Главные вкладки

    Участие в Республиканском этапе Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности «Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и м
    учебно-методический материал (10 класс) на тему

    Капралова Вера Александровна

    «Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и молодежи».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moya_olimpiada_-_kopiya.docx101.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Всероссийская Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»

    Конкурсная работа №

    РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

    НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ

    ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

    Тема: «Формирование антинаркотического мировоззрения, как форма профилактики наркомании и наркопреступности среди детей и молодежи».

    Автор: Капралова Вера Александровна

    Место работы: МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» Республика Татарстан, г. Нижнекамск

    Должность: Социальный педагог

    Адрес: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

    Телефоны: 

    e-mail:

    Контактные координаты:

    2014 год.

    • Начало формы
    • Конец формы
    • Начало формы
    • Конец формы

    Содержание

    1. Введение.
    2. Профилактика наркомании.
    1. Факторы риска употребления наркотиков.
    2. Современная история профилактики наркомании.

    3. Суть профилактики наркомании, ее виды.
    4. Нормативно-правовая база профилактики наркомании и наркопреступности         в образовании  среди молодежи.
    5. Формы и методы профилактики наркомании в образовательных учреждениях.
    1. Формирование мировоззрения.

    1. Значение и толкование слова «мировоззрение». Формирование мировоззрения.

    2. Ценностный подход к формированию мировоззрения антинаркотической культуры личности.
    3. Психологические механизмы формирования антинаркотических убеждений и установок.
    4. Деятельность «Отряда профилактики правонарушений» и проекта «Самостоятельные дети» - как средство формирования антинаркотического мировоззрения учащихся.
    1. Заключение.
    2. Глоссарий.
    3. Информационные ресурсы.        

    «Истинная защита человека — это его идеалы,

    находящиеся в живой связи с его жизнью

    и растущие вместе с ним».

    Рабиндранат Тагор

    ВВЕДЕНИЕ

             Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе. В частности, произошел рост числа подростков, употребляющих алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, как следствие этого увеличилось число правонарушений, совершаемых подростками, находящимися в состояния алкогольного или наркотического опьянения.

     Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне  снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.

          К сожалению, в нашей стране здоровье далеко не каждый ставит на первое место среди человеческих ценностей. Однако правильное отношение к здоровью, умение сохранять его вопреки жизненным трудностям и неблагоприятным обстоятельствам совершенно необходимо. Понятие ценности здоровья, умение поддерживать хорошее настроение и высокую работоспособность, нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам надо воспитывать с детства.

          Говоря о формировании здорового образа жизни молодого поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности, нельзя не сказать о школе. Ведь именно в школе в течение многих лет молодежь не только учится, обретает навыки общения со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Таким образом, школа является важным этапом, когда можно и нужно воспитывать правильное отношение к здоровому образу жизни.

           В этих условиях важно формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков самовыражения личности. Подобный подход к профилактической работе  по проблемам наркомании позволяет выбрать осознанную жизненную позицию, Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток

    уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги.  Действительно, навсегда запретить или уничтожить наркотики невозможно, но развитие в каждом человеке системы личного противостояния им — реальная и практически вполне выполнимая задача. Поэтому чтобы такого желания не возникло нужно успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений.

    Трансформация российского общества, произошедшая за последние пятнадцать лет, отразилась не только на экономической, но и на общественной жизни. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением смертности, заболеваемости, вызвала уменьшение доли детей и подростков в структуре населения. Подростки России переживают кризисную социально – психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Подростки утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют требуемых жизненных навыков, которые позволяли бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.

              В труде П.Д.Шабанова «Основы наркологии» раскрывается понятие  «наркомания».

     Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приёма.

         Т.В.Сибгатуллина в своем исследовании даёт определение антинаркотического воспитания, его цели и задач:

    Антинаркотическое воспитание - это процесс систематического, целенаправленного, комплексного психолого-педагогического взаимодействия субъектов образования, в ходе которого формируется антинаркотическая устойчивость личности воспитуемого, представляющая собой такое качество личности, которое позволяет ей противостоять наркогенному воздействию среды, и предупредить приобщение к психоактивным веществам.

    Цель антинаркотического воспитания - формирование гармоничной личности, устойчивой к воздействиям наркогенных факторов среды.

     Задачи:

    -   создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья;

    - формирование менталитета духовно-нравственного, психического, физического и социального здоровья;

    -   создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ;

    -   формирование навыков конструктивного общения;

    -   развитие способности к психосаморегуляции в стрессовых ситуациях;

    -  организация доступа к необходимой информации о влиянии психоактивных веществ на нравственное, психическое, и физическое здоровье человека.

    Актуальность выбранной темы объясняется существующими противоречиями между:

    1. Потребностью общества в профилактике наркомании в молодежной среде и низкой эффективностью существующих профилактических программ;
    2. Теоретической информированностью молодежи о вреде наркотиков и несформированностью антинаркотической позиции студентов, что способствует распространению. Наличием педагогических программ профилактики наркомании для подростков и отсутствием программ первичной профилактики для студентов вузов.

        На основе выявленных противоречий была определена проблема исследования: «Какие педагогические условия должны выполняться, какие формы и методы работы следует применять с целью формирования у студентов антинаркотического мировоззрения?».

       Цель исследования – обосновать педагогические условия, формы и методы формирования антинаркотического мировоззрения у учащихся, оценить влияние данных методов на эффективность антинаркотического мировоззрения учащихся.

       Объект исследования – процесс антинаркотического воспитания в школе.

       Предмет исследования – педагогические условия, формы и методы формирования антинаркотической позиции в школе.

      Задачи работы:

    1. Изучение нормативно - правовых и методических материалов по вопросам воспитания и профилактики наркомании;
    2. Сбор и анализ статистических данных по тематике работы;
    3. Изучение опыта общественных организаций по профилактике наркомании в подростковой среде;
    4. Разработка практических рекомендаций по формированию антинаркотического мировоззрения молодежи в рамках воспитательного процесса в школе.
    5. Анализ, обобщение результатов, выводы.

    Факторы риска употребления наркотиков

    Наркоугрозы, существующие в современном российском обществе, оказывают целенаправленное воздействие на молодого человека, как потенциального потребителя продукции незаконного сверхприбыльного наркобизнеса. В мировой практике специалистами принято выделять следующие факторы риска употребления наркотиков:

    Объективные факторы:

    - Резкая смена социальных условий; отсутствие привычных критериев и ориентиров; быстрое изменение стиля жизни, идеологии и общественной системы ценностей.

    - Рост количества неблагоприятных семей, для которых характерны неудовлетворенность, социальная изолированность, отсутствие работы.

    - Место проживания семей: районы с вокзалами, общежитиями, часто меняющимися жильцами.

    - Переводы подростков из школы в школу и частые переезды.

    Субъективные факторы:

    - Семейная предрасположенность. Дети, родившиеся в семьях с алкогольными «традициями».

    - Семьи с недостатком воспитательных ресурсов (разрушенные или неполные семьи).

    - Педагогически некомпетентные семьи, где имеют место искаженные виды воспитания, когда дети либо предоставлены самим себе, либо их жестоко наказывают, независимо от тяжести совершенного поступка.

