Вопросы к психологическому анализу учебной деятельности
материал на тему

Невьянцева Ольга Николаевна

Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом внимания, восприятия, памяти, воображения и мышления учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevyantseva_psihologicheskiy_analiz_uch.deyat_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы к психологическому анализу

учебной деятельности с учетом:

  • Внимания
  • Восприятия
  • Памяти
  • Воображения
  • Мышления

1. Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом закономерностей мышления учащихся

  1. В какой мере урок подготовлен с точки зрения создания у учеников целей умственной деятельности, соответствующих целям и задачам урока?
  2. В какой мере педагог обучает на уроке учащихся приемам целеполагания?
  3. В какой мере учащиеся владеют выделением учебной задачи при выполнении того или иного задания?
  4. Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока  закономерностям мыслительной деятельности учеников?
  5. Формируются ли в ходе урока мотивы мышления? Какая роль принадлежит формированию собственно познавательных мотивов?
  6. Какие средства использует педагог для формирования интереса к изучаемому материалу и процессу мышления?
  7. Формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?
  8. В какой мере в ходе урока у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?
  9. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки
    материала?
  10. Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою
    собственную мыслительную деятельность?
  11. Какую информацию (обратную связь) получает педагог о реальном ходе учебного процесса? Как учитывается эта информация в управляющих воздействиях педагога?
  12. Происходит ли в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в
    содержании изучаемого материала?
  13. Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и
    личным опытом учащихся?
  14. Какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как
    понят материал?
  15. Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся,
    связывается ли содержание урока с мотивами ученика?
  16. В какой мере учитель создает у учащихся готовность к мышлению? Использует ли
    педагог возможность создания у школьников установок для управления собственной
    мыслительной деятельностью?
  17. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность школьников?
  18. Ориентируется ли учитель в планировании и построении обучающих воздействий на зону ближайшего развития ученика? Какие формы помощи планирует использовать
    учитель (для разных групп учащихся)?
  19. Соответствует ли уровень требований, предъявляемых к учащимся, реальным
    воздействиям ученика?
  20. Каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем различным учащимся при
    выполнении ими учебных заданий?
  21. Имеет ли учитель четкие представления об индивидуальных особенностях
    мышления, уровне обучаемости школьников?
  22. Как учитываются индивидуальные показатели мышления школьников при
    организации учебного процесса?
  23. Учитывается ли различия школьников по основным качествам мышления (глубина
    ума, гибкости, устойчивости, самостоятельности, сознательности)?
  24. Учитывает ли педагог индивидуальные различия в скорости, темпе мышления?
  25. В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления?
  26. Какие формы контроля за мыслительной деятельностью школьников использует
    педагог?
  27. Формируются ли у школьников навыки самоконтроля?
  28. Используются ли на уроке элементы проблемного изложения, проблемные задания?
    Какова степень подготовленности, продуманности этих заданий?
  29. Как учитываются умственные способности учащихся в оценочной деятельности
    педагога?
  30. Использует ли учитель на уроке индивидуализированные формы заданий?
  31. Какими средствами учитель стимулирует активную мыслительную деятельность на
    уроке?
  32. Оцените степень активности мышления класса и отдельных учащихся на уроке.
  33. Попытайтесь оценить (и проверить с помощью беседы с учениками) эффективность
    урока в плане достижения основных образовательных (усвоения понятий выработка
    навыков и т.п.) и развивающих целей урока. В беседе с учениками постарайтесь
    выяснить, что и в какой степени усвоено им на уроке.
  34. Попытайтесь выяснить на примере мышления отдельного учащегося приемы его
    мыслительной деятельности и оценить их адекватность.

