Главные вкладки

    Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"
    методическая разработка по теме

    Дунаева Галина Александровна

    Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sozdanie_edinogo_obrazovatelnogo_prostranstva.docx354.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплексно-целевая программа

    «Создание профильной образовательной среды, обеспечивающей вариативность образования на основе индивидуальных образовательных траекторий

    на 2009 – 2012 г.г.»

    Выполнила:

     заместитель директора по УМР

    МОУ средней общеобразовательной

    школы  №10 с углублённым изучением предметов

     Дунаева Галина Александровна.

    Город Дмитров, 2010 г.

    Тема:  «Создание профильной образовательной среды, обеспечивающей вариативность образования на основе индивидуальных образовательных траекторий

    на 2009 – 2012 г.г.»

    Обоснование программы.

    Социальный заказ, который выполняет школа в последние годы, сформулирован на основе законодательных актов федерального и регионального уровней и социокультурных факторов, контингента учащихся и их родителей.

    В лучших традициях школы – уметь работать с талантливыми детьми, растить их, ориентировать на поступление в вуз.

    При оценке эффективности работы школы следует принять во внимание некоторые факторы, влияющие на социально-педагогическую систему:

    1. Географический фактор её расположения – школа расположена в спальном районе, не имеющем промышленных предприятий, что оказывает положительное влияние на здоровье школьника;
    2. Близкое соседство других образовательных учреждений, приходится выдерживать постоянную конкуренцию. С одной стороны, это нелегко, с другой – хороший стимул для коллектива учителей в совершенствовании своего педагогического мастерства;
    3. Демографический фактор. Микрорайон школы «стареет», численность учащихся сокращается. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся. А значит найти школе свою «привлекательность для родителей и учащихся;
    4. Возникает и кадровый вопрос. Большинство учителей имеет большой стаж работы, вопрос трудоустройства учителей «разрешается» естественно- выходом педагога на пенсию. Молодые учителя в школу не идут;
    5. Состояние здания школы, которое регулярно ремонтируется и поддерживается в соответствующей норме (санитарно-гигиенической и др.);
    6. Состояние финансовой, материально-технической, учебной и методической базы школы поддерживается за счёт бюджетных и внебюджетных средств.

    В определении заказа школе большую роль играют требования, предъявляемые учащимися и их родителями к качеству образования (вариативности обучения).

    Удовлетворённость родителей находится на среднем уровне, что заставляет задуматься о расширении сферы образовательных услуг, как за счёт вариативной части образовательной программы, так и за счёт дополнительного образования.

    Анализ результатов, анкетирование родителей и учащихся свидетельствует о значительном интересе к изучению иностранных языков, углублению знаний в области математики, русского языка, обществознания, естествознания, экономики.

     Полученные данные говорят о том, что ориентация выпускников и их родителей на высшее образование достаточно высока.

    Главная идея, положенная в основу программы – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

    Правовое обоснование

    программы

    1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
    2. Закон РФ  «Об образовании»;
    3. Федеральная целевая программа развития образования;
    4. Устав школы;
    5. Локальные акты об организации профильного обучения в школе и др.

    Цель программы

    Создание образовательной среды, обеспечивающей успешность решения учащимися ситуации жизненного выбора и будущего профессионального становления, посредством перехода школы на профильное обучение, вне зависимости от их психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей.

    Задачи программы

    1. Создать благоприятные условия для удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования при переходе на профильное обучение;
    2. Разработать учебно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на основе индивидуальных учебных планов;
    3. Создание новой модели методической работы в школе, обеспечивающей профилизацию, углубление и вариативность содержания образования в школе;
    4. Создать благоприятные условия для организации рационального здоровьесберегающего учебного процесса;
    5. Разработка механизмов управления образовательной профильной среды школы;
    6. Создать разветвлённую структуру формирования осознанного отношения и ответственности школьника к процессу обучения и готовности учащихся к освоению образовательной среды;
    7. Выход на прозрачность педагогической системы, через расширение взаимодействия школы с партнёрами во внешней образовательной социальной среде на основе государственно-общественного управления школой.

