Влияние семьи на ребенка
материал по теме

Советы для родителей по воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_vliyanie_semi_na_rebenka.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

                       Влияние  семьи  на  ребенка.

Когда  мы  говорим  о  воспитании  детей,   нам  всегда  приходится  сталкиваться  с  влиянием  семьи  на  ребенка  и  не  всегда  это  влияние  оказывает  на  ребенка  благоприятное  воздействие. А  если  мы  говорим  о  детях  «группы  риска, то  надо  отметить, что  семья  редко  является  источником  воспитания  и  формирования  норм  и  ценностей, принятых  в  обществе.

 Семья - это общность людей основанная на единой общесемейной деятельности, связанных  узами супружества - родительства - родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существование членов семьи.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение, содержание и воспитание детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития  ребенка в семье. Психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера и  поведения.

Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении ребенка? Они отражаются в имеющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.

Выделяют:

 - семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

 - семью, в которой нет эмоциональных контактов между  ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок  в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

 - семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ  жизни.

В основу этой классификации кладется содержание переживаний ребенка. Отмечают  типы неблагополучных ситуаций в семье:

 - гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до  семейной тирании;

 - гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность; ситуация, создающая «кумира» семьи. Для нее характерны : постоянное внимание к любому побуждению ребенка  и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

 - ситуация, создающая «золушек» в семье.

В 80-е гг. появилось много семей, где родители  уделяли преимущественно внимание себе, а не детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых  и жестоких подростков.

Специалисты отмечают четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:

           1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи  с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь  детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем.
          Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали  нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают  неблагоприятный фон для воспитания ребенка.

          2. Конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера,  либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто  держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.

         3. Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой  семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих  целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.:

         4. Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют  реальную картину его развития. Например, уверенность  в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к  безнадзорности, вызывает у последнего  дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие  к другому человеку.

Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например, меньшую активность, послушность и т. д.

Можно отметить и  другие факторы, неблагоприятно действующих на ребенка. Например, отрицательное влияние на ребенка оказывает жизнь вдали от семьи и особенно потеря одного из родителей (смерть, развод). Часто на ребенка больше влияет не сам факт развода, а сопровождающие его разлады и дисгармония в отношении родителей между собой.

Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.

В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы. Физическое насилие в семье проявляется в избиении ребенка, испытании голодом и т. п.

Психологическая  травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку,  запугиваниями.

Надо отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая, Жестокость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жестокого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.

Мы  можем  анализировать  классификации  неблагополучных  семей,  но  зачастую  в  своей  работе  мы  сталкиваемся  не  с  семьей, а  с  ребенком, нуждающемся  в  помощи.  И  поэтому  целесообразней  рассмотреть  критерии,  по  которым  мы  сможем  определить  детей, которым  родители  не  уделяют  должного  внимания  и  сами формируют  у  них  девиантное  поведение.

1. Дети, страдающие от несоответствующего каждодневного ухода:

 - Дети и подростки, страдающие от недостаточного или несоответствующего питания (жалуются на недоедание, часто просят еды у других).

 - Дети, одевающиеся несоответственно сезону или размеру

 - Нечистоплотные дети

 - Дети и подростки, не получающие своевременного медицинского обслуживания (не получают прививок, не проходят медосмотров которым подвергаются большинство их сверстников, страдают запущенными заболеваниями, дети, страдающие хроническими заболеваниями и не получающие соответствующего ухода).

 - Дети, страдающие повторяющимися заболеваниями или травмами, больше нормального для их возраста.

2. Дети и подростки, чьи родители не заботятся о них в соответствии с их возрастом.

 - Дети и подростки, за которыми нет присмотра взрослых (в соответствии с возрастом, например, их забывают забрать из сада, они «скитаются» между большим количеством взрослых без какого-либо постоянного надзора, их оставляют под присмотром брата или сестры, неспособных нести такую ответственность, или в течение долгих часов находятся без присмотра вообще).

 - Дети и подростки, проводящие продолжительное время вне дома.

 - Дети и подростки, выполняющие несоответствующие их возрасту обязанности (например, маленькие дети, оставленные присматривать за меньшими братьями или сестрами, вести домашнее хозяйство, дети и подростки, фактически выполняющие функции родителей).  

3.Дети, которые вместе со своими родителями не выполняют своих обязанностей по отношению к системе просвещения:

-  Дети и подростки, пропускающие занятия.

- Постоянно опаздывающие дети и подростки.

- Дети и подростки, чьи родители не поддерживают связь с учебным заведениям, даже будучи вызванными лично.

