КОНКУРСНАЯ РАБОТА. ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
творческая работа учащихся (11 класс) на тему

План мероприятий как средство профилактики  наркомании среди подростков.

Организационно –   методическая   антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ежегодная Всероссийская Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности».

КОНКУРСНАЯ РАБОТА №______________________
 (заполняется при регистрации работы)

                        ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА

НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ

ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение_____________________

«Средняя общеобразовательная школа №24»____________________________________

                 (полное название работы)

АВТОР:  Липа Юлия Петровн______________________________                                                                    

(фамилия, имя, отчество - полностью)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение_______________

«Средняя общеобразовательная школа №24»___11 класс_____________________

(название школы или ВУЗа - полностью)

Адрес АВТОРА:  Республика Саха (Якутия) Мирнинский район_______________________

 г. Удачный  Н-Город_____д.27/99______________________________________________

             (указывается адрес, посредством которого будет осуществляться обратная связь с автором)

телефоны: (41136) 5-35-12

e-mail:        http://        

Научный Руководитель:     Елисеева  Оксана Владимировна________________________

(фамилия, имя, отчество - полностью)

Социальный педагог_________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание научного руководителя - полностью)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение ________________

«Средняя общеобразовательная школа №24»_______________________________

 (место постоянной работы)

Контактные координаты:

        (просим указать контактные координаты, удобные для общения)

Республика Саха (Якутия) Мирнинский район г. Удачный_________

(название населенного пункта, где подготовлена работа)

2012 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................

Глава 1. План мероприятий как средство профилактики  наркомании среди подростков.

1.1.  Организационно –   методическая   антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждении………………………………………………………………..

  1.  Организация работы с родителями по профилактике наркомании пропаганде здорового образа жизни в школе……………………………………………………………..

 1.3  Воспитательно-педагогическая работа с детьми пропаганда здорового образа жизни………………………………………………………………………………………………….

 Глава 2. Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подростков и молодежи.

2.1 Понятие о здоровом образе жизни и профилактике наркомании

среди подростков...............................................................................................................................

 2.2 Профилактическая работа в школе…………………………………………………………………………………………………

2.3 Понятие о наркотиках и наркомании  влияние наркотиков

на человека…………………………………………………………………………………………..

2.4 Факторы употребления и зависимости от наркотиков………………………………………………………………………………………….

2.5  Профилактика наркомании среди подростков и молодёжи…………………………………………………………………………………………….

2.6 Педагогические меры профилактики пропаганда

 здорового образа жизни……………………………………………………………………………

Глава 3. Практическая часть.

3. 1 Тренинг как средство профилактики наркомании………………………………………………………………………………………….

3.2 План-конспект…………………………………………………………………………………..

3.3 Интерактивное моделирование ситуации…………………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................

Литература........................................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды

Позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается не проблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивных вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Глава 1. План мероприятий как средство профилактики  наркомании среди подростков.

1.1.  Организационно –   методическая   антинаркотическая

профилактическая работа в образовательном учреждении.

    Основные

    направления  

      Мероприятия

Ответственные  

 

1.Организация внутришкольного наркопоста при школьном медицинском кабинете

-  учет обучающихся с «риском» наркотизации и проблемами наркозависимости;

- методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении;

-  проведение при согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации;

-  консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с ребенком, принимающим наркотики

Заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, воспитатель, социальный педагог, школьный врач, специалисты по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков.

2.Организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров

Внедрение обучающих программ – тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде.

-Котрпропагандирующие листовки;

-Агитации,  декады, марафоны, фестивали, ток-шоу;

-Телефоны службы Доверия;

-Шокотерапевтические видеосеансы;

-Психокоррекционные программы;

- Спектакль-предупреждение                  " Осторожно: опасность!"

3.Организация взаимодействия

благополучной среды

Между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива;

- поддержка «проблемных» семей в доме, дворе, школьном микрорайоне.

4. Создание условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ:

Систематический анализ наркоситуации в школьном микрорайоне;

- принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию.

5. Рассмотрение вопросов реализации Программы на заседаниях Совета  профилактики

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог.

6. Разработка и реализация в  школьном учреждении воспитательных программ антинаркотического содержания.

