Программа по организации питания обучающихся
методическая разработка по теме

Хатюшина Людмила Алексеевна

 

Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребенка обуславливает насущность принципиальных изменений и в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_org.pitaniya.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение.
  1. Обоснование целевой программы организации питания.
  2. Цель программы.
  3. Содержание программы.
  4. Предполагаемый результат.
  1. Организация питания обучающихся ГБОУ СОШ № 1394.
  1. Нормативная база.
  2. Аналитическое обоснование программы.
  3. Анализ деятельности педагогов по  организации питания.
  1. Основные задачи школы при реализации программы совершенствования  организации питания.
  2. Организация деятельности комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся.
  3. Задачи производственного контроля.
  1. Программа производственного контроля.
  1. Ожидаемая эффективность и результаты реализации Программы.

  1. Введение.

  1. Обоснование целевой программы организации питания.

Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья ребенка обуславливает насущность принципиальных изменений и в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью.

Отличительными особенностями программы являются:

  • преобладание интерактивных методов организации питания;
  • практическая значимость содержания программы;
  • обеспечения активного участия педагогов, семьи (взрослые должны осознавать важность и значимость результатов).

К организации питания детей предъявляются особые требования. Составляя рационы для учащихся, следует добиваться того, чтобы они не только обладали достаточной энергетической ценностью, но и содержали необходимое сбалансированное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Рацион питания должен строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней. Прежде всего, необходимо улучшить осведомленность родителей, учителей о том, какие требования предъявляются к организации правильного питания детей. Сформировать у самих детей ценностное отношение к собственному здоровью, навыки заботы о своем организме. Необходима специальная подготовка в области питания для детей и взрослых. Такая подготовка способна решить даже самые сложные проблемы, связанные с нехваткой материальных средств. Правильное питание не обязательно должно быть дорогим. Выбор продуктов во многом определяется вкусовыми пристрастиями детей. Предпочтение ребенка в еде закладываются уже в раннем возрасте и в значительной мере зависят от воспитания, традиций питания, сложившихся в семье. Взрослые – родители, учителя, способны повлиять на мнение ребенка в отношении выбора блюд таким образом, чтобы дети предпочитали наиболее полезное не потому, что их заставляют, а потому, что нравится их вкус. С детства могут и должны закладываться поведенческие стереотипы в отношении питания – соблюдение гигиенических правил, режима питания, правил поведения за столом. Ставшие полезной привычкой, они способны в значительной мере повлиять на здоровье, укрепить его.

  1.  Цель программы

                Формирование у детей основ культуры питания как составляющей         здорового образа жизни. Программа ориентированна на детей 7-17 лет.         Она направлена на решение ряда воспитательных и образовательных         задач:

  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
  • формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
  • формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа;
  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей школьного возраста.

  1. Содержание программы

             Содержание программы отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям учащихся;
  • научная обоснованность питания детей;
  • практическая целесообразность;
  • необходимость и достаточность предоставляемой информации;
  • социально-экономическая адекватность;
  • культурологическая сообразность;
  • модульность структуры.

  1. Предполагаемый результат

  • Сформировать у детей ценностное отношение к собственному здоровью
  • Сокращение заболеваемости учащихся.
  • Увеличение количества охвата учащихся горячим питанием.
  • Улучшение осведомленности родителей в области рационального питания в семье.

  1. Организация питания обучающихся ГБОУ СОШ № 1394 ЮВАО г. Москвы.

        В школе имеется столовая-доготовочная на 180 мест, оснащенная необходимым оборудованием. Столовая работает по утвержденному графику. Обучающиеся школы обеспечены питанием за счет средств бюджета города и питанием за счет родительских средств. Организована работа буфета.

На информационном стенде имеется 24-дневное меню, реализуемое для бесплатного питания и питания за наличный расчет, ассортимента буфетной продукции, график доставки продуктов питания. Ведутся рабочие журналы: бракеража сырой и готовой продукции, санитарного состояния работников столовой, учета отпущенного питания, внутреннего контроля за организацией питания, инспектирования контролирующих и надзорных органов и служб.

