Статья «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка»
статья по теме

Тыликова Олеся Павловна

В данной статье рассматривается опыт успешной организации эффективного взаимодействия образовательной среды ОУ с социокультурной средой территории поселения, построенного на принципах личной заинтересованности в результате и коллективной ответственности, активного сотрудничества представителей различных социальных и возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья26.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Кооперативная ул., д.5, с. Овгорт, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629643

Телефон-факс 8(34994) 65-2-28, тел. 65-2-90; 65-2-91, E-mail: ovgort_school@mail.ru

ОКПО 31126025, ОГРН 1028900557498, ИНН/КПП 8907001201/890701001

 Статья: «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка»  

      Стратегия инновационного развития Российской Федерации, заявленная на расширенном заседании Государственного Совета, опирается на непрерывность качественного образования как одну из важнейших социальных ценностей для всех возрастных групп и на развитую систему демократических институтов, обеспечивающих рост патриотизма и гражданского самосознания в современном обществе. По мнению специалистов, одним из ключевых условий долгосрочного социально-экономического развития России является модернизация отечественного образования. При этом переход на инновационный путь развития системы предполагает ориентацию на получение новых результатов школьного образования в сфере общественных, государственных отношений и в сфере личностного развития обучающихся, поскольку «развитие человека является основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом Российской Федерации».                                                      

      Как показывают результаты проведенных специальных исследований, доступное и качественное образование может быть получено только в определенной социокультурной среде ОУ – открытой, развивающей и развивающейся. Мы понимаем среду как систему возможностей для развития человека, целенаправленно создаваемых и формируемых в процессе жизнедеятельности личности.  

    При этом образовательную среду понимают, как структуру, включающую взаимосвязанные микро, мезо, макро и мега уровни. Социокультурная среда предполагает совокупность условий, направленных на удовлетворение потребности населения в социальном и культурном развитии, сохранении и укреплении здоровья, повышения образовательного уровня. Вместе с тем «…не каждая социокультурная среда может быть названа образовательной. Образовательная среда, включая элементы случайности и стихийности, формируется, как правило, осознанно, преследует те или иные цели, имеет аксиологические основания, связана с педагогической культурой» (С.В. Тарасов). Социокультурная среда является, как известно, важнейшим фактором социализации подрастающего поколения, предупреждения социальной дезадаптации, расширения поля возможностей для самореализации личности.

      Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения, при этом, «…под взаимодействием школы и социокультурной среды понимается специально организованная целенаправленная связь ОУ и субъектов социокультурной среды (родители и жители поселения), реализующаяся на основе общих интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов взаимодействия» (Тарасов С.В.). Педагогическое взаимодействие, в свою очередь, трактуется как обмен деятельностью, как взаимовлияние, как механизм достижения цели воспитания и обучения, обеспечивающий взаимосвязь не только субъектов образовательного процесса, но и ближайших социальных сред. Именно взаимодействие обеспечивает системность и непрерывность образовательного процесса, повышение эффективности его воспитательного потенциала.  Взаимодействие ОУ с семьей, общественными, учреждениями культуры и образования, средствами массовой информации рассматривается еще и как основа для обеспечения условий эффективного функционирования и развития современной школы.

   Расширение социальных функций современной школы, совершенствование содержания ее деятельности в соответствии с приоритетами отечественного образования обусловили объективные сложности и определили потребность поиска эффективных ресурсов ее жизнедеятельности и управления. Как показывает практика, такими ресурсами являются:

 Открытость ОУ социуму;

 Создание единого информационного поля для всех субъектов социокультурной среды;

 Координация действий всех заинтересованных участников взаимодействия;

Психолого-педагогическое просвещение родителей и общественности; Развитие ученической, педагогической и родительской самодеятельности и самоуправления;

 Включенность всех субъектов образовательного процесса в разработку стратегических перспектив развития, анализ достижений и проблем ОУ.

    В этой связи, особый смысл приобретает поиск новых форм эффективного взаимодействия как внутри школы, так и вне ее, актуальным становится расширение участия общественности в жизнедеятельности ОУ и социума, наполнение новым содержанием традиционных формы сотрудничества.  

   Школа традиционно является центром социокультурного развития территории, обладая мощным организационным ресурсом – коллективом профессиональных организаторов, способна вовлечь родителей, учащихся, общественность в социально значимую совместную деятельность, обучить навыкам социального партнерства, конструктивной гражданской самоорганизации, общественного самоуправления, помочь сформировать жизненно важные социальные компетентности. Как показывает опыт, комплексной формой включения педагогов, учащихся, родителей, общественности в активное социальное взаимодействие является Управляющий совет ОУ.  

     В новых условиях особого внимания требует мотивация активного участия учащихся, педагогов, родителей, общественности в управлении ОУ. Чрезвычайно важно, как в рамках традиционных коллегиальных форм управления (педсоветы, ученические и родительские собрания, заседания), так и новых (управляющий совет и т.д.) добиваться участия каждого в принятии управленческих решений. Специалисты выделяют в этой связи такие формы организации коллективной работы, которые позволяют получить наибольшую отдачу, как: номинальные группы и групповая дискуссия.

    Таким образом, как показывает опыт успешной организации эффективного взаимодействия образовательной среды ОУ с социокультурной средой территории поселения, построенного на принципах личной заинтересованности в результате и коллективной ответственности, активного сотрудничества представителей различных социальных и возрастных групп – создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального-эстетического развития личности гражданина современной России

    Расширение социального партнерства как основа развития творческого потенциала учащихся в ОУ. Социальное партнерство – одна из востребованных в современных условиях, составляющих деятельности образовательного учреждения. Правда, наличие и успех партнерства зависит от места расположения школы (город, село) и от отношения социума к школе. Наша школа расположена в поселке, поэтому только от нас зависит, сможем ли мы наладить отношения с социальными партнерами. Так получилось, что в сферу социального партнерства школы вошли практически все значимые для жизни социума организации и учреждения: ДЮСШ (национальные виды спорта, руководитель Конев А.С., лыжи, руководитель Вальгамов В.И.), сельский дом культуры, сельская библиотека, детский сад «Теремок», амбулатория, ПЧ по охране с.Овгорт, полиция, музей имени Е.И.Тыликовой.

  Мы сотрудничаем с местным музеем имени Е.И.Тыликовой, за много лет работы сложились хорошие взаимоотношения с музеем, на основе развития экологического и краеведческого направлений, а также с сельским домом культуры, где работают кружки дополнительного образования (хореография, прикладное творчество, экология). В музее имени Е.И.Тыликовой были проведены экскурсии, мастер – классы, познавательные викторины, выставки ДПИ, для посещения была открыта Коми –изба.

   С Домом культуры мы реализуем совместный проект «Сынские звездочки». Его главная цель – выявить и поддержать талантливых детей в сфере художественного творчества (музыка, вокал, танец, прикладное искусство, театральное творчество) и мотивация способных, но не очень уверенных в себе детей. К участию в выступление в праздничных концертах, детям помогают готовиться педагоги и родители. Активно участвуют во всех творческих конкурсах рисунков, выставках ДПИ проводимых в клубе, где наши воспитанники становились победителями.  

     В прошлом учебном году, участвовали в мероприятии Окружного уровня, семинар – практикум «Якты хот: возвращение к традиции», дети учились шить атрибуты для праздника, с удовольствием танцевали хантыйский танец «Мойпар як», разучивали комические сценки, также учились играть на музыкальном хантыйском инструменте «Нарс юх».

    Каждый год дети участвуют в фестивале «День Финно - угорских народов», где проводятся различные познавательно – развлекательные мероприятия: «Мир зырянской и хантыйской культуры», «Мир игр финно – угорских народов», «Выставка – дегустация «Финно – угорский мир кухни» этнодискотека «Танцы и песни финноугров». Завершилась Неделя праздничным концертом, в котором активное участие приняли преподаватели и учащиеся школы. В детском саду прошел вечер «Национальные песни и игры фонноугории» и экскурсии в мини- музей ДОУ, там учащиеся были активными помощниками всех мероприятий.

  В рамках всероссийской акции «Ночь искусств» прошел интересный вечер под названием «Искусство рядом с нами», посвященный Году кино и Дню народного единства. Мероприятие было рассчитано на жителей любого возраста, но больше всего участвовало, конечно, детей и молодёжи. Каждый желающий смог прикоснуться к искусству, попробовав свои силы в самых разных направлениях. Были проведены мастер – класс: «Йинал»- для сбора ягод, работа с природным материалом (береста, осока, крапива, корни кедра). И такие результаты – мотивация для других учащихся к раскрытию и развитию своих возможностей и способностей.

    Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (ЦВиДО с.Мужи, ДЮСШ) помогают решить школе проблемы занятости детей в после урочное время (бесплатное предоставление услуг дополнительного образования – кружки, спортивные секции – очень важно для нашего социума в связи с большим количеством малообеспеченного населения в поселении) и «наполнение» в соответствии с новыми образовательными стандартами часов «дополнительного образования».  

      И, наконец, взаимодействие с родителями: Мы выделили 2 основных направления сотрудничества. Первое - учебная деятельность:  смотр знаний – в конце каждой четверти родители приглашаются в класс, где смогут увидеть результаты учебной деятельности своего ребенка, сравнить его достижения с достижениями других детей, реально оценить возможности развития его потенциала;  посещение уроков (день открытых дверей);  комиссия по профилактике (беседа родителей, психолога и представителей ученического самоуправления с ребенком, имеющим проблемы в обучении и поведении, дает больший эффект, чем беседа такого ученика с инспектором КДН, комиссией по делам несовершеннолетних). Второе - формирование единого подхода к воспитанию детей, участие в воспитательной деятельности школы:  экскурсии, походы, поездки проходят с обязательным участием родителей;  соревнования, конкурсы, праздники невозможны без родителей – членов жюри и родителей – актеров (Новый год);

 на родительских собраниях выступают родители – медики, психологи и специалисты в других областях.    

     Так благодаря социальному партнерству, школа расширяет свои возможности по обеспечению образовательной и воспитательной деятельности. Воспитательная система школы – это открытая система. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и внешней образовательной среды, выстраивание социальных отношений является актуальной. Основным в этой деятельности является объединение усилий общеобразовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество воспитательного процесса. Существенным компонентом управления взаимодействием школы и внешней образовательной среды является изучение среды, выявление её воспитательных возможностей, поиск способов использования воспитательного потенциала среды.

  Создавая модель школы взаимной ответственности всех субъектов образования и их взаимодействия, мы стремимся войти в режим плодотворного диалога со всеми субъектами социокультурного пространства. Школьные сообщества как составляющие образовательного пространства предполагают такие отношения между воспитателями и воспитуемыми, которые ориентируют ребенка на успех. Это, прежде всего договорные отношения, которые лежат в основании «педагогики сотрудничества». 

   Более комфортные условия для становления гражданственности создаются во внеклассных школьных сообществах, где дети социализируются в соответствии со своими способностями и интересами. В таких сообществах предполагается участие родителей, общественности, предпринимателей, когда дети не только социализируются, но и облагораживают окружающую среду. В данном случае школа становится центром социализации всех субъектов образования.

   На основе изучения и анализа внешних и внутренних факторов разработана подпрограмма «Школа в социуме». Реализация подпрограммы «Школа в социуме» предполагает развитие модели школы как социокультурного центра, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного образовательного процесса реализующего следующие приоритеты: - личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие; - гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе; - социальное партнерство как основа взаимодействия между компонентами внутренней и внешней среды образовательного учреждения, возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. - сотрудничество как организация совместной культурно-досуговой, творческой, социально-значимой, спортивной, трудовой, шефской, поисковой деятельности. В современных образовательных условиях важную роль играют различные институты социального воспитания. Очень важно умело использовать потенциал их деятельности в совместной работе по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков. Подпрограмма «Школа в социуме» направлена на укрепление связи школы с социальными партнёрами, различными организациями, расположенными на территории   сельского поселения с целью формирования у учащихся активной жизненной позиции. Социализация обучающихся, гражданское становление личности являются основной целью социального партнерства. В рамках подпрограммы осуществляется сотрудничество с:

• правоохранительными и профилактическими структурами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, участковым с целью предупреждения правонарушений среди обучающихся;

• администрацией Овгортского сельского поселения для координации взаимодействия структур местного сообщества с коллективом школы;

• Советом ветеранов для организации благотворительной деятельности, оказания помощи престарелым, нуждающимся, одиноким (оказание помощи в быту, оказание моральной поддержки, организация концертов, праздников);

• Организация общественно полезной трудовой деятельности, проведения профориентационной работы;

• детским садом «Теремок» для сохранения преемственности в обучении и воспитании детей;

• амбулаторией для создания здоровьесберегающей среды, пропаганды здорового образа жизни;

• сельским домом культуры для организации культурного досуга учащихся и жителей села;

    Подпрограмма реализуется посредством ежегодного заключения договоров о сотрудничестве и планов совместной работы с партнёрами, участия в общественной жизни села, информирования его жителей о школьных достижениях и проблемах.

 Цель: создание условий для использования потенциала социума (внешней образовательной среды) в образовании обучающихся.

Задачи: 1) Сформировать единую воспитательную позицию всех субъектов образовательной среды;

 2) Создать систему взаимодействия с организациями, находящимися на территории села.

3) Пропагандировать здоровый образ жизни, развивать физическую культуру и спорт.

4) Способствовать развитию духовно-нравственных качеств учащихся.

5) Сформировать опыт творческой, учебно-исследовательской, социально- значимой деятельности учащихся в общественной жизни поселения.

 6) Способствовать росту числа выпускников, желающих жить и трудиться на территории поселения.

7) Поддерживать положительный имидж школы.

    Кадровое обеспечение подпрограммы:

 директор школы;

 заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе;

 заместитель директора школы по воспитательной работе;

 заместитель директора по семейному воспитанию;

 заведующая библиотекой;

  преподаватель - организатор ОБЖ;

  социальный педагог;

  психолог школы;

  руководители образовательных центров;

 классные руководители.

 Ожидаемые результаты: 1) Повышение уровня социализации обучающихся. 2) Включение обучающихся в работу по социальному развитию  Овгортского поселения. 3) Рост интереса к историческому прошлому нашего края, возрождение традиций. 4) Осознанный профессиональный выбор обучающихся выпускных классов. 5) Взаимовыгодное сотрудничество школы с социальными партнерами поселения. 6) Изменение статуса школы в поселении.

     За период реализации подпрограммы «Школа в социуме» с сентября 2017 года наиболее продуктивным стало сотрудничество с администрацией Овгортского поселения. В системе проводится День молодого избирателя, встречи старшеклассников с главой администрации и главой поселения. Совместными усилиями проводятся акции «День пожилого человека», «Вам, ветераны!» и трудовые десанты по уборке территории поселения. В летний период организуются трудовые бригады по благоустройству территории поселения. При финансовой поддержке администрации поселения на базе школы создан информационно- консультационный пункт по вопросам ГО и ЧС для населения. Ежегодно индивидуальные предприниматели Филиппов А.А., Сибильский К.А., Терентьева С.В. оказывают финансовую поддержку в реализации социального проекта «День семьи» и проведении новогодних праздников для учащихся. В течение учебного года проводятся экскурсии учащихся на предприятия: пожарная часть, «Ямалкоммунэнерго», где проходят встречи старшеклассников с представителями разных профессий.   Активным социальным партнером школы является пожарная часть. На базе части проводится День открытых дверей для юношей 8-11 классов. Работники ПЧ помогают в подготовке и проведении слета- соревнований «Юный спасатель», проводят занятия со старшеклассниками по боевому развертыванию ПТВ, надеванию БОП, ориентированию. В канун 23 февраля весь поселок принимает участие в военизированной эстафете, ежегодные соревнования по мини – футболу, на приз Главы МО Овгортское, лыжные соревнования «Лыжня -2018год». Стали традиционными совместные мероприятия: встречи с тружениками тыла, торжественные митинги в День Победы, акция «Георгиевская лента», товарищеские встречи по баскетболу, волейболу, футболу. Сохранению преемственности в обучении и воспитании детей способствует тесное сотрудничество школы с детским садом «Теремок». Традиционным стало проведение совместных педагогических советов, семинаров, круглых столов. Педагоги школы и детского сада в течение года осуществляют взаимопосещение уроков и занятий, проводятся совместные детские праздники. Школа успешно взаимодействует с СДК Овгортского поселения. Общими усилиями ежегодно проводятся праздники: День пожилого человека, День матери, Масленица, День Победы, День поселка. В последнее время, на базе культурного центра увеличилось количество кружков и секций для учащихся, которые ребята посещают бесплатно, согласно договору о сотрудничестве клуба со школой.      За истекший период реализованы проекты: акция «Свеча Памяти», «Напишем вместе Книгу Памяти» (о военнослужащих, выпускниках школ, погибших в период боевых действий в Афганистане и Чечне). Работа над социальными проектами позволила сместить акценты интересов учащихся от развлекательных к общественно - полезным. Значимым при реализации проектов является привлечение к совместной деятельности так называемых «трудных» учащихся.

Основной функцией реализуемой подпрограммы является содействие соединению в одно целое усилий школы и всех субъектов социальных институтов воспитания по созданию благоприятных условий для образования обучающихся; обеспечение социально-значимой деятельности. Полученные результаты подтверждают идею о том, что личность складывается не столько под воздействием социальной среды, сколько во взаимодействии с ней. Связующим звеном между личностью и социальной средой выступает деятельность, в ходе которой формируется и социальная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие школы и семьи по развитию личности ребенка.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.Функции взаимодействия школы и...

Статья - Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках технологии

Данная методическая разработка по теме: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках тех...

Разработка модели организации единого образовательного пространства для одаренных детей с общей одаренностью.

Ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития....

Система воспитания классного руководителя по взаимодействию семьи и школы в развитии личности ребенка

Объединение усилий семьи и школы, координация их действий для решения поставленных задач, а также формирование единого воспитательного пространства «семья-школа»....

Формирование единого образовательного пространства в условиях удаленной школы

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одн...

Статья "Организация безопасной образовательной среды в условиях дополнительного образования"

Статья освещает некоторые аспекты организации безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования...

Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...