Главные вкладки

    Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
    рабочая программа (10 класс) на тему

    Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    по предмету «Этика и психология семейной жизни»

    10, 11 класс

    Общее количество часов:  10 класс – 34 ч., 11 класс – 34 ч.

    Количество часов в неделю: 10 класс – 1 ч., 11 класс – 1 ч.

    Пояснительная записка.

    Основное содержание курса

       Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание  и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:

    1. создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
    2. выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
    3. коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
    4. применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи.

    Задачи курса:

    1. формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
    2. о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
    3. об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
    4. об основах семейного законодательства;
    5. о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
    6. обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.

       Содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).

    Методы и формы обучения

    Методы по источнику знаний:

    1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

    2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

    3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые.

    Формы учебных занятий: предметные уроки.

    Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся. Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на  группы:

    I группа

       II группа

       III группа

       IV группа

    Планируемые результаты обучения воспитанников I – III групп (по программе):

    1. знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;
    2. знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
    3. понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;
    4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

             Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:

    1. знать основные статьи доходов и расходов семьи;
    2. иметь представление об элементарных нравственных правилах поведения людей, понимать  ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
    3. уметь быть терпеливой, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;
    4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Количество часов по разделам.

    10 класс.

    Личность, общество, семья – 3 ч.

    Особенности межличностного общения  - 3 ч.

    Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций – 3 ч.

    Семья, создание семьи – 16 ч.

    Взаимоотношения в молодой семье – 8 ч.

    11 класс.

    Быт и экономика молодой семьи – 7 ч.

    Конфликты в семье – 5 ч.

    Ребенок в семье - 14 ч.

    Конфликты с родителями – 8 ч.

    10 класс.

    п/п

    Тема занятия

    Содержание

    Примечание

    1.

    1.

    I четверть (9 ч.)

    Введение (1 ч.)

    Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни?»

    2.

    1.

    Личность, общество, семья (3 ч.)

    Что такое личность.

    Психологические характеристики личности.

    3.

    2.

    Роль семьи в воспитании.

    Этапы формирования личности.

    4.

    3.

    Личность и общество.

    Ответственность за совершенные правонарушения.

    5.

    1.

    Особенности межличностных отношений (3 ч.)

    Психология межличностных отношений.

    Товарищество, дружба.

    6.

    2.

    Типы дружеских отношений.

    7.

    3.

    Возникновение конфликтов в отношениях друзей.

    Причины возникновения, способы преодоления.

    8.

    1.

    Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций (3 ч.)

    Семья в различных культурах.

    9.

    2.

    Христианская семья.

    Нравственные нормы брака.

    10.

    3.

    II четверть (7 ч.)

    Современная семья в обществе.

    11.

    1.

    Семья. Создание семьи (16 ч.)

    Представления людей о семейном счастье.

    Образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отвержение)

    12.

    2.

    Причины создания семьи (2 ч.)

    Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи.

    13.

    3.

    Причины создания семьи.

    14.

    4.

    Выбор спутника жизни.

    Качества, необходимые в семейной жизни.

    15.

    5.

    Требования к спутнику жизни.

    Ожидания, предъявляемые к партнеру, их реальное воплощение.

    16.

    6.

    Нравственные качества девушки.

    Качества, важные для девушки, вступающей в брак.

    17.

    7.

    III четверть (10ч.)

    Нравственные качества юноши.

    Качества, важные для юноши, вступающего в брак.

    18.

    8.

    Жизненнные умения, важные для девушки.

    Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи.

    19.

    9.

    Жизненные умения, важные для юноши.

    Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи.

    20.

    10.

    Культура общения юношей и девушек.

    Любовь и влюбленность.

    21.

    11.

    Этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек.

    Самостоятельная работа.

    22.

    12.

    Принятие решения о вступлении в брак.

    Предложение, взаимное согласие.

    23.

    13.

    Главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак.

    Основа будущего благополучия семьи: любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие средств к существованию).

    24.

    14.

    Как сообщить родителям о своем решении?

    ф/о

    25.

    15.

    Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями.

    26.

    16.

    Обобщение по теме «Создание семьи».

    Тест.

    27.

    1.

    IV четверть (8 ч.)

    Взаимоотношения в молодой семье (8 ч.)

    Молодая семья.

    Первые шаги в жизни молодой семьи.

    28.

    2.

    Привыкание к особенностям характера партнера.

    Беседа об уважении, терпимости.

    29.

    3.

    Изменения, происходящие в жизни юноши.

    Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита)

    30.

    4.

