ДОКЛАД о нравственном воспитании учащихся
материал по теме

Шайхутдинова Гульфира Мардиевна

Сегодня в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

«Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги. Золото - вот духовная сущность всего нынешнего общества». /Бальзак. «Гобсек»/

  Вот эти определения, на мой взгляд, характеризуют сегодняшнее состояние общества. В таких условиях приходятся нам воспитывать наших детей, в условиях, когда почти во всех сферах нашей жизни нравственность вытесняется деньгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_nravstvennomu_vospitaniyu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      ДОКЛАД

             ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ  

                                                   ПЛАН

  1. О нравственном воспитании. О значении нравственности в жизни общества. Какого человека называем нравственным?
  2. Общечеловеческие нормы нравственности.

- нравственное воспитание по Сухомлинскому.

- нравственность в понимании школьников./ «Устами детей…»/

      Сегодня в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

     Один из героев Достоевского романа «Униженные и оскорбленные»/говорит: «Все для меня, и весь мир для меня создан… В основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм… Люби самого себя – вот одно правило, которое я признаю. Жизнь - коммерческая сделка».

     «Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги. Золото - вот духовная сущность всего нынешнего общества». /Бальзак. «Гобсек»./

      Вот эти определения, на мой взгляд, характеризуют сегодняшнее состояние общества. В таких условиях приходятся нам воспитывать наших детей, в условиях, когда почти во всех сферах нашей жизни нравственность вытесняется деньгами.

       Кто приходит сейчас в институты из школ, чтобы стать врачами, учителями, инженерами, юристами, насколько изначально нравственны их подходы к человеку? Способны ли они строить свое отношение к окружающим людям/ и к самим себе!/ на высокой нравственной основе не унижать и не унижаться», служить делу, а не лицам, быть нравственно устойчивыми в любых жизненных, профессиональных и личных ситуациях?

        Какими приходят в армию наши парни. Готовы ли они к большим физическим и духовным нагрузкам, к установлению человеческих, товарищеских отношений, отношений взаимоподдержки, взаимовыручки в подразделениях? Или они не готовы противостоять «дедовщине», сами способны унизить и оскорбить других, менее приспособленных к привратностям армейской жизни? Надежно ли доверять им сложную технику, оружие, ответственнейшие  участки воинской службы?

         Как подготовлены – нравственно, физически, профессионально – наши девушки к материнству, к гуманистическому воспитанию будущих детей, к передаче им общечеловеческих нравственных ценностей? Способны ли они вырастить здоровые и нравственно чистое поколение, передать ему идеи добра и справедливости?

          Сколько сегодня трагедий переживает детство, рожденные от родителей – алкоголиков, наркоманов, нравственно – опустившихся взрослых? Сколько детей – сирот при живых родителях тоскливо смотрят сквозь щели заборов детских домов, из окон домов малютки и больниц, переданные своими папами и мамами при самом рождении.

         Самоопределиться в столь сложном времени не так просто. Поэтому мы, педагоги, должны помочь нашим ребятам найти свой единственный и верный путь, ведущий не в тупик  нравственный и психологический, а открывающий простор для полнокровной и общественной жизни.

          Что представляет собой нравственное воспитание? Каков его характер и основные закономерности? Какого человека мы называем нравственным? Этому нас учили в педагогических учебных заведениях.

             Но, как говорится, повторения - мать учения. Огромное значение нравственного воспитания  в развитии и формировании личности сознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. «Научились сперва добрым нравам, а затем мудрости, либо без первой трудно научиться последней». « Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Швейцарский педагог – демократ Песталоцци считал, что только нравственное воспитание формирует деятельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

              Педагог – классик К. Д. Ушинский писал: « Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества людей.

               Нет, одного ума и один познаний еще недостаточно для укоренения в нее того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружное общество».

                В.Г. Белинский отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Есть много родов воспитания, отмечал Белинский, но всех их выше должно стоять образование нравственное.

                 Таким образом и умственное развитие личности. И ее физическая закалка. И любая профессиональная подготовленность приобретают свое истинное значение для окружающих людей лишь в своеобразном преломлении через нравственный облик личности, только в сплаве с нравственными качествами».

