« Роль туристско-краеведческой деятельности УДО и школ в создании единого образовательного пространства в станице Медведовской».
материал (5 класс) на тему

Козляковская Лидия Сергеевна

Работа туристско-краеведческого объединения прививает любовь к родному краю, формирует патриотические чувства и способствует укреплению межшкольных связей не только одной станицы, но и края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_kazhdom_ugolke_rossii.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Роль туристско-краеведческой деятельности    УДО и школ в создании единого образовательного пространства  в станице Медведовской».

Козляковская Л.С.

                                        

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл туристско-краеведческой работы.

        Работа  туристско-краеведческого направления  позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований.

Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.

К.Симонов писал:         Ты вспоминаешь не страну большую,

                                Какую ты изъездил и узнал,

                                Ты вспоминаешь родину такую-

                                Какой её ты в детстве повидал.

Детский туризм хорошо был развит в нашей стране с 30-х годов 20 века. На туристские тропы еженедельно выходило до 7 миллионов учащихся и студентов, рабочих и интеллигенции. Складывается традиция встреч групп и их проводов, расшифровка туристских терминов и аббревиатуры и конечно мы не обошли стороной этот факт. Итак, кто же такой турист?

Т-талант

У- умелец

Р-рационализатор

И- исследователь

С- самоход

Т-трудяга.

В Центре развития детей и юношества станицы Медведовской туристско-краеведческое направление работы начало работу  с 2002 года. В течение пяти лет педагоги дополнительного образования вели пропаганду развития туризма и краеведения в станице. Во главе туристско-краеведческого направления стала директор МЦРТДиЮ Лезова Наталья Александровна. Именно с ее легкой руки  в нашей станице, во всех трех школах стало систематически развиваться одно из самых приоритетных – туристско-краеведческое направление. В каждой школе есть учителя, которые всегда ходят с детьми в многодневные походы, но водят они в основном ребят своего класса. Так в СОШ № 2 – Степина Людмила Сергеевна, Котова Светлана Викторовна, в СОШ № 10- Дежина Наталья Николаевна, в СОШ № 13 – Ларина Татьяна Викторовна. Конечно, есть учителя, которые водят ребят в двух - трехдневные походы, но основная масса учителей –  это однодневные походы в пределах станицы. Поэтому нам хотелось объединить ребят всех школ, активизировать участие в районных и краевых турслетах, туриадах. (слайд руководители)

В течение пяти лет на базе ЦРТДиЮ вели и ведут туристско-краеведческую работу педагоги дополнительного образования : Лезова Наталья Александровна, Половной Алексей Николаевич, Козляковская Лидия Сергеевна, Козляковская Инна Александровна, Попсуевич Виктор Владимирович, Коростылева Татьяна Васильевна, Чертков Анатолий Валерьевич. За это время были обучены и выпущены   60 учащихся 5-11 классов. Туристско-краеведческая работа  велась на базе школ № 2,6,10,13. В настоящее время в школах № 2, 10,13.Сейчас в туристских объединениях 132 учащихся.( места, где были 2 штуки)

В течение пяти лет учащиеся нашего центра побывали в разных уголках Краснодарского края и Адыгеи:

- Апшеронский район ( Гуамское ущелье);

- Абинский район ( по местам Боевой славы);

-Крымский район ( лагерь «Патриот Кубани»;по местам Боевой Славы);

- Горячеключевской район (Каверзинские водопады, Псебай, долина Очарования);

- Геленджикский район ( п.Пшада, п.Криница, б.Инал, п.Архипо-Осиповка);

-Туапсинский район ( г.Индюк, г.Два брата,);

- Большие Сочи ( Красная поляна, Агурские водопады, Орлиные скалы);

- Крымская поляна ( г.Собер Баш);

-  Майкопский район(Адыгея) ( каньон р. Белой, г. Майкоп);

- Плато Лагонаки(Адыгея)(водопады Руфабго, карстовые пещеры Большая Азишская и Нежная);

-п.Гузерипль (Адыгея) ( сплав по реке Белой).