В начале учебного и календарного года руководитель ОУ издает приказ об организации питания обучающихся на основании приказа Московского комитета образования и окружного управления образования, которым утверждается списочный состав учащихся, имеющих право на получение бесплатного питания в соответствии с категориями, установленными Правительством Москвы и приказом Московского комитета образования. Учащиеся, не получающие бесплатного питания, имеют возможность питаться за родительские средства, заказывая горячее питание или покупая буфетную продукцию.

2.1.Нормативная база.

При организации питания администрация школы № 1394 руководствуется следующими документами:

  1. Федеральный закон « Об образовании»
  2. ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12(30).03.99г. №52-ФЗ
  3. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ
  4. ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ
  5. ЗРФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1
  6. СанПин 2.3.2.1078-01
  7. СанПин 2.4.5.2409-08
  8. СанПин 2.3.2.1940-05
  9. Методические рекомендации МР№0100/8604-07-34 от 24.08.2007
  10. Гос.контракт с ООО «Комбинат питания «КОНКОРД»
  11. Гос.контракт  на организацию питьевого режима.
  12. Приказ  ЮВАОУО департамента образования города Москвы.
  13. Приказ  ГБОУ СОШ № 1394 « Об организации питания обучающихся ГБОУ СОШ № 1394 ЮВАО г.Москвы».

2.2.Аналитическое обоснование программы.

     Для того, чтобы выявить проблемы питания в школе, необходимо провести анализ работы за последние два года. Анализ динамичности комплектования школы  за последние два года свидетельствует о сохранении рейтинга школы и ее наполняемости. Социальный состав семей учащихся остается также на прежнем уровне.

 Но,  при этом, количество учащихся, питающихся родительских средств, увеличилось на 8%. Это связано с улучшением качества продуктов и вкусовых качеств приготовленных блюд.

Однако   изучение медицинских карт учащихся позволило дать оценку того, что количество детей с хроническими заболеваниями с каждым годом увеличивается. Необходимо глубже изучить патологию заболеваний и принять меры по предупреждению болезней, а так же серьезней отнестись к рекомендациям врача.

2.3.Анализ деятельности педагогов по  организации питания.

Большая работа по организации питания в школе ложится на плечи классного руководителя. В его работу входит анализ социального состава семей класса, выявление социально-незащищенных и многодетных семей.

 

  1. Основные задачи школы при организации питания учащихся при реализации программы совершенствования организации питания учащихся.

- Обеспечение активного участия сотрудников школы в работе по организации питания.

  • Осуществление горячего питания детей на основе 24-дневного меню.
  • Организация контроля использования вариантного меню, выхода готовой продукции.
  • Проведение совещаний при директоре по итогам работы организации горячего питания (поквартально).
  • Проведение С-витаминизации блюд, контролирование использования йодированной соли при приготовлении блюд.
  • Организация дежурства педагогов в школьной столовой.
  • Интеграция содержания программы по питанию в учебные предметы, внеклассную работу.

-  Познакомить учащихся с основами правильного питания.

Способствовать осознанию значения пищи для здоровья.

Закрепить полученные знаниях о законах здорового рационального питания.

  • Проведение классных часов 5-11 классов о роли питания с приглашением медицинских работников.
  • Проведение анкетирование среди учащихся по организации горячего питания в школе.
  • Индивидуальные консультации по питанию и его коррекции с детьми, имеющими КЖЗ, избыточный и недостаточный вес.
  • Составление недельного меню с учетом рационального подхода к питанию и калорийности продуктов на уроках технологии.
  • Проведение ролевых игр «Что такое культура питания».
  • Проведение практических занятий с детьми на уроках ОБЖ, физической культуры «Если хочется пить…», «Где найти витамины в длительном походе», «Занятие спортом и питание».
  • Защита мини проектов, проведение конкурсов, викторин, кулинарных путешествий.
  • Работа с учащимися по привитию навыков культуры питания.

-  Обеспечить активное участие родителей в реализации программы по организации здорового питания в школе.

  • Проведение родительских собраний, всеобуча по питанию.
  • Проведение заседания попечительского совета школы с приглашением медицинских работников.
  • Индивидуальные, групповые консультации для родителей по организации рационального питания детей.
  • Анкетирование родителей «Ваше понимание роли питания в семье и отношение к школьному питанию»

- Улучшение состояния материально-технической базы школьной столовой.