                 В нашем обществе мораль становится « самой непосредственной пружиной человеческого поведения». /Я. Энгст/.

                 Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раздел любого другого раздела воспитания. Организуя учение, труд, игру детей, учитель получает возможность влиять на их нравственное развитие. То есть нравственность является основой всех видов воспитания/ трудового, физического, патриотического, экологического/.

                 Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал своими требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности. Он понимает, как надо поступать, и так и поступает – его сознание и поведение едины, и основываются они на общечеловеческих ценностях и нормах.

                  «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек…, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…»/А.С. Макаренко/. Необходимо изучение черт психики, характера и поведения детей как существенной предпосылки проведения действенной воспитательной работы. Поэтому  в каждом классе составлены психологические карты на каждого учащегося. Пусть эти карты станут «историей воспитания» каждого нашего учащегося при воспитании детей./по словам К.Д. Ушинского/.

                     П.Ф. Лесгафт/ известный отечественной теоретик физического и семейного воспитания/ указывал на то, что в процессе формировании личности ребенка весьма важно опираться на знание психики. Индивидуальные свойства характера и опыт предшествующего воспитания. В процессе изучения учащихся важно фиксировать те черты и качества, которыми характеризуется нравственный облик того или иного школьника, и соотносить их с тем нравственными требованиями, которые предъявляются к данной возрастной группе учащихся, и определить степень их моральной воспитанности.

    Нравственное воспитание начинается с первых шагов содержательной жизни ребенка. Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, нужно раскрывать перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учить их азбуке морали. Учить жить в обществе, среди людей – это значить учить совершать общественные поступки, то есть учить выражать своим поведением отношения к людям.

                      Общечеловеческие нормы нравственности как азбука моральной культуры, как начальная школа гражданственности.

  1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства к людям? Делай все так, чтобы людям , окружающим тебя, было хорошо.

                 Как разъяснить это нравственное поучение? Вот, например, на клумбе, на аллее цветут розы, и тебе захотелось сорвать цветы. Подумай что будет, если каждый ученик удовлетворит такое же желание. Цветущий куст превратится в оголенные прутья.

                 Детское сердце весьма чувствительно к внушению этих мыслей, детская душа глубоко переживает радость свершения добра для детей. Кто в детстве видит лишь себя и не видит людей, руководствуется исключительно своими желаниями и не хочет признать интересов коллектива. Тот вырастает себялюбцем, эгоистом.

Уметь управлять своими желаниями – элементарное правило, первая строчка первой страницы букваря морального поведения. Крикливая, высокопарная фраза о морали непонятная ребенку. Поменьше этих фраз, побольше заботливой шлифовки человеческих поступков, оттачивания формирующихся привычек.

  1. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

                  Прежде чем ребенок осмыслит, что он гражданин своего общества и что это возлагает на него большие обязанности, он должен научиться платить добром за добро. Его совесть не должна позволять ему только потребителем благ и радостей. Например, учитель говорит детям: « В тихий предрассветный час. Когда вы еще спите, доярки давно уже работают на ферме – они готовят вам свежие, питательное молоко. Повар разжигает печку на школьной кухне, чтобы у вас был вкусный завтрак. Шахтер опускается в шахту, в забой и добывает там уголь, чтобы в классе, где вы занимаетесь, было тепло. Ваши отцы и матери ушли на работу, чтобы у вас были и одежда, и обувь, чтобы вы могли радоваться солнцу и синему небу. Вам щедро, дают всякие блага, но и от вас ждут добра».

                   Как учить детей делать добро людям? Например, учитель говорит: «Вот место отдыха животноводов на ферме. Посадим здесь кусты сирени, пусть это будет уголок красоты и радости для наших матерей и сестер. И когда малыши начинают работать над посадками, а в дальнейшем организуют уход за ними. Этот их труд приносит им много радости, потому что он одухотворен благородными чувствами. Учить детей жить на радость людям. От одного доброго дела дети переходят  к другому; их ведут как бы по ступенькам лестницы нравственной культуры. И дети переживают искреннюю радость от возможности творить для людей добро. Это чувство может утвердиться в сердце человека лишь тогда, когда он много раз пережил его в сердце.

  1. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мед трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд. Идя в школу ,ты идешь на работу.

