Семья и профессия.
статья по теме

Содержание моей работы в соответствии с квалифицированной характеристикой определяется ее педагогической  направленностью. Важно не только вести работу по социальной защите учащихся, но участвовать в формировании социально необходимых качеств воспитанников. Эффективность социализации напрямую зависит от органичности предлагаемых в воспитательном процессе социальных практик, от степени связи с реальной жизнью конкретного социума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_prof_konkurs.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и профессия.

Особенности работы социального педагога в  НОУ Лицей-интернат № 5 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Школа-интернат № 5 была создана в 1962 году для обучения и воспитания детей железнодорожников с линейных станций Саратовского, Астраханского и Алгайского направлений. Многие учащиеся-выпускники шли учиться в железнодорожные институты и техникумы, выбирали железнодорожные профессии машиниста, путевых рабочих и т.п. Эта традиция преемственности железнодорожных профессий от родителей к детям продолжается и в настоящее время.

В сентябре 2004 года решением совета директоров открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в целях оказания помощи семьям железнодорожников в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и работы учреждена Негосударственная общеобразовательная гимназия-интернат № 5 ОАО «Российские железные дороги», а  2010 году 20 октября в НОУ «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»

  Главной особенностью лицей-интернат на фоне современного разнообразия форм организации образовательного процесса является традиция соединения учебного и воспитательного процесса, выработанная в рамках интерната. Мы исходим из того, что родители наших воспитанников – железнодорожники. Их работа требует высокой степени ответственности, часто имеет разъездной характер. Родители должны быть спокойны за своих  детей, а дети получать в школе кроме полноценного образования полное социальное обеспечение.

Главная наша задача – обеспечить психологически комфортное и социально защищенное пространство для развития ребёнка в соответствии с условиями жизни современного общества. Для нас школьные годы, как и детство, вообще, не есть время «подготовки к жизни». Школа это не особое, изолированное пространство, где только готовятся жить, а неотъемлемая часть целостной человеческой жизни. Поэтому особенно важно, чтобы каждый ребёнок нашёл своё место в этой жизни.

Большая часть учащихся проживает в течение рабочей недели в общежитии. Остальные находятся в лицее в течение всего рабочего дня. Целесообразность именно такой организации обуславливается, кроме прочего, проблемами, связанными с «беспризорностью» детей и подростков во внеурочное время, занятостью родителей, дефицитом в сфере услуг дополнительного образования, отсутствием детских и юношеских общественных организаций и т.п.

Специфика роли  лицей-интернат  № 5 в окружающем социальном пространстве заключается в том, что для небольших железнодорожных станций и разъездов школа становится центром социально-культурной жизни.

Социально-экономические условия жизни, культурного и бытового обслуживания в них оставляют желать лучшего. Поэтому лицей-интернат ставит своей главной задачей обеспечение детям благоприятного для всестороннего развития условий обучения и проживания.

В лицей-интернат  учащиеся пользуются услугами врача, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда. Богатая библиотека, компьютерная мастерская, подключенная в сеть Интернет, секции, кружки, клубы по интересам и т.п., во-первых, предоставляют возможность развивать каждому ребёнку свои природные задатки и устремления.

Наличие прочной материально-технической базы, достаточной полезной площади, высококвалифицированного педагогического коллектива постоянная помощь со стороны ОАО «РЖД» позволяет лицею реализовать образовательную модель школы полной занятости.

В названии «школа полной занятости» (в отличие от распространённого термина «школа полного дня») акцентируется стремление превратить школу не просто в «камеру хранения», а создать условия для максимально полной и успешной социализации воспитанника.

Школа полной занятости даёт возможность ребёнку реализовать свои способности и устремления не только на уроках, но и во внеурочной продуктивной деятельности. Школа полной занятости раскрывает потенциал каждого ребёнка, помогает выстраивать отношения с окружающим миром.

Особое место занимает взаимодействие с семьёй, поскольку, с одной стороны наши  воспитанники,  проживающие в интернате,  частично оторваны от семьи, а с другой  железнодорожная направленность лицея позволяет наладить особое социально-воспитательное пространство на основе профессиональных семейных династий.  В связи с этим социальная работа в нашей школе обладает определённой спецификой.

