"Воспитание здорового образа жизни в семье"
методическая разработка по теме

Зелент Марина Владимировна

Рассматриваются различные  способы формирования  здорового образа жизни   у младших школьников в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_zdorovogo_obraza_zhizni_v_seme.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          семинар «школы для родителей»                                                          

                                  ЗОЖ-НАШ ВЫБОР.

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Поэтому проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Эти проблемы уже вышли из разряда педагогических и обрели социальное значение.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост  здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле  здоровый дух". Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.

Необходимо объединить усилия школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и формирования понимания значимости собственного здоровья: проводить беседы и родительские собрания, спортивные соревнования, игры, совместные походы и путешествия. В ходе мероприятий решаются следующие задачи: выявляются ключевые проблемы и тенденции, влияющие на состояние здоровья школьников; разрабатываются  направления и формы семейного воспитания по сохранению и укреплению здоровья детей и выработке понимания значимости здоровья в перспективе жизни;  установливаются гармоничные отношения между родителями и детьми, между семьёй и школой.

Необходимо провести  анкетирование родителей (оценка риска нарушения зрения, нарушений осанки младших школьников, определение уровня тревожности ребёнка,  ознакомление родителей с результатами анкетирования в индивидуальном порядке; подготовка практических материалов для творческих групп по предложенным темам («Семейные традиции», «Семейные прогулки», «Озеленение дома», «Витаминные блюда»); разучивание с учащимися зарядки; подготовка  выставки детских книг и журналов о природе. Собрание можно провести  в форме заседания «семейного клуба», активными участниками которого будут родители и их дети.

Здоровый образ жизни  это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших,  создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Ничто так не влияет на обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (в тайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. Когда же отшумят праздники, интересно почитать и обсудить с мамой и папой книги. Очень полезны для формирования детской души произведения о природе и бережном к ней отношении: В. Бианки, Б. Рябинина, М. Пришвина, Н. Сладкова и др.  

Второе условие успешности формирования здорового образа жизни  тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение  великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их. 

Третье условие  повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в специальной литературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны специальные комплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены.

В наше непростое время трудно давать советы по организации правильного питания, но восполнить недостаток витаминов в зимний и весенний периоды по силам каждой семье.

Достаточно вспомнить о чудо-травах, которые растут рядом с нами. Липа, листья и цветы земляники, иван-чай, чабрец, душица, мята, зверобой, листья брусники, сухие лепестки роз. Надо только не полениться и не нарушать правила сбора и сушки.  Круглый год в магазинах продают капусту, морковь, свеклу из которых можно делать витаминные салаты.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребёнок, воспроизводится в дальнейшем в его будущей семье. Грязь, несвежий воздух, незаправленные постели, непродуманный интерьер,  к сожалению, это достаточно широко распространенные явления во многих семьях. Между тем в доме необходимо создать и поддерживать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветрить комнаты, по возможности подобрать в тон к обоям шторы и т.п. Украсят интерьер живые цветы или композиции из сухих трав. Комнатные растения помогают к тому же поддерживать в доме необходимый уровень влажности воздуха. Пусть дети ухаживают за ними.  

   

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни. Совместное приготовление еды-не только чудесная возможность оказания помощи взрослым, роскошь общения во время совместной деятельности, но и возможность  научить детей всему, что умеют взрослые.

А сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников и деревьев и уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц; уход за содержащимися дома животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой  лыжными) или автомобильными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о своем крае. Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Например, на прогулке в лес дети могут узнать о весенних цветах и необходимости их охраны, о съедобных и ядовитых грибах, о животных, населяющих лес, о роли природы в жизни человека. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру.

Большое влияние на формирование здорового образа жизни имеет личный пример родителей. Если родители курят, злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотические и вещества, дети берут их пример на вооружение. Родителям, имеющим вредные привычки крайне сложно объяснить детям  какой вред организму, окружающим людям  приносят вредные привычки. Школа и внешкольные учебные заведения имеют большие возможности в профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.  Кинолектории, беседы, диспуты с привлечением специалистов дают возможность понять пагубное влияние вредных привычек. Но  именно в семье , пропагандирующей и ведущей здоровый образ жизни закладываются основы ЗОЖ.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем  залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Роль семьи в воспитании здорового образа жизни подрастающего поколения"

« Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». ...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового образа жизни учащихся.

                «Семья и школа – это берег и море. На берегу  ребёнок делает свои первы  шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед...

Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей

Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни....

«СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

То, что состояние здоровья детей школьного возраста в России ухудшается – стало фактом. Медицина и образование не успевают адекватно реагировать на это....

Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье

Материалы статьи содержат вопросы организации взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье...

Работа учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Современная совместная деятельность родителей и детей.

Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической к...