  • Приобретение техники автоматического регулирования.
  • Внедрение новых технологий приготовления пищи.
  • Приобретение необходимого инвентаря, посуды

  1. Организация деятельности комиссии по контролю  за организацией и качеством питания обучающихся.

        В ГБОУ СОШ  1394 комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся существует с 2000 года. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами образовательного учреждения, договором, заключенным между образовательным учреждением и предприятием питания.

 В соответствии с совершенствованием программы организации школьного питания, в работе комиссии по контролю за качеством питания необходимо учитывать:

  •   Состав комиссии утверждается приказом руководителя школы на каждый учебный год.
  •  Члены комиссии из своего состава выбирают председателя.
  •  Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией образовательного учреждения.
  •  Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц.
  •  Заседание комиссии оформляется протоколом и доводится до сведения администрации учреждения.

Основные направления деятельности комиссии:

  1. Комиссия осуществляет контроль за  выполнением условий договора, заключенного с предприятием питания об организации питания  обучающихся ОУ. Оказывает содействие администрации ОУ в  организации питания обучающихся.
  2. Определяет контингент обучающихся, имеющих  право на бесплатное или льготное питание.
  3. Формирует основной и резервный списки  обучающихся, имеющих право на бесплатное или  льготное питание, и направляет их на утверждение  директору ОУ.
  4. Осуществляет контроль:
  • за рациональным использованием финансовых  средств, выделенных на питание обучающихся;
  • за целевым использованием продуктов питания и  готовой продукции в соответствии с  предварительным заказом;
  • за соответствием рационов питания согласно  утвержденному меню;
  • за качеством готовой продукции;
  • за санитарным состоянием пищеблока;
  • за выполнением графика поставок продуктов и  готовой продукции, сроками их хранения и  использования;
  • за организацией приема пищи обучающихся;
  • за соблюдением графика работы столовой и  буфета;
  • проводит проверки качества сырой продукции,  поступающей на пищеблок, условий её хранения,  соблюдения сроков реализации, норм вложения и  технологии приготовления пищи, норм раздачи  готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и  службами;
  • организует и проводит опрос обучающихся по  ассортименту и качеству отпускаемой продукции и  представляет полученную информацию руководству  ОУ и администрации ООО «Комбинат питания «Конкорд»;.
  • вносит администрации ОУ  предложения по  улучшению обслуживания обучающихся;
  • оказывает содействие администрации ОУ в  проведении просветительской работы среди  обучающихся и их родителей (законных  представителей) по вопросам рационального  питания;
  • привлекает родительскую общественность и  различные формы самоуправления ОУ к организации  и контролю за питанием обучающихся.
  1. Задачи производственного контроля.

        Проведя анализ системы, можно сделать вывод, что процесс производственного контроля носит циклический характер.

Система производственного контроля курирует:

        •          правильность оформления сопроводительной  документации, правильность маркировки на продукты питания;

        •         микробиологические показатели качества и  безопасности продуктов;

        •         полнота и правильность ведения и оформления  соответственной документации на пищеблоке;

        •         наличие пересекающих потоков сырья и готовой  продукции;

        •         качество мытья посуды;

        •         условия и сроки хранения продуктов;

        •         исправность холодильного и технологического  оборудования;

        •         контроль личной гигиены и своевременное  прохождение необходимых осмотров;

        •         дезинфицирующие мероприятия и т.д.

В программе четко определено:

  • что контролируется и проверяется;
  • периодичность проверок;
  • кем проверяется, выполняется (договоры со  сторонними организациями);
  • ответственные.

Результаты анализа производственного контроля выявили следующие проблемы:

  • увеличение количества учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями;
  • необходимость обеспечения некоторых учащихся  щадящим и диетическим питанием;
  • необходимость проведения дальнейшей разъяснительной работы по развитию культуры питания;
  • необходимость развивать систему мониторинга, следящую за состоянием питания учащихся.

  1. Ожидаемая эффективность и результаты реализации Программы

Экономическая эффективность Программы будет получена за счет следующих факторов:

1.        Инновационные подходы к организации питания позволяют снизить затраты на производство единицы продукции в результате:

  • снижения цен на сырье до 20% с учетом централизованных поставок продуктов питания, гарантированного годового заказа;
  • снижения потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции до 10% за    счет    применения    высокотехнологичного    оборудования,    специальных    систем производственного учета и контроля;
  • сокращения энергопотребления до 30% при использовании техники автоматического регулирования.