    - Неуспеваемость. Начиная с 5-6 класса, неудачи в учебе вызывают рост употребления алкоголем, наркотиками.

    - Отсутствие желания продолжать обучение. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к наркотикам.

    - Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками.

    - Положительное отношение к алкоголю и наркотикам.

           Пресечь влияние этих факторов на подростково-молодежную среду возможно с помощью последовательного и системного воспитательного воздействия на личность. В основу мировоззрения антинаркотической культуры личности должна быть положена система жизненных ценностей, гарантирующих духовное и душевное здоровье и общепризнанных различными слоями общества.

    Современная история профилактики наркомании

     Первый этап профилактики наркомани относится к 50-70 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и Западная Европа) признало, что наркомания из проблемы отдельных личностей превратилась в трагедию больших масс молодежи. Тогда профилактика приема наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха, и таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты - вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа.

    Второй этап приходится на 90-е годы и логика его разворачивания - в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической компании, в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться ее влиянию.

    Любому специалисту очевидно, что воспитывающая и обучающая технология может быть эффективной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и деятельно-практическую. Знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути методом решения актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков.

    Суть профилактики наркомании, ее виды

    Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) вплотную занимается проблемой наркомании, в связи с чем выделила несколько видов ее профилактики:

    • первичная (отвечает за предупреждение употребления наркотиков);
    • вторичная (работа с лицами, употребляющими наркотические вещества: их выявление, лечение, наблюдение, контроль над возникновением рецидивов);
    • третичная (направлена на социально-трудовую терапию и медицинскую реабилитацию наркозависимых).

    Непосредственно профилактика наркомании, как она понимается и трактуется обществом, заключена, согласно классификации ВОЗ, в ее первичном виде. Данная форма включает в себя такие формы воздействия, как:

    • воспитательная работа среди молодежи;
    • санитарно-гигиеническое воспитание общества;
    • общественная борьба с потреблением и распространением наркотиков;
    • административно-законодательные меры.

    Важным аспектом проведения профилактической работы среди подростков является возможность определения потенциально склонных к наркомании личностей. Как правило, в такую группу входят ребята и девушки с нестабильной психикой, сложным бунтарским и истеричным характером, эмоционально неустойчивые, с чувством пренебрежения к социальным нормам и моральным устоям, склонные к депрессивным состояниям. Неприятие и непонимание обществом таких личностей ведет к их отстраненности и, как следствие, поиском успокоения в наркотиках.

    Зачастую, подростки, как и все люди в целом, организуются в группы «по интересам» со схожим мировоззрением, устоями, пониманием происходящего, принципами и поведением. Таким образом, выявить наркозависимого возможно по кругу его общения.

    Что касается санитарно-гигиенического аспекта предупреждения наркомании, то здесь не существует единого мнения: одни специалисты считают, что нужно проводить медицинскую пропаганду в учебных учреждениях на протяжении всего учебного года, другие голосуют за введение в учебную программу отдельно курса профилактики наркомании.

    Профилактика также подразумевает обучение преподавательского состава выявлению различных видов наркотического опьянения и формированию у учащихся резко негативного восприятия зависимости. Проведение просветительской работы с реальными медицинскими и социальными примерами последствий наркомании (летальные исходы, болезни, деградация личности и т.п.).

    Первичная профилактика

         Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Ее контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодежи, а целью является формирование активного, адаптивного жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц с биологическими, психологическими и социальными факторами риска, развитие невосприимчивости к употреблению наркотиков. Первичная профилактика наиболее эффективна, поскольку полностью стремится избежать патологических исходов, уменьшить число лиц, способных употреблять наркотики. Усилия первичной профилактики меняют одни развивающиеся формы поведения на другие и направлены не столько на предупреждение болезни, сколько на формирование здорового поведения.

        Задачами первичной профилактики являются совершенствование подростком своих поведенческих стратегий и увеличение потенциала личностных качеств подростка (формирование позитивной, устойчивой Я-концепции, повышение эффективности функционирования социально-поддерживающих сетей, развитие внутреннего контроля собственного поведения).

         Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению (осознание, развитие и тренировка определенных умений: справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением), а также оказание детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами.

        Выполнение задач первичной профилактики должно осуществляться специально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными работниками и педагогами.

       Технологии первичной профилактики бывают: педагогические, социальные, медико-психологические и медико-биологические.

        Цель социальных и педагогических технологий — это информация, мотивация на здоровый образ жизни, социальная поддержка. Они осуществляются посредством воздействия средств массовой информации, обучающих технологий, альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности, создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.), антинаркотических мотивационных акций, системы деятельности социальных работников и волонтеров.

     

    Вторичная профилактика

        Вторичная профилактика у детей, подростков и молодежи включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Ее контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию).

        Ключевым фактором в разработке мер психопрофилактики аддиктивного поведения у подростков является изучение его мотивации. Цель состоит в изыскании путей и средств коррекции и устранении истинных мотивов злоупотребления, а также тех социально-психологических факторов, которые способствуют аддиктивному поседению.

       Вторичная профилактика является массовой, оставаясь все-таки индивидуальной в отношении конкретного индивидуума с поведением риска. Проводимые при вторичной профилактике мероприятия ведут к уменьшению числа лиц с наркоманией путем вмешательства на ранних донозологических этапах ее развития. Целью вторичной профилактики является изменение малоадаптивного поведения риска на адаптивную форму.

        Задачами вторичной профилактики является развитие активных стратегий решения проблем аддаптивного поведения, повышение потенциала личностно-средовых ресурсов, профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества).

        Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами -психотерапевтами, психологами, педагогами — и сетью непрофессионалов — членов групп само- и взаимопомощи, консультантами. Эффект от этих программ менее универсальный и действенный, чем от программ первичной профилактики.

        Технологиями вторичной профилактики являются: социальные, медико-психологические и психотерапевтические, медико-биологические.

       Цель социальных технологий — профилактика развития заболевания (зависимости); психологическая и социальная адаптация. Они осуществляются посредством формирования мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения, формирование социально-поддерживающего поведения.

    Третичная профилактика

          Третичная профилактика наркомании среди детей, подростков и молодежи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую форму последствий в виде стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. Технологии третичной профилактики включают медико-психологические и психотерапевтические, а также медико-биологические технологии. Их целью является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды.

        При проведении профилактических программ для подростков нужно создание условий открытого доверительного общения и творческой атмосферы работы, основная цель которой — формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению наркотиков.

        Эти программы должны включать информацию о действиях и последствиях употребления любых психоактивных веществ, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи употребления наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями совладения с ним. Однако эта информация не должна предлагаться в лекционной или слишком директивной форме, а осторожно и органично вплетаться в структуру основной программы на том этапе взаимодействия в рабочей группе, когда она уже может быть воспринята адекватно и иметь позитивный отклик.

        Очень важным является то, что подросток должен получить представление о себе самом, об отношении к себе, своим возможностям и недостаткам; о собственной системе ценностей; о способности или неспособности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы; об умении оценивать ту или иную жизненную ситуацию и свои возможности ее контролировать; о своих умениях общаться с окружающими, понимать их поведение и их перспективы, сопереживать и оказывать моральную поддержку. Подросткам необходимо формировать самопринятие, умение критически себя оценивать, способность к исправлению совершенных ими ошибок.       Необходимо также адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя, ставить перед собой цели и достигать их, контролировать свое поведение и уметь анализировать свое состояние.

        То, что представляют собой программы профилактики, трудно осуществить практически. Особенно те программы, которые представлены в первичной профилактике. Причины этого различны. Это и проблемы, связанные с организацией досуга детей и подростков и по месту проживания, и по учреждениям, где они обучаются. Это следствие того, что отсутствуют кадры, материальные возможности, помещения для работы с молодежью. Профилактические мероприятия по потреблению психоактивных веществ (беседы, лекции и другое), проводимые в учебных заведениях, педагоги считают зачастую неэффективными. Скорее всего, основным источником информации учащихся о наркотиках являются телепередачи и видеофильмы, если не считать той информации, которую подростки получают от друзей, уже попробовавших наркотики.

        Одной из составляющих противостояния распространению употребления наркотических веществ среди молодежи должна быть гласность и доступность информации о различных антинаркотических акциях.

        Недостаточной является степень участия семьи в работе по предупреждению употребления психоактивных веществ подростками (в семье часто разрешают курить, употреблять алкогольные напитки, в частности, пиво, вино, шампанское).

        Семейная политика в отношении наркотиков очень важна. Практика показывает, что, вопреки распространенному убеждению, дети хотят планировать свою жизнь и строить свое счастье. Они поступают более ответственно, когда сами родители придерживаются определенных ограничений и норм. Родители способны помочь, рассказывая о последствиях употребления алкоголя и наркотиков и обсуждая с ребенком, какого поведения они от него ожидают. Он должен знать, как ему себя вести, что нужно, а чего нельзя делать.

    Нормативно-правовая база профилактики наркомании в образовании и среди молодежи

    Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике подростковой наркомании существенно активизировалась, дефицит знаний у учащихся о последствиях и конкретных шагах противостояния этой пагубной привычки остается значительным. Разовыми беседами повысить уровень социально-психологической компетенции школьников невозможно. Поэтому  проводить эту работу необходимо регулярно.

     В целях предотвращения негативных последствий употребления алкоголя, наркотических веществ на федеральном и региональном уровнях разработаны и действуют ряд нормативных документов, ограничивающих производство, продажу алкогольной продукции и наркотических веществ, предусматривающих ответственность за:

    1.Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

    2.Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

    3.Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.

    4.Пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

    5.Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

    6.Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

    7.Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

    8.Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

    9.Распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет, с нарушением установленных законом нормативов.

    Деятельность по профилактике наркомании среди молодежи осуществляется на основании Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», а также целевой программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства от 28.04.2009 №437.

    Правовую основу деятельности образовательных учреждений по предупреждению и организации профилактики наркомании среди детей и подростков составляет ряд международных договоров, участником которых является Российская Федерация, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также Распоряжения, информационные и инструктивно-методические письма Комитета по образованию:

          Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в её кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально-осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться на:

    - методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

    - формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);

    - раннее выявление и диагностику наркозависимости;

    - реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации в нормальную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

            

            Формы и методы профилактики наркомании в образовательных учреждениях.

    Общая воспитательная работа с детьми. Её основная цель заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. Это направление может реализовываться через введение в программу работы образовательных, досуговых учреждений специальных курсов антинаркогенной подготовки, организацию различных тематических мероприятий (акции, шоу, дискуссионные клубы и т.п.), а также при включении специальной информации в содержание традиционных обучающих курсов (биологии, математики, истории и т.п.) – контекстная подготовка.

    Коррекционная работа с детьми группы риска. Работа предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации. Это направление реализуется за счет работы школьной социопсихологической службы (службы педагогического сопровождения). Основными формами реализации является психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные консультации для учащихся, психолого-педагогический контроль, организация коррекционных тренингов, мастерских и т.п.

    Работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ. Её основная цель заключается в предотвращении дальнейшего развития наркогенного заражения у несовершеннолетних, имеющих наркогенный опыт. В задачи этого направления входят раннее выявление учащихся, употребляющих ПАВ; организация в школе антинаркогенного контроля; проведение различных тренингов; преодоление внутреннего психофизиологического дискомфорта, связанного с прекращением употребления ПАВ; при необходимости, - организация психологического, медицинского консультирования несовершеннолетних в подростковых наркологических службах.

    Подготовка специалистов к ведению профилактической работы. Осуществляется за счет введения в программу работы педагогических институтов и университетов специальных курсов антинаркогенной подготовки, а также организацию методических семинаров для педагогов-практиков, психологов, социологов.

    Работа с родителями.

    Известно, что наибольшее влияние на детей и подростков как непосредственно через воспитание, так и опосредованно (бытующие в семье установки, традиции, особенно алкогольные) оказывают родители. Поэтому для успешного антинаркотического воспитания детей и подростков необходимо проводить работу с родителями. Это, с одной стороны, поможет значительному оздоровлению микросреды, с другой — оснастит родителей необходимыми теоретическими знаниями и методикой проведения антиалкогольного (антинаркотического) воспитания детей.

          Формы работы с родителями должны использоваться как коллективные, так и индивидуальные. Наиболее распространенной и общепринятой коллективной формой являются родительские собрания: общешкольные и классные.

         При отборе смыслового содержания для общешкольного собрания необходимо учитывать его основную специфическую особенность — неоднородность аудитории (присутствуют родители детей разных возрастных групп). Поэтому информация должна быть значимой для всех. Это, прежде всего, сведения о проблеме наркотиков, опасности, которую они представляют для человека и для общества, о нравственной и правовой ответственности, которую несут потребители и лица, способствующие приобретению наркотиков детьми и подростками, о ведущей роли семьи в формировании у детей соответствующих установок, о симптомах потребления и о помощи, на которую могут рассчитывать родители в случае потребления наркотиков их детьми.

         Оптимальные формы поведения родителей должны исходить из задачи формирования у детей младшего школьного возраста установки на здоровый образ жизни. Это, в первую очередь, критический пересмотр внутрисемейных традиций, особенно алкогольных, взаимоотношений членов семьи с учетом свойственного этому возрасту подражательного поведения, внимательное неформальное отношение родителей к школьным успехам ребенка, помощь и контроль в планировании и проведении детьми свободного времени, в выборе форм досуга и увлечений, способствующих духовному развитию ребенка, максимальная изоляция его от неблагоприятных семейно-бытовых конфликтных ситуаций.

          Выделяют общую и специальную работу с родителями. Общая осуществляется за счет организации специальных семинаров, лекций, привлечения родителей к процессу антинаркогенной пропаганды и формирования здорового образа жизни в школе и т.п. Специальная работа ориентирована на родителей подростков группы риска, а также тех несовершеннолетних, которые имеют опыт использования ПАВ. Она предполагает индивидуальное консультирование взрослых, помощь при организации взаимодействия с учреждениями подростковых наркологических служб, совместную организацию антинаркогенного контроля, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах.

            Разнообразие существующих форм и методов организации педагогической профилактики позволяет строить воспитательную работу с учетом специфических особенностей аудитории. Перечислю некоторые наиболее популярные:

    • Лекция. Целесообразна при работе со старшими подростками. Для детей и младших подростков лучше предложить мини-лекции, являющиеся составляющими тренинга, ролевой игры и т.п.
    • Опросы учащихся (анкетирование). Как правило, является начальным этапом при организации антинаркогенной работы.
    • Ролевые игры. Проигрывание с детьми вариантов отказа от провоцирующих предложений способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов.
    • «Круглый стол», дискуссионный клуб. Данная форма может быть использована при работе с подростками и старшими школьниками.
    • Вернисаж. Одна из форм межвозрастной подготовки, популярная в зарубежных школах. В нашей стране она более известна как «игра по станциям». Основная цель вернисажа – формирование у учащихся представления о негативных последствиях наркотизации для физического и социального здоровья человека. При этом в качестве ведущих выступают подростки-волонтеры.
    • Классные  тематические часы.
    • Внеклассные мероприятия, например, учебный суд.

          Основная нагрузка по выбору форм и методов, как правило, ложится на заместителя директора по воспитательной работе или на социальных педагогов, которые непосредственно занимаются малообеспеченными и неблагополучными семьями, трудными подростками и их родителями, осуществляют координацию с отделом образования, органами  по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и медицинскими учреждениями, организуют лекции специалистов, аккумулируют всю учебно-методическую информацию, необходимую классным руководителям для проведения классных часов и бесед, и тому подобное. Важную роль в профилактике наркомании в школе играют рядовые учителя, которые видят детей каждый день и лучше знакомы с их семьями. На классного руководителя возлагается задача проведения тематического классного часа, который включается в план школьной программы по профилактике наркомании.

    Значение и толкование слова «мировоззрение». Формирование мировоззрения

         Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

    1)Мировоззрение  - система различных взглядов, принципов, оценок, убеждений, интересов, обуславливающих место, роль и отношение человека к миру, а также детерминированные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    2) Мировоззрение - комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания и оценки. Оно включает позицию субъекта по отношению к действительности, идеалы, ценности, цели.

    3) Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. Сердцевину этого духовного явления составляют взгляды человека на свою жизнь и потому правильнее их именовать «человековоззрение» или «человековидение», а может быть – «человековедение».

    Формирование мировоззрения – это специализация человека, которая будет определять его будущую судьбу с её интересами и стремлениями. У одних людей мировоззрение может быть узким и ограниченным, у других – безграничным. У подавляющего большинства людей мировоззрение формируется спонтанно, под влиянием внешних условий и внутренних эмоциональных состояний, и желаний.

    Формирование мировоззрения начинается с момента рождения человека в этом мире. Оно происходит неустанно, на протяжении всей жизни, каждый день, в самых разнообразных ситуациях, в результате действий на мысли, слова поступающих от близких, друзей, с экранов телевизора, из газет. Но на мировоззрение влияют не только действия, но и бездействие. 

         Мир, постоянно бросает вызов, и то, как ты отреагируешь на него - зависит то, какой опыт ты познаешь в свою душу. Положительный, конструктивный, ведущий к развитию, эволюции души, либо отрицательный, деструктивный, ведущий душу к понижению своего эволюционного уровня, к деградации. И здесь большое влияние имеет уровень сознания, уровень осознанности человека и его действий.

    Есть два пути формирования мировоззрения – пассивный и активный. Наиболее часто люди используют пассивный путь, на котором развиваются те стороны их личности, которые соответствуют внешним условиям. Человек в этом случае следует принципу «быть таким как все». В конечном счете, это ведёт к тому, что человек во многом теряет свою индивидуальность. Его интересы, и даже способы удовлетворения их, подобны интересам окружающих его людей. Его желания и его цели, так же сходны с желаниями и целями тех, которые вокруг него. Единственными отличиями остаются внутренние эмоциональные реакции на различные внешние обстоятельства. Но и в этом, человек, часто, похож на других людей. Этот путь можно сравнить со скольжением под-гору, или движением на эскалаторе вниз, куда все спускаются с одинаковой скоростью, за исключением немногих, которые стремятся быть внизу как можно быстрее.

    Активное формирование мировоззрения, в отличие от пассивного, неизмеримо сложнее и труднее, потому что требует сознательных направленных усилий того человека, мировоззрение которого формируется. Во-первых, человек, который формирует мировоззрение, должен знать, каким оно должно быть, во-вторых, знать средства необходимые для воспитания мировоззрения. В-третьих, очень важно, правильно использовать эти средства, потому что человек, у которого формируется мировоззрение, должен сам, добровольно прилагать усилия для получения внутреннего опыта. И, в-четвертых, различать внешние влияния, которые всех людей в этом мире стремятся усреднить, упростить и подчинить всеобщей идее потребительства. Здесь имеются в виду не только материальные блага, но и удовольствия, власть, идеи и всё, что имеет хоть какое-то отношение к человеку. Человек, мировоззрение которого формировалось активно, занимает особое место в человеческом обществе. Он не похож на тех, которых сформировало это общество, поэтому он или белая ворона, или чёрная, а большинство, которое серое, не может быть на равных как с первыми, так и со вторыми.

    Формирование мировоззрения очень важно не только для успешной деятельности во внешнем мире, но и в духовной работе. При сформированном духовном мировоззрении у человека не возникает проблем в выборе пути и средств, которые он будет использовать в своей работе. Тогда, практически, любые действия человека, отношение к любой реальности будет практикой на духовном пути.

    В жизни каждого человека всё зависит от того, насколько адекватно его мировоззрение правилам, навязываемым человеку извне, способам и методам, которые он использует, как в своей внешней жизни, так и на внутреннем пути. Человек может двигаться только в том направлении, которому он созвучен, и это всегда связано с его мировоззрением. Интересы человека, его направленная воля и его судьба в полной мере зависят так же от его мировоззрения. 

          Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

         Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

        Мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

    Юность — решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам.Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы.     Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды.

         Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

        Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни — значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

       Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно — плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.

    Ценностный подход

    к формированию мировоззрения антинаркотической культуры.

    Формирование антинаркотической культуры – одно из злободневных направлений современной деятельности органов государственной и муниципальной власти, структур гражданского общества. Ее особенностями является многофункциональность, реализуемая институтами, действующими на основе общей системы ценностных координат, заложенных в Конституции Российской Федерации.

    Незначительная результативность современной антинаркотической деятельности свидетельствует о необходимости выработки на основе общечеловеческих ценностей и основ конституционного строя Российской Федерации мировоззрения антинаркотической культуры. Содержание данного мировоззрения, характеризуется наличием системы ценностей, формирующих нормы обыденного поведения. Последние принимаются всем обществом в силу их здравого смысла и стереотипа житейской мудрости.

    В настоящее время в российском обществе существует множество субкультур, формирующих феномен наркотической псевдокультуры. Процесс их формирования вызван борьбой различных групп влияния (наркобизнеса, масс-медиа, политических групп давления и пр.) за расширение собственного сегмента рынка распространения наркотиков.

    Наркотической псевдокультуре призвана противостоять система ценностей антинаркотического мировоззрения.

