейные ценности"

Формирование представления детей о семье как части общества....