Формирование единого образовательного пространства в условиях удаленной школы
статья

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский г. Ноябрьск

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения.

В данной статье представлен опыт по формированию единого образовательного пространства в условиях удаленной школы в тесном взаимодействии с социокультурными партнерами микрорайона, градообразующими предприятиями, высшими учебными заведениями России. Именно этот ресурсный потенциал так необходим в условиях территориальной удаленности и социокультурной ограниченности микрорайона.

Школа  имеет определенный опыт инновационной деятельности по развитию инженерно-математического, естественнонаучного мышления школьников, интеграции общего и дополнительного образования. Это созданные и уже реализованные проекты – победители всероссийских, региональных и муниципальных грантовых конкурсов.

     Реализуемый в 2019 году инновационный проект «Акториум  "УМИКА PLAZA" – пространство вовлеченного обучения» предоставил возможность расширить и закрепить результаты инновационной деятельности и создать целостность взаимодействия всех структур образовательного процесса, их направленность на единый результат.

Цель проекта: конструирование образовательной среды с использованием ресурса дополнительного образования как основы создания, расширения и обогащения учебно-воспитательного процесса учащихся, обеспечивающего их развитие, самоидентификацию,  самореализацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование единого образовательного пространства

в условиях удаленной школы

Климко Вера Панталеевна, vera_klimko777@mail.ru

Жукова Любовь Анатольевна

lyubow.zhukova@yandex.ru 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский» муниципального образования г. Ноябрьск  Ямало-Ненецкого автономного округа

ответственный за переписку:

Жукова Любовь Анатольевна

629828 Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, микрорайон Вынгапуровский, ул. Ленина, д. 29

lyubow.zhukova@yandex.ru 

тел. 8(912)4311961

факс 8(3496)374212

Formation of a common education area for remote schools

Klimko Vera Pantaleyevna,

vera_klimko777@mail.ru

Zhukova Lubov Anatolyevna

lyubow.zhukova@yandex.ru 

 Municipal general education establishment ‘Vyngapurovskiy general secondary school’ municipality of Noyabrsk, the Yamal-Nenets Autonomous Okrug

Monitor of the correspondence:

Zhukova Lubov Anatolyevna

29 Lenin Street

mkr.Vyngapurovskiy

Noyabrsk 629828

Yamal-Nenets Autonomous Okrug

Russia

lyubow.zhukova@yandex.ru 

tel: 8(912)4311961

fax: 8(3496)374212

Резюме

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения.

В данной статье представлен опыт по формированию единого образовательного пространства в условиях удаленной школы в тесном взаимодействии с социокультурными партнерами микрорайона, градообразующими предприятиями, высшими учебными заведениями России. Именно этот ресурсный потенциал так необходим в условиях территориальной удаленности и социокультурной ограниченности микрорайона.

Школа  имеет определенный опыт инновационной деятельности по развитию инженерно-математического, естественнонаучного мышления школьников, интеграции общего и дополнительного образования. Это созданные и уже реализованные проекты – победители всероссийских, региональных и муниципальных грантовых конкурсов.

        Реализуемый в 2019 году инновационный проект «Акториум  "УМИКА PLAZA" – пространство вовлеченного обучения» предоставил возможность расширить и закрепить результаты инновационной деятельности и создать целостность взаимодействия всех структур образовательного процесса, их направленность на единый результат.

Цель проекта: конструирование образовательной среды с использованием ресурса дополнительного образования как основы создания, расширения и обогащения учебно-воспитательного процесса учащихся, обеспечивающего их развитие, самоидентификацию,  самореализацию.

Внедрение проекта направлено на «формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики Ямало-Ненецкого автономного округа».

Образовательное пространство в проекте  –  это специально организованные образовательно-развивающие модули для деятельности учащихся.

Инновационная  деятельность в учреждении, а это освоение технологий модульного образования, теории решения изобретательских задач; методик преподавания по межпредметным технологиям, курсу «Ментальная арифметика»; приобретение педагогами компетенций тьюторского сопровождения организации проектной и исследовательской деятельности учащихся активно развивается.

Продуктами инновационной деятельности являются описание деятельностной практики интеграции общего и дополнительного образования, нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию проекта, сценарии образовательно-деятельностных игр, образовательные программы модулей, сборники методических материалов, организация и проведение вебинаров и веб-семинаров, видеоролик по результатам реализации проекта.  Описание эффективной практики реализации грантовых проектов,  реализуемых школой, пополнили электронный банк «Образовательные бренды Ямала».

Целевой аудиторией проекта являются общеобразовательные школы, использующие сетевую модель интеграции общего и дополнительного образования; учреждения, являющиеся инновационными и стажировочными площадками; сетевые партнеры дополнительного образования; учреждения высшего профессионального образования; учащиеся, родители, представители органов государственно-общественного управления.

Содержание и формы реализации сетевых мероприятий включают организацию и проведение совместных семинаров, выставок, стендовых докладов, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах, форумах сетевых сообществ, сетевых образовательных событиях, создание баннеров по тематике интеграции общего и дополнительного образования.

Социальное партнерство проявляет себя в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании единого образовательного пространства. Взаимоотношения школы и социальных партнеров имеют долгосрочные перспективы развития.

Таким образом, образовательная  среда, организованная путем интеграции общего и дополнительного образования является основой, обеспечивающей развитие, идентификацию и самореализацию учащихся, что, имеет стратегическое значение для формирования общероссийской национальной идентичности россиян.

SUMMARY

The variety of educational systems and types of educational institutions make it necessary to form a common education area within one educational institution to achieve the main educational results.

Such experiences as formation of common education area for remote schools, maintenance of close contacts with socio-cultural partners, core enterprises and Russian higher education establishments are presented in this article. This resource potential is what especially needed for remote and socio-culturally limited schools.

The school has generated a certain innovation experience in developing students' engineering and mathematic and science thinking skills, in integration of General and Complementary education. That's both created and already implemented projects-winners of all-Russian, regional and municipal grant competitions.

The innovative project "Actorium "UMIKA PLAZA" – the space of involved learning" implemented in 2019, provided the opportunity to expand and sustain the achieved results of our innovative work, and made the holistic interaction of all educational structures and their focus on a single result possible.

The main objective of the project is to form such an education area where the resource of Complementary education acts as the basis for creating, expanding and enriching the educational process.  This in turn leads to students' development, self-identification and self-realization.

The project implementation is aimed at "the development of cross-cutting competencies  helping the youth become more competitive for staffing the innovative economy of the Yamal-Nenets Autonomous district".

The educational area means especially organized educational and developmental modules for students’ activities.

The modular education technologies, the theory of solving inventive tasks, the teaching methods for interdisciplinary technologies, the course ‘Mental arithmetic’; the development of teachers’ competencies for tutor support of students’ project and research skills – all these refer to the term educational innovation and are being actively developed.

The results of innovative activity include a description of the activity approach in integration of General and Supplementary education; statues and regulations guiding the implementation of the project; scenarios of educational activity games; educational curriculum of modules; collections of teaching materials; organizing and conducting webinars and web-seminars, creating a video on the results of the project.  The description of effective practice of grant projects implemented by the school has been added to the electronic bank "Educational brands of Yamal".

The target audience of the project are secondary schools that use the network model of integration of General and Supplementary education; institutions that represent innovative and internship platforms; network partners of Supplementary education; institutions of higher professional education; students, parents, and public administration officials.

The content and forms of implementation of network events include the organization and holding of joint seminars, exhibitions, poster presentations, participation in scientific conferences, contests and competitions, network communities, network educational events, the creation of banners on the integration of General and Supplementary education.

Social partnership manifests itself in the exchange of experience, the joint implementation of educational projects and social initiatives, the preservation of traditions, the improvement of a common education area. The relationship between the school and social partners has long-term prospects for development.

Thus, the educational environment organized through the integration of General and Supplementary education is the basis for the development, identification and self-realization of students, which is of strategic importance for the formation of the national identity of Russians.

Ключевые слова: единое образовательное пространство, взаимодействие, ресурсный потенциал, опыт инновационной деятельности, проект.

Key words: common education area, collaboration, resource potential, innovation experience, project

Министерство просвещения  последовательно развивает единое образовательное пространство на всей территории страны, определяя эту работу одной из важнейших задач системы образования.

О.Ю. Васильева,

Министр просвещения Российской Федерации

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения учащимися основных образовательных программ, индивидуального развития всех учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения.

Личность учащегося и учителя занимает центральное место в образовательном пространстве. По мнению Л. С. Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо развивать, формировать, чтобы получить всесторонне развитую личность.

Работа по приобретению и совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школы микрорайона Вынгапуровский муниципального образования г. Ноябрьск, которая выстраивает образовательную и воспитательную деятельность в тесном взаимодействии с социокультурными партнерами микрорайона, градообразующими предприятиями Газпром и СИБУР, высшими учебными заведениями России. Именно этот ресурсный потенциал так необходим в условиях территориальной удаленности и социокультурной ограниченности микрорайона, где на этой основе создается безбарьерное образовательное пространство, способствующее эффективному развитию современной образовательной среды по созданию условий для самопрезентации возможностей и способностей, формирования инженерно-технического, физико-математического мышления учащихся.

Школа  имеет определенный опыт инновационной деятельности по развитию инженерно-математического, естественнонаучного мышления школьников, интеграции общего и дополнительного образования. Это созданные и уже реализованные проекты:

  • проект «Школа содружества», получивший грантовую поддержку регионального конкурса инновационных проектов в 2017 году. Проект обеспечил условия для реализации и развития личностных способностей и потребностей учащихся, педагогов и родителей на основе проектно-сетевого взаимодействия в рамках интеграции программ дополнительного образования школы и учреждений дополнительного образования микрорайона Вынгапуровский;
  • проект «Развиваясь  –  изучай! Изучая  –  действуй!» –  региональная инновационная площадка с 2018 года. Результатом реализации стала интеграция основного общего, дополнительного и высшего образования по формированию инженерно-технического и физико-математического мышления, профессионального самоопределения учащихся в условиях удалённости;
  • проект «Менделеевская лаборатория» –  победитель конкурса «Формула хороших дел акционерного общества «СибурТюменьГаз» в 2018 году. Результат реализации – обустройство естественнонаучной лаборатории с целью развития интереса к востребованным профессиям Ямало-Ненецкого автономного округа и самоопределения учащихся;
  • проект «Семейная научная лаборатория» –  победитель конкурса «Родные города» компании «Газпромнефть» в 2018 году. Проект направлен на раннее изучение астрономии, физики, робототехники. Инновационный образовательный продукт «Семейный интеллектуальный клуб «Город мастеров» получил положительное экспертное заключение Регионального совета по развитию инновационной деятельности в системе образования ЯНАО и включен в список инновационных продуктов, претендующих на статус «Лучший образовательный продукт Ямала-2018».

В 2019 году  МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский стала победителем всероссийского грантового конкурса «Развитие современной образовательной среды, интегрирующей возможности общего и дополнительного образования» с проектом «Акториум "УМИКА PLAZA"[1] – пространство вовлеченного обучения».  

Реализация этого проекта предоставила возможность расширить и закрепить результаты инновационной деятельности и создать целостность взаимодействия всех структур образовательного процесса, их направленность на единый результат. Внедрение проекта направлено на «формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики Ямало-Ненецкого автономного округа».

Образовательное пространство в проекте  –  это специально организованные образовательно-развивающие модули для деятельности учащихся: «Ментальная арифметика», «Шахматы»; «Робототехника», «Менделеевская лаборатория», выездные лагеря «Экологическая тропа», «Исследователи» реализуются по интегрированным программам  «Обсерватория», «Шаги в мир профессий», «Технология решения изобретательских задач». Прохождение модулей рассчитано как для учащихся школы в рамках общего и дополнительного образования, так и для учащихся города Ноябрьска и близлежащих городов (Муравленко, Губкинский) в виде каникулярных погружений. Интенсивная модульная образовательная программа включает следующие основные формы: организационно-деятельностные игры и образовательные сессии: проектно-аналитическую; исследовательскую; творческую; стратегическое моделирование на различном предметном и практическом материале. Такое погружение позволяет сконцентрировать предметное и практическое содержание в одном образовательном событии либо серии таких событий; транслирует нормы профессиональных и культурных коммуникаций; обеспечивает равнодоступность образовательных программ для всех школьников города (региона); создаёт возможность привлечения в образовательные программы специалистов из других профессиональных и культурных сообществ.

Большой проблемой современного развития школьников является качество математического образования. Как эту проблему решали вшколе, реализуя проект? Деятельность образовательного модуля «Ментальная арифметика» способствовала приобретению навыков устного счета. Педагоги работали над стимуляцией мелкой моторики рук и наглядного представления результата вычисления, что развивало левое полушарие, а благодаря счету в уме и на счетах (абакусах) как правой, так и левой рукой, развивалось правое полушарие, тем самым улучшилась успеваемость по всем предметам.

Следующая техника развития интеллекта  –  игра в шахматы (модуль «Шахматы»). Шахматы отучают от привычного сегодня для молодежи клипового мышления, заставляют школьника больше думать, больше концентрироваться на решении. И, тем самым, проводимые занятия способствовали более вдумчивому отношению к предмету.

Способность к конструированию учителя развивали посредством модуля «Робототехника». Робототехника – мультидисциплинарная наука, которая объединяет программирование, алгоритмику, логику, механику, математику и физику. Ее знание открывает перед школьниками массу возможностей и делает развитие технологий более стремительным.

Участие учащихся основной школы в модуле «Менделеевская лаборатория», выездных лагерях «Исследователи», «Экологическая тропа» обеспечило преемственность в получении ранее освоенных навыков работы с лабораторным оборудованием, а также усовершенствовало опыт создания и реализации индивидуальных и групповых проектов.

Для учащихся старшей школы интеграция общего и дополнительного образования осуществляется посредством обучения в заочных предметных школах при вузах, участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах. Их образовательная деятельность направлена на создание индивидуальных образовательных программ, включающих как учебу, так и социальные практики, профессиональные пробы, индивидуальную проектную и исследовательскую деятельность.  Социальные практики старшеклассники проходят в рамках реализации школьного проекта «Город мастеров». В зависимости от профиля обучения они разрабатывают сценарии событийных мероприятий для учащихся начальной и основной школы, реализуют их в деятельности.

Старшеклассники задействованы во всех вышеперечисленных модулях, а также в модуле «Шаги в мир профессий».

Образовательный эффект достигался благодаря погружению в мир опережающего развития, где школьник получал мотивацию на освоение профессий и возможность проявить себя. Это настоящий тренажер компетенций, где учащийся осваивал навыки, которые помогут ему быть успешным в жизненных ситуациях. В роли инженеров и ученых ребята программируют, ведут исследования, расследования, применяя школьные знания. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года предусмотрено ежегодное участие не менее 1 млн. детей в проекте ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» учащихся 6-11 классов с целью построения предпрофессиональной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями. Реализуемый проект способствовал предпрофессиональному самоопределению для всех желающих учащихся удаленной территории ЯНАО.

Инновационная  деятельность в учреждении активно развивается, что позволяет педагогам двигаться «в ногу со временем»  и, по возможности, на шаг вперед. А это освоение технологий модульного образования, теории решения изобретательских задач; методик преподавания по межпредметным технологиям, курсу «Ментальная арифметика»; приобретение педагогами компетенций тьюторского сопровождения организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Продуктами инновационной деятельности являются описание деятельностной практики интеграции общего и дополнительного образования, нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию проекта, сценарии образовательно-деятельностных игр, образовательные программы модулей, сборники методических материалов, организация и проведение вебинаров и веб-семинаров, видеоролик по результатам реализации проекта.  Описание эффективной практики реализации грантовых проектов,  реализуемых школой, пополнили электронный банк «Образовательные бренды Ямала».

Целевой аудиторией проекта являются общеобразовательные школы, использующие сетевую модель интеграции общего и дополнительного образования; учреждения, являющиеся инновационными и стажировочными площадками; сетевые партнеры дополнительного образования; учреждения высшего профессионального образования; учащиеся, родители, представители органов государственно-общественного управления.

Социальное партнерство проявляет себя в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании единого образовательного пространства. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательных отношений, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения, становится серьезным фундаментом для профессионального самоопределения выпускников школы.

        

Схема сетевого партнерского взаимодействия

Цели и задачи сетевого взаимодействия: совершенствование механизмов управления процессом развития личности учащегося путем создания благоприятных условий на примере интегрированной образовательной среды; обновление методической работы за счет диверсификации форм работы, диссеминации передового педагогического опыта, внедрения новых моделей повышения квалификации; интеграция общего и дополнительного образования (программы, сценарии, учебные занятия и т.д.); расширение спектра образовательных услуг; создание и тиражирование методических продуктов проекта.

Формы и методы партнёрского взаимодействия включают реализацию программ углубленного изучения физики, математики, информатики заочной физико-математической школы при МФТИ г. Москва, совместных проектов «Школа содружества», «Развиваясь - изучай! Изучая - действуй!», «Менделеевская лаборатория», «Город мастеров», прохождение профессиональных и предпрофессиональных практик и экскурсий старшеклассниками на площадках градообразующих предприятий, участие в научно-практических конференциях, организованных учреждениями профобразования в очной и заочной форме, участие в вузовских олимпиадах:  многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда», открытая региональная межвузовская олимпиада школьников, Межрегиональная межвузовская олимпиада школьников Сибирского федерального округа «Будущее Сибири», онлайн-этап олимпиады «Физтех-2018», московская физическая олимпиада, заочная физико-математическая олимпиада МФТИ, дистанционная олимпиада по английскому языку.

В совместных образовательных событийных мероприятиях «Фестиваль робототехники», день финансовой грамотности, «Радуга талантов» активно принимают участие сетевые партнеры микрорайона, города, регионов.

Содержание и формы реализации сетевых мероприятий включают организацию и проведение совместных семинаров, выставок, стендовых докладов, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах, форумах сетевых сообществ, сетевых образовательных событиях, создание баннеров по тематике интеграции общего и дополнительного образования.

Инжиниринг  (предоставление технологических знаний, включающих широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов), консультирование, проектирование, выставки, стендовые доклады, форумы сетевых сообществ используются как способы апробации и тиражирования инновационных продуктов.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие сетевое взаимодействие, основываются на заключенных совместных договорах и соглашениях о сотрудничестве.

Взаимоотношения школы и социальных партнеров имеют долгосрочные перспективы развития:

  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования: реализация совместных с малым и средним бизнесом социальных проектов: «Спортивный комплекс «Зенит» и многофункционального поля, «Строительство бассейна», «Трудоустройство подростков в летнее время»;
  • формирование эффективного рынка образовательных услуг: раннее изучение английского языка и подготовка детей к школе на базе центра развития детей и подростков «Факел»; курсы повышения квалификации по компьютерным технологиям, углубленное изучение предметов, услуги психолога по адаптации учащихся, работа автокласса на базе школы мкр. Вынгапуровский;
  • создание модели эффективного взаимодействия «Школа – местное сообщество».

Таким образом, образовательная  среда, организованная путем интеграции общего и дополнительного образования является основой создания, расширения и обогащения учебно-воспитательного процесса учащихся, обеспечивающего их развитие, идентификацию и самореализацию, что, в свою очередь, имеет стратегическое значение для формирования общероссийской национально-гражданской и цивилизационной идентичности россиян.

Формирование идентичности россиян рассматривается как приоритетная задача, миссия системы общего образования, базовая предпосылка укрепления российской государственности.

Библиография

  1. Баранов А. А. Проектировочное образовательное пространство как условие становления инновационного потенциала педагога // Перемены. - 2008. - N 5. - С. 83-93.
  2. Заичко В. А., Лозицкий И. Г. Автоматизированная информационно-аналитическая система. «Управление образовательным учреждением» (АРМ директор)  –   основа для формирования единого информационного пространства школы //Информационные системы и технологии. – 2004. – №. 4. – С. 5-7.
  3. Розенцвайг А. Об инновациях в системе образования // Высш. образование в России. - 2008. - №8. - С. 88-92.
  4. Скударёва Г. Н. Управление образованием как условие формирования единого муниципального образовательного пространства //Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – №. 1. – С. 18.
  5. Туберозова М. В. Развитие единого правового образовательного пространства: управление и мониторинг //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. – Т. 5. – №. 4. – С. 59.
  6. Цветкова А. Л. Анализ эффективности деятельности управленческих команд образовательных организаций //Наука и образование: современные тренды. – 2015. – №. 1. – С. 176-187. https://interactive-plus.ru/e-articles/117/Action117-7905.pdf


[1]Акториум  - (лат. actorium, от agere – действовать); УМИКА – аббревиатура УМ-Идеи-КАчество; ПЛАЗА (исп. PLAZA -  открытая площадка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....

"Формирование положительного отношения к классической музыке в условиях единого воспитательно - образовательного пространства - "детский сад - начальная школа"

Музыкальные занятия с младшими,  старшими дошкольниками, урок в1-ом классе по творчеству Н. А. Римского - Корсакова....

Формирование единого образовательного пространства на уроках русского языка и литературы

Материал содержит опыт работы учителя русского языка и литературы по формированию единого образовательного пространства на уроках. В работе использованны   гиперссылки на видеоматериалы и пр...

« Роль туристско-краеведческой деятельности УДО и школ в создании единого образовательного пространства в станице Медведовской».

Работа туристско-краеведческого объединения прививает любовь к родному краю, формирует патриотические чувства и способствует укреплению межшкольных связей не только одной станицы, но и края....

Статья «Организация единого образовательного пространства в условиях взаимодействия социальных партнеров, для социокультурного развития личности ребенка»

В данной статье рассматривается опыт успешной организации эффективного взаимодействия образовательной среды ОУ с социокультурной средой территории поселения, построенного на принципах личной заинтерес...