программа
рабочая программа (9 класс) по теме

Чадамба Гренада Григорьевна

ПРОГРАММА

Формирование навыков составления профессионального плана

 при выборе профессии у старших школьников

«Ориентир на профессию».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soc_pedagoga_chadamba_g.g.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г.КЫЗЫЛА

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №2 г. Кызыла

____________Наксыл М.Д.

Утверждаю

Зам.дир. по УВР

___________ Ооржак А.Н.

Утверждаю

Зам.дир. по науке

_________ Кунгаа Ш.Б.

ПРОГРАММА

Формирование навыков составления профессионального плана

 при выборе профессии у старших школьников

«Ориентир на профессию».

Начало программы октябрь 2013г

Окончание программы август 2013 г.

Срок программы 1год.

Выполнила: социальный педагог

МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла

Чадамба Г.Г

Кызыл - 2013

Содержание:

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Актуальность разработки.
  4. Цели и задачи программы.  
  5. Терминологическая основа программы.
  6. План программы развития навыков профессионального ориентирования «Ориентир на профессию».
  7. Этапы реализации программы
  8.  Кадровое обеспечение
  9. Теоретическое обоснование программы
  10. Заключение
  11. Литература

1. Паспорт программы

Наименование программы

ПРОГРАММА формирования  навыков составления профессионального плана при выборе профессии  у старших  школьников «Ориентир на профессию»

Цель программы

Повысить уровень сформированности  навыков выбора профессии и уровня  толерантного сознания у учащихся состоящих на различных группах учета. Профессиональное ориентирование, оказание целенаправленной помощи в выборе профессии и планирования профессионального пути учащихся 9, 11 классов МБОУ СОШ №2 г. Кызыла с последующим поступлением  в СУЗы и ПУ.

Задачи программы

Разработать систему занятий по формированию знаний о профессиях и осознанного выбора профессии.

Провести  психолого-педагогическое тестирование для определения  профессиональных желаний, интересов, способностей, возможностей здоровья к выбору профессии.

Реализовать программные мероприятия

 в количестве

Беседы  социального  педагога, 6 занятий (6 часов) с периодичностью 1 занятие в месяц.

Диагностическая работа психолога – 4 занятия по графику.

Практическая часть:

Экскурсии – 2

Встречи с приглашением врача-профпатолога,  прохождение медосмотра.

Консультационные занятия социального педагога по выбору профессии – 2 ч

Разработать и внедрить методы прогнозирования, диагностики, консультирования, планирования выбора профессии старшеклассниками из разных групп учета среди участников программы.

Составить отчетную документацию по реализации программы.

Представить анализ работы по трудоустройству учащихся из различных групп учета.

Целевая аудитория

Старшие подростки в возрасте 14-16 лет;

Родители.

Срок действия программы

Октябрь 2012 - июнь 2013 года.

Ожидаемый результат

-  Разработка учащимися и уточнение индивидуальных профессиональных планов.

-Осознанный выбор профессии и поступление в средние специальные учебные заведения.

Отчетная документация по реализации программы.

Анализ работы по трудоустройству учащихся из различных групп учета.

Взаимодействие всех субъектов системы профилактики, правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних в профессиональном самоопределении учащихся.

Формы мониторинга эффективности программы

Получение обратной связи от участников программы.

100% поступаемость учащихся из разных видов учета.

2. Пояснительная записка

2.1. Введение

Программа формирования  навыков составления профессионального плана при выборе профессии  у старших  школьников «Ориентир на профессию» рассчитана на реализацию в течение одного учебного года в общеобразовательной школе. Категорией для реализации программы являются учащиеся старшей ступени из разных групп учета, которым необходима помощь при выборе рабочей профессии. Для реализации программы предполагается тесное взаимодействие классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, учащегося и его родителей(законных представителей).  Результатом совместной работы является разработка учащимся  профессионального плана, осознанный выбор профессии и поступление в средние специальные учебные заведения.

3. Актуальность разработки.

В условиях резких изменений структур рынка труда и ростом безработицы, существенно повышается социально – психологическая дезадаптация и профессиональная дезориентация населения. Это приводит к возрастанию нервно – психического напряжения, неумению сформировать свой профессиональный план, не востребованности на рынке труда у значительной части населения. Особенно это касается учащейся молодежи.

