Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период
статья по теме
"Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, а зачастую способтвует социальному иждивенчеству". Достаточно много работ и разработок непосредственно для детей детских домов дошкольного и школьного возраста. В данной статье мне хотелось обратить внимание на молодёжь, категорию детей-сирот, которые вот-вот должны будут самостоятельно находиться в социуме, без воспитателей. Возникает острая необходимость в создании механизма постинтернатного сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация детей-сирот в постинтернатный период.
В России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Большинство из них относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Как правило, эти дети изымаются из семей и государство берет на себя функции надзора, ухода, содержания, воспитания и их развития. Однако, достигая совершеннолетия и выходя в самостоятельную жизнь, эти дети нуждаются в социальной адаптации.
Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. В социализации личности – социальная адаптация является одним из ведущих механизмов. Среда постоянно воздействует на личность, которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность в свое время так же активно воздействует на среду. Данный механизм адаптации становится основой поведения и деятельности, в процессе социализации личности.
Воспитанник Детского дома может быть адаптирован биологически, но в процессе его социализации возникают проблемы, в первую очередь связанные с закрытостью учреждений и неумением приспосабливаться к новым условиям.
Мне, как социальному педагогу работающему с данной категорией молодежи особо значимой представляется проблема их интеграции в социум в постинтернатный период.
В Детский дом (Молодежный центр сирот) ГБОУ СПО Российского колледжа традиционной культуры поступают дети-сироты из школ-интернатов и детских домов, для получения профессии, в возрасте 16 лет. Эта молодежь уже в какой-то мере сформировалась и социально адаптировалась под те условия, которые были приняты данном гос. учреждении, где вся жизнь их подчинена общим правилам и распорядку.
Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, способствует социальному иждивенчеству, не готовит их к самостоятельной жизни. В связи с этим на базе Детского дома (Молодежного центра сирот) разрабатывается Служба сопровождения выпускников, в её основу будет входить Центр сопровождения и жизнеустройства выпускников детского дома.
Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детских домов необходима для успешной независимой самостоятельной жизни. Основным результатом педагогической целенаправленной работы по социальной адаптации является формирование социально активной личности, способной и нацеленной на самореализацию.
Социальная адаптация воспитанников детского дома в постинтернатный период на этапе подготовки к самостоятельной жизни представляет собой:
- процесс и результат успешного приспособления выпускника к условиям постинтернатного периода, то есть к изменившимся социальным условиям (новое учебное заведение, новый статус – студента, новое место жительства, новое социальное окружение);
- уровень социальной адаптации (высокий, достаточный, недостаточный) является результатом сформированности профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и самопринятия.
Одной из острых проблем содержания образования детей-сирот является процесс перехода от массовой, коллективной парадигмы воспитания к индивидуальной. В педагогическом процессе учреждений государственного попечения необходимо сбалансировать соотношение коллективной и индивидуальной деятельности с детьми. Как показывают результаты беседы со специалистами, работающими в детских домах, недостаточно разработана технологическая, методологическая база, обеспечивающая повышение уровня социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, для решения данных проблем необходима разработка механизма подготовки воспитанников Детских домов к самостоятельной жизни, то есть внедрение новых форм, способов и средств социально-педагогической деятельности, повышающей уровень социальной адаптации воспитанников детского дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-611975-1427106206.jpg)
Доклад "Формирования личностных качеств ребенка и социальная адаптация детей-сирот"
Доклад из опыта работы "Формирования личностных качеств ребенка и социальная адаптация детей-сирот"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643228-1434419726.jpg)
Доклад "Социальная адаптация детей-сирот через сюжетно-ролевую игру"
Первым и важным институтом социализации ребенка является семья. А как быть детям-сиротам, которые лишены возможности расти и воспитываться в семье? За социализацию таких детей ответственность несут пе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-630967-1505970667.jpg)
«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»
Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование) детей – сирот и детей, оставши...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-341487-1384190776.jpg)
Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, чтозависит от характера и особенностей той среды, в к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-1050305-1534706150.jpg)
Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...