Проект по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни учащихся, воспитанников «Семь шагов к себе»
проект по теме
Данный проект разработан в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей несовершеннолетних и представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивых личностных установок на здоровый образ жизни. Проект разбит на 7 блоков, включающих различные мероприятия эмоционального, познавательного, развлекательного, спортивного и трудового характера, которые проводятся в тесном взаимодействии с родителями и компетентными организациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Проект по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости
и пропаганде здорового образа жизни учащихся, воспитанников
«Семь шагов к себе»
Разработали:
Дубовицкая Т.Н., социальный педагог
Семенов И.А., учитель
Малай О.В., учитель
С. Барское Городище 2012
2
Содержание
- Информационная карта проекта…….……………………………….. 3
- Краткая информация об организации………………………………...4
- Название проекта, его обоснование (актуальность проблемы)……..5
- Цель и задачи проекта………………………………………………….7
- Структура проекта ……………………………………………………. 8
- Система программных мероприятий………………………………….13
- Кадровое обеспечение проекта. Взаимодействие школы с другими структурами……………………………………………………………..15
- Механизм реализации и основные этапы проекта……………………16
- Предполагаемые конечные результаты……………………………….17
- использованная литература…………………………………………….18
- Смета расходов………………………………………………………….19
3
Информационная карта проекта
№ | Полное название проекта | Программа по социализации несовершеннолетних «Семь шагов к себе» |
1. | Авторы проекта | Дубовицкая Татьяна Николаевна Семенов Иван Александрович Малай Ольга Валерьевна |
2. | Территория, представившая проект | Владимирская область, Суздальский район, с. Барское Городище |
3. | Название проводящей организации | ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» |
4. | Адрес организации | Владимирская область, Суздальский район, с. Барское Городище, ул. Центральная, д. 41 |
5. | Телефон/факс | (49231)74 – 1 – 80 |
6. | Форма проведения | Групповые и индивидуальные коррекционные занятия |
7. | Цель проекта | Профилактика наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей, пропаганда здорового образа жизни |
8. | Специализация проекта | Тесное взаимодействие с компетентными организациями и родителями, организация досуговой деятельности детей. |
9. | Сроки проведения | Сентябрь 2012 - сентябрь 2013 г.г. |
10. | Место проведения | ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |
11. | Кадры | Педагогические работники школы-интерната, другие компетентные организации (ПДН, управление образования, ДК, поликлиника, ФОК и др.) |
12. | Официальный язык проекта | Русский |
13. | Общее количество детей, участников на сезон | Не ограничено |
14. | Общее количество участников на сезон | Не ограничено |
15. | География участников | Суздальский район Владимирской области |
16. | Условия размещения участников | На базе Барско-Городищенской школы-интерната |
17. | Краткое содержание программы | Данная программа разработана в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей несовершеннолетних и представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивых установок на здоровый образ жизни. |
4
Информационная справка об организации
Наименование и статус:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Учреждение является специализированным образовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором осуществляется комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на формирование у данной категории детей адаптивных навыков (учебных, психологических, трудовых, социально-бытовых и т.д.)
5
Название и обоснование проекта
(актуальность проблемы)
Представляемый проект называется «Семь шагов к себе», разработан он в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей, пропаганды здорового образа жизни и представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у учащихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни и формирование навыков социальной адаптации, необходимых им в повседневной жизни.
Курение, употребление алкоголя, а в последнее время употребление подростками и молодежью наркотиков стали, к сожалению, широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все больше семей лицом к лицу сталкиваются с трагедией наркомании. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп из работающих с детьми и молодежью – учителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов, врачей, и важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркоманию.
Поскольку существенной частью системы профилактики является организация досуга и занятости детей во внеурочное время, большое место в проекте отводится блокам («шагам»), включающим различные мероприятия спортивного, трудового, развлекательного, информационно-познавательного и эмоционального характера, имеющие целью направить мысли и поступки детей в правильное, здоровое русло, вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней
Учитывая, что учреждение является специализированным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья, мероприятия разработаны таким образом, что имеют направленность на формирование у данной категории детей адаптивных навыков (психологических, трудовых, социально-бытовых и др.).
6
Для наилучшего достижения цели проекта занятия предполагают тесное взаимодействие школы с компетентными организациями и родителями и родственниками учащихся, ведь только совместно можно результативно разрешать такие проблемы, как предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и специалистов различных учреждений, призванных отвечать за формирование будущей здоровой нации. Исходя из этого, педагогическая технология проекта складывается из:
- цикл проблемных занятий-размышлений, предлагающих ребенку как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить адекватные способы поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты
- другие мероприятия, как то: анкетирование, беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной информации (стенгазеты, фотостенды, коллажи и др.), имеющие своей целью закрепить полученные детьми представления и помочь правильно ориентироваться в жизни
- совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций (лекции, консультации, встречи с интересными людьми), заинтересованными в хорошем здоровье и успехах детей, что является залогом нашего спокойного и благополучного будущего.