В СОШ №2 объединение «Пешеходный туризм» начало свою работу с 2004 года. Какова же структура объединений:

        В настоящее время на базе школы 2 объединения «Пешеходный туризм « и «Юный турист».Кроме того, в школе периодически создаются неформальные группы для путешествий, а творческие лаборатории для выпуска фотогазет, отзывов о походах, формирования новых групп.

Что дают занятия  в объединении? Ребята приходят в объединения не представляя, что же они узнают. Все думают, что только будут ходить в походы. Но в процессе занятий они узнают: историю края, туристские навыки, топографию и ориентирование, первую медпомощь, организацию бивака и питания в походе  и занимаются краеведением.

        Реализация тематических программ может осуществляться с использованием всего многообразия форм и методов туристско-краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, экспедиций, одно-двухдневных, степенных и категорийных туристских походов, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записей воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях. В нашей школе мы проводим:

  • экскурсии в музеи станицы Медведовской ;по памятным местам Тимашевского района; Краснодарского края;
  • спортивно-оздоровительные походы в природу; поездки в бассейн;
  • выезды с учащимися на День города;
  • научно-исследовательские походы  в г.Горячий ключ, Лагонаки, Сочи; Крымский и Абинский районы;
  • проведение школьного турслета (5-8классы)
  • поездки на туристические базы (5-11 классы) в б.Инал, п.Лагонаки.
  •  выпуск фотогазет; буклетов; сбор отзывов о походах;
  • создание презентаций о поездках;
  • проведения вечера трех поколений «Авторская песня»
  • ведется работа по созданию  в станице экологической тропы;
  • Сбор краеведческого материала для школьного музея;
  • сбор материала об участниках турпоходов, учителей и учащихся нашей школы.
  • Экскурсии. Походы: однодневные, двухдневные, трехдневные, многодневные.

В течение пяти лет учащиеся 2, 10 и 13 школ совершают однодневные походы в пределах станицы Медведовской. Ребята вместе с классными руководителями с удовольствием ходят в Российский лес, в Шелковички района Перекоп и улицы Заречной, Российский  пляж и  пляж Ударника, другие места.

 Мы решили расширить кругозор ребят и совершать однодневные путешествия за пределы станицы. С 2004 по 2007 год педагоги дополнительного образования совершали  экскурсии в г. Горячий ключ, г. Краснодар, г.Анапа , Новороссийск и другие места края. Такая работа позволяет выявить ребят, которые будут ходить в длительные походы.

Организация двухдневных походов включает в себя  проверку навыков туристической техники. В такой поход ребята идут с рюкзаками, палатками, продуктами питания. Были совершены двухдневные походы: в долину Очарования, на гору Индюк, Каверзинские водопады, долину реки Пшада, б.Инал и др.

В трехдневные походы в течение четырех лет наш центр выезжает  на плато Лагонаки перед Новым годом. В первый год ездило 8 человек, в 2007 - 40 человек. Ребята проживают в домиках, устраивают свой быт, топят печь, носят воду с родника, готовят еду. С удовольствием ходят на обзорные точки, встречать рассвет и провожать закат, катаются с горы на санках, ходят в  баню. Посещают памятники природы: каньон реки Белой, Большую Азишскую пещеру и Нежную. Возраст участников похода от 10 до 17 лет.

5-6 дневные походы ходят до 30 человек. Это походы по побережью Черного моря , район г.Новороссийска, Крымский, Абинский, Туапсинский, Мостовской , и др. районы. Такие походы обычно весной или летом. В 2005 году учащиеся Центра творчества ходили в поход на Аюкские водопады, на горный массив Папай, на г.Семиглавая.

В течение пяти лет 120 участников походов  получили удостоверения и значок « Юный турист России».

Каждое лето ребята отправляются в большое путешествие: участвуют в пешеходных походах 1-й категории сложности. После таких путешествий ребята смотрят на мир другими глазами, ведь поход - это испытание физических сил, проверка нравственных качеств, житейских и бытовых навыков, это воспитание чувства товарищества, любви и сострадания к ближнему своему. 18 участников получили 1 юношеский разряд.

В течение пяти лет команды учащихся 5-11 классов принимали участие в Краевом туристском слете учащихся Кубани. С 2005 года – в районном турслете, с 2006 года в краевой туриаде.

