Доклад на педагогическом совете Мера наказаний и поощрений
статья по теме

Шевелева Надежда Алесьевна

Доклад  на педагогическом совете Мера наказаний и поощрений

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Хорошее настроение, чувство своей нужности обществу – залог хорошей плодотворной работы и учебы, так как это тоже своего рода работа для детей.

    Статья 51, пункт 1 закона «Об образовании» гласит о том,  что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».С момента прихода в школу педагоги начинают учить ребенка жить в обществе. И от того насколько правильно будет задан тон этой учебе, настолько ребенку будет трудно или легко устанавливать контакты с людьми, окружающими его.

        Конечно, не все определяется такой учебой и воспитанием, многое зависит в поведении ребенка от типа его нервной системы, от его темперамента. Совершенно разное поведение можно ожидать, например, от флегматика и холерика, сангвиника и меланхолика. Но при правильном воспитании можно избежать эмоциональных расстройств у ребенка любого темперамента, который обусловлен наследственностью, условиями жизни и воспитанием. Соединение наследственных и приобретенных качеств психики создает множество разных человеческих характеров.

       Как правило, ребенок, воспитанный в любви и понимании, не будет закомплексован, даже, несмотря на свой темперамент, пусть он будет немногословен, но в достаточной степени общителен и приятен в общении. Он всегда найдет нужные слова, чтобы достойно выйти из конфликтной ситуации, и будет коммуникабелен и вежлив, потому что его так воспитали и научили. Но, к сожалению, есть немало других, неблагополучных семей, в которых системы воспитания не существует вообще. Ребенку не привиты элементарные знания этикета, общения. Ребенок обделен вниманием, любовью, заботой со стороны так называемых родителей. И таких семей в наших школах немало. Но как говорят в народе – родителей не выбирают. И тогда на долю школу выпадает не только обучающая, но и серьезная воспитателя функция. К таким обучающимся нужен соответствующий психологический подход.

     Каждый учитель знает, что с помощь. Поощрений и наказаний можно добиться дисциплинированного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать редко. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

        Поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания является способ стимулирования и торможения деятельности учащихся, способ снесения изменений в их отношения.

      На способах и методах поощрений останавливаться подробно не буду, подсказку Вы увидите на экране. К тому же все из Вас обладают достаточно богатым «творческим» опытом в этом смысле. Я обращу более подробное внимание на характеристику некоторых форм наказаний,  стоит назвать наиболее «популярные»  в школе меры наказания учащихся.

        Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся согласно Устава школы. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляется обычно с помощью прямого непосредственного требования. В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредотачивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошел смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его на место, так как для ребенка длительное стояние попросту вредно, утомляет его и кроме унижения, он уже ничего не испытывает, что приводит к естественному протесту. Подолгу стоящий возле парты ученик, начинает развлекать окружающих, получая у них поддержку и сочувствие, а тот начинает чувствовать себя «героем». Таким образом, в педагогическом  воздействии нужно чувствовать чувство меры, опытный педагог, любящий своих и «легких» и «трудных» учеников всегда чувствует это. Такого учителя дети уважают, любят и подчиняются его требованиям.

      Вот вам другая ситуация: ученик пришел на урок в состоянии крайнего возбуждения ( на перемене была драка). Он продолжает что-то говорить товарищу, бросает через весь класс записку на последнюю парту, затем что-то кричит

Учитель: Выйди сейчас же из класса!

Ученик: На выйду!

Учитель: Я тебя выведу!

Ученик: Не пойду! (Хватается руками за парту)

Учитель: Сейчас же оставь парту и уйди!

Ученик стучит по парте кулаком, потом бежит и забивается в угол:

-Не пойду! Через окно выброшусь! Не смейте меня трогать!

       Учитель своими действиями в этой ситуации все время, что называется, «подливал масло в огонь», провоцируя и без того находившегося в состоянии крайнего возбуждения ученика на дальнейший срыв, который происходит незамедлительно.

      Видя крайне эмоциональное состояние ребенка в подобной ситуации, нужно переключить его внимание на другие действия, к примеру, поздороваться со всем классом, как ни в чем не бывало усадить учеников и начать урок, через некоторое время обратив внимание на взбудораженного ученика, и попросить, к примеру, вымыть доску или написать число на доске. ( пример с кричащим маленьким ребенком).

