Взаимодействие школы и семьи по развитию личности ребенка.
статья по теме

Агафонова Валентина Александровна

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.Функции взаимодействия школы и семьи. Задачи взаимодействия. Формы работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие школы и семьи по развитию личности ребенка

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен  на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

информационная.          

воспитательно-развивающая,

формирующая.

охранно-оздоровительная,

контролирующая,

бытовая.

Задачи взаимодействия:

*    формирование активной педагогической позиции родителей;

*   вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

*   активное участие родителей в воспитании детей.

Формы работы с родителями.

1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

3. Участие родителей в управлении школой.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями.

Отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

 Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

 Социально-психологическая защищенность, успешность достижений  ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Взаимодействие с семьей –одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Сотрудничество педагогов и семьи- это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

Но реального побуждения детей к проявлению самостоятельности, выявлению внутренних резервов, обеспечивающих более высокий уровень освоения учебной программы, не осуществляется подавляющей частью родителей. Они продолжают общаться даже со старшеклассниками как с маленькими детьми, которым постоянно нужна поддержка более ответственного человека.

Выходит, что главной проблемой семьи в настоящее время является неэффективная система формирования настоящей самостоятельности у детей, начиная с раннего возраста. Не воспитываются чувство долга, ответственности, которые требуется выработать уже к 11–12 годам. Поэтому в 15–16 лет родители продолжают детям помогать в том, с чем те сами могут справиться. В результате исчезает даже та внешняя необходимость, которая, рождая внутреннее желание реализовать индивидуальные задатки, ведет к возникновению ориентаций на саморазвитие в учебной и внеучебной деятельности

Эффективность процесса выработки ориентаций учащихся на саморазвитие во многом определяется тем, насколько удается родителям и учителям поставить перед современным поколением те цели учебной деятельности, которые обеспечивают успешную адаптацию к требованиям динамично меняющегося мира.

Следовательно, цели учебы в школе должны быть связанными с овладением навыками самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания. Все эти качества объединяются единым понятием — саморазвитие во всех видах жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"

Разработка педсовета по улучшению совместной работы школы и семьи...

Статья "Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника в современных условиях"

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую час...

Взаимодействие наследственности и семьи в развитии личности школьника

В статье раскрывается роль наследственной среды в развитии личности ребенка...

Статья «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка»

В данной статье рассматривается опыт успешной организации эффективного взаимодействия образовательной среды ОУ с социокультурной средой территории поселения, построенного на принципах личной заинтерес...

Семья и школа.Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребенка.

    В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, им...