2. Обеспечит высокий уровень производственного, санитарно-гигиенического и финансового контроля.

3.        Будет достигнуто соответствие современным требованиям организация питания школьников в результате технологического переоснащения, изменения режима, стиля, форм и методов работы персонала.

Реализация мероприятий в рамках проекта позволит достичь следующих результатов:

1)        Улучшение качества питания детей и подростков за счет:

-        соответствия   рациона   питания   школьников   всем   гигиеническим   требованиям   и рекомендациям;

-        внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания;

-        участия     в     организации     питания    квалифицированных     специалистов ;

-        использования       в   рационе   продуктов   питания,   обогащенных   витаминами   и микронугриентами;

-        организации системы полного входящего и исходящего производственного контроля.

2)        Увеличение ассортимента продукции, предлагаемой школьными столовыми за счет:

-        внедрения новых форм организации школьного питания при приготовление блюд с использованием полуфабрикатов высокой степени готовности ;

-        приведения материально-технической базы школьно-базовых, доготовочных и буфетно-раздаточных   столовых   в   соответствие   с   современными   санитарно-гигиеническими требованиями.

3)        Повышение доступности питания для всего контингента обучающихся, достижение 100% охвата школьников всеми видами питания.

4)        Улучшение состояния здоровья и снижение заболеваемости органов пищеварения у обучающихся.

5)        Сформированность высокого уровня знаний и практических навыков рационального здорового питания у обучающихся и их родителей.

Анализ проблемы школьного питания и его совершенствования предполагает, что результатом внедрения программы совершенствования организации питания станет:

  • формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью
  • сокращение заболеваемости учащихся
  • увеличение количества охвата учащихся горячим питанием
  • улучшение осведомленности родителей в области рационального питания в семье
  • повышение статуса школы как института питания.

Список литературы:

  1. Белоусова И.А. Организация питания в школе, - Волгоград. Издательство «Учитель», 2007
  2. Ваш ребенок растет: в 2 кн.,пер. с англ. Н.Гладышевой и С.Мурина. – М,: Новости,1994.
  3. Мосов А.В. Производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при организации питания детей и подростков и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за его организацией и проведением. Москва, «Санэпидмедиа», 2007.
  4. Овчаров Р.В. Справочная книга социального педагога. – М: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Сборник нормативно-методических документов для организаций, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов._Центр Госсанэпиднадзор. Москва, 2004.
  6. Статмен П. Безопасность вашего ребенка./ пер.с англ. – СПб: «Респекс», «Дельта», «Кристалл», 1996.
  7. Н,К,Киясова. Производственный контроль качества питания учащихся. Справочник руководителя образовательного учреждения. Интернет-рессурс МЦФЭР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию организации питания учащихся и осуществлению производственного контроля за питанием

Правительство Московской области, администрация Ленинского муниципального района и другие районные службы и ведомства проводят целенаправленную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья...

«Совершенствование организации питания обучающихся МБОУ «Школа №25» на 2012-2017 годы»

Система организации питания школьников. Мероприятия по здоровому образу жизни. Мониторинг количества охвата питающихся....

Организация питания обучающихся

Буклет для родителей...

Программа по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «СОШ № 25» «Школа здорового питания»

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто»,- гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование...

6 сентября состоится вебинар для ознакомления с Концепцией и Положением о проведении Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

Важнейшим фактором формирования здоровья подрастающего поколения является питание. Так как обучающийся ежедневно проводит в школе 6–7 часов, большое значение в здоровьесбережении школьников...

О проведении Всероссийской конференции по результатам Всероссийского конкурса лучших проектов региональных/муниципальных систем организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации АНО СРОИ «Цифровая Фабрика Инноваций» совместно с ФГБНУ «ИУО РАО» 14 ноября 2019 года проводит Всероссийскую конференцию...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

В период новой коронавирусной инфекции  в МАОУ «СОШ № 3» организовано питание обучающихся с соблюдением  санитарных требованийhttps://shkola3gusev.obr39.ru/conditions/eating/post...