2. Психологический анализ урока с учетом способности воображения

  1. Какие примеры, речевые средства и наглядные пособия, использованные на уроке,
    способствовали формированию наглядности представлений?
  2. Какими способами учитель добивается обобщенности представлений у школьников?
  3. Как учитываются индивидуально-психологические особенности представлений и
    образов отдельных учеников при организации учебной деятельности?
  4. Учитывается ли средний уровень развития соответствующих представлений
    (математических, физических, географических и т.д.) у учащихся данного класса?
  5. Как учитываются половые и возрастные особенности представлений и образов при
    организации учебной деятельности?
  6. Как учитывается наличие нескольких видов представлений и образов и
    несовпадение уровней их развития?
  7. Как учитываются особенности пространственных представлений?
  8. Как используется аналогия для формирования научных представлений школьников?
  9. Используются ли различия в прошлом опыте и знании учеников для достижения
    максимальной полноты вторичных образов?
  10. Какие приемы используют ученики для объективации своих представлений на
    уроке?
  11. Учитываются ли при организации учебной деятельности индивидуальные различия
    в устойчивости представлений?
  12. Как осуществляется учет в скорости формирования вторичных образов у разных
    школьников?
  13. Как учитывались различия в содержании образов?
  14. Была ли на уроке создана творческая атмосфера?

3. Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом развития перспективных способностей учащихся (восприятия)

  1. Как создается на уроке установка на восприятие?
  2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке
    образов?
  3. Какими приемами привлекается внимание школьников к объектам восприятия?
  4. Как учитывается фон восприятия при изложении материала урока?
  5. Как использует учитель прошлый опыт ученика при организации его восприятия?
  6. Как организуется совместная деятельность школьников при решении
    перспективных задач?
  7. Как организовано обучение перспективным действиям?
  8. Как учитывается индивидуальное различие в составе и степени сформированности
    перспективных действий?
  9. Как учитываются возрастные особенности восприятия?
  10. Как учитываются закономерности развития восприятия?
  11. Как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?
  12. Как учитываются процессуальные характеристики восприятия?
  13. Как учитываются различные виды восприятия?

4. Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом мнемических способностей (память)

  1. Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?
  2. Какими приемами привлекалось внимание учеников к тому, что подлежало
    запоминанию?
  3. Имеет ли учитель представление о развитие мнемическнх способностей
    определенных учеников?
  4. Как учитываются средние показатели памяти в организации учебной деятельности?
  5. Как учитываются индивидуальные показатели памяти в организации учебной
    деятельности?
  6. Как учитываются половые и возрастные особенности в организации учебной
    деятельности?
  7. Как учитываются на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словарно-
    логической, двигательной, эмоциональной)?
  8. Как учитываются на уроке проактивного и ретроактивного торможения
  9. Как организуется материал для заучивания? Дозировка по объему, распределение во времени, структурирование материала, языковое оформление?
  10. Как организуется повторение?

5. Вопросы к психологическому анализу учебной деятельности с учетом аттенционных способностей (внимание)

  1. Как учитель стимулирует интерес к содержанию урока?
  2. Как на уроке создается установка быть внимательным?
  3. Как раскрыта на уроке практическая значимость излагаемого материала?
  4. Как используются внешние особенности наглядного материала (яркость, новизна,
    структурирование и пр.)?
  5. Как организованно изложение материала (яркость, образность, эмоциональность
    речи, смена интонации, новизна речевых форм)?
  6. Как организована смена видов деятельности на уроке?
  7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?
  8. Как формируется цель деятельности на уроке?
  9. Как выбирается тема ведения урока?
  10. Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития аттенционных
    способностей?
  11. Как организуется активность учащихся на уроке?
  12. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки
    внимания?
  13. Как учитель использует свои индивидуальные способности для организации
    внимания учеников?


Перечень учебно-методического обеспечения

1. Познавательные процессы и способности в обучении. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1990. – 142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебной деятельности школы

Анализ учебной работы по приоритетной задаче "Достичь усвоения всеми учащимися объема и качества знаний до уровня федеральных государственных образовательных стандартов"...

Анализ учебной деятельности учителя географии и биологии Багаевой В.П. за 2013-2014 учебный год

В данном материале дан подробный анализ работы учителя биологии и географии за 2013-2014 учебный год...

Анализ учебной деятельности за 2013-2014 учебный год

Образовательная программа школы и учебный план школы-интерната предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего образования, развитие ребенка с ОВЗ в процессе обу...

Выступление на совещание директоров "Анализ учебной деятельности МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №2"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. С...

Анализ учебной деятельности

Анализ учебной деятельности...

Программа "Анализ учебной деятельности"

Данная программа учит подростков анализировать свою успеваемость.   Идея  данной  программы  состоит  в  том,  чтобы  ребёнка  приучить  ан...