Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
рабочая программа (10 класс) на тему

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Этика и психология семейной жизни»

10, 11 класс

Общее количество часов:  10 класс – 34 ч., 11 класс – 34 ч.

Количество часов в неделю: 10 класс – 1 ч., 11 класс – 1 ч.

Пояснительная записка.

Основное содержание курса

   Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание  и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:

  1. создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
  2. выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
  3. коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
  4. применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой  и дружной семьи.

Задачи курса:

  1. формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
  2. о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
  3. об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
  4. об основах семейного законодательства;
  5. о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
  6. обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.

   Содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).

Методы и формы обучения

Методы по источнику знаний:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые.

Формы учебных занятий: предметные уроки.

Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся. Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на  группы:

I группа

   II группа

   III группа

   IV группа

Планируемые результаты обучения воспитанников I – III групп (по программе):

  1. знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;
  2. знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
  3. понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;
  4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

         Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:

  1. знать основные статьи доходов и расходов семьи;
  2. иметь представление об элементарных нравственных правилах поведения людей, понимать  ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
  3. уметь быть терпеливой, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;
  4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Количество часов по разделам.

10 класс.

Личность, общество, семья – 3 ч.

Особенности межличностного общения  - 3 ч.

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций – 3 ч.

Семья, создание семьи – 16 ч.

Взаимоотношения в молодой семье – 8 ч.

11 класс.

Быт и экономика молодой семьи – 7 ч.

Конфликты в семье – 5 ч.

Ребенок в семье - 14 ч.

Конфликты с родителями – 8 ч.

10 класс.

п/п

Тема занятия

Содержание

Примечание

1.

1.

I четверть (9 ч.)

Введение (1 ч.)

Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни?»

2.

1.

Личность, общество, семья (3 ч.)

Что такое личность.

Психологические характеристики личности.

3.

2.

Роль семьи в воспитании.

Этапы формирования личности.

4.

3.

Личность и общество.

Ответственность за совершенные правонарушения.

5.

1.

Особенности межличностных отношений (3 ч.)

Психология межличностных отношений.

Товарищество, дружба.

6.

2.

Типы дружеских отношений.

7.

3.

Возникновение конфликтов в отношениях друзей.

Причины возникновения, способы преодоления.

8.

1.

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций (3 ч.)

Семья в различных культурах.

9.

2.

Христианская семья.

Нравственные нормы брака.

10.

3.

II четверть (7 ч.)

Современная семья в обществе.

11.

1.

Семья. Создание семьи (16 ч.)

Представления людей о семейном счастье.

Образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отвержение)

12.

2.

Причины создания семьи (2 ч.)

Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи.

13.

3.

Причины создания семьи.

14.

4.

Выбор спутника жизни.

Качества, необходимые в семейной жизни.

15.

5.

Требования к спутнику жизни.

Ожидания, предъявляемые к партнеру, их реальное воплощение.

16.

6.

Нравственные качества девушки.

Качества, важные для девушки, вступающей в брак.

17.

7.

III четверть (10ч.)

Нравственные качества юноши.

Качества, важные для юноши, вступающего в брак.

18.

8.

Жизненнные умения, важные для девушки.

Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи.

19.

9.

Жизненные умения, важные для юноши.

Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи.

20.

10.

Культура общения юношей и девушек.

Любовь и влюбленность.

21.

11.

Этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек.

Самостоятельная работа.

22.

12.

Принятие решения о вступлении в брак.

Предложение, взаимное согласие.

23.

13.

Главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак.

Основа будущего благополучия семьи: любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие средств к существованию).

24.

14.

Как сообщить родителям о своем решении?

ф/о

25.

15.

Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями.

26.

16.

Обобщение по теме «Создание семьи».

Тест.

27.

1.

IV четверть (8 ч.)

Взаимоотношения в молодой семье (8 ч.)

Молодая семья.

Первые шаги в жизни молодой семьи.

28.

2.

Привыкание к особенностям характера партнера.

Беседа об уважении, терпимости.

29.

3.

Изменения, происходящие в жизни юноши.

Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита)

30.

4.