    Сроки и этапы реализации программы

    Начало – сентябрь 2009 , окончание – май 2010 года.

    1. Первый этап (2009 г), Диагностико – конструирующий: формирование позитивного образа образовательного учреждения. Создание пакета нормативных документов, обеспечивающих статус школы.

    2. Второй этап (2009 – 2012 г.г.). Этап реализации : разработка целевых подпрограмм для реализации программ, утверждение приоритетных направлений развития системы.

    3. Третий этап (2011-2012 г.г.). Этап обобщения: отслеживание, корректировка и обобщение результатов нововведений.

    Ожидаемые результаты

    Предполагается получение следующих результатов:

    На уровне учащихся:

    - повышение уровня знаний , способствующее самообразованию;

    -достижение модели «выпускник школы» - в идеальном приближении личность, духовно, физически и социально здоровую способную управлять своим здоровьем и формировать его;

    - формирование осознанного отношения и ответственности школьника к процессу обучения и готовности учащихся к освоению образовательной среды;

    - осознанное профессиональное самоопределение школьника.

    На уровне образовательного процесса:

    - переход содержания на профильное обучение и углублённое изучение предметов;

    - достижение качественно нового уровня в индивидуализации образовательного процесса через индивидуальные образовательные программы;

    - переход учителя к практико-ориентированной и исследовательской деятельности на уроке;

    - реализация здоровьесберегающих технологий образовательного процесса;

    - создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе.

    Целевые показатели и измерители.

    Отражены в таблице № 1.

    Финансирование программы

    Финансирование программы осуществляется за счёт муниципального и внебюджетного финансирования, спонсоров и добровольных взносов родителей учащихся.

    Для исследования эффективности реализации программы  будут использоваться внутренние и внешние критерии и показатели.

    Таблица №1.

    Важные целевые показатели программы

    Текущие значения (%)

    Целевое значение по годам (%)

    2009 г.

    2010г.

    2011 г.

    2012 г.

    Рост достижений школьников

    45

    53

    57

    60

    Уровень обученности

    51

    54

    60

    65

    Уровень здоровья  участников программы

    49

    53

    60

    62

    Уровень адаптации

    50

    55

    60

    75

    Готовность к выбору образовательной траектории и самоопределению

    36

    48

    65

    75

    Осознанный выбор профиля

    50

    60

    70

    80

    Эффективность профориентационной работы

    65

    70

    80

    90

    Уровень нравственного развития

    50

    60

    70

    80

    Профессиональный рост педагогического коллектива

    56

    65

    75

    85

    Готовность учителя к работе по индивидуальным образовательным программам

    50

    70

    80

    100

    Эффективность модели профильной школы

    45

    50

    65

    80

    Удовлетворение всех субъектов развития жизнедеятельностью школы

    45

    60

    70

    85

    Экономическое и материальное развитие учреждения

    50

    60

    70

    85

    Ресурсное сопровождение.

    Создаются и будут созданы следующие ресурсы образовательной среды:

    Нормативно-правовые: формирование пакета утверждённых комплексно – целевых программ, обеспечивающих создание модели школы: организация предпрофильной подготовки и профильного обучения, программа самоопределения и самообразования учащихся и др.;

    разработка и утверждение документов, регламентирующих профильное обучение, исследовательскую деятельность, самоуправление;

    введение общественного управления: положение об Управляющем совете, положение о выборах в состав Совета школы, изменения в договоре с Учредителем, положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников, Устав школы, локальные акты и положения для перехода на индивидуальные учебные планы.

    Кадровые: подбор высококвалифицированных  педагогов для профильного обучения, использование ресурсов социальных партнёров, обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима.

    Научно – методические: работа творческих, проблемных, исследовательских групп, функционирование психолого-педагогических семинаров; издательская деятельность и распространение опыта по реализации инновационных образовательных программ, введение портфолио учителя и др.