       Весьма серьезная мера наказания – выговор. Смысл выговора – в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике. Для того, чтобы формировать убеждение, что выговор – очень серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой , к сожалению, случается. По ситуации, обсуждение отрицательного поступка ученика сожжет и не завершаться выговором, а ограничиться лишь объявление ему устного замечания. Немаловажно, чтобы при этом присутствовали одноклассники, осуждающие проступок ученика, так как мнение сверстников играет очень серьезную роль. Если же оформление дисциплинарной записи в дневнике необходимо, то это должна быть локаничная, сдержанная форма, носящая официальный характер. Порой же приходится наблюдать в дневниках широкие росчерки нервного пера учителя, свидетельствующие о его несдержанности, граничащие с недозволенной невоспитанностью и вызывающие у наказуемого лишь ехидную усмешку и неоднозначную реакцию родителей.  Дневник – это важный документ для ученика, к которому  и обучающиеся и преподаватели должны относиться с серьезностью и уважением.

        И , наконец, самая «популярная» мера воздействия у некоторых учителей – удаление ученика из класса или недопущение до урока. Чаще всего в такие ситуации попадают ребята из «Группы риска». Да, это трудные подростки и, как правило,  не имеющие достаточного воспитания.  Школа – это живой организм, со своими «болячками», которые должны излечить мы с Вами. Учитель высшей категории должен иметь подход как к легким, так и к трудным подростком. На то он и учитель высшей категории, к чему мы все стремимся. Если у учителя конфликт с учеником, то он может его не учить? Извините, это его обязанность, работа, за которую ему платить деньги государство. В ст. 51 п.1 закона «Об образовании» говорится о том, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» Соответственно, выгоняя с урока, учитель не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. Более того, юридически недопуск к занятиям расценивается как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также нарушение права гражданина России на получение образования.  

       Учитель не имеет права выгонять ученика за плохое поведение. Он должен принимать меры педагогического воздействия, разрешенные Уставом школы. Ученик, которого удалили с урока, находится под ответственностью данного учителя. Если с ним произойдет несчастный случай, отвечать будет учитель.

       Учитель также  не имеет права ставить двойку за опоздание, поведение, отсутствие и т.п. В соответствии с тем же законом «Об образовании» система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся. Ст 15 п. 2 и ст. 55 п 4 закона оговаривают это положение.

      Чтобы немножко «разбавить» правовую напряженность, хочу прочесть аллегорические стихи одного подростка, удаленного с урока:

Вот и скажи: переживать не стоит из-за чьих-то блох,

Ведь интерьер совсем неплох-

Избушка – чудо из чудес, а также свежий воздух, лес…

Вернуться – Боже упаси!

За то , что выгнали: Мерси!

Поощрение и наказание –основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мо достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого – прощение! Прощение – это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошее вести себя впредь.

        Бесспорно, в наши дни в воспитании без вышеперечисленных средств не обойтись. И задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал учителям «использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще прибегать без особой на то необходимости.»

111111111

«НАКАЗАНИЕ – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности»

«… используйте поощрения нечасто, а к наказаниям вообще прибегайте без особой на то необходимости»

                                                 А.С. Макаренко

Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно «должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов»

ПООЩРЕНИЕ – означает «одобрение», «приохочивание», «содействие», «ускорение», «придали храбрости», «стимулирование» и т.п.

НАКАЗАНИЕ – означает «наставление», «выговор», «обременении»», «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и т.п.

   Главный признак целесообразности классификации видов и форм поощрений и наказаний –способ внесения стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения.

                               Виды поощрений и наказаний

  1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
  2. Поощрения и наказания, связанные с изменением в их обязанностях
  3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Как следствие –

А) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствии»

Б) традиционные поощрения и наказания

В) поощрения и наказания в форме экспромта

« А ты все же молодец»,  - похвалила Ваню  учительница…    

Радость, вызываемая сознанием выполненного долга, подкрепилась похвалой учительницы, что вызвало радостную улыбку на лице ребенка.

