Роль коллектива в обучении и развитии младших школьников
статья на тему

Сухорукова Наталья Владимировна

Таким образом, эффективное решение вопроса о воспитании и развитии личности в коллективе составляет педагогическую задачу повышенной значимости.      Таким образом, процесс включения ребенка в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый общеизвестно, что первый явно выраженный интерес к сверстникам дети начинают проявлять уже в раннем возрасте. С дошкольного возраста дети способны эффективно усваивать ролевые формы поведения, у них могут воспитываться навыки организаторской и исполнительской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых и в условиях демократизации воспитания, соблюдение прав и свобод человека он приобретает особую важность.

      В течение многих деятелей вопрос о формировании личности ученика через воздействия на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался, считалось, что личность должна, безусловно, подчиняться коллективу.

      Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу времени решения опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

      Младший школьный возраст в социально- психологическом, воспитательном отношении до сих пор был своеобразным «белым пятном». Психологи и педагоги много рассуждали на тему о том, как обучать детей этого возраста и строить их учебную деятельность, но мало представляли воспитание личности в данном возрасте, особенно в групповых условиях. Между тем умелое управление детскими группами и коллективами может дать весомые воспитательные результаты. В младшем школьном возрасте нужно обучать детей гибкости общения, умения поддерживать положительные личные отношения с людьми. В коллективном взаимодействии и в то же самое время уважать интересы других.

      Словом этот возраст обладает значительным, далеко ещё не полностью исследованными и использованными на практике резервами воспитания и развития детей.

     Одно из причин, почему подростки и многие старшеклассники не умеют общаться, почему взрослым совместно с ними трудно решать различного рода задачи, является, что этому детей в младшем школьном возрасте никто не учит.

Таким образом, эффективное решение вопроса о воспитании и развитии личности в коллективе составляет педагогическую задачу повышенной значимости.

Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих педагогов и психологов. Необходимость коллективного воспитания связана, прежде всего, с реализацией целевых установок общества по формированию у учащихся коллективистских черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.

Принципы воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С. Макаренко, стал ведущим принцип воспитания.

Нельзя не согласиться с А.С. Макаренко, который рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А.С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом понимается ''целеустремлённый комплекс личностей'', объединенных  общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности к взаимоотношений.

Законом сплочения коллектива является стремление к достижению всё более значимых общественных целей. Цели объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому члену, создают мажорный тон в коллективе. Подчёркивая определяющую роль коллектива в воспитании можно сказать, что в коллективе личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитания, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

Можно согласиться с мнением В.А. Сухомлинского, который рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребёнка. Наиболее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам. Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла своё отражение в работах Т.Е. Конниковой. Коллектив воздействует на ребёнка в меру активности самого ребёнка, и прежде всего в меру его нравственно-ценностной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного обмена.

Гуманистическим называется вид отношений в коллективе. Характеристиками этого вида отношений являются: устойчивые доброжелательные отношения, внимание друг к другу, готовность прийти на помощь или разделить радость с другими, причём не избирательно, а широко, по отношению ко всем членам коллектива; отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма: наличие у членов коллектива защищённости, отсутствия случаев ''изолированности'' или авторитарного лидерства в коллективе.

Гуманистические отношения являются показателем высокого уровня развития коллектива. Условием становления таких отношений выступает участие детей в делах на благо людей, сотрудничества с другими коллективами ради общей нравственно-ценной идеи, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих достижений. В таком коллективе личные и деловые отношения развиваются и приобретают гуманистическую направленность.

Важную роль в развитии теории детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявлять себя в практике школ и внешкольных объединений. Главную цель организаторы коммунарского движения видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы, общественной направленности. Все негативные явления стали объектом справедливой критики педагогов. Гуманизация образования потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

Современная сбалансированная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду с её качественным обновлением, возможность сохранения положительных элементов проверенных практикой. Создаётся новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия.

Также положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от её индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер её суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностями и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие на лицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчает. В тех же случаях, когда у школьников опыт иной (уже беднее или наоборот богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее установить взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложным оказывается его положение. Когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к различным, не всегда предсказуемым результатам.

Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качества самой личности, но и от отношений складывающихся там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит. Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нём благоприятное для тебя положение. Но далеко не всем – это удаётся, т.к.  мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удаётся добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость.

Особенно трудно младшим школьникам, у которых ещё недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающим внимание. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которыми школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива; недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то, интересное и ценное, что заслуживает внимания.

     Таким образом, процесс включения ребенка в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый общеизвестно, что первый явно выраженный интерес к сверстникам дети начинают проявлять уже в раннем возрасте. С дошкольного возраста дети способны эффективно усваивать ролевые формы поведения, у них могут воспитываться навыки организаторской и исполнительской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» - развитие ловкости и координации.

Данный материал посвящен первым шагам практически в любом виде игрового спорта. Здесь представлены разннообразные комплексы упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Шк...

« Роль дидактических игр в активизации деятельности младших школьников с умственной отсталостью на уроках математики»

Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными?  Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Одним из способ...

Статья "Место и роль робототехники в воспитании дошкольников и младших школьников"

В статье раскрываются перспективы преподавания робототехники, начиная с младшего возраста....

Статья на тему: "Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников"

Предлагаю Вашему вниманию мою статью на тему: Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников....

Интеллектуальное развитие младших школьников: роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности....

Доклад "Роль и возможности игры в воспитании младших школьников"

Игровая деятельность хорошо знакома младшим школьникам, привлекает их, делает их жизнь радостной и веселой....