 Проблема молодежной занятости является актуальной и наиболее острой. Молодые люди в возрасте 16-20 лет представляют одну из слабозащищенных категорий на рынке рабочей силы. Они, как правило, не имеют ни достаточного опыта профессиональной ориентации, ни требуемого уровня образования. Молодые люди 16-20 лет составляют 37% от общего числа ищущих работу.

 Причины такого высокого уровня безработицы среди молодежи: особая социальная уязвимость, слабая профинформированность и профориентация, их меньшая конкурентоспособность, сниженная мотивация к труду.

Наименее конкурентными на рынке труда и учебных вакансий оказываются выпускники школ, не имеющие, чаше всего, навыков профориентирования. Социально – психологические  исследования последних лет показали, что 57,8% выпускников не имеют собственных профессиональных предпочтений и, к моменту окончания школы, не сориентированы на выбор будущей профессии.

 Рынок труда обширен. И только хорошо информированный человек может принять адекватное решение о выборе профессии. Практика же показывает, что большая часть молодежи плохо ориентирована и в современном рынке труда, и в своих профессиональных предпочтениях и возможностях. Выпускники школ имеют более чем скромные представления о мире профессий, о рынке труда своего региона, его потребностях и перспективах.

Сложившаяся ситуация с выпускниками обусловлена не только экономической нестабильностью данного периода, но и тем, что не все образовательные учреждения имеют возможность проводить учебно-образовательные программы профессионального ориентирования.

Необходимость специальной подготовки учащихся к выбору будущей профессии, к поведению на свободном рынке труда очевидна. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным.

От обоснованного выбора профессии, качественного уровня профессионального информирования, развития навыков конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в итоге – удовлетворенность человека своей жизнью.

Поэтому необходимо возрастает роль профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки молодежи.

4.Цели и задачи программы.  

 Программа состоит из трех относительно независимых блоков, ориентированных на реализацию  цели программы. При этом взаимодействие всех субъектов профилактики школы обеспечивает реализацию программы и достижение конечного результата работы через  общий методологический подход к организации процесса и научно-методическим обеспечением.

 ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  1. Повысить уровень сформированности  навыков выбора профессии и уровня  толерантного сознания у учащихся состоящих на различных группах учета.
  2.  Профессиональное ориентирование, оказание целенаправленной помощи в выборе профессии и планирования профессионального пути учащихся 9, 11 классов МБОУ СОШ №2 г. Кызыла с последующим поступлением  в СУЗы и ПУ.

Задачи:

  1. Профессиональное информирование учащихся.
  2. Профессиональное ориентирование, оказание целенаправленной помощи в выборе профессии и планирования профессионального пути.
  3. Разработать систему занятий по формированию знаний о профессиях и осознанного выбора профессии.
  4. Провести  психолого-педагогическое тестирование для определения  профессиональных желаний, интересов, способностей, возможностей здоровья к выбору профессии.
  5. Реализация  программных мероприятий.

5. Терминологическая основа программы.

 Терминологическую основу программы составляет следующая система понятий.

     Профессиональная ориентация – психолого-педагогическая деятельность, направленная на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, выборе профессии на основе его личных интересов, психологических особенностей, склонностей и возможностей, и потребностей рынка труда.

       Профессиональное информирование – предоставление учащимся информации о мире профессий, возможностях, формах и условиях профессионального обучения и об актуальном состоянии рынка труда.

  Профессиональная консультация – оказание помощи учащимся в принятии осознанного решения о выборе профессии, а так же в создании профплана.

  Психологическое просвещение – предоставление учащимся информации о методах, техниках и средствах повышения психологической компетенции человека, самосовершенствования, самореализации, разрешения психологических проблем и кризисов, гармонизации личности и межличностных отношений.

     Психологическое консультирование – оказание помощи в преодолении внутри- и межличностных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и профориентации; формирование психоэмоциональной устойчивости, самооценки, ценностно-мотивационной сферы  и т.д.

6. План программы развития навыков профессионального ориентирования «Ориентир на профессию».

  Раздел 1. Подходы к индивидуальному выбору профессии.

  1. Основания выбора профессии.
  2. Мотивы выбора профессии.
  3. Ошибки при выборе профессии.
  4. Профессиональные интересы и способности.
  5. Профессиональная пригодность.
  6. Профессионально важные качества.

 Раздел 2. Психолго-профориентационное тестирование.

  1. Психолого-профориентационное тестирование.
  2. Формулирование своих профессиональных желаний.
  3. Определение профессионально важных качеств, определяющих склад характера.
  4. Что такое умственные способности и зачем их нужно оценивать при выборе профессии.