- Дети и подростки, засыпающие во время занятий (в саду, в группе продленного дня или в школе).

- Дети и подростки, пропускающие занятия в связи с тем, что они работают в  будние дни.

4. Дети и подростки, незащищенные с жилищной или семейной точки зрения

- Дети и подростки, проживающие в опасных жилищных условиях, либо не имеющие постоянного места жительства, бездомные.

- Дети и подростки, проживающие в крайней тесноте или не имеющие элементарного домашнего оборудования.

- Дети и подростки, ответственные за которых взрослые отсутствуют (находятся в заключении, перманентно находящиеся в лечебных заведениях, или страдающие действующими душевными заболеваниями), или являются алкоголиками, наркоманами, либо инвалидами, что так или иначе критически сказывается на их способности заботиться о нуждах детей.

- Дети и подростки, подвергающиеся насилию в семье, наблюдающие насилие между родителями или постоянные конфликты, что пагубно сказывается на жизнедеятельности ребенка или вызывает опасение за его нормальное развитие в связи с подобными ситуациями.

- Дети, пережившие непредвиденную семейную трагедию (смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание), в том виде, что так или иначе вызывает опасения в отношении жизнедеятельности ребенка или его дальнейшего развития.  

5. Дети и подростки, насчет которых имеются подозрения, что они подвергаются издевательствам физического  характера 

- Дети и подростки, жалующиеся на насилие по отношению к ним.

- Дети и подростки, жалующиеся на наказания, выходящие из рамок общепринятого (отказ в предоставление  питания, запирание в комнате или в туалете).

- Дети и подростки с внешними признаками насилия (побоев, увечий, царапин, не поддающихся иному объяснению).

- Дети и подростки с признаками  излишнего сексуального опыта (чрезмерно глубокие познания в половых вопросах, несоответствующее возрасту сексуальное поведение).

- Дети или подростки, пережившие изнасилование или ставшие жертвами растления.    

                 Типичные трудности детей и подростков «группы  риска»

Если  сделать  вывод  из  вышесказанной  информации, то  можно  увидеть, что  достаточно  часто  разные  социальные  риски  тесно  переплетаются  в  одном  данном  ребенке  или  еще  хуже –   развитие  одного  социального  риска  влечет  за  собой  как  следствие  проявление  другого  социального  риска.

        Можно  наблюдать  как  социализация  ребенка  в  неблагополучной  семье  ведет  к  девиантному  поведению.  Или  как  дети, оставшиеся  без  попечения  родителей  становятся  социально  незащищенными  и  социально  запущенными  детьми.  Также  можно  наблюдать, что  педагогическая  запущенность  ведет  к  проявлению  девиаций  в  подростковом  возрасте.  И  иногда трудно  определить  что  было  причиной,  а  что  является  следствием  данных  проблем  у  конкретного  ребенка.

 Таким  образом,  зачастую  мы  сталкиваемся  уже  с  проблемой, т.е.  со  следствием, хотя  намного  важнее  и  проще  было  бы  работать  не  с  проблемой, а  принимать  профилактические  меры  для  того, чтобы  проблемы  у  детей  и  подростков  возникали  бы  как  можно  реже.

Чтобы  работать с  проблемой, в  данном  случае  определении  «детей  группы  риска», необходимо  знать  в  каком  поведении  проявляются  типичные  психологические  трудности  детей.    

Анализ литературы позволяет говорить, что к наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

  • взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
  • взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
  • отношение к себе самому, самопонимание;
  • формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
  • внутреннее («психологическое») одиночество, чувство непонятости другими;
  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм,  требований, испытание себя и других, поиск границ  возможного;
  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
  • обида на судьбу, конкретных людей за собственные  трудности;
  • переживание собственных проблем, как неудачливости,  отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
  • неорганизованность;
  • низкая сила своего «Я» (заниженная самооценка), зависимость от других;
  • трудности в обучении;
  • отсутствие адекватных средств и способов поведения  в трудных ситуациях;
  • трудный характер, наличие «неудобных» черт характера:  обидчивость, агрессивность;
  • отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или  «защитника»;
  • чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей  (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.

Дети из этих групп риска оказываются чаще всего в положении "аутсайдеров" в силу своей подверженности воздействию негативных микросоциальных и макросоциальных факторов.

 Вышеперечисленные  группы детей в сегодняшней социальной ситуации вызывают наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

влияние семьи на становления личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитан...

Выступление на родительском собрании "Влияние семьи на развитие личности ребенка"

текст статьи для выступления на родительском собрании...

«Влияние семьи на личность ребенка»

Гармоническое развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитательных действий. В результате проведе...