7
Цели и задачи
Цель:
- способствовать формированию у учащихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни, научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимопомощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ
Задачи:
Образовательные:
- расширить диапазон теоретических и практических знаний детей о полезной и правильной организации своего досуга и занятости;
- дать информацию детям про ВИЧ и СПИД, познакомить учащихся со статистикой последствий употребления алкоголя и наркотиков;
- продемонстрировать подросткам, что понятия «наркотики» и «здоровье» - взаимосвязаны.
Коррекционно-развивающие:
- вовлекать учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
- корригировать наглядно-действенное мышление детей через «проигрывание» различных жизненных ситуаций;
- развивать умение детей адекватно выражать свои мысли и чувства, правильно оценивать свои и чужие действия;
- предоставить учащимся возможность тренировать неагрессивное отстаивание своего мнения;
- корригировать жизненно-ценностные ориентиры детей;
- способствовать формированию у подростков навыков взаимодействия с людьми.
Воспитывающие:
- воспитывать в детях чувство эмпатии, сопереживания к близким и окружающим людям, воспитывать желание приносить радость своим близким, воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки;
- способствовать сознательному выбору подростками здоровых и безопасных развлечений в компании.
8
Структура проекта. Система программных мероприятий
«Семь шагов к себе»
Шаг 1. Информационный.
Суть данного блока мероприятий состоит в предоставлении детям
фактических данных о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления ПАВ. Приводятся данные российской и мировой статистики.
Через фотогазету рассказываем об интересных добрых делах детей, педагогов и родителей. Составляем и распространяем серии печатных материалов для учащихся и родителей под рубрикой «Вперед к здоровью!».
В школе работает сменный стенд «Для вас, родители!», на занятиях осуществляется показ презентаций по объявленным темам.
Все яркие события, происходящие в нашей школе, запечатлены в фотоальбоме. Ежегодно после летних каникул оформляется фотовыставка «Как я умею отдыхать». Это своеобразная летопись школы.
9
В школе имеется тетрадь «С благодарностью!», где подводим итог работы по отдельным блокам проекта, благодарим тех, кто активно сотрудничает со школой и уделяет много внимания воспитанию детей.
Шаг 2. Сопротивление давлению.
Профилактика, формирующая навыки сопротивления давлению, основана на понимании важности социальных влияний на подростка. Идущие от семьи, сверстников и средств массовой информации, социальные влияния убеждают подростка в том, какое поведение является нормальным, приемлемым или
социально желательным.
В рамках данного профилактического проекта подростка обучают распознавать, избегать или преодолевать ситуации, в которых велика вероятность давления сверстников, предлагающих закурить, выпить, пробовать наркотики; их учат способам отказа и тренируют то, как это следует сделать, с помощью ролевых игр.
10
Шаг 3. Личностная и социальная компетентность.
Мероприятия данного блока формируют навыки преодоления жизненных трудностей в целом, ведь употребление ПАВ – это поведение, формирующееся в сложном взаимодействии личностных и социальных факторов. Как и другие формы поведения, употребление ПАВ начинается с подражания окружающим и их одобрения поведения подростка.
Здесь мы учим детей решать проблемы и принимать решения, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу.
Не менее важным компонентом мероприятий в данном «шаге» является обучение взаимодействию с людьми: эффективному общению, умению настаивать на своем, вместе учиться и работать.
Шаг 4. Школа – координатор взаимодействия служб системы профилактики.
Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации работы в этом направлении, поскольку партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствуют успеху профилактической работы: проводятся профилактические мероприятия, в том числе с «группой риска» (диагностика склонностей к негативным привычкам, просмотр театрализованных представлений по антиникатиновой пропаганде, профилактические беседы врачей и психологов, месячник «XXI век – век без наркотиков», мероприятия в рамках совместного плана профилактической работы школы и ПДН ОВД по Суздальскому району и др.
11
Шаг 5. Спорт и здоровье.
Одним из главных факторов сохранения и укрепления здоровья и профилактики асоциального поведения учащихся является расширение резервных адаптационных возможностей организма, повысить которые можно только с помощью постоянного самообразования, на основе которого подросток определяет свой образ жизни. Поэтому данный блок занимает особое место в проекте, формируя у детей так называемую «моду на здоровье», и представляет собой систему социально-педагогических и спортивных мероприятий, формирующих сознание, духовность, индивидуальный образ жизни, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и профилактику асоциального поведения.