                 Маленький бездельник – это живучий корень тунеядства и паразитизма. Понять  ту истину, что жизнь без труда невозможна, ребенок может лишь тогда, когда он живет в коллективе радостями труда, а эти радости ни с чем сравнимы. Жить без труда невозможно, надо стараться, чтобы ученик уже в годы детства воплощал в труд силы своей души, гордился тем, что он лично сделал: вырастил дерево, построил действующий модель машины. Если того не было достигнуто в детстве, начинать такое воспитание в годы отрочества и ранней юности тысячу раз труднее. Азбука нравственности усиливается в детстве.

                  А как быть нам? У нас стольких гектаров земли, таких климатических условий нет, чтобы вырастить розы, виноградники. Но озеленить классные комнаты, школу мы можем. Давайте руками самих детей добьемся, чтобы наша школа, кабинеты утопали в цветах.

  1. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

        Утвердить в каждом человеке доброту, сердечность. Отзывчивость, готовности прийти к другому на помощь, чуткость ко всему живому и красивому – элементарная, азбучная истина школьного воспитания, с этой истины начинается школа. Бессердечность рождает – равнодушие, равнодушие рождает себялюбие же – источник жесткости.

        Что делать, чтобы предотвратить бессердечность? Воспитывать детей в духе сердечной заботы, тревоги, беспокойства о живом и красивом – о растениях. О цветах, о птицах, о животных. Ребенок, который принимает близко к сердцу, что в зимнюю стужу синичка беззащитна, и спасет ее от гибели, оберегает деревцо, этот ребенок никогда не станет жестким, бессердечным и по отношению к людям. И наоборот, если маленький человек ломает, безжалостно уничтожает живое, прекрасное, он может стать маленьким тираном, издевающимся над  близкими. Вот 7- летний малыш собирается в школу: он никак не зашнурует ботинок, сердито рвет шнурок, бросает обувь. Ему хочется, чтобы мать встревожилась, обеспокоилась, даже заплакала… И когда он доводит мать до слез, то чувствует облегчение. Ребенок должен чувствовать, что каждого человека есть сердце, которое надо беречь, что причинять ему боль – большое зло.

           Если ребенок заботится о цветах и растениях, о птицах и животных, о рыбках в аквариуме, этот труд оттачивает сердечную чуткость, пробуждает желание делать добро. В школе В.А. Сухомлинского по традиции первоклассник должен сажать на домашнем приусадебном участке /1- го сентября/ яблоню матери, яблоню отца, яблоню дедушки, яблоню бабушки.

           Нет на земле такой профессии, /кроме артистов/ чтобы человек в один день получал столько букетов цветов, как учитель. 1 сентября учитель 1 – классов получает 20 -25 букетов/первоклассник обязательно переступает порог школы с цветами/, другие учителя получают тоже по несколько букетов. Самые красивые букеты уносим домой, а остальные? Остальные цветы мы сажаем в классные ведра, оставляем на полу. А ведь ученик покупает / если нет в саду цветов/ цветы не для этого. НЕ безнравственно ли это? А  ведь сколько учителей – не классных руководителей, библиотекарь, технички, повара…

            Нравственные пороки появляются там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок, которому все дозволено, или, наоборот, как бурьян - его никто не учит ни хорошему, ни плохому. Чтобы не было плохого, надо учить хорошем.

  1. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Против зла не должна ограничиваться только разговорами. Детскому сердцу больно, если зло остается безнаказанным. Если ребенок возмущается злом, которое он увидел в жизни, высказывает свое негодование, - это хорошо. Но он должен также уметь делать добро, уметь утверждать в жизни добро своими поступками. В противном случае он может стать пустопорожним болтуном, краснобаем, демагогом, «разоблачителем», ничего не делающим для торжества, добра и правды.

                Такова азбука нравственной культуры, овладевая, который дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

                                                               Слова С. Соловейчике!!!                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД о нравственном воспитании учащихся

Сегодня в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.«Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги. Золото ...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...

Доклад."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"

  ."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"...

Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....

Доклад "Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы

Доклад "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы"...

Доклад « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»

Доклад « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе» для научно -практической конференции....

Презентация к докладу « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»

Презентация к докладу « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе». Может быть использована на НПК....