    Его цель – сформировать в подростково-молодежной среде антинаркотическую культуру, предназначение которой заключается в выработке устойчивого духовно-нравственного иммунитета к потреблению и распространению наркотиков.

    Ценности антинаркотического мировоззрения молодежи:

    1. «Достоинство».

    Достойный человек – это человек, обладающий такими моральными качествами, которые позволяют ему быть уважаемым и уважающий себя, а значит человеком, верящим в себя. Ему не требуется мира иллюзий, его чувства не требуют искусственного допинга. В любой социальной среде он не стремится стать как все.

    Достоинство человека проявляется в следовании свободно избранным высшим ценностям жизни, восхождению от нравственных поступков к любви и служению ближним. Достойный человек — это человек, созидающий свою жизнь и свою личность, преодолевая сопротивление среды. Чувство достоинства – это умение сделать выбор, позволяющий гарантировать духовное и душевное здоровье.

    Для молодых людей, склонных к употреблению наркотиков, коррекция обыденного мировоззрения, в первую очередь, связана с привитием чувства ответственности. Данная ценность способствует формированию второго уровня антинаркотической культуры: активному неприятию наркотических веществ.

    2. «Ответственность».

    Ответственность — готовность взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу.

    Ответственность человека означает ответственность перед законом, близкими, друзьями, собой. Даже если жизнь молодым человеком все еще воспринимается как игра, то он должен вспомнить, что в любой игре есть свои правила. Есть правила и в любом человеческом сообществе. Поэтому безопасное, комфортное, надежное существование человека в любом сообществе должно быть защищено законом, т.е. правилами, установленными государством и им же реализуемыми.

    Ответственность перед обществом или законом, прочна и устойчива лишь тогда, когда опирается на более фундаментальное свойство личности — совесть, ответственность за себя и близких перед собой.

     Уход от ответственности в мир иллюзий – это игнорирование ответственности и перед законом, и перед близкими людьми, и, в конечном счете, перед собой.

    3. «Благополучие».

    Быть благополучным – значит жить счастливо, с радостью, находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром.

    Благополучный человек – это человек, измеряющий комфорт своей жизни не материальными ценностями (хотя и не игнорирует их), а благополучием своего умственного и физического состояния, своего духовного и душевного здоровья.

    Такому человеку есть, что предложить близким, окружающим. Он умеет не только получать «благо», но и отдавать добро.

    Такому человеку есть, что предложить взамен на заманчивое предложение познакомиться с наркотиками. Для него смысл жизни в реализации творческого потенциала, которая возможна в реальной интеллектуальной жизни, спорте, общении, активной жизненной позиции. Это то, что носит название «Здоровый образ жизни». Это – чувства, ощущения, восприятие окружающего мира со всеми его сложностями и проблемами человека с незамутненным рассудком, без физических страданий, не ограничивающего свой жизненный путь.

    Данные ценности, вписанные в существующую нравственно-устойчивую систему координат мировоззрения личности, способны формировать у молодого человека активное неприятие как наркотической псевдокультуры, так и неприятие образа жизни вразличного вида зависимостях.

    Идеология концепции: Формирование антинаркотической культуры.

    ЦЕННОСТИ

    АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

    АНТИНАРКОТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГЕМЫ

    НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ

    ДОСТОИНСТВО

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    БЛАГОПОЛУЧИЕ

    ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

    ДОСТОЙНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ЭТО НЕ «ГЛАМУРНОЕ» ЕЕ ПРОЖИГАНИЕ, А ДЕЛАНИЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВЫБОРА.

    ФОРМИРОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

    СВОБОДА ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА – ЭТО СВОБОДНЫЙ ВЫБОР НЕ МЕЖДУ ПРОБЛЕМАМИ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И УХОДА В МИР ИЛЛЮЗОРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ –  ЭТО СВОБОДА ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ.

    ЧТОБЫ ДОСТОЙНО ЖИТЬ И ВЫЖИТЬ, НАДО ПОМЕНЯТЬ СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ: С ПОТРЕБНОСТИ «ИМЕТЬ» НА ПОТРЕБНОСТЬ «БЫТЬ!»

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    ДОСТОИНСТВО

    БЛАГОПОЛУЧИЕ

    ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОСТУПКИ СВОИ

    И СВОИХ БЛИЗКИХ

    АКТИВНОЕ НЕПРИЯТИЕ НАРКОТИКОВ – ЭТО ОТВЕТСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА.

    ФОРМИРОВАНИЕ

    АКТИВНОГО НЕПРИЯТИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

    ОТКАЗ ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЕБЯ, КОТОРУЮ ТЫ НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАЕШЬ НА ПЛЕЧИ СВОИХ БЛИЗКИХ, ВСЕГО ОБЩЕСТВА.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И ОБЩЕСТВОМ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ НЕСУТ НЕ ТОЛЬКО НАРКОДИЛЛЕРЫ, НО И ПРОИЗВОДИТЕЛИ НАРКОКУЛЬТУРЫ.

    БЛАГОПОЛУЧИЕ

    ДОСТОИНСТВО

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА ЗДОРОВОГО НРАВСТВЕННО И ФИЗИЧЕСКИ

    НЕЛЬЗЯ БЕЖАТЬ ОТ РЕАЛЬНОСТИ,

     ЗАМЫКАЯСЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ! БЛАГОПОЛУЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЧИТАЕТ НЕ ИЗБЕГАТЬ ПРОБЛЕМ,

     А ПРЕОДОЛЕВАТЬ ИХ.

    ФОРМИРОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

    ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАРКОЗАВИСИМОГО ЧЕЛОВЕКА – ЭТО МНИМОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ, КОТОРОЕ РАЗРУШАЕТ САМУ ЛИЧНОСТЬ

     ДУХОВНО И ФИЗИЧЕСКИ.

    ЕСЛИ ТЫ ОСОЗНАЛ, ЧТО БОЛЕН – ДОРОГА К БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПОМОЩЬ ДРУГОМУ. ПОМОГИ – СПАСЕШЬСЯ САМ!

    НАДЕЖДА НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ - В ИЗМЕНЕНИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ.

    ПЕРЕОСМЫСЛИ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

    Психологические механизмы формирования антинаркотических убеждений и установок.

          В структуре психологической защищенности от наркотиков важное место занимает специфическая защищенность, которая включает прежде всего твердую уверенность ученика в том, что:

    а) наркотики оказывают пагубное влияние на духовное и физическое здоровье личности,

    б) пробовать наркотики очень опасно – они обладают коварным свойством быстро лишать человека воли к сопротивлению к наркотическим соблазнам,

    в) наркомания почти не поддается лечению и несет с собой смерть.

        Иными словами подросток должен убедиться в полной бессмысленности приобщения к наркотикам в любой форме, в том числе – в форме единичной пробы для удовлетворения любопытства.

        Убеждая человека, мы апеллируем к его ценностной сфере. В данном случае убедить – это значит доказать подростку бессмысленность потребления наркотиков. Ведь прибегая к наркотикам, школьники пытаются сделать свою жизнь более интересной и привлекательной.

        С некоторым упрощением механизм убеждения можно представить как процесс взвешивания человеком приобретений и потерь при совершении определенного поступка или при выборе той или иной линии поведения. Смысл имеют только такие варианты действий, при которых приобретаемых ценностей оказывается больше, чем утрачиваемых. Так, включаясь в трудовую деятельность, человек теряет немало ценностей, а не только приобретает. Потери складываются из двух частей: затрат и упущенных ценностей.

        Есть два главных пути воспитания ценностных убеждений учащихся – это накопление ими собственного эмоционального опыта и информированные воздействия.

        Как известно, критерий истины – это опыт, в данном случае – эмоционально-ценностный опыт. Если, потребляя наркотики, человек убеждается в том, что от этого стал несчастным, потерял куда больше, чем получил, то он глубоко раскаивается в содеянном, так как понимает бессмысленность своего поведения. Разумеется, такой путь убеждения школьников – нонсенс. Значит, остается второй путь – информационный, который основан на общественном опыте, то есть на информации о горьком опыте других людей, потреблявших наркотики.

        Какую информацию необходимо давать детям? В первую очередь информацию о том, каких ценностей, значимых для подростков, лишается наркоман.  В сущности, он лишается почти всего, прежде всего здоровья, при чем, не только своего, но и любимых родителей, близких, их материального и эмоционального благополучия. Дети должны хорошо почувствовать и убедиться, как тяжелы страдания наркомана, в каком беспросветном горе оказываются его родители; как они, наркоманы теряют близких друзей, лишаются любимых увлечений, уважения окружающих, всей жизненной перспективы. Подростки должны твердо знать типичный путь наркомана. Это – преступления, разорение семьи, СПИД и другие болезни, полный развал личности, смерть. Такого рода аргументы действуют тем сильнее, чем дольше у подростка смыслообразующих ценностей, привязывающих его к жизни. Среди них самые значимые – это любимые люди, интересные увлечения, духовные ценности, наличие привлекательных жизненных перспектив – прежде всего. Поэтому антинаркотические аргументы будут звучать убедительно лишь для того, у кого развиты базисные ценностные ориентации, кому есть, что терять. Если школьник воспринимает окружающий мир в мрачных тонах, находится во власти депрессивных переживаний, то трудно найти ключи к его уму и сердцу.

        Отсюда следует: в формировании антинаркотического убеждения участвуют и позитивные, и негативные ценности. Причем, ведущую роль играют первые жизнеутверждающие ценности. Человек, верящий в пагубное действие наркотиков, боится их. Но это скорее – боязнь потерять дорогие сердцу привлекательные ценности (среди которых главное – здоровье и жизнь). Поэтому методы устрашения эффективно действуют лишь на фоне методов, помогающих человеку ощутить привлекательность жизни, поверить в перспективы её «осветления», если она в данный момент отвернулась от него. Словом, главное в профилактики наркомании – это приобщение человека к привлекательным ценностям, воспитание у него любви к различным проявлениям жизни. Тогда для него будет полезна и устрашающая профилактика.

    Деятельность «Отряда профилактики правонарушений» и проекта «Самостоятельные дети»  - как средство формирования антинаркотического мировоззрения учащихся.

        Увлечение вредными привычками ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, он увлекается наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически. Немаловажное влияние на формирование отношения школьника к здоровью оказывает круг интересов и характер установок того неформального коллектива, в котором он проводит свой досуг. В век компьютерных игр, интернета приходится постоянно бороться за внимание подростка. В связи с этим возникает вопрос: что предложить в качестве альтернативы? Ответ прост: необходимо как можно больше учащихся привлекать в различные общественные организации, предложить новое и неординарное, например, стать членом отряда профилактики правонарушений или участвовать в проекте «Самостоятельные дети».

          В нашей школе разработаны и реализованы программы по формированию у учащихся школы устойчивого антинаркотического мировоззрения, которые подразумевали создание отряда профилактики правонарушений и проекта «Самостоятельные дети». Учащиеся, которые выразили желание заниматься волонтерской деятельностью, на наш взгляд, являются носителями устойчивого антинаркотического мировоззрения, так как осуществляют свою работу среди сверстников на добровольной и безвозмездной основе. Члены отряда ориентируются на развитие и формирование таких навыков, как социальное обучение и социальное закаливание, которые помогут укрепить антинаркотическое мировоззрение учащихся.

    Социальное закаливание – система мер, используемых для повышения устойчивости человека к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды за счет тренировки адаптационных механизмов и воспитания такого личного качества, как автономность, понимаемого как устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке, способности к самостоятельному выбору способа решения социальных проблем, к сохранению человеком своей индивидуальности и реализации готовности к осознанному поведению, что в конечном итоге и видится результатом реализации данной программы.

    Социальное обучение – активное обучение социально-важным навыкам.

    Под жизненными навыками понимают: - умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно решать конфликты в межличностных отношениях, - навыки самоконтроля, уверенного поведения, - изменение себя и окружающей ситуации, - способность принимать решения и брать на себя ответственность, отстаивать свою позицию и интересы.

        Кроме того, участие учащихся в профилактической работе способствует снижению числа учащихся, приобщенных к курению и профилактике употребления ПАВ. Помимо классных часов по профилактике употребления наркотиков отрядами проводятся и общешкольные мероприятия, которые придают  значимость профилактической программы. К таким мероприятиям можно отнести конкурс рисунков, антитабачную и антинаркотическую викторину, анаграммы и кроссворд для школьной стенгазеты (например в рамках месячников «Жизнь без наркотиков», «Внимание, подросток», «Спорт, как альтернатива пагубным привычкам» и т.д.).

        Профилактика употребления ПАВ в подростковом возрасте проводится с учетом возрастно-психологических особенностей. Одной из форм профилактики является проведение членами отрядов групповых дискуссий на темы, связанные с употреблением наркотиков. В ходе подобных дискуссий подростки не только четко формулируют аргументы против наркотиков, но и активно используют их в ходе обсуждения. Результатом проведения такого занятия является формирование группового мнения, что особенно важно.

    Например: упражнение «Ценности», направленное на формирование навыков ответственного поведения, в ходе которого проживаются и проигрываются основные ситуации, способствующие формированию у детей представлений об осознанном поведении и дающие возможность овладеть навыками аргументированного отказа в ситуации выбора.

    Упражнение «Ценности».

    Цель: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

    Материалы: листы бумаги, ручки или карандаши каждому участнику.

    Инструкции: участникам раздается по шесть листочков и предлагается на каждом из них написать то, что для них важно и ценно в жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что произошло что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность. Которая написана на первом листочке. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку, осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать любую из смятых бумажек. Так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, можно добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования.

        Другой формой профилактики употребления ПАВ является проведение ролевых игр и вечеров вопросов для родителей.

       Например: ролевая игра: «Вредные привычки. Как им противостоять?» «Наркотики: как от них уберечься?»

    Задачи этих игр:

    1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией, статистикой по данной проблеме.
    2. Обсудить с родителями проблемы, которые возникают, и убедить их в необходимости обсуждения этой проблемы в семье.

    Вопросы для проведения:

    1. Краткое сообщение классного руководителя (психолога).
    2. Определение проблем.
    3. Пути решения проблем. (в ролевой игры).