Шаг 6. Семья и школа.
По мнению специалистов, взаимодействие семьи и школы, родителей и педагогов должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Сегодня назрел вопрос поиска таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагает не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Школа и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
12
Шаг 7. Голове руками помогаем.
В основу данного блока положена идея о том, что дети должны испытать и проявить себя в своеобразной творческой мастерской, где они под руководством опытных педагогов изготавливают поделки, картины, игрушки
из различных материалов. Мастер - классы проводит не только педагоги школы, но и приглашенные специалисты и профессионалы своего дела. Ручной труд – труд кропотливый, интересный, необычный, но очень приятный и нужный. Получив определённые навыки в школе, дети имеют возможность продолжить творческое общение и дома, и в своей будущей взрослой жизни.
13
Система программных мероприятий
При разработке системы программных мероприятий особое внимание авторами проекта уделялось выбору содержания, форм и методов деятельности, поскольку хотелось составить оптимальную систему действий, направленных на решение поставленных задач.
Так как деятельность в рамках данного проекта носит разноплановый характер, в качестве элементов её структуры использовались различные направления, как во взаимодействии руководителей проекта и воспитанников, в самостоятельной работе детей, так и во взаимодействии всех звеньев кадрового обеспечения проекта. Все направления взаимосвязаны между собой. При этом возможна одновременная или последовательная работа по разным направлениям, которые объединены одной темой, что можно наглядно проследить при структурировании проекта на части-модули, которые рассчитаны на календарный год, с сентября 2012 по сентябрь 2013 года:
Диагностика | |||||
№ | Дата | Тема и форма мероприятия | Место проведения, исполнитель | Количество занятий | Шаг |
1. 2. 3. 4. | Анкета «Что я знаю о вреде курения» Анкета «Семь вопросов о твоем отношении к наркотикам» Тест на зависимость от алкоголя и наркотиков Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ | Классный руководитель Кл. рук. Психолог Психолог | 1 1 1 1 Итого: 4 | 1-3 2-3 2-3 2-3 | |
Проблемные занятия-размышления | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Ток-шоу «Открытый микрофон» («Мои ценности») Заседание круглого стола «Здоровье – основа жизни» Мозговой штурм «Неагрессивное отстаивание своего мнения» Ролевая игра «Учусь настаивать на своем» Групповая дискуссия «Сделай свой выбор» Кинолекторий «Без наркотиков» | Соц. педагог Соц. педагог, воспитатели Психолог Психолог Соц. педагог Зам.дир. ВР | 2 1 1 1 1 3 Итого: 9 | 3 5 2 2 3 1 | |
Оформление наглядной информации | |||||
1. 2. 3. 4. | Оформление стенда «XXI век - век без наркотиков» Оформление фотостенда «Как я умею отдыхать» Презентация семейных альбомов «Улыбка в доме» Оформление фотостенда «Спорт и здоровье» | Соц. педагог Учитель СБО Кл. рук. Учитель физкультуры | 1 2 1 1 Итого: 6 | 1 1 6 5 | |
Творческая деятельность детей | |||||
1. 2. 3. 4. | Совместная выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки» Мини-сочинения «Мое будущее» Выполнение презентации «Здоровье нации – в наших руках!» Издание рукописной книги «Я и мои друзья» | Соц. педагог, Кл. рук. Воспитатели Учащиеся, авторы проекта Соц. педагог | 1 1 1 2 Итого: 5 | 6-7 3 1-7 3 | |
Игры, конкурсы, викторины | |||||
1. 2. 3. 4. | Командная игра-соревнование «Сильные, ловкие, смелые» Эстафета «Бегом от сигареты» Футбольный турнир «Движение есть жизнь» Турпоход «Природе – защиту молодых!» | ФОК, учитель физкультуры Учитель физкультуры авторы проекта | 1 1 1 2 Итого: 5 | 5 5 5 3, 5, 7 | |
Праздники, тематические вечера, беседы | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Лекция с элементами беседы «Агрессивные формы поведения. Виды. Ответственность». Театрализованное представление «Колобок на новый лад» Экскурсия в Патриарший сад «Мир звуков, линий и цветов против мира грязи и наркотиков» Лекция «Наркотики – белая смерть» Консультации для родителей Профилактическая беседа «Ответственность за уголовные и административные правонарушения» Концерт ко дню Семьи «Сердце матери лучше солнца греет» | Соц. педагог, инспектор ПДН Авторы проекта Зам.дир. ВР Врач-нарколог Психолог Инспектор ПДН Зам.дир. ВР | 1 1 1 1 2 1 1 Итого: 8 | 4 1-3 2-3 4 1-3 4 3, 6 |
Всего 37 занятий
15
Кадровое обеспечение проекта. Взаимодействие школы с другими структурами.