26-27 мая 2005 года МЦРТДиЮ провел 1 районный туристский слет в п.Приречном Тимашевского района. В туристском слете приняли участие : СОШ №№ 2, 6, 13, 16, Ц.Т.ст.Медведовской.

Перед слетом была проделана большая работа: разработано Положение о туристическом слете и роздано  во все школы Тимашевского района, сформирована команда судей; выбрано место проведения турслета; разработана полоса препятствий; проверено соблюдение техники безопасности при проведении соревнований; приобретены призы; утвержден план двухдневного пребывания команд.

Следует отметить, что проведение турсоревнований в п. Приречном способствовало :

- отработке туристских навыков в условиях соревнований;

- чувству единства и гордости за свою школу;

- дружбе ребят из разных школ;

- обогащению опыта соревнований районного уровня.

Кроме турсоревнований, ребята показали визитные карточки команд, участвовали в конкурсах: биваков, туристских обедов, туристских газет, краеведческой викторине, туристской и военно-патриотической песни.

В ходе соревнований  ребятам приходилось показывать свои знания и умения, смекалку, быстроту действий, командные действия. В результате на районном турслете места распределились:

  1 место - сборная Центра творчества ст.Медведовской ;

  2 место -  СОШ № 6 ;

  3 место - СОШ № 13 .

Вечером ребятам были организованы веселые конкурсы и дискотека.

В мае 2006 года комитет по делам молодежи провел 2 районный туристический слет, в котором  приняли участие СОШ №6, 16,  Ц.Т. ст. Медведовской. Турслет  прошел на хорошем уровне. В 2007 году районного турслета не было.  

В 2006 году Тимашевский район впервые принял участие в краевой туриаде « Дорогами Славы». Представляла район команда нашего Центра творчества.  Краевая туриада была организована комитетом по делам молодежи Крымского района, но в ней участвуют объединения патриотического и туристко-краеведческого направления всего края , возраст участников  от 16 до 28 лет. Торжественное открытие проходило в парке 30-летия Победы в г. Краснодаре. Традиционно открывал патриотическую туриаду глава Краснодарского края Ткачев А.Н. На открытии присутствовали ветераны Великой Отечественной войны. В краевой туриаде приняли участие 26 районов и городов Краснодарского края. Участники туриады в течение шести дней прошли по разным маршрутам, по местам Боевой Славы, преодолевали перевалы и многочасовые переходы с рюкзаками, восстановили по 5 памятников, находящихся в труднодоступных местах. Ребята очень достойно и серьезно отнеслись к походу. Наш Тимашевский район занял 3 место в общем зачете, 3 место в туристских конкурсах, 3 место в военизированной полосе, прошли два тура туристской песни. На концерте нашему району разрешили исполнить две песни (по положению только одну). Привезли грамоты,  коврики, компасы, фонарик.

        В 2007 году в краевой туриаде Тимашевский район  принял участие во второй раз.

В  этом году в туриаде « Дорогами Славы» участвовало 32 команды. Заняли третье место в презентациях по патриотическому воспитанию и туристско-краеведческой работе в Тимашевском районе.

Сборная команда ЦРТДиЮст.Медведовской  ежегодно принимала участие в Краевой туристском Слете и Краевой туриаде.

2002

Краевые туристские игры «Лето 2002»

« За волю к победе»

Конкурс туристской песни

3

2003

Туристский Слет учащихся Кубани (краевой )

Поход по описанию

Туристские конкурсы

2

3

2004

Туристский Слет учащихся Кубани (краевой )

Ориентирование

Полоса препятствий

1

2

2005

Туристский Слет учащихся Кубани (краевой )

Общий зачет

Туристские конкурсы

2

 2

2006

Туриада «Дорогами Славы» (краевая )

общий зачет

Туристкие конкурсы

3

3

2006

Школа-поход

 « Надежда -2006»

Стрельба из винтовки

Поход по описанию

 Конкурс туристских газет

ориентирование

1

2

2

3

2007

Туриада «Дорогами Славы» (краевая)

Презентация работы по патриотическому воспитанию молодежи Тимашевского района

3

С 2004 по 2007 год на базе СОШ № 2 проходят осенние туристские игры среди учащихся школы. За эти годы в турсоревнованиях приняли участие :

2004 год  -  36 учащихся 8-х классов;

2006 год  -  32 учащихся 7 классов;

2007 год  – 112 учащихся 5-8 классов.

Ребятам очень нравится полоса препятствий. Награждение команд по параллелям. При проведении турсоревнований  оговаривается Положение об этапах соревнований с классными руководителями, проводятся предварительно учения по установке палатки старого образца, вязке узлов, оказанию первой медпомощи, раздаются примерные вопросы краеведческой викторины с ответами, оказывается помощь в выборе песни, формировании команд. В этом году в подготовке команд пятых классов приняли участие учащиеся объединения «Пешеходный туризм» (семиклассники). Команда судейства сформирована из педагогов дополнительного образования и учителей физической культуры. Традиционно в конце мероприятия все участники исполняют туристские песни.

Для поднятия интереса и привлечения новых ребят  в туризм проводятся разные формы работы. Одно из действенных – проведение вечеров туристской песни.

При подготовке к вечеру туристской песни были задействованы 12 классных коллективов СОШ № 2 , 3 объединения туристов. Подготовлена презентация к вечеру. Приглашены гости-учителя, которые водили ребят в походы. А так же группа « Скит», вместе с руководителем Шабельником Е.Н. Песни были разные, веселые и грустные, шуточные и серьезные, но главное, что всем участникам вечера не хотелось расходиться по домам и лилась песня на просторе.

Гармоничное развитие личности ребенка - главная цель образования и обучения. Большой потенциал для решения этой цели кроется в дополнительном образовании. Туристско-краеведческая, экскурсионная деятельность стала приоритетным направлением в воспитательной работе центра в течение многих лет.

Любой учебный предмет, изучаемый в школе, опираясь на краеведческий принцип обучения и воспитания, способствует познанию детьми окружающего мира, познанию общих закономерностей природы, восприятию и пониманию учебного материала, дает возможность связать теорию с практикой.

Краеведческий принцип дополнительного образования проявляется в коллективно-творческом деле - создание летописи "История туризма" – восстановление истории Медведовских школ по туристко-краеведческой работе, о педагогах и энтузиастах туристского движения, о районных туристских слётах; создание книги "Память" - о членах семей учащихся - участниках ВОВ, а в перспективе - восстановление истории школ в годы ВОВ.  Выпускники школы воевали на различных фронтах, а многие из них являются дедушками, прадедушками и прабабушками теперешних учеников, поэтому педагоги дополнительного образования пытаются осуществить краеведческий принцип обучения и воспитания "от близкого - к далекому", от родного "гнезда"- семьи к истории школы-города-страны.

Большое эмоциональное воздействие оказывает на ребят походы по боевым местам Абинского, Горячеключевского, Крымского, Туапсинского, Майкопского районов. Во время этих походов ребята посещают многочисленные братские могилы солдат с незатейливыми памятниками, оплывшие иконы и воронки, церкви со следами пуль и снарядов, встречаются с местными жителями. Люди любого возраста готовы рассказать о боях за их деревню, провести ребят к интересным местам.

В этом учебном году  группа "Пешеходный туризм" разрабатывает свою краеведческую тему " Духовные истоки русского народа".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"

Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....

Многодневные походы - способ создания единого образовательного пространства.

В работе описывается опыт работы Станции детского и юношеского туризма....

Создание единого образовательного пространства. Реализации практико-ориентированного подхода на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Каждый ребенок талантлив, каждый признан, каждый представляет собой главную ценность и цель образования. Особое внимание в МБОУ «Гимназия №118», в которой я уже работаю три года, уделяется поиску и ре...

Модель единого образовательного пространства детский сад школа

Этот материал был подготовлен в рамках работы районной плоблемной группы "Организация единого образовательного пространства в условиях образовательных организаций, реализующих программы дошкольно...

«Воспитание, социализация, профилактика» (РДШ) семинар – практикум «Создание единого музейного пространства в стенах образовательного учреждения»

Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения.В основных  нормативно - правовых  докуме...

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Образовательное пространство, классный руководитель, социальное взаимодействие, педагоги, родители, сотрудничество...