    Таким образом, привлечение членов отряда к работе по профилактике наркомании решает несколько задач:

    1. Дает достоверную информацию о влиянии наркотиков на организм человека.
    2. Учит умению четко формулировать аргументы против наркотиков.
    3. Учит умению противостоять давлению сверстников.
    4. Формирует устойчивые антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у самих ребят, с кем они занимаются.
    5. Развивает чувство самоуважения и ответственности: через общественно-полезное дело.

    Глоссарий.

    Аддиктивное поведение – (в понятиях Концепции)поведение, при котором человек допускает потребление психоактивных веществ, ведущее к формированию химической зависимости.

    Антинаркогенное (вариант — антинаркотическое) воспитание — систематическое воздействие родителей и учителей на эмоции, волю, нравственность ребенка (подростка) с целью формирования у него устойчивых антинаркотических барьеров, воспитание его в духе здорового образа жизни.

    Антинаркотическая пропаганда — совокупность материалов антинаркотического характера и способов их трансляции массовому читателю, слушателю, зрителю в интересах преодоления наркотизма как общественного явления.

    Волонтеры (добровольцы) – это люди, которые без принуждения или указания безвозмездно, с удовольствием расходуют свое свободное время, силы, знания, опыт на дела, приносящие пользу, как отдельным личностям, так и обществу в целом.

    Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

    Идеология – система взглядов, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражающая интересы различных социальных классов, групп, общества. Идеология – в идеале – инструкция (констелляция идеологем) с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечить протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определенным заданным ею содержанием, если последнее условие входит в идеологию, как составляющий ее атрибут.

    Концепция – (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания (трактовки) какого-либо явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для их систематического освещения. Концепция исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе отнесения к ценностному основанию познания). Таким образом. Концепция прежде всего, вводит в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки, определяющие базисные понятия и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соответствии с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения.

    Культура – (от корня coltere – «возделывать») обобщающее понятие  для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых в процессе эволюции. Культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Отдельные авторы определяют культуру как «… результат постоянного совершенствования вытекающего из процессов получения знаний обо всем, что нас касается, ее составляет все лучшее, что было сказано и помыслено». М. Арнольд, 1882). На практике понятие культура относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области моды, искусства и др. Культурой называют позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни.

    Мировоззрение – совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

    Наркогенное(вариант — наркотическое) заражение — усвоение индивидом информации в пользу начала потребления того или иного наркогенного (наркотического) вещества и поведение в соответствии с этим. «Зараженность» индивида характеризуется фактом первой пробы им данного вещества. Использование медицинского термина «заражение» оправдано тем, что наркогенная информация является таким же болезнетворным фактором, как и попадание в организм болезнетворного микроба. Различия же в дальнейшем течении заболевания связаны с различиями в характере воздействия на организм и психику наркогенных веществ и болезнетворных микробов.

    Наркомания – (синоним-наркотизм) болезнь, вызванная систематическим употреблением средств, включенных в государственный список наркотиков и проявляющаяся психической, а иногда и физической зависимостью от них с развитием абстиненции при прекращении их приема. Приводит к глубоким изменениям личности и другим расстройствам психики, а также к нарушениям функций внутренних органов.

    Наркоман (наркозависимое лицо) – лицо, регулярно потребляющее наркотические средства, психотропные вещества, у которого сформировались психическая и физиологическая зависимости от указанных веществ.

    Наркотики – ( от греч. Narcotikos- приводящий в оцепенение, усыпляющий) общее название веществ, которые включены в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное психическое состояние, а при систематическом - психическую или физическую зависимость от него. К наркотическим средствам относятся специфические вещества, действующие на нервную систему и вызывающие стимулирующие, депрессивные и галлюциногенные состояния, потребление которых способно вызвать психическую, физическую зависимость, болезненное влечение, привыкание.

    Наркотическая идеология — система псевдонаучных утверждений о допустимости наркогенных веществ и псевдонравственное осуждение запретов и ограничений на их оборот. Представляет собой эксплуатацию принципа «права человека» в интересах наркомафии.

    Обыденное мировоззрение – для него характерна ориентация на представленные в культуре стереотипы поведения, принимаемые без всяких доказательства положения. Также для такой формы мировоззрения характерно смешение отрывочных научных знаний с философскими, религиозными и даже мифологическими представлениями. Эта форма мировоззрения отличается отсутствием стремления к рациональной рефлексии принятых убеждений, отсутствием сомнения в том, что просто принимается на веру, легкостью представления желаемого в качестве действительного.

    Потребитель наркотиков – лицо, периодически потребляющее наркотические средства, психотропные вещества, у которого не сформировалась психическая и физиологическая зависимости от указанных веществ.

    Психоактивные вещества(ПАВ) — любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния.

    Психосаморегуляция - это воздействие на психоэнергетическую сферу человека методами, сочетающими в себе техники из различных традиционных систем оздоровления и современной психологии;

    Психофизиологическая неустойчивость - индивидуальная неустойчивость к стрессу;

    Ценность – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

    Заключение.

         В профилактике и лечении наркомании нет плохих и хороших методов, есть эффективные и неэффективные, все законные средства хороши, если они предотвращают наркоманию.

         В том, что кто-то стал наркоманом, в первую очередь виноват сам наркоман. Поэтому необходимо воспитывать самостоятельность личности, опору на собственные силы, независимость и волю. Все, что делает человека несамостоятельным, подчиняемым, внушаемым, не верящим в свою значимость, все, что делает человека слабым, безвольным рабом, неспособным отстоять свое «я» и сохранить честь и достоинство, - все это и способствует возникновению наркомании. Только свободный и уважающий себя человек может избежать наркомании.

       Проблема профилактики наркомании – это, прежде всего проблема воспитательная.

    Антинаркотическое воспитание школьников – это в наши дни важнейшая государственная задача. В её решении огромная роль принадлежит школе, ведь именно учитель стоит у истоков нравственного здоровья ребенка, он, учитель, формирует, корректирует личность ребенка, закладывает в ней нравственное ядро. Эффективность работы учителя по антинаркотическому воспитанию детей и подростков зависит во многом от того, насколько он ориентируется в данной проблеме. Психическая незрелость ребенка – почва, на которой произрастают всевозможные деформации, в том числе и наркомания. Выявить и под особый контроль взять нравственное развитие подобной категории детей – первостепенная задача педагога. Нужно направить работу учителя в сторону утверждения в личности психической устойчивости, умения анализировать свои поступки, избегать влияния людей с дурными наклонностями, нужно учить критическому отношению к асоциальному поведению, наравне с духом коллективизма развивать в личности индивидуальное начало, стремление самому решать собственные проблемы, опираясь на собственные силы, - все это задачи педагога.

    Предлагаю пять тезисов, которые выражают главное содержание антинаркотической педагогики и которые должны быть усвоены учащимися как можно раньше. Каждый из тезисов может стать темой обсуждения с учащимися, может быть развит на занятиях с учетом уровня эрудиции учителя в вопросах наркотизма и наркомании как самого опасного его проявления, а также уровня развития учащихся.

