Классн.ый час о дружбе
план-конспект занятия по теме

Завьялова Татьяна Николаевна

При переходе детей из начальной школы в 5 класс, остро встает вопрос о выстраивании взаимоотношений с одноклассниками, а также с моей стороны, как социального педагога - быстро познакомиться с новыми учениками, а им со мной. Этот тренинг мне позволяет не только познакомиться, но и увидеть кому срочно нужна помощь. Может использован в любом классе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: «Дружба»

Личность – тайна одного,
Любовь – тайна двух,
а всеобщий коллектив
как исторический организм,
Вечно стремящийся себя утвердить, -
Это тайна не одного,
не двух и не трех,
но тайна всего человечества.

А.Ф.Лосев

Форма проведения – тренинг.

Цель:  воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Задачи:        

      1. Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.

      2. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.

      3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

      4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

      5.  Повысить самооценку детей.

В результате занятия участники смогут:

- сформулировать понятие «дружба»,

- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

- приобретут навыки работы в сотрудничестве,

- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Необходимые материалы:

- белые листы бумаги А-4 (по количеству детей)

- плакаты (6 шт) (высказывания о дружбе)

- плакат с правилами (лист ватмана)

- листы бумаги с заданиями для групп (3 шт.)

- мяч с сюрпризом

- ручка у каждого учащегося

- буклеты с законами дружбы

- для чаепития (все необходимое + огромный пирог с брусникой и надписью «Дружба»)

        Целевая группа – подростки 11-12 лет (обучающиеся в 5-х классах)

        Требования к ведущим: ведущие должны обладать достаточным опытом проведения тренингов, обязательное присутствие классного руководителя.

        Требования к помещению: тренинги проводятся в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений. Стульчики расставлены по кругу.

Ход занятия.

Знакомство:

- Здравствуйте! Я рада встрече с вами. Меня зовут Татьяна Николаевна. Я работаю социальным педагогом в нашей школе. (Сообщение о своей работе и где меня можно найти в школе в случае необходимости).

- Сегодня мы будем работать  в группе. Если несколько человек объединяются в группу для реализации, какой – либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются, в группе могут возникнуть разногласия и конфликты. Чтобы их не было, сейчас мы примем эти правила.

( Я обращаю внимание на плакат и читаю правила)

Правила:

-То, что происходит в группе не должно негативно влиять на взаимоотношения.

-Нельзя унижать и оскорблять.

-Обращаться друг другу только по имени, которое.

-«Здесь и теперь». Говорим о том, что происходит в данный момент.

-Искренность и открытость. Самое главное в группе не лицемерить и не лгать.

-Принцип «П». Все высказывания должны строить с использованием личных местоимений ед. числа. «Я чувствую... , мне кажется ... » и т. д.

 -Активность.

-Конфиденциальность (Всё, о чём говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы, а не выноситься за пределы её).

Обсуждение правил:

– Может кто-то хочет еще что-то добавить?

1. Упражнение  «Снежный ком».

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки, более тесное знакомство участников между собой.

Содержание: 

Первый участник называет своё имя, следующий называет имя предыдущего и называет своё и т.д. (Начинаю  и заканчиваю я. Обязательно обращать внимание, если дети неправильно повторяют имя одноклассника. Например: Артемий-Артем)

2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цели: снижение напряженности; углубление знакомства участников группы.

Содержание: 

Все сидят в круге, один участник встает в центр круга и предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким – то общим признаком. Этот признак он называет. Например: «Поменяйтесь местами все те, у кого есть сестры». И все, у кого есть сестры,  должны пересесть. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Один стульчик перед началом убирается.

Вопросы для обсуждения: 

-Как ваше настроение?

- Как вы себя чувствуете?

- Что вы узнали нового друг о друге?

3. Упражнение «Займи позицию».

Содержание:

-С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

 Обсуждение темы занятия и ожидаемых результатов занятия по кругу.

4.  Мозговой штурм «Дружба – это …».  (работа в группах

Ведущий:

- Сегодня нам предстоит интересная работа, чтобы лучше ее выполнить, предлагаю разбиться на группы. Сделаем мы это с помощью наклеек с разными рисунками. Выберите себе наклейку с каким-либо изображением, можете приклеить ее себе на бейджик. Спасибо! Прошу занять место за столом, на котором есть такая же наклейка и задание:

- Продолжите предложение.

Содержание:

- Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба», кого можно назвать другом, приятелем. После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате.

( 3группы)

1 группа – «Дружба это…»

2 группа – «Друг – это тот, кто…»

3 группа – «Приятель – это тот, кто…»

Обсуждение: Сначала один подросток от группы озвучивает позицию, затем ее все обсуждают, добавляют свои мнения. Ведущий подводит итог и дает определение понятию.

Ведущий:

- «Дружба» (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

                 - Сколько у человека может быть настоящих друзей?

Ведущий:

         - Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не предаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

6. Упражнение «Ладошка»

Цель: Повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положительные качества.

Содержание:

 На листе бумаги каждый участник подписывает свою фамилию и имя, затем обводит свою ладошку и  внутри контура пишет качество, которое нравится в самом себе. Затем по сигналу ведущего листки передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся  в хозяине ладошки. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.

Заметки для ведущего: 

Если в группе есть уже изгои, то их ладошки могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, обязательно нужно предупредить, что пишем только положительные качества, никто не должен обидеть другого. Если они не могут найти качество, которое бы им нравилось, то можно написать то, которое бы хотели видеть в этом человеке. А классный руководитель и ведущий пишут именно такие качества, которые в данный момент ребенок не проявляет.

Вопрос для осуждения:

-Какие качества тебя больше всего удивили и порадовали?

(Дети сразу начинают спрашивать: А вы нам ладошки подарите?  Нужно сразу их успокоить.)

7. Дискуссия по кругу

Вопросы:

- Что нужно делать, чтобы в вашем классе жила дружба?

-Что может помешать дружбе?

-  Так дружба в классе  нужна?

- Зачитаем законы дружбы:

Законы дружбы:

1. Не обзывай и не унижай свого друга.

2. Помогай другу в беде

3. Умей с другом разделить радость

4. Не смейся над недостатками друга

5. Выбирай друзей по душевным качествам

6. Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде

7. Умей признать свои ошибки и помирись с другом

8. Не предавай своего друга

(Дети получают на память буклеты, где написаны законы дружбы)

8. Итог «Цветок дружбы»

Цель: подвести итог занятия; узнать мнения учащихся о нём.

Инструкция: В центр круга ложится кружок. Каждому участнику выдаются «цветные лепестки», на которых они напишут свое мнение о занятии. (Понравилось или не понравилось на занятие, почему, что запомнилось, что удивило и т.д.)

  Обсуждение:

Участники зачитывают свои мнения, дополняют, если есть такая необходимость, затем свои лепестки раскладывают на полу вокруг желтого кружка и получается красивый цветок.

Ведущий:

- Какой красивый получился у нас цветок.

- Как бы вы его назвали? («Дружба»)

9. Ритуал прощания.

Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

Все дети приглашаются на чаепитие. Родители вносят торжественно большой красивый пирог. Дети хором читают: «Дружба!» Каждому присутствующему достается частичка от этого пирога. Дети продолжили общение за столом, обсуждая свои ладошки. Все в прекрасном настроении. После чаепития все вместе навели  порядок в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Поговорим о дружбе"

Друзья познаются в беде,настоящие друзья в радости.(Народная мудрость)Дружба-этосозвучие душ в соединенности судеб.(Мудрость Востока)...

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Поговорим о дружбе"

открытый классный час с презентацией...

Классный час "Поговорим о дружбе" 5 класс

Классный час "Поговорим о дружбе" 5 класс проведен в рамках Дня профилактики правонарушений в МБОУ Барвихинская СОШ 17.02.2012г....

Классный час "Поговорим о дружбе"

 Классный час рекомендован для детей начальной школы.Цель: 1. Раскрыть сущность понятия "дружба".2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.3. ...

Классный час на тему: "Дружбой дорожить умейте!"

Цель:1) познакомить детей с правилами дружбы, показать важность             истинных друзей в жизни человека, научить доброжелат...

Классный час по теме "Дружба"

Материал содержит конспект и презентацию для проведения классного часа в 5 классе по теме "Дружба". Данная разработка может быть использована в преподавании курса ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики...