Профилактика вредных привычек
методическая разработка по теме
Беседа овредные привычки, профилактика суицида, здоровый образ жизни,беседа о курении, вред алкоголя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_vrednye_privichki.doc | 53.5 КБ |
beseda_o_kurenie.doc | 50 КБ |
vred_alkogolya_zanyatie.doc | 73 КБ |
zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 17.9 КБ |
profilaktika_suicida.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек.
Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек.
Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.
Место проведения: библиотека.
Время проведения: 45 мин.
План:
1.Вводная часть:
орг. момент;
опрос
2.Основная часть:
изучение нового материала
3.Заключение:
повторение;
Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству.
Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному старению и приобретению им устойчивых заболеваний. К таким привычкам в первую очередь надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика.
Прежде всего от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика.
Часть табачных ингредиентов растворяется в слюне и, попадая в желудок, вызывает воспаление слизистой, впоследствии развивающееся в язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.
Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям.
Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей.
Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним. В этом случае у некурящих людей возникает головная боль, недомогание, обостряются заболевания верхних дыхательных путей, происходят негативные изменения в деятельности нервной системы и составе крови.
Алкоголиком может стать каждый при систематическом употреблении спиртных напитков, в том числе и пива. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом.
Кровь. Алкоголь угнетает продукцию тромбоцитов, а также белых и красных кровяных телец. Итог: малокровие, инфекции, кровотечения.
Мозг. Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация.
Сердце. Злоупотребление алкоголем вызывает повышение уровня холестерина в крови, стойкую гипертонию и дистрофию миокарда. Сердечно-сосудистая недостаточность ставит больного на край могилы.
Кишечник. Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приводит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчивается истощением организма алкоголика.
Болезни, связанные с неправильным питанием и витаминной недостаточностью, типа цинги, пеллагры и бери-бери, вызываемые пренебрежением к еде ради пьянства. Постоянное воспаление желудка и позже кишечника с повышенным риском язвы.
Печень. Учитывая, что 95% всего поступающего в организм алкоголя обезвреживается в печени, ясно, что этот орган страдает от алкоголя больше всего: возникает воспалительный процесс (гепатит), а затем и рубцовое перерождение (цирроз). Печень перестает выполнять свою функцию по обеззараживанию токсических продуктов обмена, выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неизбежной смерти больного.
Поджелудочная железа. Больные, страдающие алкоголизмом, в 10 раз больше подвержены вероятности заболеть диабетом.
Желудок. Алкоголь подавляет продукцию муцина, выполняющего защитную функцию по отношению к слизистой желудка, что приводит к возникновению язвенной болезни.
Кожа. Пьющий человек почти всегда выглядит старше своих лет: его кожа очень скоро теряет свою эластичность и стареет раньше времени.
Влияние наркотиков на организм.
Влияние наркотиков на дыхание:
Дыхание является одним из основных условий жизни.
Наркотики подавляют работу хеморецепторов. Неизбежно снижается, а затем и угнетается активность дыхательного центра. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта. Он обрекает себя на пожизненное кислородное голодание (гипоксию).
Наркоманы также чаще всего умирают от остановки дыхания при случайной передозировке наркотиков. Смерть наступает уже через 5 минут после внутривенного введения наркотика. Помощь обычно не могут и не успевают оказать.
Наркотики снижают возбудимость кашлевого центра. Раньше широко использовали средства от кашля, содержащие наркотики, особенно кодеин. Человек, начавший принимать наркотики, отключает защитный механизм кашля. Даже при простуде кашля не возникает. В легких наркомана накапливаются мокрота, слизь, грязь, гной, компоненты дыма, пыль из воздуха. Наркоман превращает свои легкие в переполненную плевательницу. Не может отхаркнуть наружу, а значит плюет в самого себя, во внутреннее пространство своих легких. Мокрота разлагается, микробы размножаются. Наркоман на всю оставшуюся жизнь превращает свои собственные легкие в урну с грязными плевками.
Влияние наркотиков на сердечнососудистую систему:
Значение сердца и сосудов всем хорошо известно. Эти органы обеспечивают доставку в ткани всех необходимых им веществ и удаление из тканей «отходов». Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса.
По этой причине в организме наркомана всегда возникает снижение функций сердечно-сосудистой системы, уменьшается снабжение клеток необходимыми им веществами, а также «очистка» клеток и тканей. Функции всех клеток слабеют, они и весь организм дряхлеют, как в глубокой старости. Наркоман уже не может развить достаточно больших усилий, справляться с привычным объемом работы. Старческие изменения в юном возрасте никак не добавляют радостей в жизни.
Влияние наркотиков на систему пищеварения:
Роль питания также общеизвестна. Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения. У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствия от пищи. Снижается аппетит. Уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в полной мере переваривается и усваивается. Наркоман обрекает себя на хроническое голодание. Обычно наркоманы имеют дефицит веса. Наркотики вызывают спазм гладкомышечных сфинктеров кишечника. В результате этого задерживается переход каловых масс из одного отдела в другой. Возникают запоры на 5-10 дней. Каловые массы задерживаются в кишечнике на 10 дней. Процессы гниения и разложения в кишечнике все время продолжаются. Образующиеся токсины всасываются в кровь и разносятся по всему организму, повреждают клетки, вызывают их старение и гибель. У наркоманов всегда плохой цвет и запах кожи. В палатах с наркоманами стоит неприятный специфический запах.
По многим механизмам при наркоманиях угнетаются половые потребности и возможности. Врачи гинекологи отмечают, что у девушек-наркоманок быстро развиваются атрофические процессы в наружных и внутренних половых органах. По состоянию половой сферы эти девушки напоминают старушек.
У наркоманов обычно не бывает детей, часто рождаются дети с уродствами.
При приеме наркотиков снижаются все виды обмена веществ, температура тела, иммунитет и все функции организма. Наркоманы очень часто заражаются гепатитом и ВИЧ.
Имеется еще одна причина для разрушения здоровья.
Торговцы наркотиками презирают своих покупателей, взымают с них большие деньги, но не берут на себя ни какой ответственности за качество препаратов. Пользуясь тем, что ни один наркоман не пойдет проверять чистоту проданного ему наркотика, торговцы ради увеличения прибыли, к наркотикам добавляют мел, муку, тальк, даже стиральный порошок. Требования стерильности и чистоты игнорируются. От внутривенного введения такой грязи происходит заражение инфекциями, поражение почек, печени и крови. Хроническая гипоксия и интоксикация собственными кишечными ядами — неизбежные спутницы наркотического кайфа — стремительно сокращают жизнь. Наркоманы живут в среднем 5 лет — Меньше чем больные ВИЧ-инфекцией и раком.
Наркотики формируют модели психических заболеваний:
В психиатрии имеется понятие расстройств восприятия. В частности, галлюцинации — восприятия без объекта. Например, больные психозами слышат слова, которых никто не произносит. При психозах нарушается основная функция мозга — отражение реальной действительности. Больные чувствуют воздействия, которых на них никто не оказывает, устанавливают несуществующие связи между явлениями.
Потребители наркотиков страдают психическими расстройствами, аналогичными тем, которыми страдают при психических заболеваниях.
Профилактика вредных привычек.
Так как алкоголизм и табакокурение тоже относятся к наркотическим веществам, значит выделим несколько общих истин:
Первая истина: наркомания (курение, употребление спиртных напитков, пива и наркотических веществ) — это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотические вещества.
Вторая истина: наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием потребности увеличения дозы приема.
Третья истина: человек, предлагающий тебе наркотик, — враг твоего здоровья (исключение может составлять только случай — назначение врача), так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.
Уяснив эти истины, мы придем к однозначному выводу: профилактика наркомании — это прежде всего исключение первого употребления наркотического вещества, но если первая проба состоялась, то надо думать не о профилактике, а о лечении.
Четыре правила «Нет!» наркотикам.
Правило первое. Постоянно вырабатывать в себе твердое «Нет!» любым наркотическим веществам в любой дозе, какой бы она не была малой, в любой обстановке, в любой компании.
У вас должна быть сформирована твердая установка: «Всегда только „Нет!“ любым наркотикам. Только „Нет!“» — это ваша надежная защита.
Правило второе. Постоянно формируйте у себя привычку в получении удовольствий при выполнении повседневной полезной деятельности.
Хорошая учеба, успехи в спорте, участие в совместной с родителями работе по выполнению определенных домашних работ, работа на дачном участке, посещение спортивных секций, занятия в кружках технического творчества и т. д. Все это нужно вам для подготовки к благополучной взрослой жизни, а успехи в учебе, спорте, домашней работе приносят постоянное удовольствие и способствуют вашему духовному и физическому развитию. Итак, «Нет!» безделью. «Нет» праздному времяпрепровождению, жизнь должна быть заполнена полезными и нужными вам мероприятиями.
Правило третье. В вашей жизни все большее значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. При выборе себе товарищей избегайте общения с наркоманами. Помните, настоящие друзья не будут заставлять вас принимать наркотики, пить спиртное и не будут делать этого сами. Подбирайте компанию, в которой можно общаться интересно и без наркотиков.
Правило четвертое. Твердое «Нет!» своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Помните! Жизнь дороже!
Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от наркотических веществ, может быть, потому, что в первый раз постеснялись отказаться от пробы наркотика.
Воспитайте в себе твердость при отказе попробовать наркотическое вещество, кто бы вам его не предлагал.
Помните, что вы не обязаны никому объяснять причины своего отказа. Сказать: «Не хочу, и все» — это ваше право.
Литература:
1. « Почему это опасно» Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков.
2. «Здоровый образ жизни» К. Байер, Л. Шейнберг.
Предварительный просмотр:
Беседа о вреде курения
Беседа проводится в доверительной обстановке. В комнате на стенах развешаны различные материалы о вреде курения.
Беседа основана на нахождении плюсов - минусов курения. Детям предлагается такое упражнение: Лист ватмана делится на 2 столбца. Первый - плюсы курения (называют и вписывают только дети), второй - минусы курения (называют дети, также помогает вожатый). При вписывании минусов социальный педагог рассказывает более подробно о данном минусе.
Вот некоторые минусы:
1. Постоянно приходится тратить деньги на покупку сигарет.
2. Курение приводит к торможению, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной.
3. Курение приводит к расстройству нервной системы, проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.
4. Курение приводит к импотенции у мужчин.
5. У курящих людей чаще встречаются раковые опухоли, а также рак различных органов и нижней губы.
6. Часто курение приводит к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта и хриплым голосом.
7. Велика роль курения и в возникновении туберкулёза.
8. Часто курящие испытывают боли в сердце.
9. Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей.
10. От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта.
11. Гастрит, язвенная болезнь желудка у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих.
12. Курение может вызвать никотиновую амблиопию.
13. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение".
14. Курение сокращает жизнь.
15. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.
16. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.
17. Курение способствует развитию многих аллергических заболеваний.
18. У курящих подростков слабеет память, среди них чаще встречаются плохо успевающие.
Пояснения:
Исследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ, Окись углерода, Синильная кислота, Аммиак, Смолистые вещества, Органические кислоты и другие.
1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают Стенокардией, в 12 раз - Инфарктом миокарда, в 10 раз - Язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет Облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов.
Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека, - никотин и изопреноиды.
По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека никотин занимает первое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются, кроме никотина, вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные (Бензпирен и Дибензпирен), то есть способствующие возникновению злокачественных опухолей, много углекислого газа - 9.5% (в атмосферном воздухе - 0.046%) и окиси углерода - 5% (в атмосферном воздухе её нет).
Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.
Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон - Адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости - ИМПОТЕНЦИИ!!! Поэтому её лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение.
Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.
В эксперименте установлено, что у 70% мышей, которые вдыхали табачный дым, развились злокачественные опухоли легких. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжёлого заболевания. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухоли и рак - пищевода, желудка, гортани, почек. У курящих не редко возникает рак нижней губы вследствие канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.
Очень часто курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. В результате хронического воспаления бронхи расширяются, образуются бронхоэктазы с тяжёлыми последствиями - пневмосклерозом, эмфиземой легких, с так называемым легочным сердцем, ведущему к недостаточности кровообращения. Это и определяет внешний вид заядлого курильщика: хриплый голос, одутловатое лицо, одышка.
Велика роль курения и в возникновении туберкулёза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили.
Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца с развитием стенокардии (коронарная недостаточность сердца). Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.
Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, способствующего развитию облитерирующего эндартериита, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности.
От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту.
Эти признаки могут быть проявлением и гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин, заболевание язвенной болезнью желудка, 96 - 97% курили.
Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным.
Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение". В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.
Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960 годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4, 6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5, 5 года; если выкуренных 20 до 39 сигарет - на 6, 2 года.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.
Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Российскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.
Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих подростков слабеет память, среди них чаще встречаются плохо успевающие.
Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против "пассивного курения" … Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, А. М. Горький, композитор С. В. Рахманинов и даже ученый-терапевт С. П. Боткин - курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов? Хочу привести здесь некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель А. Дюма - младший: "…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь". Л. Н. Толстой, бросив курить, сказал так: "я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове …". Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал: " Если бы я не курил, то прожил бы 10-15 лет ". Сколько бы еще он сделал бы для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычке, не смог спасти и себя.
А вот мнение величайшего шахматиста А. Алехина: "…никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность выигравши матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку".
Так говорили о вреде курения для умственной работы взрослого человека выдающиеся люди. Если же вести речь о подростках, то нужно заявить более категорично: УМСТВЕННЫЙ ТРУД И КУРЕНИЕ - НЕСОВМЕСТИМЫ!
Горячий совет всем - отказаться от этой вредной привычки".
Прислушайтесь к этому совету.
При первом курение першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
Подумайте о том, что я вам рассказала. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящего, на цвет его лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации.
Некоторые считают, что сигарета придает девушке элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность.
Очень важно, что бы вы сейчас поняли, что в будущем, когда вы станете родителями, вред, наносимый курением вашему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться на развитии ребенка и ещё задолго до рождения.
Подумайте обо всем этом! Будьте разумными и воздержитесь от сигареты!
Предварительный просмотр:
Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Оформление: Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.
Эпиграф:
« Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.
Форма: устный журнал с элементами тренинга.
Ход классного часа
Слайд 1, 2. Учитель: Тема нашего классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:
Слайд 3.
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)
Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.
1 ученик. История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.
Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.
В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.
На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.
Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?
Тест «Сможете ли вы устоять»
Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:
Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.
Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да
Нет 5
0 5
0 5
0 5
0 5
0 0
5 5
0 0
5 5
0 0
5
ЕСЛИ У ВАС:
0-15 баллов
Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.
(20- 40 баллов)
Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.
45 и более баллов
ВНИМАНИЕ!
Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.
Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.
Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?
Слайд 4.
2 ученик. Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.
Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.
3 ученик. Слайд 5. В народе говорится: « Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизические изменения. В начале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет никому ласкового слова. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.
4 ученик. Слайд 6. Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:
Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.
1 ученик. Слайд 7. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»,— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.
Белая горячка - наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.
Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.
2 ученик. Слайд 8. У здорового ребенка не может влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д. Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.
3 ученик. Слайд 9. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий, у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть] места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Но разве не источник повышенной опасности пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель, как правило, старается спасти лезущего под колеса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!
Слайд 10. «Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».
Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.
Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.
4 ученик. Слайд 11. «Алкоголь, - писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Слайд 12. Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому, как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга, их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.
Слайд 13. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.
1 ученик. Слайд 14. Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмерка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приеме у мэра. Ио на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство. Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота. Так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц».
2 ученик. Слайд 15. Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:
Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую,—
Просят, давят, жмут «Друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
А ты сможешь сказать «нет» ?
Учитель. Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.
Запомните: Кукловоды - манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.
Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не
добьется. Иногда могут сказать: «Ты что - дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»
И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?
Не бойся выглядеть недостаточно умным!
Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!
3 ученик. Давайте проверим :Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.
Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».
Алкоголь является нарковеществом.
Большинство алкоголиков - пропащие люди и лентяи.
Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
Алкоголики пьют ежедневно.
Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
Алкоголь не повышает температуру тела.
Алкоголь - это стимулирующее, возбуждающее средство.
А теперь сравните ваши ответы с правильными:
верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
неверно. Около 95-98% алкоголиков - обычные люди, которые работают, имеют семьи.
верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
неверно. Алкоголь - это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.
4 ученик. Слайд 16. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Джек Лондон.
Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!
Литература.
М.А. Алоева. Классные часы в 5-7 классах. Ростов н/Д: Феникс, 2003
И.С. Артюхова. Воспитательная работа с подростками 7-11 кл. Занятия, игры, тесты. М.: «Первое сентября», 2005.
В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986.
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие о здоровом образе жизни.
Цели: формирование культуры здорового образа жизни, понимание значения здоровья для развития гармоничной личности, умение видеть систему истинных ценностей в современном обществе.
Оборудование:
Ход мероприятия:
Ведущий 1. Здравствуйте! (Многозначительно) Здравствуйте!
Ведущий 2. Друзья, вы знаете, что моднее, чем самая модная шляпа или автомобиль? Что ценится настолько дорого , что его не купишь ни за какие деньги?
Ведущий 1. Его мы с вами желаем ежедневно друг другу, говоря при встрече «Здравствуйте»…(После ответа.)Верно, речь идёт о здоровье.
Ведущий 2. «Здоровье – не всё, но и всё без здоровья – ничто», - заметил грек Сократ. Хотите многого достичь и преуспеть в жизни – готовьтесь справляться с большими нагрузками и стрессами, а для этого необходимы и закалка, и спортивные занятия, и привычка следить за собой.
Ведущий 1. Знаете ли вы, что нам нужно для здоровья? Я буду задавать вопросы, а вы громко отвечайте «да» или «нет».
Что нам нужно для здоровья?
Может молоко коровье?
Лет в 12 сигарета?
А с друзьями эстафета?
Тренажёр и тренировка?
Свёкла, помидор, морковка?
Пыль и грязь у вас в квартире?
Штанга или просто гири?
Солнце, воздух и вода?
Очень жирная еда?
Страх, уныние, тоска?
Скейтборд – классная доска?
Спорт, зарядка, упражненья?
А компьютерные бденья?
Бег по парку по утрам?
Музыкальный тарарам?
Сон глубокий до обеда?
Полуночная беседа?
Если строг у нас режим –
Мы к здоровью прибежим!
Ведущий 2. Здоровье ценилось во все времена. На Руси красивыми считались люди, обладающие статной фигурой, крепкими мускулистыми руками, с румянцем во всю щёку и крупными ровными зубами.
Ведущий 2.С детства на Руси приучались переносить холод и стужу: ребятишки бегали в одних рубашках, без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы, юноши спали на сеновалах, лавках, а не на мягких постелях. Посты приучали народ к грубой и скудной пище. И поэтому на войне русские удивляли врага своим терпением: никто лучше русских не мог вынести продолжительной и мучительной осады при стуже, голоде, зное, жажде.
Ведущий 2. Отдыхали наши предки по–разному и почти всегда на свежем воздухе. Молодые люди боролись, бегали взапуски, скакали на лошадях, девушки водили хороводы, качались на качелях. Зимой ве с удовольствием катались на коньках, съезжали на салазках с гор, брали снежные крепости.
Ведущий 1. Предлагаю прямо сейчас поиграть в старинную игру «Ворота». Ведущие образуют «ворота» - стоят, подняв соединённые руки. Все играющие проходят сквозь ворота хороводом, приговаривая: «Ворота, ворота, пропускают не всегда: первый раз прощается, второй раз воспрещается «. После этих слов Ведущие, опуская руки, ловят тех, кто оказался внутри. Когда пойманных становится несколько, образуется много ворот, и игра продолжается.
Скажите, в какие ещё игры играли на Руси? А в какие игры любите играть вы?
Ведущий 2. Из далёких времён дошли до нас пословицы о здоровье, в которых отразились наблюдения, ум, быт и культура русского народа. Вам, ребята, предстоит собрать две пословицы, сбив кегли с цифрами. Цифра – порядковый номер слова в пословице – обменивается у Ведущего на слово пословицы. Слова, которые вы не смогли получить, придётся додумать. Побеждает команда, верно собравшая или назвавшая свою пословицу.
Например: «После обеда полежи, после ужина походи», «Смолоду закалишься – на весь век сгодишься».
Ведущий 1. Так какие ещё секреты нужно знать, чтобы всю жизнь оставаться здоровыми?
Ведущий 2. Они известны всем. Сама природа даёт нам средства для поддержания крепкого здоровья. Давайте вместе вспомним и назовём их.
Что по небу плывёт, всему миру свет даёт? Правильно, солнце. Без солнечного света и травинка не вырастет, а человек, мало бывающий на солнце, может сначала захандрить, а портом и серьёзно заболеть.
Ведущий 1. А почему на Луне люди жить не могут? Правильно, потому что там нет воздуха. Без пищи можно прожить 30 дней, а сколько можно просуществовать без воздуха? Где легче дышится: в лесу или на улице большого города с потоком машин? Не всякий воздух хорош для нас с вами, поэтому не дышите пылью, больше времени проводите на свежем воздухе и проветривайте комнату перед сном.
Ведущий 2. Кто скажет, из чего большей частью состоит человек? Из воды. А что вода расслабляет, тонизирует, закаляет и лечит, известно с давних времён.
Ведущий 2. Что даёт нашему организму энергию для постоянной работы? Как говорят врачи, питание должно быть сбалансированным, то есть в нашей пище должны присутствовать белки, жиры и углеводы, витамины и минеральные соли. Всё это – строительный материал для организма. Человеку достаточно съедать столько, сколько съедает его ладонь.
Ведущий 2. Мудрец Гораций говорил: «Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь». Нет жизни без движения. Подумайте, а много ли двигаетесь вы? Предлагаю немного размяться.
Руки на пояс поставьте сначала.
Влево и вправо качайте плечами.
Теперь наклонитесь, возьмитесь за пятку.
Дружно закончили мини – зарядку.
Ведущий 1. Другой мудрец утверждал: «Что не упражняется, то умирает». Если у вас нет возможности заниматься спортом, займитесь домашней работой. Ведь на приготовление обеда нужно столько же энергии, сколько на двухчасовой баскетбольный матч, а мытьё полов в квартире равносильно заплыву на 1,5 км.
Ведущий 2. После работы необходим…отдых. Многие думают, что отдых – это посиживание на диване у телевизора. Это не совсем так. Отдых – это смена деятельности, умение с пользой для здоровья провести время. У В. Маяковского хорошо об этом сказано:
Этот плакат увидя,
Запомни правило простое:
Работаешь – сидя,
Отдыхая – стой!
Ведущий 1. Отдых – это и здоровый сон. Сколько часов требуется спать взрослому человеку? Взрослому – 7 часов, ребёнку – 9, причём переспать так же вредно, как и недоспать. Оказывается, больше всего мешают и раздражают человека собачий лай, детский плач и ночной стук. По мнению же полиции Санта – Роза, к этому перечню нужно добавить сигналы автомобильных сирен и громкий скрип обуви.
Ведущий 2. Самое время вспомнить ещё один секрет здоровья – это смех, веселье, радостный настрой. Некоторые учёные считают, что три минуты смеха действуют на человека, как 15 минут гимнастики.Смех продлевает жизнь, поэтому мы предлагаем вам поиграть и в забавных двустишиях найти загаданное слово.
1. Собирательное название средств народной медицины:
С утра выгуливал собаку –
От клумбы к мусорному баку. (Травы.)
2. Необходимый элемент улыбки:
Как много видно из окна!
Внизу бы жил – тоска одна! (Зубы.)
3. Природная стихия, благотворно влияющая на наше здоровье:
Сказал бы слово, да охрип.
Что это, неужели грипп? (Вода.)
4. Немаловажная деталь нашего тела, для некоторых предмет гордости:
Утята спрятались в камыш,
Цыплята догоняют мышь. (Мышцы.)
Ведущий 1. Проверить, как вы относитесь к своему здоровью, нам поможет тест. Если согласны с первым ответом (а), пальцы остаются раскрытыми. Если вам больше подходит второй ответ (б), загибайте любой палец.
1. Что вы сделаете, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?
а ) Возьмёте ноги в руки, чтобы догнать;
б ) пропустите его – будет следующий.
2. Что вы охотнее всего делаете в свободное время?
а ) Долго гуляете на свежем воздухе;
б ) смотрите телевизор.
3. Какое блюдо вы бы охотнее всего съели?
а ) Мясо с овощным гарниром;
б ) бутерброд с колбасой.
4. Какими вы чаще бываете?
а ) Улыбчивыми и весёлыми;
б ) грустными и раздражительными.
5. Когда вы ложитесь спать?
а ) В одно и то же время до одиннадцати;
б ) когда почти вся семья спит.
Посмотрите на свою руку. Есть такие, у кого все пальцы сжаты в кулак? Ваше и тех, у кого больше пальцев оказалось сжато, самочувствие под угрозой. Постарайтесь собрать в кулак свою волю, преодолейте лень и следите за своим здоровьем. Покажите кулак недомоганиям и болезням! Те, у кого все или почти все пальцы разжаты, поднимите руки повыше и помашите нам. Ваши здоровые привычки и навыки помогут вам справиться с любыми нагрузками и стрессами. Молодцы!
Ведущий 2. Мы уже говорили об играх, провели небольшую эстафету. Подвижные игры тоже укрепляют здоровье, развивают ловкость, ритмичность, точность движений. И потом, это просто интересно, радость и удовольствие от игры получает каждый. Приглашаем вас поиграть, размяться и испытать себя на нашей игровой площадке.
Предварительный просмотр:
Профилактика суицида
Беседа как одна из психологических стратегий профилактики суицида
Беседа является одним из основных методов психологии, который широко применяется в различных ее отраслях.
В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть:
а) ознакомительной;
б) диагностической;
в) экспериментальной и т. д.
а) Основной задачей ознакомительной беседы психолога с учащимся является первичное индивидуальное знакомство с ним как с человеком.
В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о ребенке, которую целенаправленно собирает психолог, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности ребенка, в частности биографической методики, анализа документов.
б) Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа.
При умелом проведении этой беседы психолог может выявить интимные переживания ребенка, его мнение о положении дел в школьном коллективе, о сверстниках, учителях и родителях. Результаты беседы помогут составить «диагноз», на основе которого и строится индивидуальная работа с этим ребенком.
В свою очередь, диагностическая беседа может представлять собой:
- регламентированную беседу;
- беседу с взаимным обменом информацией;
- свободную беседу.
в) Наиболее сложным видом индивидуальной беседы, требующей от психолога высокого уровня знаний, умений и навыков ее про ведения, является экспериментальная беседа.
Целью ее является проверка рабочих гипотез, выработанных психологом в результате проведенного ранее изучения личности ученика.
В качестве специфического вида выделяется профилактическая беседа.
Основная задача профилактической беседы - оказание помощи ребенку в разрешении сложных жизненных ситуаций.
2. Порядок профилактической беседы с суицидентом.
Суицидент – человек, обнаруживающий любые формы суицидальных (аутоагрессивных) проявлений, в том числе совершивший суицидальную попытку или самоубийство может быть назван человек с пограничным расстройством личности или человек, находящийся в состоянии психоза и проявляющий агрессию на себя самого.
Суицид (лат. sui – себя, caedo – убивать) – самоубийство[В.А.Жмуров, с. 646].
Аутоагрессия - (лат.autos – сам + aggressio – нападение) – агрессия, направленная на себя [В.А. Жмуров, с. 53].
Рассмотрим пример профилактической беседы с суицидентом.
Профилактическая беседа рассматривается как составная и обязательная часть работы по предупреждению суицидальных проявлений.
Для того чтобы своевременно выявить таких детей, психологу целесообразно постоянно поддерживать контакт с родителями и близкими, значимыми людьми для него, учителями, сверстниками, непосредственно обучающимися и друзьями и даже недругами, учить их выявлять по определенным признакам предсуицидальное состояние ребенка.
С момента выявления таких детей и возникает необходимость проведения с ними индивидуальной профилактической беседы.
Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно-значимыми психотравмирующими событиями. Причем это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.
Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Ребенок теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение «потери смысла жизни».
Вот почему для предотвращения попытки самоубийства так важно вовремя установить с попавшим в беду ребенком контакт, вступить с ним в дружеское общение.
Важно подчеркнуть, что беседа с учащимся, находящимся в состоянии психологического кризиса, дело чрезвычайно тонкое, специфичное и требует тщательной предварительной подготовки. Но порой обстоятельства складываются так, что проводить беседу необходимо безотлагательно.
Как показывает опыт работы с детьми, совершившими суицидальную попытку, для того чтобы беседа прошла эффективно, она должна быть построена определенным образом и складываться из не скольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу и предполагает использование специальных приемов. Но прежде чем изложить основные правила профилактической беседы, сделаем несколько предварительных замечаний. Они касаются деталей, частностей, однако следует помнить, что для ребенка, находящегося в состоянии психологического кризиса, «мелочи», «детали» играют порой не менее важную роль, чем веские логические выводы.
Приглашение на беседу
Ни в коем случае не вызывать к себе ребенка на беседу через третьих лиц. Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, выполнение которого даст повод для встречи.