Изменения, происходящие в жизни юноши.

(обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.)

31.

5.

Изменения, происходящие в жизни девушки.

Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность)

32.

6.

Изменения, происходящие в жизни девушки.

(ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи).

33.

7.

Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье».

Тестирование.

34.

8.

Обобщение знаний по предмету «Этика и психология семейной жизни» 10 класс.

Урок-викторина.

11 класс.

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Примечание

I четверть (9 ч.)

«Быт и экономика молодой семьи» (7 ч.)

1

1

Понятие «Экономика семьи».

Доходы и расходы семьи.

2

2

Потребности семьи.

Беседа о потребностях: естесственные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм»)

3

3

Понятие «быт семьи».

4

4

Организация домашнего хозяйства.

Режим семьи, отдых и развлечения в семье.

5

5

Атмосфера семьи.

6

6

Нравственные правила взаимоотношений в семье.

Беседа о доброте в отношениях, помощь, отношения с родителями, друзьями.

7

7

Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи»

Самостоятельная работа.

8

1

 Понятие «семейный конфликт».

Конфликты в семье (5 ч.)

Причины конфликтов в семье.

9

2

Предотвращение конфликтов.

Нравственные способы разрешения.

10

3

Распад семьи.

II четверть (7 ч.)

Причины, нравственное поведение во время развода.

11

4

Знакомство с основными формальностями

Способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям.

12

5

Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье».

Тестирование.

13

1

Молодые родители.

Ребенок в семье.

(14 ч.)

Правильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек.

14

2

Молодая мать.

Создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери.

15

3

Климат семьи.

Добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям.

16

4

Значение родителей для ребенка.

Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.

17

5

Значение родителей для ребенка.

III четверть (10 ч.)

Тепло, поддержка, ощущение защищенности.

18

6

Материнство.

Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку.

19

7

Материнство.

Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку.

20

8

Отцовство, роль отца.

Обязанности отца по отношению к ребенку.

21

9

Роль отца.

Обязанности отца по отношению к ребенку.

22

10

Особенности воспитания ребенка в разные периоды.

Младенческий период, необходимый уход.

23

11

Особенности воспитания ребенка в разные периоды.

Дошкольный период, потребности ребенка.

24

12

Особенности воспитания ребенка в разные периоды.

Школьный период, особенности развития.

25

13

Особенности воспитания ребенка в разные периоды

Подростковый возраст, особенности подросткового периода.

26

14

Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье».

Тестирование.

27

1

Общий взгляд на воспитание детей.

IV четверть (8 ч.)

Конфликты с родителями (8ч.)

Необходимость формирования единой системы воспитания ребенка.

28

2

Стиль отношений.

Авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями.

29

3

Конфликты детей и родителей.

Причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни. Проблемы дошкольного возраста.

30

4

Конфликты детей и родителей.

Проблемы школьного возраста.

31

5

Конфликты детей и родителей.

Проблемы подросткового возраста.

32

6

Предупреждение и преодоление конфликтов.

33

7

Развод родителей.

Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права и обязанности родителей на общение с детьми.

34

8

Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями».

Самостоятельная работа.

         

         Программа составлена на основе:

  1. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
  2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
  3. Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
  4. Электронные источники.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 59 VIII вида

Краснодарского края г. Краснодар

УТВЕРЖДАЮ                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Руководитель учреждения                                                            зам. директора по УВР

____________Н. В. Бурякова                                                      _________Н. М. Бобровникова

Протокол совета учреждения                                                    Протокол совета учреждения

От «___»__________20__г.№__                                            от «___»___________20__г.№___

Модифицированная программа по предмету

«Этика и психология семейной жизни»

(для учащихся 10-11 классов)

                                                                             Составила:

                                                                            педагог-психолог  

                                                                            Полунова А. В.

Краснодар, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....

Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы  под редакцией доктора педагогичес...

Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под ре...

Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида

Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная  программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...

Рабочая программа по геометрии для 8 класса коррекционной школы V вида.

Рабочая программа по геометрии 8 класса  коррекционной школы V вида к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка ...

рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы 8 вида

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, методическое сопровождение...