    •  Шаг в пропасть. Опасно это или нет? Сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотика — начало такого полета. И конец будет катастрофическим.

    • На продаже наркотиков зарабатывают много. Почему же иногда их дают бесплатно? Расчет на то, что пойманный на наркотический крючок будет платить всю оставшуюся жизнь. Рыбе тоже червяка дают бесплатно, но насадив его на крючок.

    • Избавиться от наркомании невозможно, просто попросив у нее прощения, как у родителей, за плохой поступок. Наркомания не прощает ничего никогда и никому! Каждый наркоман в этом уже убедился.

    •   Человек, начавший потреблять наркотики, становится их рабом. Не верьте такому человеку: правдивым может быть только свободный, не раб. Здесь и друг может оказаться врагом!

    •  Избегайте общества людей, потребляющих наркотики!

         Учитель не лечит наркоманию.

         Дело учителя – профилактика, а она невозможна без морализаторства, без внушения школьникам пагубности употребления наркотиков.

         Школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни большому контингенту детей разного возраста. Школа должна помочь будущим взрослым научиться сохранять свое здоровье и здоровье своих будущих детей, избегать разрушительных вредных привычек.

         Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.    

        В завершении данной работы я предлагаю рекомендации, которые помогут сохранить свое здоровье, организовать процесс саморазвития, а также вооружат конкретными знаниями по совершенствованию межличностных отношений, которые могут быть использованы педагогами в ходе учебно-воспитательного процесса.

    Воспитание характера.

    1. Помните восточную поговорку: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу».
    2. Стремитесь к тому, чтобы в своей жизни и деятельности вы были культурным, образованным, интересным человеком, а не казались таковым.
    3. Стремитесь к достижению поставленной цели, надеясь в основном на свои силы, прилагая свои способности, знания и умения.
    4. Искренне радуйтесь успехам Ваших близких, достижениям друзей.
    5. Научитесь аргументированно говорить «НЕТ». Открыто выражайте свое мнение.
    6. Пробуйте себя в различных сферах деятельности.
    7. Будьте готовы всегда взять на себя ответственность за то, что происходит в Вашей жизни.
    8. Помогайте тем, кто нуждается в помощи. Знайте, помогая другим, вы помогаете себе.
    9. Уважительно относитесь даже к тем людям, относительно которых у Вас не возникает симпатии.

        Осознайте, примите и придерживайтесь принятых общечеловеческих ценностей, несмотря на современную демонстрацию антинравственности и здоровьеразрушения.

    Информационные ресурсы.

    1. Буянов М.И. «Размышления о наркомании». Книга для учителя. Москва 1990.
    2. Левин Б.М., Левин М.Б. «Наркомания и наркоманы». Книга для учителя. Москва 1991.
    3. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. «Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся». Казань 2002.
    4.  Л.Ф. «Зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам». Пособие для практического психолога. Казань 2007.
    5. Авторский коллектив под общим руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Тростанецкой Г.Н. «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Казань 2000.
    6. Тригуб Н.А. «Формирование здорового образа жизни у подростков». Программа и учебно-тематический план. Казань 1998.
    7. Карпов А.М. «Самозащита от наркомании» «Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании». Казань 2013.
    8. Валеева Г.А., Герасимова В.В., Камалова Н.Х., Кудряшова Л.А., Сабирова Р.Л. «Кино против наркомании». Казань 2007.
    9.  Г.А. «Поговори со мною мама» «Проблемы ВИЧ/СПИД в семейном воспитании подростков». Казань 2013.
    10. Идрисова А.А., Кудряшова Л.А «Наркомания: как уберечь наших детей?» Советы родителям. Казань 2007.
    11. Юсина Т.К., Бахаева Г.М., Спирина Л.П. под редакцией: Самигуллина Г.Х., Багавиева И.И. «Ключевое слово: Наркотик» Набережные Челны 2002.
    12. Иванов А.В., Мингазова Э.Н., Жиляев А.Г., Ректор В.А. под редакцией Харисова Ф.Ф. «Уверенное НЕТ наркотикам». Программа для учащихся 8-9 классов. Казань 2002.
    13. Рубанова М.Н., Митькина Е.И., Черноризов В.И., Глебов В.И. под редакциейАршиновой В.В. «Классные часы и беседы по профилактике наркомании. Методическое пособие. Москва 2008.
    14. Александров А.А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» Методическое пособие для учителей и родителей. Москва 1996.
    15. Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя». Книга для учащихся. Москва 1986.
    16. Богатова Л.А., Герасимова В.В., Кудряшова Л.А., Радчук И.А. Сборник психологических тестов. Личность. Общение. Здоровье. Казань 2007.
    17. Герасимова В.В., Апкаримов Р.И., Пухова Ю.В.Школа волонтеров. Программа социально-психологической и методической подготовки подростков к волонтерской деятельности по первичной профилактике асоциальных явлений среди сверстников. Казань 2013.
    18. Л.М.Зорина. Созависимость и пути её преодоления. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании.Казань 2002.
    19. Л.К.Шайдукова. Зависимости: выбор и преодоление. Казань 2006.
    20. Сабирова Н.А., Бабаева Э.Г. Кто будет играть в интересную игру? Групповые формы с детьми. Методическое пособие. Казань 2013.
    21. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 05.12.2005 N 156-ФЗ, от 28.06.2009 N 122-ФЗ ).

    Периодические издания:

    1. Антинарк. Научно-практический журнал № 3, № 4. Казань 2013
    2. Работа социального педагога в школе и микрорайоне. Методический журнал № 1,2,3,4,5,6. Москва 2010.
    3. Сафина Э.Р., Кудряшова Л.А., Абсалямова И.Р. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях Республики Татарстан. Сборник методических материалов в помощь образовательному учреждению «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами».  Казань 2006.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://anpolitic.spb.ru
    2. http://school.spb.edu.ru
    3. http://www.narkotiki.ru
    1. http://www.netnarkotik.ru
    2. http://www.stop-narkotik.ru
    3. http://big-archive.ru
    4. http://nonarcotik.chat.ru
    5. http://www.vashpsixolog.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

    ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ «Использование СМИ и Интернета в профилактике наркомании в молод...

    КОНКУРСНАЯ РАБОТА. ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

    План мероприятий как средство профилактики  наркомании среди подростков.Организационно –   методическая   антинаркотическая профилактическая работа в образовательном учреждени...

    Конкурсная работа ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ Инновационный проект "Учитесь властвовать собой"

    Содержание1. Актуальность проекта, цели и задачи, ожидаемые результаты              с. 3-62. План (календарный) мероприятий по предупре...

    Приказы УО Об утверждении состава команды обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций города Когалыма для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году, о назначении лиц, их сопровождающих и учител

    Приказ Об утверждении состава команды обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций города Когалыма для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 уче...

    Приказ ДО о формировании команды школьников и руководителей для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по химии и биологии

    Приказ ДО о формировании команды школьников и руководителей для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по химии и биологии...

    Приказ № 30-О от 26.02.2018 г. об участии в региональном этапе Всероссийской олимпиады

    Приказ № 30-О от 26.02.2018 г. об участии в региональном этапе Всероссийской олимпиады...