Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната
рабочая программа по теме

Рудницкая Елена Викторовна

 

* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и несколько позже своих сверстников проходить общие для всех детей этапы развития. Люди с синдромом Дауна не являются больными.

Дети с синдромом Дауна могут жить полноценной жизнью!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_solnechnye_deti.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ  

         
         
Каждому ребенку нужна защита. Ребенок  с синдромом Дауна, еще более зависимое от участия взрослого существо. Его социальная поддержка, это целый комплекс проблем, связанных с выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. К сожалению, на протяжении многих лет считалось, что этот диагноз безнадежен для дальнейшего развития личности. Что такой ребенок не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал.

    Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна  позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество.

         Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектом, считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром, учиться! Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество.

     По мере взросления ребенка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе, быть самостоятельным. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца.

     Поэтому мы обратили внимание на педагогическую систему Марии Монтессори.

     Центральным понятием педагогической системы Марии Монтессори является саморазвитие. Процессы саморазвития и самореализации определяют специфику цели гуманистического воспитания: «создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом».

     Именно воспитание в педагогической системе Марии Монтессори целенаправленно формирует у детей способность саморегуляции поведения и способствует самовоспитанию, при этом саморегуляция поведения в педагогической системе Марии Монтессори происходит за счет самостоятельной работы ребенка с автодидактическими материалами.

           Педагогическая система Марии Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой.

ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ:

-  Адаптировать технологию М. Монтессори к условиям дома-интерната;


-
Доказать эффективность ее применения в процессе обучения и воспитания     детей с синдромом Дауна разного возраста;

- Улучшить  качество жизни детей с синдромом Дауна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ НА 2010  год:

- Создать условия для адаптации технологии М.Монтессори в условиях     детского дома-интерната №1;


- Разработать и внедрить новые формы диагностирования уровня развития каждого ребенка и планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с принципами технологии М. Монтессори;


- Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей
/"Круги", «Презентации», «Трехступенчатый урок»/.


ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ –  группа детей с синдромом Дауна  разного возраста в ИДДИ№1.


ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – процесс обучения и воспитания, построенный на данных педагогической диагностики.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: введение в практику учреждения технологию М.Монтессори позволит повысить эффективность процесса развития ребенка с синдромом Дауна, качество обучения, если:

- будет создана специально подготовленная среда;


- будут введены и использованы новые способы планирования и диагностики
результатов обучения;


- будут внедрены в практику новые формы организации обучения;


- будут соблюдены требования корректности к процедуре и результатам
диагностики.

Эксперимент проводится в ОГУ СО «Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей»


Монтессори - педагог – Рудницкая Елена Викторовна

Высшая квалификационная категория

Директор ОГУ СО ИДДИ№1 – Скоробогач Леонид Иванович

 Высшая квалификационная категория

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

-  подбор и изучение специальной литературы по технологии    Марии Монтессори;

-  подбор и изучение специальной литературы по теме «Дети с синдромом Дауна»;

- изучение и внедрение специальной программы для детей с синдромом Дауна австралийского университета Маккуэри «Маленькие ступеньки»;


-  подготовка педагогических кадров на спецкурсах по технологии
Марии Монтессори;


-   подготовка развивающей среды, закупка и изготовление Монтессори-
материалов;


-  создание социально-психологических условий, отвечающих требованиям Монтессори-педагогики;


-  организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
принципами технологии Монтессори;


-   формирование групп детей разного возраста с синдромом Дауна.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГУ СО «ИРКУТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ№1
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ИДДИ№1

____________ Л.И.Скоробогач

«____»__________2010г.

ПРОЕКТ «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ»

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

МАРИИ МОНТЕССОРИ

В ПРАКТИКУ РАБОТЫ

С РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППОЙ ДЕТЕЙ

С СИНДРОМОМ ДАУНА

В УСЛОВИЯХ

ИРКУТСКОГО ДЕТСКОГО

ДОМА – ИНТЕРНАТА №1

ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Подготовил

Монтессори педагог

высшей

квалификационной категории

Рудницкая Елена Викторовна

г. Иркутск

2010

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

 ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ИДДИ№1

ПО ТЕХНОЛОГИИ МАРИИ МОНТЕССОРИ

ПО ПРОЕКТУ «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ»

Сентябрь 2010 г. –  Май 2011 г.

Мероприятия

Сроки проведения

1

Установить контакт с другими учреждениями образования, здравоохранения  и социальной защиты города и области


Сентябрь 2010г.

2

Активизировать сотрудничество с Иркутским  государственным педагогическим университетом


Сентябрь  2010г.

3

Создание специально подготовленной среды в зонах: «Упражнения в
 практической жизни», «Сенсорная», «Математика»

Сентябрь 2010г.

4

Внедрение учетно-отчетной документации по технологии  Марии Монтессори

Октябрь 2010г.

5

Внедрение программы австралийского университета Маккуэри «Маленькие ступеньки»

Октябрь 2010г.

6

Пополнение развивающими материалами других зон группы

Ноябрь 2010г.

7

 Осуществление коррекционных мероприятий по данным диагностики для
последующего улучшения планирования учебно-воспитательного процесса в
соответствии с технологией Марии  Монтессори




Декабрь 2010г.

8

Создание информационной брошюры «Синдром Дауна: мифы и реальность»


Январь 2011г.

9

Создание копилки документальных материалов о достижениях людей с синдромом Дауна «Сердца, где обида не живет»

Январь 2011г.

10

Проведение тренингов для специалистов для ознакомления с современными  программами развития таких детей

Январь – февраль 2011г.

11

Обучение родителей лучшему взаимодействию с ребенком с синдромом Дауна

Февраль 2011г.

12

Организация семинаров для специалистов с целью ознакомления с особенностями развития детей с синдромом Дауна

Февраль 2011г.

13

Организация Недели понимания детей с синдромом Дауна накануне   Всемирного Дня человека с синдромом Дауна

(21 марта)

Март 2011г.

14

Создание презентации «Место под солнцем для солнечных детей»

Март 2011г.

15

Создание «Фотогалереи» - «Солнечные дети»

Апрель 2011г.

16

Итоговая педагогическая диагностика группы детей с синдромом Дауна разного возраста по технологии  Марии Монтессори

Май 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал на тему: Конспект открытого занятия "Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями в условиях дома- интерната

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОН...

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ» Цель самообразовательной работы – создание  условий для развития ...

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра

В издании помимо краткой клинической характеристики и особенностей семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, представлены структура и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с син...