Место беседы
Можно, конечно, провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни длился.
Время беседы
Желательно назначить беседу не в урочное время, когда каждый ученик занят своими делами. Можно расспросить о снах, страхах и тревогах, не боясь продолжить беседу и внеурочное время по телефону, в чаде интернета перед сном. Это общение в интернете легче становится доверительным. И еще один аргумент в пользу «вечернего» интенетного общения: это время, когда негативные переживания усиливаются, обостряется чувство одиночества, несущее в себе повышенную суицидоопасность. Это время максимального количества самоубийств.
Поведение во время беседы
В ходе беседы старайтесь не делать никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте каких-либо «попутных» дел. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Начальный этап беседы
Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта с ребенком: приглашением на беседу, установление взаимоотношений «сопереживающего партнерства», которые характеризуются высокой степенью доверительности.
Необходимо убедить клиента в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. Этим вы уменьшаете степень эмоциональной напряженности собеседника, предоставляете ему возможность более откровенно говорить о своей ситуации и переживаниях.
Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Даже если вы не разделяете высказанных собеседником оценок, по-иному смотрите на окружающих его людей, на сложившуюся ситуацию, не спешите противоречить, опровергать, вы сказывать свои взгляды. На первом этапе - только внимательное («эмпатическое») выслушивание, доброжелательность, искреннее (не показное!) стремление понять собеседника. Даже ваши вопросы, уточнения не должны на этом этапе нести в себе элементов сомнения в правомерности его мнений и представлений. Необходимо, чтобы ребенок воспринимал психолога как человека понимающего, чуткого и заслуживающего доверия.
В процессе беседы формируется более полное представление о личности ребенка, его потребностях и интересах, о его ценностях, жизненной направленности. Необходимо уточнить также сведения о близких ему людях, так как именно они (родственники, друзья, товарищи по учебе и досугу) часто являются теми резервными источниками помощи и поддержки, которые будут способствовать преодолению ребенка настоящего кризиса.
Слушая собеседника, обращайте внимание не только на его слова, но и старайтесь выявить подтекст, примечайте недомолвки, следите за манерой общения и поведения, особенностями речи, жестов, мимики, они не меньше слов помогут Вам определить, установлен ли тот взаимный контакт, когда можно будет переходить ко второму этапу беседы.
Второй этап беседы
В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние ребенка. Один из наиболее существенных моментов этого этапа - снятие у клиента ощущения безвыходности его ситуации.
Установив причины и последовательность развития кризиса, необходимо соответствующими высказываниями преодолеть имеющееся у учащего представление об исключительности его неблагоприятной ситуации, убедить в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо и причины могут быть устранены, прием «преодоление исключительности ситуации».
С этой же целью можно использовать вопросы, сформулированные таким образом, что сам ответ на них будет предполагать изменение позиции человека по отношению к его проблемам и трудностям. Здесь необходимо помнить золотое правило психотерапии: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним».
Только в атмосфере сочувственного выслушивания рассказов ребенка о своей жизни, об учебе, об успехах и достижениях, о трудностях, с которыми ему приходится сталкиваться, необходимо тактично подчеркивать эти успехи, формируя у ученика представление о себе как о личности, способной к преодолению жизненных невзгод (прием «поддержка успехами и достижениями»).
Следует отметить, что «поддержка успехами и достижениями», будучи методом косвенного внушения, является очень эффективным приемом психологической помощи и должна неоднократно повторяться на протяжении всей беседы.
В ходе этого этапа необходимо также использовать приемы, поддерживающие и углубляющие содержание беседы.
«Структуирование беседы» - это высказывания, направленные на внесение последовательности в рассказ. В результате переживаемой эмоциональной напряженности собеседник может забегать вперед в своем рассказе или пропускать некоторые моменты, иногда весьма существенные. В то же время, ребенок, в ходе беседы часто фиксируются на психотравмирующих эпизодах. Эту тенденцию необходимо решительно преодолевать, в противном случае негативные переживания будут усиливаться.
Установление последовательности фактов, приведение их в определенную систему во многих случаях приводит ребенка к изменению оценки Ситуации, к осознанию того, что неблагоприятная ситуация, воспринимаемая им как непреодолимая и безнадежная, вполне поправима. Следует учитывать, что и сам процесс рассказа о своей ситуации и переживаниях способствует снятию отрицательных эмоций.
В ходе беседы могут возникнуть паузы. В этих случаях можно использовать прием «постоянное внимание к содержанию» - повторение некоторых фактов, сообщенных вам ранее, тем самым проявляя заинтересованность в собеседнике, оказывая внимание ему.
В завершение второго этапа беседы целесообразно использовать прием «определение конфликта», то есть высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой ребенком. Точная формулировка ситуации создает представление, что, какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята, и вы ее понимаете.
Использование этого приема особенно необходимо в тех случаях, когда собеседник встревожен или растерян.
Третий этап беседы
Этот этап, представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль.