16
Механизм реализации и основные этапы проекта
№ | Мероприятия |
1. | Подготовительный этап |
1.1. | Информационное обеспечение всех звеньев взаимодействия школы по выработке необходимых положений реализации проекта. |
1.2. | Разработка проекта. |
1.3. | Обсуждение, внесение изменений и доработка проекта. |
1.4. | Согласование проекта с каждым представителем ее кадрового обеспечения. |
1.5. | Составление сметы расходов. |
1.6. | Составление планов каждого блока проекта. |
1.7. | Финансирование расходов по реализации проекта. |
2. | Работа по подбору контингента рабочей группы специалистов. |
3. | Внедренческий этап. |
3.1. | Взаимодействие со всеми звеньями кадрового обеспечения проекта. |
3.2. | Проведение теоретических мероприятий, направленных на увеличение у детей интереса к здоровому образу жизни. |
3.3. | Проведение различных форм практических занятий, способствующих закреплению у детей положительных личностных установок на здоровый образ жизни. |
17
Предполагаемые конечные результаты
1. Мы предполагаем за счёт просветительской, социально – профилактической работы, через вовлечение учащихся в различные виды деятельности, организацию их социальных инициатив достичь такого уровня мотивации социально полезной деятельности, при которой будут исключены какие - либо правонарушения и негативизм с стороны детей и подростков.
2. Ожидается выработка у детей положительной мотивации к здоровому образу жизни и развитие у них чувства эмпатии, взаимопомощи, а также улучшение их физического и духовного здоровья.
3. Предполагается привлечение учащихся, отказавшихся от вредных привычек, для пропаганды здорового образа жизни среди других детей.
4. Предполагается также не только осуществление данного проекта, но и развитие его в будущем на базе школы, села.
5. Продуктом реализации проекта будет видеоролик-презентация «Здоровье нации – в наших руках», выполненная детьми при небольшом участии педагогов.
18
Использованная литература
- Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
- Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: Коллективная монография/ под ред. М.А.Поваляевой. – Ростов-на Дону: Феникс, 2002.
- Поваляева М.А. Педагогическая поддержка становления детской индивидуальности в коррекционной педагогике/Ребенок с большой буквы/ под ред. М.А.Поваляевой, А.И. Кушнер. – Ростов-на Дону: изд-во пед. ун-та, 1999.
- Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Профилактика социально опасного поведения школьников. Автор-составитель Е.Ю. Ляпина. – Волгоград, 2008.
- Социально-педагогическая поддержка и реабилитация лиц в современном обществе/ под ред. М.А.Поваляевой. Ростов-на-Дону: изд-во РГПУ, 2005.
19
Смета расходов на проект
№ | Мероприятия | Средства |
1. | Канцтовары | 2000 рублей |
2. | Топливо для школьного автобуса для поездок | 10000 рублей |
3. | Фотоаппарат + флешка | 4600 рублей |
4. | Ноутбук | 15000 рублей |
5. | Снаряжение для туристических походов | 21600 рублей |
6. | Мяч футбольный (2 шт.), баскетбольный (2 шт.), волейбольный (2 шт.) | 4600 рублей |
7. | Видеокамера | 12000 рублей |
ИТОГО: | 69800 рублей |
ООО «Альянс-тур УК ОАО
Турцентр» г. Суздаль.
Владимиро – Суздальский музей заповедник.
Спортивный оздоровительный комплекс
«Полярис» г. Владимир.
Школа
Территориальные отделы социальной защиты населения.
ФОК МО Павловское СП
(физкультурный оздоровительный
комплекс).
ВГУ (факультет социальной педагогики и психологии
и факультет иностранных языков).
МУЗ «Суздальская ЦРБ»
ПДН ОВД по Суздальскому району
Патриаршие сады
г. Владимир.
МУК «Садовое культурно-
досуговое объединение»
ДТЮ г.Владимир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...
Основные напрвления деятельности социального педагога в рамках кабинета профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни.
Основные виды деятельности по данной теме, работа, проводимая социальным педагогом в кабинете антинарко, фотоматериалы....
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здорового образа жизни.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здоров...
ПРОЕКТ в сфере профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни "Спорт - круглый год"
Проект представляет собой комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление...
Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни:
Родительское собрание "О мероприятиях с родителями и детьми, направленных на профилактику наркомании и пропоганду здорового образа жизни"....
Программа по профилактике наркомании, алкогольной, табачной зависимости и пропаганде здорового образа жизни обучающихся
Цель программы: способствовать формированию у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни, научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствова...
Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…
Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...