    Изменения, происходящие в жизни юноши.

    (обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.)

    31.

    5.

    Изменения, происходящие в жизни девушки.

    Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность)

    32.

    6.

    Изменения, происходящие в жизни девушки.

    (ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи).

    33.

    7.

    Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье».

    Тестирование.

    34.

    8.

    Обобщение знаний по предмету «Этика и психология семейной жизни» 10 класс.

    Урок-викторина.

    11 класс.

    п/п

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Примечание

    I четверть (9 ч.)

    «Быт и экономика молодой семьи» (7 ч.)

    1

    1

    Понятие «Экономика семьи».

    Доходы и расходы семьи.

    2

    2

    Потребности семьи.

    Беседа о потребностях: естесственные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»)

    3

    3

    Понятие «быт семьи».

    4

    4

    Организация домашнего хозяйства.

    Режим семьи, отдых и развлечения в семье.

    5

    5

    Атмосфера семьи.

    6

    6

    Нравственные правила взаимоотношений в семье.

    Беседа о доброте в отношениях, помощь, отношения с родителями, друзьями.

    7

    7

    Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи»

    Самостоятельная работа.

    8

    1

     Понятие «семейный конфликт».

    Конфликты в семье (5 ч.)

    Причины конфликтов в семье.

    9

    2

    Предотвращение конфликтов.

    Нравственные способы разрешения.

    10

    3

    Распад семьи.

    II четверть (7 ч.)

    Причины, нравственное поведение во время развода.

    11

    4

    Знакомство с основными формальностями

    Способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям.

    12

    5

    Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье».

    Тестирование.

    13

    1

    Молодые родители.

    Ребенок в семье.

    (14 ч.)

    Правильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек.

    14

    2

    Молодая мать.

    Создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери.

    15

    3

    Климат семьи.

    Добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям.

    16

    4

    Значение родителей для ребенка.

    Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.

    17

    5

    Значение родителей для ребенка.

    III четверть (10 ч.)

    Тепло, поддержка, ощущение защищенности.

    18

    6

    Материнство.

    Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку.

    19

    7

    Материнство.

    Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку.

    20

    8

    Отцовство, роль отца.

    Обязанности отца по отношению к ребенку.

    21

    9

    Роль отца.

    Обязанности отца по отношению к ребенку.

    22

    10

    Особенности воспитания ребенка в разные периоды.

    Младенческий период, необходимый уход.

    23

    11

    Особенности воспитания ребенка в разные периоды.

    Дошкольный период, потребности ребенка.

    24

    12

    Особенности воспитания ребенка в разные периоды.

    Школьный период, особенности развития.

    25

    13

    Особенности воспитания ребенка в разные периоды

    Подростковый возраст, особенности подросткового периода.

    26

    14

    Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье».

    Тестирование.

    27

    1

    Общий взгляд на воспитание детей.

    IV четверть (8 ч.)

    Конфликты с родителями (8ч.)

    Необходимость формирования единой системы воспитания ребенка.

    28

    2

    Стиль отношений.

    Авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями.

    29

    3

    Конфликты детей и родителей.

    Причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни. Проблемы дошкольного возраста.

    30

    4

    Конфликты детей и родителей.

    Проблемы школьного возраста.

    31

    5

    Конфликты детей и родителей.

    Проблемы подросткового возраста.

    32

    6

    Предупреждение и преодоление конфликтов.

    33

    7

    Развод родителей.

    Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права и обязанности родителей на общение с детьми.

    34

    8

    Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями».

    Самостоятельная работа.

             

             Программа составлена на основе:

    1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
    2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
    3. Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
    4. Электронные источники.

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 59 VIII вида

    Краснодарского края г. Краснодар

    УТВЕРЖДАЮ                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель учреждения                                                            зам. директора по УВР

    ____________Н. В. Бурякова                                                      _________Н. М. Бобровникова

    Протокол совета учреждения                                                    Протокол совета учреждения

    От «___»__________20__г.№__                                            от «___»___________20__г.№___

    Модифицированная программа по предмету

    «Этика и психология семейной жизни»

    (для учащихся 10-11 классов)

                                                                                 Составила:

                                                                                педагог-психолог  

                                                                                Полунова А. В.

    Краснодар, 2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....

    Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида

    Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогичес...

    Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под ре...

    Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида

    Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

    Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида

    Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

    Рабочая программа по геометрии для 8 класса коррекционной школы V вида.

    Рабочая программа по геометрии 8 класса  коррекционной школы V вида к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка ...

    рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы 8 вида

    рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, методическое сопровождение...