«Трудные подростки»

 из «трудных» семей

в МОУ ДСОШ № 4,

заслуживающие особого внимания

01 Сосулин Александр

02 Полетаев Николай  

03 Горбатов Василий

04 Никишов Кирилл    

05 Абрашин Михаил  

05 Абдуллаева Эсмира  

07 Дулев Андрей

08 Дулева Анастасия

09 Епишова Александра

10 Мизиева Анна (Ходижат)

Учитель должен предвидеть опасность неподчинения ученика его приказанию удалиться из класса. Тогда может возникнуть конфликт наподобие того, который был описан в диссертации Х. Бектенова.

«Ученик С. Пришел на урок в состоянии крайнего возбуждения ( на перемене была драка). Он продолжает что-то говорить товарищу, бросает через весь класс записку на последнюю парту, затем что-то кричит ученику, сидящему в другом ряду.

Учитель: Выйди сейчас же из класса!

Ученик: На выйду!

Учитель: Я тебя выведу!

Ученик: Не пойду! (Хватается руками за парту)

Учитель: Сейчас же оставь парту и уйди!

Ученик стучит по парте кулаком, потом бежит и забивается в угол:

-Не пойду! Через окно выброшусь! Не смейте меня трогать!

       Учитель своими действиями в этой ситуации все время, что называется, «подливал масло в огонь», провоцируя и без того находившегося в состоянии крайнего возбуждения ученика на дальнейший срыв, который происходит незамедлительно.

                                                           Директору школы № 177

                                                           Сидорову П.П.

                                                            От учащегося 11а класса

                                                            Петрова Петра

Заявление

       16 октября 2009 года учитель физики Иванов Иван Иванович отстранил меня от занятий по своему предмету. Поводом к отстранению стало то, что учителя не устроил мой внешний вид. В связи с этим, к настоящему времени я лишен возможности проходить обучение по предмету «физика». Считаю, что вследствие действий Иванова И.И., нарушено мое право на образование (ст 43 Конституции РФ), право на уважение человеческого достоинства ( ст. 50 Закона «Об образовании»), а также положение Конвенции о правах ребенка (ст. 3): «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. По моему мнению, Иванов И.И. также нарушил Устав школы и превысил свои полномочия, поскольку Уставом школы не предусмотрена такая мера наказания, как отстранение от уроков.

       Прошу Вас проинформировать меня о результатах дисциплинарного расследования и принятых мерах. В случае несогласия с Вашим решением, оставляю за собой право обраться за содействием и помощью в уполномоченные органы ( ст. 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»). Также прошу Вас отдать распоряжение Иванову И.И. о допуске меня к урокам физики.

Дата                                                                Подпись

Статья 51 , пункт Закона «Об образовании»:

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

гласит:

Во- первых, учитель не имеет права выгонять ученика или не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. В Уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несут ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий;

Во вторых, учитель не имеет права ставить двойку за опоздание, отсутствие и т.д. В соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся. Ст. 15, пункт 55, пункт ; оговаривают это положение;

В третьих, перевести на заочную форму обучения или какую бы то ни было другую форму обучения ученика имеют право только с согласия самого ученика и его родителей (ст. 52, пункт 1 )

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наказания и поощрения

Особенностью воспитания является то, что мы обучаем детей не тому, что говорим, а тому, что реально делаем. А потому, воспитывая,  мы встречаемся с самим собой, только в другом времени....

Родительское собрание на тему "Наказание или поощрение?"

Презентация может быть использована на родительском собрании...

Информация к размышлению "Наказание и поощрение"

Консультация с целью обогащения воспитательных навыков родителей, поддержания их уверенности в собственных силах, умении правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осущ...

Наказание и поощрение

Материл подготовлен для родительского собрания. Даны рекомендации о применении наказаний и поощрений у подростков....

Педагогический совет по теме "Меры профилактики и предупреждения  подросткового суицида. Терпеть нельзя, действовать!"

В презентации представлены выступления педагогов-психологов о проблеме суицида в подростковой среде. Подробно рассказано о трудностях поведения подростков, связанных с конфликтами, буллингом. Педагого...

Педагогический совет "Зоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в школе"

Вступительное слово к педагогическому совету с презентацией...

Родительское собрание. Воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей в вопросах наказания и поощрения.

Родительское собрание. Воспитательная роль отца и матери, педагогическая культура родителей  в вопросах наказания и поощрения....