Психологические особенности обучающихся 5-х классов
статья (5 класс) по теме

Шевелева Надежда Алесьевна

Общаясь с детьми, говорите о том, что интересует прежде всего их, а не вас. Не бойтесь трудных тем: секс, деликатные политические темы, бедность и богатство – они уже многое из этого готовы понять. Не зря этот возраст называют «Зенитом любознательности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_5_klassov_.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

         

ДОКЛАД-

ВЫСТУПЛЕНИЕ

социального педагога

на родительском  собрании

 5-х классов

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ»

Сентябрь

2013 года

Кто же такой человек –  пятиклассник ….

Многие из Вас задавались, наверное, таким вопросом. Исследования, в которых подростков просили описать себя, проводились психологами не раз. Например, в одном из них ребятам надо было ответить на вопрос «Кто я» в двадцати словах или предложениях. Оказалось, в разные годы отрочества эта задача решается совершенно по-разному. Младшие школьники начального звена просят разрешения нарисовать себя. В зависимости от психологического состояния на данный момент они используют краски разных цветов. При этом рисунок или краткий словесный портрет ( у детей постарше) – конечно же, наивны, но очень откровенны.

    У пятиклассника   психологический портрет имеет совершенно противоположный вид – это, например, небрежно выдранная страница, на которой без всяких опознавательных знаков, порой по диагонали выведена фраза типа : «Я – мужчина в самом расцвете сил» или : «Я - капитан Немо, и на ваши вопросы я нема…»

    Согласитесь: задача создания психологического автопортрета лишь у младших школьников не вызывает никаких проблем. Для всех остальных она очень трудна. Эти колебания отношения подростка к себе, когда периоды открытости, склонности к диалогу и даже потребности в нем сменяются стремлением закрыть свой внутренний мир, несомненно, должны осознаваться родителями.

      О чем говорить с сыном или дочерью?

       Общаясь с детьми, говорите о том, что интересует прежде всего их, а не вас. Не бойтесь трудных тем: секс, деликатные политические темы, бедность и богатство – они уже многое из этого готовы понять. Не зря этот возраст называют «Зенитом любознательности». Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток интересуется всем, что не входит в школьную программу. Если вы когда-то показали, что избегаете разговоров на волнующую его тему, то в следующий раз ребенок будет обсуждать ее уже не с Вами. Пока ребенок обращается за разъяснениями к вам, время для воспитания еще не упущено.

      В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает особое значение. Основной формой ее проявления становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к различного рода конфликтам между родителями, учителями, подростками. Очень важно учить контролировать проявления агрессии, объяснять подростку, какие могут быть последствия за тот или иной проступок, какие наказания он может понести. Достаточно остро этот период проходит у пятиклассников , воспитывающихся в так называемых благополучных семьях, взрослые члены которых продолжают чрезмерно опекать своих чад.   Не расстраивайтесь, если после разговора вам не удастся переубедить вашего строптивого подростка. Он еще долго будет «из принципа» стоять на своем, в душе ожидая удобного момента, когда гордость позволить ему присоединиться к тому, что он и сам теперь считает очевидным.  

      В сферу самопознания входит и изучения своей сексуальной привлекательности, получение опыта межполового общения. Девочки и мальчики пытаются понравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания. Подростки, имеющие успех у представителей противоположного пола, приобретают высокий статус в классе. У многих пятиклассников  снижается самооценка из-за телесных, сексуальных изменений. Поэтому важно подчеркнуть ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение.

      Вам, наверное, не раз приходилось видеть: ваш ребенок вдруг загрустил, не идет гулять, все валится у него из рук, он становится неразговорчивым, грубым. Родители ломают голову на «причинами». А причины рядом- они стучать в вашу дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти. Они ожидают вашего сына за углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти причины – друзья вашего ребенка. Они подчас изменяют ваших детей так, как вам не удавалось даже при больших усилиях  Вы готовы прочитать ему очередную нотацию и даже наказать. Напрасно. Многие глубокие переживания детей часто вызываются неблагополучными отношениями с друзьями. Под влиянием товарищей подросток может иногда измениться самым неожиданным образом. Один вдруг станет непослушным, грубым, дерзким. На другого общение с другом подействует положительно..А вот будет ли это помощью или помехой – во многом зависит от вас. Если ваша «пуповинка» с ребенком еще не до конца разрезана, то вы окажетесь более опытным помощником, от которого он получит необходимую благожелательную помощь.

      Рассказывайте детям о своих делах и проблемах: им интересен мир взрослых. Пусть они участвуют в обсуждении семейных дел. Чаще советуйтесь с ребенком, он будет чувствовать, что вы уважаете его мнение.

        Многие родители спешат вмешаться при малейшем намеке на то, что ребенок поступает неправильно. Если ему не грозит физическая или другая опасность, пусть он учится на своих ошибках.

         Но иногда ваше молчаливое внимание может оказать на ребенка более сильное воздействие, чем поток раздраженных замечаний и предостережений.

                     Вы, конечно же, выслушав все эти рекомендации скажете: «Как найти на все это время» (диалог с родителями )

Есть прекрасная пословица: «Как аукнется – так и откликнется». Если мы с Вами будем доброжелательными – то мы научим ребенка доброте. Если будем любящими – то научим ребенка искусству любить людей. Времени для этого, оказывается, нужно не так уж много. Оказывается, что от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Научитесь встречать детей после школы. Не стоит  первым задавать вопрос «Какие оценки ты получил», лучше спросить нейтрально «Что было интересного в школе», «Чем сегодня занимались», «Как дела в школе». Часто мы  говорим ….

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Ребенок должен чувствовать, что он любим.  

    «Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери  и отца. И «Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь» (Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании: "Учет психологических особенностей обучающихся при подготовке к ГИА". Формирование ЗОЖ.

Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условийпри подготовке ребёнка к выпускным экзаменам.Формирование ЗОЖ....

Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"

В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...

Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»

Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...

Психологические особенности младшего подростка 6 класс (11,12 лет)

Психологические особенности младшего подростка6 класс (11,12 лет)...

Психологические особенности обучающихся 9 класса

Психологические особенности обучающихся 9 класса...