Доклад "Коррекция поведения. Воспитание личностных качеств."
материал на тему

Глазкова Антонина Владимировна

 

Усвоение норм поведения и различных форм общения детьми происходит через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчиняет свое поведение этим нормам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция поведения. Воспитание личностных качеств.

 Антонина Владимировна Глазкова

Воспитатель

КГС(К)ОУ «Озёрская С(К)О школа-интернат II вида»

Тальменского района Алтайского края

Наши дети взрослеют, и нам хотелось бы, чтобы проблем в общении с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Начинается кризис подросткового возраста. Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.

Психологи выделяют четыре причины, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

1.Борьба за внимание.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.

2. Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям , замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Вводя различные запреты, взрослым необходимо помнить об основных правилах:

-запреты должны быть гибкими и их не должно быть много;

-запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими требованиями ребенка;

-запреты должны быть едиными (со стороны администрации, педагогов, родителей);

-запреты должны разъясняться;

-запреты должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном;

-воспитание должно быть последовательным (скачки от либерализма дл авторитаризма)

3. Желание мщения.

Ребенок может мстить за:

-сравнение не в его пользу;

-унижение;

-несправедливость и невыполнение обещаний взрослыми;

-проблемы в семье (развод…).

4. Неверие в собственный успех.

Усвоение норм поведения и различных форм общения детьми происходит через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчиняет свое поведение этим нормам. Если подросток испытывает трудности в осуществлении совместной деятельности, не получает удовольствия от общения с другими детьми, то снижается его эмоциональное состояние, возникает недоумение, растерянность, испуг, агрессия. В этот момент рядом должен быть взрослый, который поможет ему войти в мир сложных человеческих взаимоотношений. Он должен помочь им приобрести опыт совместного переживания, успеха, радости от умения коллективно найти ответ, справиться с трудностями и достичь желаемого результата. И такими людьми являются в семье родители, в школе- педагоги.

Коррекция социально- эмоциональных нарушений осуществляется нами по следующим направлениям:

  1. Формирование уверенности в себе.

Возможно через специально организованные игры, упражнения, включаемые в воспитательские занятия.

Например:

Игра « Ты-лев».

Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе, уверенность.

Способствовать формированию умений и навыков саморегуляции, снятию психоэмоционального напряжения.

Воспитатель даёт ребенку инструкцию: «Закрой глаза, представь льва- царя зверей: сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив, выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев- это ты».

  1. Формирование контроля за собственными чувствами. 

Игра « Два барана».

Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей, снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.

Дети разбиваются на пары. Им предлагается встать друг напротив друга, широко расставив ноги, наклонив туловище вперёд, соприкоснуться ладонями и лбами. Задача - попытаться сдвинуть с  места товарища. Тот, кто первый сдвинется с места - проиграл.

  1. Формирование правильного нравственного поведения.

Игра « Комплименты».

Цель: Формировать доброжелательные отношения детей друг к другу.

 Дать понятие об индивидуальных особенностях людей. Привлекать застенчивых детей к общению, пробуждать желание находить и рассказывать хорошее о другом ребёнке.

Дети сидят в кругу и держаться за руки. Взрослый предлагает одному из них, глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов или  за что-то похвалить. Ребёнок, которому говорят комплименты, должен поблагодарить за тёплые слова, а потом сделать комплимент другому ребёнку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не скажут и не услышат добрые слова.

    Хотелось бы к сказанному добавить: необходимо помнить и учиться применять на практике технику активного слушания, умения вставать на позицию детей, учиться самим говорить о своих чувствах, проблемах, применяя « Я- высказывания». Взрослые люди, вводящие ребёнка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сами должны быть уверены в себе, должны адекватно ориентироваться в чувствах, в своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития.

   Чтобы преобразовать человека, необходима любовь. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей. Обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт каждого ребёнка. Наше общение с ребёнком должно проходить под девизом « Терпение, терпимость и всегда – любовь».

   Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве,  другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии.

Литература:

  1. Богданов Т.Г. «Сурдопсихология» - М.: Академия, 2002.-220с.
  2. Высотский М.С. «Педагогическая психология» - М.: Педагогика – Пресс, 2002.- 1000с.
  3. Гоноболин Ф.Н. «Психология» - М.: «Просвещение», 1976. – 302с.
  4. Немов Р.С. «Психология» - М.: Владос, 2000. – 630с.
  5.  «Основы специальной психологии»/ под ред. Кузнецовой Л.В. – М.: 2007. – 479с.
  6. Речицкая Е.Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы» - М.: Владос, 2005.- 156с.
  7. Сурдопедагогика. / под ред. Е.Г.Речицкой. – М.: Владос, 2004. – 655с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание положительных личностных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом»

В работе говорится о формировании личности в условиях учебно-тренировочном прцесса, развитии морально-волевых качеств.  Также описаны игровой и соревновательный методы физического воспитания....

Ансамблевое и оркестровое музицирование как средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся (на примере деятельности оркестра народных инструментов Хоровой школы мальчиков и юношей г.Конаково)

В этой работе я описываю, каким образом оркестровые и ансамблевые формы работы с детьми помогли сформировать у учащихся навыки активного восприятия музыки, обогатили музыкальный опыт детей и как...

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на уроках русского языка.

Материалы для выступления на заседании  ШМО по использованию здоровьесберегающих технологий...

«Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества»

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности....

Сообщение на тему «Воспитание личностных качеств и культуры здоровья на уроках швейного дела».

·        Сообщение на тему «Воспитание личностных качеств и культуры здоровья на уроках швейного дела»....

Воспитание личностных качеств ребенка

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложившихся социально- экономических условиях, в обществе с кризисом политики, экономики, социальной сферы, общественного сознания. В этих условиях б...