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры

7. Организация в школах на конкурсной основе поддержки общественных и молодежных инициатив по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании.

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры

8. Проведение школьных, районных конференций по проблемам профилактики наркомании и здорового образа жизни.

9. Создание спортивных и досуговых площадок на территории школы.

Изучение и распространение положительного опыта по организации профилактической работы и формированию здорового образа жизни в школьных учреждений.

  1. Организация работы с родителями по профилактике наркомании пропаганде здорового образа жизни в школе.

Основные

Направления

Методы и формы

Ответственные

1.Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок:

  1. Родительский университет;    
  1. организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей;
  2. факультативы, спецкурсы, клубы по программам "Основы семейного воспитания";
  3. общественные родительские формирования "Совет отцов",          "Школа молодых родителей",
  4. Разработка и публикация рекомендаций для родителей          "Родителям о наркотиках и последствиях их применения".

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог.

2.Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей  и жестокого обращения с ними;

защита прав детей, развитие деятельности служб социальной защиты

населения, органов внутренних

дел для оказания помощи «проблемной» семье.



3.Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал принимать наркотики; уходит из дома; прошел антинаркотической лечение, находится на реабилитации и т.д.)

- семейное консультирование;

- привлечение групп  родительской, поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних для консультирование по вопросам

«семейного примирения»;

- информирование родителей о внутрисемейном тестовом контроле наркотизации;

- помощь семье в установлении контактов со специалистами с группой родительской поддержки;

-    оказание  коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Что делать, если ребенок начал употреблять наркотики, алкоголь»;

- создание городской социально-психологической службы


- психолог школы, психолог МУЗ УГБ

1.3  Воспитательно-педагогическая работа с детьми пропаганда здорового образа жизни.


Направления профилактики

     

Методы и формы

   

   Ответственные

1.Разработка и модификация  образовательных программ,  ориентированных на формирование ценностей здорового образа  жизни:

- обучение и воспитание через  предмет – обществознание, ОБЖ, физическая культура, уроки здоровья;

- Программы УСО,

Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителя – предметники, школьная мед. сестра

2.Разработка и модификация превентивных образотельных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ:


обучение и воспитание через предметы – уроки здоровья, ОБЖ, литература, история, биология, химия, физическая культура, обществознание и другие предметы,  формирующие понимание  социальных и медицинских  последствий наркозависимости. (особое внимание уделить категории социальным сиротам)

Лекторы – специалисты по вопросам развития и здорового образа жизни.    

3.Разработка и внедрение обучаю-

щих программ-тренингов активной

психологической защиты  для учеников среднего и старшего школьного возраста.


4.Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических

 мероприятий:

-  тематические «круглые столы»;

- дискуссии и конференции, акции, телемарафоны.

  1. ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ.
  2. социально-психологические службы по возрастным этапам развития учащихся.

5.Формирование волонтерских групп

из подростков с лидерскими

установками для поддержки сверстников  с зависимостью от ПАВ.

- работа ДОУ «Алые паруса»

Глава 2. Пропаганда здорового образа жизни как средство профилактики наркомании среди подростков и молодежи.

  1. Понятие о здоровом образе жизни и профилактике наркомании и наркопреступности.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

2.2 Профилактическая работа в школе.

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,— явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;

недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог—переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в различных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Юность – это время, когда вместе с потоком осознанной информации к молодёжи приходит собственное представление о ценностях высшего порядка, в том числе и о здоровье. Человек связывает воедино здоровье и жизнь, здоровье и смерть, здоровье и болезнь.

Здоровье – не просто отсутствие болезней, а нечто качественно иное. В настоящее время характерно противопоставление понятий “здоровье” - “болезнь”, трактовка здоровья связана с включением в его определение понятий внешней среды. Здоровый человек наслаждается любовью, дружбой, товариществом, испытывает потребность хорошо учиться и работать.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

Существует и целый ряд других определений. Но все они содержат следующие постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:

•Отсутствие болезни;

•Нормальная работа организма;

•Равновесие организма в системе “природа - человек”;

•Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

•Способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде;

•Способность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми;

•Стремление к творчеству.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Как целостная система, ЗОЖ складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:

•Умеренное и сбалансированное питание;

•Режим дня с учётом динамики индивидуальных биологических ритмов;

•Достаточная двигательная активность;

•Закаливание;

•Личная гигиена;

•Грамотное экологическое поведение;

•Психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

•Сексуальное воспитание;

•Отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);

•Безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений.

Здоровый образ жизни – это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.

К сожалению, принципы ЗОЖ сегодня еще очень редко становятся руководством в поведении большинства людей. Одна из причин этого – широкая распространенность неумелой и неумной, не привязанной к личностным установкам человека, «лобовой» пропаганды, которая, к сожалению, не редкость еще и сегодня. Другая причина - сложившиеся стереотипы и привычки, выработанные предыдущими поколениями, которые также мешают переходу людей к принципам здорового образа в своей повседневной жизни.

ЗОЖ у человека должно целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

У людей, ведущих ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение болезней, сохранение здоровья и продление жизни человека.

В мире существуют определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия с целью формирования установок на здоровый образ жизни. К примеру, важным направлением пропаганды ЗОЖ является развитие физической культуры и спорта. Ее идеологическую основу составляют идеи о том, что:

•Основу здорового образа составляет двигательная активность и формирование спортивного стиля жизни;

•Развитие физической культуры и спорта является основой физического, психического и социального здоровья населения;

•Создание привлекательного имиджа, моды на спортивный стиль жизни и занятия спортом – это эффективный способ вовлечения молодежи в активные занятия физкультурой и спортом, формирования установок на здоровый образ жизни;

•Физическая культура и спорт являются важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения, способным противостоять негативным явлениям в обществе (наркомания, пьянство, курение и др.).

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

1) Социальный: пропаганда через СМИ, информационно - просветительская работа;

2) Инфраструктурный: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

3) Личностный: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Цели:

привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,

профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ

сохранение и укрепление здоровья учащихся.

привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Задачи:

снижение уровня заболеваемости учащихся;

соблюдение валеологических требований на занятиях;

формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;

формирование системы спортивно- оздоровительной работы;

проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,

организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,

профессиональная ориентация учащихся

В то же время, пропаганда и формирование здорового образа жизни подрастающего поколения, пользуется пока еще недостаточным вниманием со стороны государства. Именно поэтому, сегодня так важно ведение активной работы по пропаганде здорового образа жизни. Дети и подростки должны стремиться и желать быть здоровыми, независимо от политических, экономических и социально – психологических условий, существующих в стране. При проведении профилактической социальной работы по формированию установок на здоровый образ жизни во главу угла должны ставиться цели формирования у детей, подростков и молодежи навыков личной ответственности за свое здоровье, развитие умений принятия самостоятельных и безотносительных от внешних условий решений.

Рисунок 1. Результаты экспресс - диагностики состояния здоровья школьников в зависимости от наличия у них регулярных спортивных тренировок.

2.3 Понятие о наркотиках и наркомании  влияние наркотиков на человека.

        

Вредная привычка – закреплённый в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или к обществу. К вредным привычкам чаще всего относят курение, пьянство, употребление наркотиков, вдыхание ароматических углеводородов.

Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение наркотикам: “Наркотики – это такое вещество или смесь веществ, которое коренным образом отличается от всех веществ, необходимой для нормальной жизнедеятельности человека, серьёзно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервных систем”.

Наркомания – это зависимость организма на физиологическом уровне от успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ. В обычном понимании, наркомания – это болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ для того, чтобы впасть в одурманенное состояние. Такое состояние могут вызвать истинные наркотики – опий, морфий, героин. Подобный эффект могут производить и некоторые лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие или возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией. Натуральные наркотики не вызывают сильного привыкания, зависимости и эйфории. Большую опасность представляют синтетические наркотики.

Наркомания – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящим глубокому истощению физических и психических функций организма.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодёжной проблемой, а в течение последнего десятилетия её уже относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психологическим;

«Омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 12-13 лет; Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ (транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли), к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящими более разрушительное действие на организм подростков, вызывающими быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности; Среди причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, можно выделить следующие: социально-экономические, конституционально-биологические, социальные, индивидуально-психологические[6].

Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы:

1. Причины глобального характера;

2. Традиционные причины.

К причинам глобального характера относят:

В последнее время Россия становится крупным рынком сбыта наркотиков: в связи с интеграцией в мировую рыночную систему границы страны всё больше становятся прозрачными, что способствует её включению в сферу мирового наркобизнеса; географическое положение: Россия находится на пересечении мировых торговых путей. Она граничит с регионами, где широко распространен наркобизнес, да и в ней самой расположены так называемые «наркозоны»; приобщение российской молодежной культурно досуговой сферы к распространенным в мире модным культурным течениям, включающим в качестве системного элемента потребление наркотиков (различные варианты «наркофилософии», музыкально-танцевальные стили типа «кислотного рока», «рейва»). Наркотики, как видно, становятся составной частью не только молодежного образа жизни, но и молодежной субкультуры.

Традиционные причины – это причины, свойственные только нашей стране, отдельным её регионам, слоям и группам населения. К ним можно отнести: агрессогенность социально-политической и социально-экономической ситуации в стране в целом и в отдельных её регионах. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадапционного синдрома, который создает положительные предпосылки для наркотизации данной части населения; разрушение существовавшей тоталитарной системы моральных и поведенческих ценностей без достаточной замены её четкой иерархией принятых в цивилизованном мире общечеловеческих идеалов и гуманных норм поведения, что обусловливает пассивную социальную позицию в отношении наркотиков; толерантное отношение среди населения к таким явлениям, как алкоголизм и табакокурение. Нельзя сказать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом. Но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.

К причинам конституционально-биологического характера обычно относят       наследственную отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями: наследование детьми у неблагополучных семей психических и биологических особенностей, способствующих развитию вредных привычек: табакокурение, употребление спиртных напитков и наркотиков. К ним же необходимо отнести патологию беременности, осложненные роды, тяжелые и хронические заболевания, сотрясения, травмы головного мозга; пограничные нервно-психические расстройства, умственная отсталость, задержки психического развития;

 Влияние наркотиков на человека.

Обычно у человека после нескольких приемов наркотических веществ возникает сильное, непреодолимое влечение к состоянию наркотического одурманивания, называемое психической зависимостью от наркотика. Однако существует еще одна, гораздо более глубокая зависимость, которую называют физической или физиологической. Она заключается в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, в результате чего возникает привыкание к ним и наркотик становится необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма. После возникновения физической зависимости отсутствие наркотика приводит к наркотическому голоду. Его проявления вынуждают наркомана систематически употреблять наркотики, все время, увеличивая дозу, чтобы вызвать состояние наркотического дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастание раздражения, нервозности рассеянности внимания. При нехватке наркотиков появляется абсистентный синдром. Обычно он начинается с нарастающей внутренней потребности употребления наркотика. Затем возникает беспокойство, зевота, интенсивное потоотделение, из глаз текут слезы, нос полон слизи - как при сильном насморке. Зрачки сильно расширяются, и не реагирует на свет. Появляется «гусиная кожа» и озноб. Острые боли в животе и пояснице, головокружение тошнота и рвота. Мышцы начинают мелко дрожать, дрожь может переходить в опасные для жизни конвульсии с нарушением кровообращения и дыхания, что нередко приводит к обморокам.

Кроме физической и психической зависимости, употребление наркотиков всегда вызывает отрицательные и часто необратимые нарушения. Во-первых, отравления организма наркотиками приводит к необратимым изменениям нервной системы, что вызывает деградацию личности. Во-вторых, увеличение пристрастия наркотиками, постоянный поиск наркотиков для употребления, толкает на преступления, чтобы их добыть. В-третьих, постоянная наркотизация организма приводит к его крайнему истощению, похуданию и значительному упадку физических сил.

2.4 Факторы употребления и зависимости от наркотиков.

Для практического применения классификацией факторов риска употребления наркотиков может быть следующая:

•Индивидуальные факторы: низкая самооценка, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства и др.;

•Берущие начало в семье ребёнка: отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление психоактивных веществ (ПАВ) членами семьи и т.п.;

•Связанные с обучением в школе: низкая успеваемость, частые переходы из одной школы в другую, нарушение отношений со сверстниками, злоупотребление ПАВ в школе.

Среди многообразных факторов, обусловливающих риск приобщения молодежи к наркотическим или одурманивающим веществам, ведущую роль играют особенности формирования и воспитания молодого человека, его личность, характер взаимоотношений с окружающими.

Начальная фаза употребления наркотиков, наблюдающаяся преимущественно в подростковом периоде, может быть:

•Демонстрация взрослого поведения;

•Форма отчуждения от родительской опеки;

•Выражение социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды;

•Экспериментирование;

•стремление поучить новый опыт;

•поиск удовольствия или расслабления;

•открытие двери в группу сверстников;

•средство стать участником субкультурного жизненного стиля;

•способ разрешения конфликта или снижения напряжения;

•акт отчаяния и т.д.

2.5  Профилактика наркомании среди подростков и молодёжи.

Зависимость от наркотиков - это, в сущности, болезнь эгоистов. Они добровольно привили её себе, потому что больше всего заняты собою, вглядываются только в себя, больше всего озабочены собственной персоной, удовлетворением низменных побуждений; плата за это неотвратима: разрушение личности, а затем и смерть. У наркоманов не хватает сил и мужества бороться с собой, со своим падением. Им надо помочь вернуться к жизни, от которой они бежали. Силой, однако, ничего сделать нельзя. Необходима их добрая воля, а с нашей стороны – такт, доверие, благорасположение, создание у несчастных ощущение безопасности и самостоятельности, то есть «всего того, чего им так не хватает…

В последние годы в школах страны наблюдается резкий рост потребления различных наркотических веществ. Поэтому необходимо принимать меры профилактики наркомании среди подростков.

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗОЖ - это информационное насыщение пространства жизни молодежи данными о том, какие возможности и услуги предлагает общество и государство в организации ЗОЖ и помощи в случае возникновения проблем. Эта деятельность реализуется через просветительские акции и программы, работу СМИ, выпуск специальных буклетов специалистами центров социальной работы с молодежью, волонтерами, просветительскими и информационными центрами.

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА с детьми, склонными к зависимостям или уже имеющим какие-либо проблемы в этой сфере. Т.е. это оказание адресной, доступной компетентной помощи молодежи человеку и его семье по решению проблемы зависимости. На уровне образовательного учреждения она реализуется социально-психологической службой профессионально подготовленным специалистом - педагогом-консультантом. На уровне социума - специалистом социального центра. На уровне здравоохранения - наркологом, психотерапевтом, медиком, психологом.

 Наиболее перспективными сферами развития профилактики, по мнению разных специалистов, являются: индивидуальная профилактическая работа, т. к. она защищена законодательством и на нее есть запрос у специалистов и в молодежной среде; пропаганда ЗОЖ, как сфера, пользующаяся наибольшим влиянием специалистов, а, следовательно, наиболее освоенная ими; формирование навыков социальной компетентности, т. к. интересна детям, молодежи и специалистам из-за возможности социальной компетентности молодого человека в обществе.

 Наиболее проблемными являются: воспитательная работа, т. к. у специалистов, работающих в этой сфере, нет понимания своего места в системе профилактики, отсутствуют адекватное целеполагание и анализ результатов, хотя сфера наиболее наполнена специалистами; пропаганда ЗОЖ, т. к. отсутствует идеология ЗОЖ, в информации молодежи преобладает негативизм в пропаганде, отсутствуют образовательные программы, традиционно используемые формы пропаганды стереотипны и имеют невысокую эффективность; индивидуальная профилактическая работа, т. к. высока активность реализации данного направления, но отсутствуют специалисты, готовые к этой работе.

 Система организации профилактической работы с детьми и молодежью соответствует следующей схеме: В первичной профилактике выделяют 3 этапа:

 1. НАУЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ ЗОЖ - формирование основных навыков культуры поведения, физической культуры, культуры питания, культуры гигиены и заботы о себе, сексуальной культуры;

 2. АНТИНАРКОГЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ( формирование навыков социальной компетентности) -обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связей с семьей, решению проблем, критическому мышлению, принятию решений, осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивление им, постановке целей и др.

 3. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗОЖ - система информирования, просвещения, включения молодого человека в услуги и предложения, реализующие потенциал ЗОЖ;

 Вторичная и третичная профилактика включают также 3 этапа:

 4. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ПОМОЩИ при возникновении проблем - система ориентирования, информирования молодых людей с проблемами;

 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА с детьми, склонными к употреблению ПАВ: Формирование у молодого человека навыка самопомощи в решении собственных проблем, осуществление функции помощи семье с проблемами наркотиков;

2.6 Педагогические меры профилактики пропаганда здорового образа жизни.

Принципы ведения профилактической работы

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на  основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации,                             препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их                             употребления.

Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях                                  злоупотребления наркотическими средствами.

Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.

Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

 Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как                             социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их                             успешной реализации:

Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе                                 обучения и их усвоением. Влияние на уровень притязаний и самооценку.

Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации. Возможность привлечения специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических                             программ в школе:

Любая работа в области антинаркотического просвещения должна                               проводиться только специально обученным персоналом из числа                                  работников школы в рамках комплексных программ на базе                                  утвержденной концепции профилактической работы.

Просветительские программы должны вестись на протяжении всего                                  периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и                                  продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое,                                  психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

  Информация должна быть уместной и предоставлять знания о                                  последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

Для оценки эффективности любой профилактической программы                                  необходимы регулярные социологические исследования,  проводимые независимыми экспертами.

Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.

Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.

Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.

Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся  дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.

Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.

Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было  причинами.

Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

Структура антинаркотической работы с детьми и подростками, в том числе составляющими группы риска.

• Профилактика зависимости от ПАВ проводится не изолированно, а в рамках общих профилактических программ, направленных на развитие личности, укрепление душевного и физического здоровья, формирование здорового образа жизни.

• Приоритет отдается позитивным усилиям, утверждению позитивных ценностей и стимуляции и многосторонней поддержке желательного поведения и соответствующих изменений.

• Сочетаются долгосрочные мероприятия со «сдвиговыми технологиями», представляющие собой интенсивные усилия, сфокусированные на определение направления профилактической работы. Осуществляется постоянное взаимодействие со СМИ.

• Программа предполагает работу в широком возрастном диапазоне (начиная с несовершеннолетних лиц подросткового возраста до совершеннолетних лиц молодого возраста, то есть в возрастном диапазоне 14-30 лет).

• Современные подходы к профилактике зависимостей. Роль добровольцев в системе профилактики.

• В настоящее время темпы и масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании. Для того чтобы остановить, распространение этой опасной социальной болезни необходима целая система мер государственного и общественного воздействия. Эта система мер станет эффективной в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления, и будет носить предупреждающий, превентивный характер. И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактики наркомании (ПП) – зависимости, а не на ликвидации последствий распространения наркомании.

• ПП зависимостей от ПАВ направлена не на наркоманов, а на здоровых детей и детей из группы риска. А в эту группу риска попадает сейчас чуть ли не каждый второй подросток.

• Профилактика должна быть ориентирована на выявление и устранение социальных и социально-психологических причин зависимости. Это могут быть меры административного и юридического характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, которые обеспечиваются соответствующей законодательной базой и правоохранительными органами. Это могут быть меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и привлекательность института семьи и школы; возрождение культурных и духовных традиций в обществе. Это могут быть медицинские меры, снижающие риск наркотизации предрасположенных к этому заболеванию категории людей, так называемой “группы риска”. Наконец, это могут быть психолого-педагогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и на молодежно-подростковые группы.

На какие факторы могут быть направлены психолога - педагогические усилия:

   Факторы социальной среды: формирование отрицательного отношения к ПАВ; формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни; попытка найти то, что объединяет, а не то, что разъединяет; создание благоприятных условий для удовлетворения основных потребностей подросткового периода – потребность в общении со сверстниками; в самопознании и саморазвитии; воспитательная работа с родителями; организация совместной деятельности родителей, учителей и подростков; усиление родительского контроля; снижение доступности ПАВ.

   Личностные факторы: развитие навыков общения, социальной компетентности и активности, принятия решений и формирование навыков ассертивного поведения.

Современные подходы к профилактике употребления наркотиков. Первый подход - информационный является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления. Обычно реализуется 3 варианта информационного подхода: предоставление частичной информации о фактах влияния наркотиков на организм и количественные данных о наркоманах. Устрашающая информация, описывающая неприглядные стороны употребления наркотиков.

Информация о деградации личности людей, употребляющих ПАВ и проблемах с этим связанных.

Второй подход основан на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений. В рамках этого подхода выделяется несколько задач:  1)Повышение самооценки человека; 2) Определение значимых личностных ценностей;  3) Развитие навыков распознавания и выражения эмоций;4) Развитие навыков обдуманного принятия решений;5) Формирование способностей справляться со стрессом.

Третий подход основан на учете роли социальных факторов исходящую из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Поведение индивида формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда – источник обратной связи – поощрений и наказаний.

Четвертый подход основан на формировании жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения, которая позволяет контролировать, и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение, жить вместе с другими, и вносить изменения в окружающую среду.

Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность альтернативна алкогольной и наркотической зависимости от ПАВ.

Одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью.

Добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения.

Глава 3. Практическая часть.

3. 1 Тренинг как средство профилактики наркомании.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи тренинга: (1) повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; (2) изменение отношения детей к наркомании; (3) умение сказать «Нет наркотикам»; (4) формирование мотивации к сохранению здоровья.

Материально-техническое обеспечение игр указано в описании каждой игры. Для проведения тренинга необходимо предусмотреть просторное помещение (не менее 50 кв. метров), мебель (столы, стулья), канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.

 В настоящее время выделяют 2 направления разработки игровых видов деятельности со специальной ролью обучения молодежи и взрослых – психотехнические игры, представляющие собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций и связанные с измененным состоянием сознания, а также социально – психологический ролевой тренинг.

Социально – психологический ролевой тренинг ведет свою историю от техники психодрамы Дж. Морено и представляет собой развитие сюжетной детской игры; он направлен на решение внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций (выработка и закрепление социокультурных норм). При этом игры становятся «…средством формирования культуры выходов из кризисов с помощью рефлексии. Пребывание в роли «начальника», «подчиненного», «заинтересованного», «равнодушного», «лидера», «звезды» заставляет участников прочувствовать и пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся личностных отношений, стереотипов.

Социально – психологический тренинг – психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это интенсивная подготовка личности к более активной и полноценной жизни. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющая снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников, происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

 В тренинговой группе, чувствуя себя принятым и активно принимающим других, человек пользуется доверием и не боится доверять сам, окружен вниманием и заботой, проявляет искреннюю заинтересованность к людям, помогает им и рассчитывает на их помощь. Можно активно экспериментировать различные стили общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ранее коммуникативные умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

3.2 План-конспект.

1. Введение. (30 мин).

Следует игра-разминка, например: участники, становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем их имена будут вписаны на таблички.

Следуют несколько подвижных упражнений, по которым тренер оценивает готовность группы к работе, ее активность. Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры. В идеале помощники регистрируют показатели каждого игрока, чтобы сравнить их с таковыми в ходе и в конце тренингового занятия.

Ведущий представляет тему тренинга, обозначает проблему, кратко рассказывает, что будет происходить в ходе тренингового занятия.

2. Знакомство в группе. (30 мин)

Все участники располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представиться так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников, в которые вписываются их имена). Так же участники рассказывают о своём отношении к поставленной проблеме и опыте приёма наркотических или иных психотропных веществ.

3. Принятие правил работы. (10 мин) 

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы: а) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища.

б) любой игрок высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;

 в) критикуя - предлагай;

г) не давать оценок другим участникам;

д.) личная информация, конфиденциальна, сообщённая на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.

4. Оценка уровня информированности. (40 мин)

Группу просят, ответить на вопросы:

 а) существует ли проблема наркомании в нашем обществе?

 б) сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

в) что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

г) насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?

д.) как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?

е) знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

3.3 Интерактивное моделирование ситуации.

1.Игра "Спорные утверждения" (2 часа)

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:

"Совершенно согласен"!

"Согласен, но с оговорками"!

"Совершенно не согласен"

"Не имею точного мнения"

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Участникам зачитывают спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников, подводят итоги. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

  1. Наркомания - это преступление.
  2. Лёгкие наркотики безвредны.
  3. Наркотики повышают творческий потенциал.
  4. Наркомания это болезнь.
  5. У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  7. Наркомания излечима.
  8. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
  9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  10. Наркоман может умереть от СПИДа.
  11. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  12. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
  13. Наркоман может умереть от передозировки.
  14. Продажа наркотиков не преследуется законом.
  15. Наркомания не излечима.
  16. Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.
  17. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
  18. Наркоманы - это не люди.
  19. Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

2. Оценка усталости (15 мин)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, насколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.

3. Показ фильма о наркоманах. (30 мин)

В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов. См. Приложение № (фильм «Темиртау»)

4. Игра "Ассоциации". (30 мин)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: "назовите 2 - 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите - "наркотики", "наркомания", "зависимость".

После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, ответы фиксируются, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения суммируются предложенные ассоциации.

5. Игра "Словесный портрет" (30 мин)

Группа при помощи жеребьёвки делится на четыре микрогруппы по пять человек. Группе даётся задание описать наркомана.

6. Ролевая игра "Семья". (45 мин)

Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.

Каждая микрогруппы должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.

Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.

Вариант распределения ролей в микрогруппы из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).

7. Игра "Марионетки". (30 мин)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник.

После завершения игры происходит обсуждение, предлагается ответить на вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
  2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

Заключение.

Такое явление как наркомания имеет многовековую историю, но такого привыкания не было в результате применения различных наркотиков естественного происхождения. Большинство различных наркотиков были созданы для употребления в медицинских целях, но стало использоваться в немедицинских целях. Вместе с тем наркомания - это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем – он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни) и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от "правила неприкосновенности", т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

И в конец, давайте все мы внимательно прислушаемся к одному стихотворению:

Кто тот герой, что придумал гашиш?

Если ты знаешь, чего ты молчишь?

Да не найти на вопрос сей ответ,

Тот, кто придумал – того уже нет!

Взял прикурить, в кровь загнал ерунду,

Ты – наркоман, ты – у всех на виду.

Ты не подумал о жизни своей,

Знаешь, осталось лишь несколько дней. Ты не решил для себя, что потом:

Стать академиком или врачом.

Ты не подумал о жизни своей

Знаешь, осталось лишь несколько дней.

Мы родились для того, чтобы жить,

Может не стоит планету губить.

Есть, кроме «да» и лучше ответ,

Скажем, друзья, наркотикам «НЕТ!»

Литература.

. Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика. – 2004.  № 4.  С. 21 – 29.

2. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 348с.

3. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 144с

4. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости (Вдали от пропасти и рядом с нею). – СПб.: КАРО, 2004. – 112с

5. Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика. – 2002.  №1. – С.34 – 41.

6. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Проект // Учительская газета. – 1999.  №52. – С. 21.

7. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.

8. Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004.  № 5. – С.40 – 42.

9. Мирошниченко Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. – 2000. – № 3. – С.3 – 13.

10. Мочалов А. Деликатный подход к кричащей проблеме: Наркомания: профилактика и помощь // Основы безопасности жизни. – 2002. – № 5. – С.18 – 20.

11. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М.: Академический проект, 2001. – 416 с.

12. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. – 256 с.

13. Пузыревская И. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. – 2001. – № 7. – С. 38 – 39.

14. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

15. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов н./Д: Феникс, 2000. – 252 с.

16. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

17. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от терапии к практике. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.

18. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

19. Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом? // Основы безопасности жизни. – 2000. – №8. – С.22 – 26.

20. Школа может многое: О целевой программе «Без наркотиков» // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. – №11. – С. 24 – 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ «Использование СМИ и Интернета в профилактике наркомании в молод...

ПРОЕКТ в сфере профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни "Спорт - круглый год"

Проект представляет собой комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление...

Конкурсная работа ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Инновационный проект "Учитесь властвовать собой"

Содержание1. Актуальность проекта, цели и задачи, ожидаемые результаты              с. 3-62. План (календарный) мероприятий по предупре...

Организация работы в сфере профилактики наркомании в МБОУ «Семибугровская ООШ» Камызякского района Астраханской области

КОНКУРСНАЯ РАБОТА "ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И НАРКОМАНИИ"...

Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"

В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержание...