Попытка модернизации классно-урочной системы. Урок и его структура
материал на тему

Невьянцева Ольга Николаевна

В работе рассматриваются типология и структура современного урока, общие требования к современному уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попытка модернизации классно-урочной системы.

Урок и его структура

МБОУ СОШ №40

Учитель математики

Невьянцева О.Н.

Владимир 2013


Содержание

1. Формы и методы обучения        

2. Основные пути совершенствования урока в современной школе        

3. Типология и структура современного урока        

4. Общие требования к современному уроку        

Список литературы        


1. Формы и методы обучения

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

На сегодняшний день известны три основные формы организации педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

К ним относятся:

1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система.

Рассмотрим некоторые из форм обучения более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

  1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему,
    хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают
    характер беседы);
  2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно
    посвящены отработке умений и навыков);
  3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

  1. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
  • повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее
    пройденного материала, проверка домашнего задания, устный
    и письменный опрос и т. д.
  • освоение нового материала. На этом этапе новый материал
    излагается     учителем,     либо     «добывается»     в     процессе
    самостоятельной работы учащихся с литературой.
  • отработка навыков и умений применения знаний на практике
    (чаще всего - решение задач по новому материалу);
  • выдача домашнего задания.
  1. объединенные уроки.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
  2. Методы   стимулирования   и   мотивации   учебно-познавательной
    деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
  3.         Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и
    самоконтроля в процессе обучения.

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

  1. Методы   формирования   сознания   в   целостном   педагогическом
    процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты,
    работа с книгой, метод примера).
  2. Методы   организации  деятельности   и   формирования  опыта  общественного     поведения     (упражнения,     приучение,     метод     создания воспитывающих     ситуаций,     педагогическое     требование,     инструктаж, наблюдения,     иллюстрации     и    демонстрации,     лабораторные    работы, репродуктивные     и     проблемно-поисковые     методы,     индуктивные     и дедуктивные методы).
  3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
    (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,
    поощрение, наказание и др.).
  4. Методы    контроля    эффективности    педагогического    процесса (специальная диагностика,  устный и письменный  опрос,  контрольные и
    лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

2. Основные пути совершенствования урока в современной школе

Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие:

  1. 1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
  2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные  пособия,  технические средства,  ученические  принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее  место.  Также  для этого  возможно  поставить  перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются   различные способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.
  3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности  учащихся,  это  способствует  повышению  качества знаний  и выработке  необходимых  навыков  и  умений.     Также  предусматривается самостоятельная   работа   учащихся   с   учебной   и   научной   литературой, словарями,  справочниками  и  энциклопедиями,  таблицами,  диаграммами, графиками, картами.
  4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.
  5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.
  6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе    к    новому    материалу,    ставятся    задачи    и    вопросы    для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений9. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но    воспроизведение    опорных    знаний    должно    сопровождаться    их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в межпредметные    связи    также    осуществляются    с    целью    достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.
  7. Совершенствование типологии и структуры урока.


3. Типология и структура современного урока

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Структура   урока   -   это   соотношение   элементов   урока   в   их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Примерная типология уроков в современной школе:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок усвоения навыков и умений;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.

Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.


4. Общие требования к современному уроку

Общие требования кратко можно сформулировать так:

  • вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
  • формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
  • повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
  • осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
  • формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
  • вырабатывать    умения    самостоятельно    учиться,    приобретать    и углублять   или  пополнять  знания,   работать   с   книгой,   овладевать
    навыками и умениями и творчески применять их на практике;
  • формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность
    в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к
    учению.

Эти требования условно можно поделить на две группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Педагоги-новаторы

То новое, что принесли учителя-новаторы в педагогику можно охарактеризовать одной общей фразой - педагогика сотрудничества. При таком подходе к обучению учитель и ученик из положения начальника и подчиненного становятся равноправными партнерами, пытающимися сообща постичь истину на уроке.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека.

Задача педагога заключается в оказании влияния на поведение ученика с целью его последующего изменения, то есть, осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера.

Гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающийся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования.


Список литературы

  1. Баженова И.Н. Педагогический поиск. М., 1990.
  2. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни: Из опыта работы
    учителя истории 536-й школы Ленинграда. М., 1986.
  3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую
    профессию. М., 1999.
  4. Москаленко К.А. Как должен строиться урок? // Сборник
    педагогических статей. Липецк, 1995.
  5. Москаленко К.А. Педагогические основы опыта повышения
    эффективности урока в школах Липецкой области. // Липецкая школа. Липецк - Рязань, 1995.
  6. Москаленко К.А. Психолого-педагогические основы объединенного
    урока. // Сборник педагогических статей. Липецк, 1995.
  7. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
  8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для
    студентов педагогических учебных заведений. М., 2000.
  9. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология саморазвития и ее реализация в условиях классно-урочной системы

в докладе описана технология Г.И. Селевко и ее применение в воспитательной работе с классом и на уроках биологии...

Выступление на РМО по теме «Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».

Содержание I.ВВЕДЕНИЕII.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1. Краткая биографическая справка Я.А. Коменского2. Историческая справка о становлении классно-урочной системыобразования3. Особенности реализации клас...

Презентация к сообщению по теме «Классно-урочная система Я.А.Коменского и пути усовершенствования её в современной школе».

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональ...

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы...

Использование образовательных сайтов в классно-урочной системе обучения на уроках немецкого языка как второго иностранного

Добрый день! Предлагаю вашему вниманию обзор образовательных сайтов, используемых в классно-урочной системе обучения на уроках немецкого языка как второго иностранного. А таже создания рабочих листов,...