    Программно – методические: банк методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в разноуровневых профильных и базовых классах, классов с углублённым изучением предметов, разработка рекомендаций по технологии профильного, индивидуального обучения, программ элективных курсов, индивидуальные карты развития учащихся.

    Информационные: внутренняя локальная сеть, информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе, сайт и другие носители информации.

    Организационные: учебный план и расписание для работы по индивидуальным учебным планам; организация процесса обучения с учётом индивидуальных карт развития ребёнка, сетевое расписание.

    Материально – технические: приобрести аудио и видеотехнику, пополнить фонд библиотеки учебниками, методической и художественной литературой.

    Финансовые: программа стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, привлечение внебюджетных финансовых средств, поиск дополнительных источников финансирования бюджета развития школы с учётом внебюджетных доходов, переход на новую оплату труда педагогических работников.

    Концепция программы предусматривает обучение учащихся на доступном уровне сложности учебного материала, развитие личностного потенциала каждого ученика и воспитание их в процессе деятельности в рамках образовательных программ, способствующих адаптации школьника к жизнедеятельности в обществе, к саморазвитию и самореализации.

    Исходя из проведённого исследования потребностей в образовательных услугах, школа, в первую очередь ориентируется на развитие индивидуальности ребёнка, на создание такого образовательного пространства, которое позволило бы развить их личностный потенциал. Это осуществляется посредством использования в образовательном процессе индивидуальных образовательных траекторий и сопутствующих им траекторий развития школьника.

    В основе программы лежит кредо педагогического коллектива, включающее такие положения, как признание:

    1. Ценности и уникальности личности (самоценности и индивидуальности каждого ребёнка, педагога и любого человека);
    2. Приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
    3. Необходимости ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
    4. Права на субъективность ребёнка по отношению к учебно-воспитательному  процессу (свобода выбора ребёнком сфер приложения сил в организации школьной жизни).

    Философия развития всей школы обусловлена наличием чёткой модели выпускника и выстроена на ценностных ориентирах, заложенных в эту идеальную модель. Идеальная модель, являясь инвариантным эталоном по форме, представляет вариативный результат по содержанию.

    Модель выпускника школы «Я - концепция» рассматривается как личность, способную к созиданию.

    Показателем подготовленности выпускника, его воспитанности, развитости, состояния здоровья, вытекающие из философии и миссии школы и  являющиеся основанием для  проектирования образовательной политики школы, является его устремлённость в будущее, выбор профессии.

    Литература.

    1. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (Приказ Минобразования России № 2783 от 18.07 2002).

    2. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. – М., 2003.

    3. Панов Н.В. Психологические аспекты развивающего образования, журнал. Педагогика. 1996 г., № 6.

    4. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М. Просвещение, 1998 г.

    5. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования. журнал. Завуч – 2000 - №8.

    6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.

    Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....

    Современные технологии обучения английскому языку как иноязычной коммуникативности на "пороговом уровне" в едином образовательном пространстве

    Современные  технологии  обучения  английскому  языку как  иноязычной коммуникативности на "пороговом  уровне"  в  едином  образовательномпространств...

    Формирование единого образовательного пространства на уроках русского языка и литературы

    Материал содержит опыт работы учителя русского языка и литературы по формированию единого образовательного пространства на уроках. В работе использованны   гиперссылки на видеоматериалы и пр...

    « Роль туристско-краеведческой деятельности УДО и школ в создании единого образовательного пространства в станице Медведовской».

    Работа туристско-краеведческого объединения прививает любовь к родному краю, формирует патриотические чувства и способствует укреплению межшкольных связей не только одной станицы, но и края....

    Школа, семья и церковь в едином образовательном пространстве

    В этом едином образовательном пространстве на первом месте стоит человек. А что важно для человека?...

    Многодневные походы - способ создания единого образовательного пространства.

    В работе описывается опыт работы Станции детского и юношеского туризма....