Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам"
классный час (5 класс) по теме

Муталипова Динара Абдулханнановна

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муталипова Д.А., социальный педагог

МАОУ СОШ №5 г.Челябинска

Классный час на тему:

«Мои права и обязанности в ОУ.

Ответственное отношение к личным вещам».

Цели и задачи:

-дать первоначальные правовые знания;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах и обязанностях школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности, ответственное отношение к личным вещам.

Ход занятия:

Организационный момент. Вступительное слово педагога.

Педагог.

Сегодня мы с Вами поговорим о правах и обязанностях. А что такое «право», «права»?  Как вы думаете? Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова). (Слайд 2)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся (выслушиваются мнения ребят по этому поводу).


Педагог. Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18). (Слайд 3)

Права детей

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
(
Слайды  4 -14)

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку (можно прочитать ее по ролям, можно дать детям заранее и разыграть):

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: - Это проявление жестокости, папа.

Педагог: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (Слайд 15)

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

Где могут быть записаны обязанности учеников?

Вот в «Правилах поведения учащихся» нашей школы есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять, основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим.

Ученики обязаны

  1. Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
  2. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
  3. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
  4. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.

5. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников. (Слайд 16)

 Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

СЦЕНКА №1

МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.

СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Педагог: пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав. (Слайд 17)

 

СЦЕНКА №2

УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Педагог:  объясните Оле, в чем она не права? (Слайд 18)

СЦЕНКА №3

УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.

ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.

Педагог: разъясните Иванову его права и обязанности. (Слайд 19)

СЦЕНКА № 4

УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?

ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.

Педагог: правильно ли рассуждает Петров? (Слайд 20)

СЦЕНКА №5

МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?

СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей.

Педагог: вот такой борец за права ребенка. Может он прав? (Слайд 21)

 

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Педагог: Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Педагог: а чего они совершенно не знают?

Педагог: как же примирить свои права с правами других людей? (Слайд 22)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Педагог: ребята мне сегодня еще хотелось бы Вам напомнить об ответственном отношении к личным вещам.  Как вы понимаете выражение – «личные вещи»? А слово ответственность по-вашему, что значит? (Дети высказываются на заданную тему).

Затем педагог предлагает им порассуждать о том, что значит ответственное отношение к личным вещам, в чем оно выражается?

Если дети затрудняются, то педагог может напомнить им, что относится к личным вещам: сотовые телефоны, дорогие игрушки, школьные принадлежности, учебники, одежда, и о правилах сохранности и бережного отношения к ним. (Слайд 23)

Педагог: Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

  1. Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).
  2. Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
  3. Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).
  4. Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
  5. До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
  6. Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
  7. Почему важно ответственно относится к личным вещам?

(Слайд 24)

Педагог: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Желающие учащиеся могут поделиться своими впечатлениями от классного часа.

(Слайд 25)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час на тему : Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам.

Слайд 2

Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова).

Слайд 3

А есть ли права у вас, у детей? У детей с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка . Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).

Слайд 14

Права детей Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество. Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Слайд 15

Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Есть у вас обязанности в семье? Какие? Существуют ли обязанности у учеников? Какие? Где могут быть записаны обязанности учеников?

Слайд 16

«Правила поведения учащихся» Ученики обязаны Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.

Слайд 17

СЦЕНКА №1 МАМА : немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь. СЫН : я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Слайд 18

СЦЕНКА №2 УЧИТЕЛЬ : Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. ОЛЯ : вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми! Объясните Оле, в чем она не права?

Слайд 19

СЦЕНКА №3 УЧИТЕЛЬ : Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли. ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием. Разъясните Иванову его права и обязанности.

Слайд 20

СЦЕНКА № 4 УЧИТЕЛЬ : Петров, ты почему бегал по классу? ПЕТРОВ : ну и что? Я имею право на свободу перемещения. Правильно ли рассуждает Петров?

Слайд 21

СЦЕНКА №5 МАМА : сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом? СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей. Вот такой борец за права ребенка. Может он прав?

Слайд 22

Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? А чего они совершенно не знают? Как же примирить свои права с правами других людей?

Слайд 23

Беседа об отношении к личным вещам Как вы понимаете выражение – «личные вещи»? А слово ответственность по-вашему, что значит? Давайте вместе порассуждаем о том, что значит ответственное отношение к личным вещам, в чем оно выражается?

Слайд 24

Вопросы для проверки Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения – это ... Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал – это… Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе - это… Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы - это… До какого возраста человек считается ребенком? Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека? Почему важно ответственно относится к личным вещам?

Слайд 25

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

Классный час на тему: "Наши права и обязанности"  рассчитан на учащихся 5 класса....

Классный час на тему "Мои права! А обязанности?!"

1. Материал для учителя2. слайды...

Классный час на тему: «Имею право, но обязан»

Классный час в 6 классе на тему: «Имею право, но обязан»Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «...

Классный час для 7 класса на тему: « Твои прав и обязанности»

1. Ознакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, с историей создания Конвенции,2. Объяснить понятия "право”, "права”, "обязанности”3. Показать единство прав и обя...

Классный час на тему: Имею право, но обязан

Основная цель мероприятия - воспитание правовой грамотности учащихся...

Родительское собрание «Права и обязанности семьи и ответственность родителей»

Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, рад...