 Раздел 3. Составление профессионального плана. Выбор профессии.

  1. Внеклассное мероприятие с приглашением специалистов Центра занятости «Знакомство с рынком вакансий г. Кызыла»
  2. Внеклассное мероприятие с приглашением врача-профпатолога «Ограничение профессиональной пригодности при   различных заболеваниях».
  3. Внеклассные мероприятия: «Из чего состоит профессия», «Планирование профессионального пути».
  4. Творческая работа учащегося: Упражнение «Каким я хочу быть» (мини-сочинение).
  5. Творческая работа учащегося: Проект «Мой профессиональный план».
  6. Трудоустройство в пришкольном трудовом лагере «Ориентир» через Центр занятости г. Кызыла.
  7. Экскурсии в СУЗы, ПУ на «Дни открытых дверей».
  8. Анализ  трудоустройства  учащихся, состоящих на разных видах учета.

7. Этапы реализации программы

1.

Подготовительный этап:

Период проведения

1.1

Изучение нормативных и законодательных актов по изучаемой проблеме.

Изучение научно-методических основ профориентационной работы

Изучение статистических данных социологических исследований по данной проблеме в Республике Тыва

Сентябрь - февраль 2012г.

1.2

Разработка планов работы по внедрению данной программы «Ориентир на профессию».

Февраль - май 2012 г.

1.3

Разработка диагностического инструментария для мониторингового исследования уровня сформированности профессиональной ориентации.

Август  2012 г.

1.4.

Создание методической базы (методические разработки, рекомендации, брошюры, наглядные материалы, оформление информационного стенда "Куш ажыл кижини кастаар").

Август, сентябрь 2012 г.

2.

Основной этап - реализация программы в образовательном учреждении города:

В течение

2012 - 2013 г.г.

2.1.

2.2.

2.3.

Выявление детей «Группы риска» нуждающихся в помощи по профориентационной ориентации.

Беседы, консультационная работа социального педагога:

  1. Основания выбора профессии.
  2. Мотивы выбора профессии.
  3. Ошибки при выборе профессии.
  4. Профессиональные интересы и способности.
  5. Профессиональная пригодность.
  6. Профессионально важные качества.

Работа школьного педагога-психолога:

  1. Психолого-профориентационное тестирование.
  2. Формулирование своих профессиональных желаний.
  3. Определение профессионально важных качеств, определяющих склад характера.
  4. Что такое умственные способности и зачем их нужно оценивать при выборе профессии.

Совместная работа социального педагога и классного руководителя:

  1. Внеклассное мероприятие с приглашение специалистов Центра занятости «Знакомство с рынком вакансий г. Кызыла»
  2. Внеклассное мероприятие с приглашением врача-профпатолога «Ограничение профессиональной пригодности при   различных заболеваниях».
  3. Внеклассные мероприятия: 1.«Мой характер и выбор профессии».  2.«Планирование профессионального пути»(Что в жизни зависит от меня).
  4. Творческая работа учащегося: Упражнение «Каким я хочу быть» (мини-сочинение).
  5. Творческая работа учащегося: Проект «Мой профессиональный план».
  6. Трудоустройство в пришкольном трудовом лагере «Ориентир» через Центр занятости г. Кызыла.
  7. Экскурсии в СУЗы, ПУ на «Дни открытых дверей».
  8. Анализ  трудоустройства  учащихся состоящих на разных видах учета.

Август, сентябрь 2012 г.

Октябрь, ноябрь 2012г.

По графику

Ноябрь 2012г.

Декабрь 2012г.

Январь 2013г.

Октябрь 2012г.

Февраль 2013г.

В течение года

Март, апрель 2013г

Июнь 2013г

2.4.

Сотрудничество с психологической службой образовательного учреждения в форме бесед, консультаций, наблюдений и т. д.

Сентябрь 2011 г. - ноябрь 2012 г.

3.

Заключительный этап:

 

3.1.

Оценка результатов. Представление результатов на семинарах и конференциях соответствующей тематики.

Июнь, август 2013г

3.2.

Перспективное планирование последующей деятельности в рамках программы "Ориентир на профессию";

Июнь, август 2013г

3.3.

Участие в социальных проектах  по профориентации различных уровней

В течение года

3.4.

Обобщение опыта работы по формированию профессиональной ориентации школьников из «группы риска». Разработка буклетов. листовок, памяток по результатам проделанной работы в рамках программы. Освещение в СМИ о результатах проделанной работы.

Июнь, август 2013г

8. Кадровое обеспечение

1.педагог-психолог;

2. социальный педагог;

3. классные руководители старших классов;

4.фельдшер школы.

Для реализации программы необходимо привлечение

  1. внешних специалистов (специалисты кадровых служб занятости и предприятий);
  2. заинтересованные организации;
  3. образовательные учреждения, организующие социально-ответственную деятельность.

9.Теоретическое обоснование программы:

  Дети и подростки в силу неблагополучной семейной ситуации или личностных

особенностей могут испытывать трудности при адаптации в образовательном

учреждении. В таких случаях у них снижается учебная мотивация, уровень развития

коммуникативных навыков, часто наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы.

И тогда подросток становится «трудным».

   Использование психолого-педагогических технологий, которые вовлекают подростка в социально-значимую деятельность, где он может проявить свою инициативу и самостоятельность, которые помогают сформировать у него внутренний мотив для осуществления изменений, для поиска и выбора жизненных путей и целей, полезны и действенны с точки зрения профилактики социальной дезадаптации.

   Выбор профессии – одна из ключевых тем подросткового возраста. Успешная

профессиональная ориентация и развитие профессионального самоопределения

значительно снижают риск дезадаптации.

Критерии эффективности программы:

1. Осознанное планирование образовательного маршрута подростком.

2. Снижение уровня социальной дезадаптации подростков.

3. Количество социально-значимых мероприятий и проектов, реализованных и

подготовленных подростками совместно с педагогами, повышение уровня участия

подростков.

4. Освоение базовых профессиональных навыков подростками и временное трудоустройство

Предполагаемые результаты программы:

1. Развитие профессионального самоопределения подростков.

2. Поддержка и развитие инициатив подростков, включение вовлечение их в

социально-ответственную деятельность (или повышение уровня активности в

рамках данной деятельности).

3. Приобретение подростками начального опыта профессиональной деятельности.

4. Снижение риска и профилактика социальной дезадаптации подростков.

Принципы программы:

  «Переходный возраст от игры к труду порождает трудных, если не нашелся труд по

возрасту» - эта цитата известного блоггера, психолога Е.Ермоловой - отражает важный

психологический принцип реабилитационного досуга.

  Занятия для подростков должны быть актуальны и практичны, значимы и полезны, а приобретенные навыки легко применимы в их жизни. И здесь необходимо использование личностно-ориентированногои системно-деятельностного подходов, учитывающих личностные особенности и профессиональные предпочтения подростков, а также социальную ситуацию развития.

  Подростки привыкли изучать реальные события на собственном опыте, не полагаясь на

объяснения и разъяснения взрослых. Собственный реальный опыт лучше всего позволяет

подросткам осознанно сделать выбор профессии. Подростки группы риска часто имеют

трудности в обучении и ориентированы на получение начального или среднего

профессионального образования. У подростков группы риска ситуативное, конкретное

мышление преобладает над понятийно-абстрактным, временная перспектива

недостаточно сформирована, а аффективное восприятие действительности является

ведущим. Многие из них в силу неблагополучной семейной обстановки вынуждены рано

трудоустраиваться, а приобретение практических профессиональных навыков

способствует более успешной социальной интеграции.

  Важными задачами реабилитационного досуга являются профилактика социальной

дезадаптации и включение подростков в социально-ответственную деятельность. Здесь

учитываются как образовательные, так и психологические аспекты работы. Адекватная

сложность занятий позволяет ребенку почувствовать собственную успешность, а

программа занятий, основанная на принципе от простого к сложному, позволяет создать

ситуацию успеха. Так, в начале подростки осваивают простейшие базовые техники, а

затем переходят к изготовлению сложных творческих работ. Постепенность, которая

заключается в переходе от контроля и опеки взрослых к независимости и

самостоятельности подростков – шаг на пути к осознанному самоопределению.Поиски

себя, принятие ответственности одна из задач кризиса подросткового возраста. Выбор

профессии оказывается неразрывно связан с принятием этой ответственности.

   Происходит постепенное снижение роли взрослого и повышение ответственности

подростков, которые начинают проявлять собственную активность и ответственное

поведение. Процесс взросления индивидуален, зависит от ребенка, его семьи, географии

места проживания.

   В рамках программы не только поддерживается стремление подростка быть взрослым, но и оценивается уровень развития навыков самостоятельности. Это позволяет специалистам  школы лучше понять, где находится цель работы и как ее достигнуть,

какие трудности и проблемы необходимо преодолеть, позволяет выработать критерии

эффективности работы.

Важный аспект программы – совместная продуктивная деятельность подростка и

взрослого. Через ролевые модели поведения взрослого идет изменение поведения ребенка,

через демонстрацию и практическое применение жизненных ценностных установок и

моральных норм идет становление и коррекция нормативности у ребенка. Через

совместную, стабильную деятельность ребенка и взрослого, где взрослый несет

ответственность за ребенка, обеспечивает его безопасность, акцентирует ситуации

успешности ребенка, отделяет поступок от личности ребенка, идет процесс построения

доверия к взрослому, а через доверие к значимому взрослому восстанавливается доверие к

миру.

   Психологическое сопровождение процесса, поддержка необходимой групповой

динамики позволяет постепенно, развивая активность подростков, расширять их

социальную сеть и развивать навыки социальной коммуникации.

   В программу профориентационного реабилитационного досуга интегрируется социальная активность и социально-ответственная деятельность: посещение колледжей, СУЗов, ПУ и общение с выпускниками, знакомство с предприятиями соответствующего профиля и специалистами, добившимися значительных успехов в своей профессиональной деятельности.  Самостоятельное выполнение 2 творческих работ:

  1. Творческая работа учащегося: Упражнение «Каким я хочу быть» (мини-сочинение).
  2. Творческая работа учащегося: Проект «Мой профессиональный план».

 Такой формат работы позволяет подросткам осознанно подойти к выбору профессии и почувствовать себя более взрослыми.

10.Заключение

Анализ результатов бесед с социальными педагогами, психологами школ показал, что в большинстве школ проводится деятельность по профориентационной работе, где применяются в основном массовые мероприятия с большим охватом учащихся. Данная работа   не имеет достаточного психолого-педагогического сопровождения со стороны психолога школы, классного руководителя, социального педагога.   Психологическое сопровождение процесса формирования профессиональной ориентации и ряд внеклассных мероприятий позволяет самоопределению подростков  из «группы риска». Мы надеемся, что программа формирования  навыков составления професионнального плана при выборе профессии  у старших  школьников «Ориентир на профессию» позволит сделать учащимся осознанный выбор профессии  при поступлении в средние специальные учебные заведения. Сделать образовательный процесс в учреждениях, где она будет реализовываться, содержательной и плодотворной, так как она решает наиболее важные задачи воспитания старших школьников. В большинстве школ используются различные формы работы, однако наиболее доступной формой воспитательной деятельности, по мнению педагогов, является беседа на классном часе.

Предложенная нами программа  направленна на формирование профессионального самоопределения у подростков.  Совместная целенаправленная работа по профориентации и привлечение в трудовой лагерь у  ребят формируют любовь к труду, коммуникативные навыки, анализ своих возможностей и способностей, выполнение творческих работ.  Это говорит о том, что именно системный подход в работе дает свои результаты.

Работа над программой "Ориентир на профессию" реализуется на базе МБОУ СОШ №2 г. Кызыла первый год. В ходе реализации она будет изменяться и дополняться. Мы считаем, что эта программа способна открыть новые возможности для самоопределения учащихся, оказание индивидуальной помощи учащемуся и его сопровождение в период обучения и повышение поступления учащихся.  

Список литературы:

1. Андрюшков А.А. Формирование социокультурной идентичности в средней

общеобразовательной школе//Диагностика образовательной успешности// Под

ред.О.И.Глазуновой – М.:Пушкинский институт, 2007 – с.120

2. Голерова О.А, Инновационные технологии профилактической работы с детьми

«группы риска»// журнал «Инспектор по делам несовершеннолетних», № 5, 2010г.

3. Голерова О.А. Профориентационная работа с подростками: активизирующая

методика «Путеводитель» /журнал «Школьные технологии», № 3 - 2012.

4. Голерова О.А., Гурова Е.В. Выбор профессии – дело семейное. – М., Просвещение,

2008 г.

5. Гурова Е.В., Голерова О.А. Профориентационная работа в школе – М.,

Просвещение, 2007 г.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Изд-

во "Феникс", 1996г. – 512 с.

7. Селенина Е. В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска // Вопросы

психологии : Науч. журн..-2006.- № 6.- С. 48-58.- Библиогр.: с. 58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...