Содержание моей работы в соответствии с квалифицированной характеристикой определяется ее педагогической  направленностью. Важно не только вести работу по социальной защите учащихся, но участвовать в формировании социально необходимых качеств воспитанников. Эффективность социализации напрямую зависит от органичности предлагаемых в воспитательном процессе социальных практик, от степени связи с реальной жизнью конкретного социума.

Профессиональная  деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребёнка в лицей-интернат №5 и по месту жительства обучающихся.

Основные направления работы:

1) Диагностирование социально-психологических и педагогических ситуаций в семье, микросоциуме.

2) Изучение интересов и потребностей детей и взрослых, их  трудности, проблемы с семьей с  различным   жизненным  укладом (анкетирование, собеседование и т.п.).

3) Помощь семье в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

4) Профилактическая и коррекционная работа с семьей  и ребенком

Эти виды деятельности традиционные для социального педагога. Но с учётом специфики учреждения, в лицее разработаны направления социально-воспитательной работы на основе профориентационной  деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников. Этот направление позволяет заложить основы ранней социализации, осознанного вхождения ребёнка в сложный мир взрослых.

Лицей-интернат в своей профориентационной работе руководствуется основными положениями отраслевой целевой программы «Молодежь Компании 2006-2010 годы» и решает задачи целенаправленного и непрерывного формирования кадрового потенциала отрасли, начиная с младшего школьного возраста.

Кадровая политика любой крупной корпорации строится на привлечении наиболее качественного человеческого ресурса из внешней среды. Но не всякая компания имеет возможность выращивать (воспитывать) качественные кадры внутри своей социально-культурной среды, начиная с детсадовского возраста.  В системе МПС и РЖД накоплен богатейший опыт воспитания молодёжи, нацеленной на работу именно в системе железных дорог. А поскольку в нашем небольшом городке и тем более в окружающих станциях железная дорога является крупнейшим (а порой и единственным) работодателем, этот опыт чрезвычайно востребован

В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации к рынку труда. Социальный педагог принимает активное участие в этой работе, поскольку имеет отношение не только к сфере обучения (учитель) или психологического развития (психолог), но и ко всей системе социальных связей, в том числе и семейных. Не случайно социальный педагог в нашем лицее является также председателем Совета профориентации и семейного клуба «Подсолнух».

Семья – основной институт социализации, через который ребенок усваивает важные социальные знания и нормы, умения и навыки, воспринимает ценности  и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе.

Особое место в работе с семьёй отводится клубу «Подсолнух».

Основными формами работы СК «Подсолнух» являются:

встречи родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками;

правовое просвещение;

информация о работе различных служб.

тематические встречи;

психолого-педагогическая помощь учащимся и родителям;

беседы по вопросам полового воспитания детей;

вечера семейного отдыха.

Работая с семьёй, мне приходиться сталкиваться с различными типами семей. На данном уровне моя деятельность строиться на принципе представления  достоверной информации. Чтобы лучше узнать семью, я решила создать банк данных учащихся лицей-интернат № 5.

Работа велась в два этапа:

1) составление и заполнение социальной карты развития ребенка

2) правовое просвещение родителей (консультации, беседы, лектории).

В результате диагностической работы совместно с классными руководителями и воспитателями такой банк был создан.

Успешной работе с семьёй помогает атмосфера дружеских, партнёрских, неформальных отношений между мной, как социальным педагогом и родителями, чему способствует проведение тематических встреч, вечеров семейного отдыха. Одной из неформальных форм работы с семьёй в лицей-интернат №5 является функционирование семейного клуба «Подсолнух». В процессе подготовки к заседанию семейного клуба предоставляется возможность родителям и детям лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание и тепло. Организуя общение детей и взрослых, я помогла им ощутить радость и удовлетворения от совместного дела, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала

Дальнейшая работа строится на основе технологии социально-педагогического комплекса.

Социально-педагогический комплекс объединяет школу с социальными объектами: производственными подразделениями, учебными заведениями ОАО «РЖД», дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования. В целях повышения эффективности процесса  социализации воспитанников,  ведётся работа по созданию целостной системы, обладающей своей социально-культурной атмосферой, психологическим воспитательным климатом в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.

СПК предполагают интегрированную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса:

а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждении, родители);

б) в различных сферах микросреды личности  (семья, класс, школа, производство, деловые круги,  дом, клуб, неформальная группа );

в) в условиях практической социально-экономической обстановки;

г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).

Результативность деятельности СПК

№ п/п

Направление деятельности

Критерии результативности

Обеспечение результативности

Социально-экономическая адаптация выпускника.

успешное поступление выпускников лицея в вузы, трудоустройство.

система внеклассных мероприятий, экскурсий и т.п.

программа подготовки старшеклассников к ЕГЭ;

профориентационная работа;

подготовительные курсы для выпускников поступающих в ВУЗы

Социальная и профессиональная адаптация (технология контекстного профессионально-ориентированного обучения).

приобщение  учащихся к обобщенному и систематизированному опыту социальной практики общества;

включение теоретических предметных знаний, связанных с железнодорожной отраслью в УВП.

Организация профессиональной деятельности (деловые и другие игровые формы).

учебно-профессиональная (исследовательская) деятельность, реализуемая через проектную технологию.

Комплексное изучение индивидуальных особенностей «Социальная карта»

учёт индивидуальных особенностей воспитанников в учебно-воспитательном процессе;

организация индивидуальных дифференцированных занятий с учащимися.

наличие банка данных учащихся 1-11 классов;

данные о социально-экономическом положении семей учащихся 1-11 классы;

сведения о детях, оставшихся без попечения родителей.

В рамках профориентации детей на профессии железнодорожного транспорта мною проводятся занятия по элективным курсам «Твой выбор» .

В работе применяются информационно-коммуникационные технологии:

1. Информационная поддержка деятельности на основе материалов сети Интернет, ежемесячно обновляющегося ресурса поиска и анализа правовой информации «Система Гарант. Прайс»,  «Административное управление образовательным учреждением. Социально-психологическая работа с учащимися», издательство «Учитель»;

2. Разработка компьютерной базы данных воспитанников

 лицей-интернат № 5;

3. Создание мультимедийных презентаций для элективных курсов «Профессии железнодорожного транспорта», «История железных дорог», а также по темам систематических мероприятий «Зову в профессию»

                                                       

                                                        Литература:

Алексеева Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: Социально-психологический аспект // Семья в России. 1998.

Вестник образования. «Нормативные документы». Научно-методический журнал.

«Воспитание школьника». Научно-методический журнал.

Василенко Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2002.

Глагузова М. А., Мардахаева. Методика и технологии работы социального педагога. М., 2002.

Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Учеб. пособие для вузов по напр. "Социал. работа" / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь: СГУ, 2001.

Классный руководитель. Научно-методический журнал.

Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Науч.-метод. пособие / Меновщиков В.Ю., Агрест Г.А., Вершинин А.Т., Трунов Д.Г.; Гос. НИИ семьи и воспитания, Федер. целевая программа "Развитие социал. обслуживания семьи и детей". М., 2001.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 2002 г.

Семейный кодекс. РФ (с изменениями и дополнениями на 1 августа 2003 г.)

Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. «Народное образование».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 5 классе на тему " " О себе, семье, друге. Профессии"

Урок английского языка в 5 классе на тему " О себе, семье, друге. Профессии" по учебнику М.З. Биболетовой "  Enjoy English" для 5-6 класса...

Родительское собрание «Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка»

Материал для родителького собрания в 9 классе по проффесиональной ориентации учащихся...

КЛАССНЫЙ ЧАС "СЕМЬ ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ"

Будущую профессию и соответствующий вуз выбирают по-разному. Можно руководствоваться престижностью университета. Или востребованностью профессии. Или пойти по стопам родителей, которые и во время учеб...

Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни....

Урок-игра по темам: "Члены семьи", "Игрушки", "Профессии".

Урок посвящен повторению пройденного лексического и грамматического материала....