Основными приемами третьего этапа могут быть «интерпретация», «планирование», «удержание паузы».
«Интерпретация» - высказывание гипотезы о возможных способах разрешения ситуации.
«Планирование» - побуждение ученика к вербальному (словесному) оформлению планов предстоящей деятельности.
«Удержание паузы» - целенаправленное молчание - важное средство психологического воздействия.
Цель паузы - предоставить собеседнику возможность проявить инициативу и стимулировать словесное оформление разрабатываемых им планов поведения.
Молчание уменьшает темп беседы, предоставляет ученику время для рассмотрения альтернатив, для принятия решений. Эти решения положительно влияют на его эмоциональное состояние, уменьшает эмоциональное напряжение. Удержание паузы должно быть одобряющим молчанием, выражающим интерес к собеседнику. Оно должно сопровождаться невербальной коммуникацией - позой, мимикой, жестами, взглядом, выражающими эмоциональную поддержку.
Основываясь на знании личности ученика, его отношениях с окружающими в настоящей неблагоприятной ситуации, необходимо предложить определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса.
Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи, и для ближайших задач предполагается несколько предварительных решений.
Советы необходимо давать чрезвычайно осторожно и ни в коем случае не настаивать на их «истинности в последней инстанции», апеллируя к собственному опыту. Каков бы ни был ваш собственный жизненный опыт, дать 100-процентный хороший совет просто невозможно, поскольку жизненные ситуации каждого человека строго индивидуальны и уникальны. Наиболее приемлемыми будут те рекомендации, которые опираются на систему ценностей самого ребенка, в противном случае это может привести к тому, что он будет механически отвергать навязываемые ему взгляды, недоверчиво и без необходимого внимания относиться к вашим словам.
В некоторых случаях в ходе планирования действий дети занимают пассивную позицию, проявляют иждивенческие тенденции, пытаются вернуться к обсуждению проявления своего эмоционального состояния. В этом случае необходимо вернуть собеседника к обсуждению конкретных планов - прием «фокусирование на ситуации». В результате анализа предварительных решений вырабатывается конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных обстоятельств. Совместный поиск способов решения проблемы придаст вашему клиенту уверенность в собственных силах, повысит его самооценку.
Четвертый (завершающий) этап беседы
Это этап окончательного формулирования решения, активной психологической поддержки и придания клиенту уверенности в своих силах и возможностях Необходимо призвать клиента проявить максимум воли и целеустремленности для достижения желаемого результата.
План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко. В тех случаях, когда ребенок выражает сомнения относительно каких-либо моментов намеченного плана, на них следует остановиться особо, при этом проявить решительность, настойчивость, подобрать веские аргументы и доказательства.
Основными приемами этого периода являются: «логическая аргументация» и «рациональное внушение уверенности».
Если в ходе беседы ребенок активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Однако может сложиться ситуация, когда в силу различных обстоятельств не представляется возможность срочной госпитализации для оказания специализированной помощи.
Беседа должна быть направлена на коррекцию суицидогенных личностных установок.
С этой целью необходимо убедить ребенка в следующем:
• что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным, что другие лица в аналогичных ситуациях чувствовали себя также тяжело, а со временем их состояние полностью нормализовалось;
• что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и его уход из жизни станет для них тяжелой травмой (актуализация антисуицидальных факторов);
• решение вопроса об уходе из жизни в силу его крайней важности лучше отложить на некоторое время, спокойно его обдумать.
Важнейшим условием профилактической беседы является ее анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная ребенком, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в учебном коллективе. На рушение этого принципа подрывает основу доверия, что в конечном итоге делает дальнейшую профилактическую работу чрезвычайно затруднительной, а порой и просто невозможной.
После беседы необходимо тщательно осмыслить ее результат, сделать необходимые записи и продумать основные направления последующей работы.
Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей клиента и сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализированные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные могут состоять в следующем:
- необходимо поставить в известность родителей о сложившейся неблагоприятной ситуации для ребенка (та доля информации, которую вы раскрываете, обязательно оговаривается с родителями в ходе проведения беседы. Еще раз подчеркнем, что сообщенные вам сведения могут иметь столь интимный и до верительный характер, что их разглашение может нанести вред);
- учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, необходимо создать для ребенка на какой-то период более спокойные («щадящие») условия;
- не оставлять ребенка на этот период без контроля и внимания. Эту задачу целесообразнее поручить родителям, которые находятся с ним в дружеских отношениях;
- при необходимости продумать возможность госпитализации ребенка.
Литература:
1. Кочнев В.А. Лекции НИЕВ.
2 .Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привыч...
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....
"Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек у подростков."
Рассказывается о вредныхпривычках уобучающихся...
Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Урок разработан по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю. Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...
Профилактика вредных привычек у младших школьников. Презентация "Полезные и вредные привычки"
Тема занятия: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИЦель: Дать понять какие привычки у нас бывают полезные, а какие вредные. Задачи: Формировать сознательное отношение учащихся к своему здоровью;Учить активным пр...