Социальный проект по профилактики табакокурения, наркотических.
проект (11 класс) на тему

Мусифулина Марина Шайхуловна

Социальный проект по профилактики табакокурения, наркотических  средств среди молодежи 15-18 лет. Создание в молодежной среде волонтеров готовых помочь в этом вопросе взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                 

Притча «Мудрец и юноша»

В селении пронесся слух о том, что появился мудрец,  который может ответить на любые вопросы. И тогда  один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю  мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони – и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу:

- «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал:

Проект программы волонтерского клуба в школе

 по профилактике  ВИЧ/СПИДА среди сверстников.

ТАЙШЕТ  2010

Пояснительная записка.

 «Легче зажечь свечу,

Чем клясть темноту »

                   Конфуций.

   До сих пор многие в России думают, что проблема ВИЧ/СПИДА их не касается. Однако статистика говорит о другом: на конец 2009 г. в мире насчитывалось 40 млн.людей, живущих с ВИЧ/ СПИДОМ (ЛЖВС). Большинство из них - молодежь. Эпидемия ВИЧ/СПИДА стремительно распространяется и в нашей стране. В 2009 г. в России насчитывалось более 400 тыс. ВИЧ-инфицированных. По данным российской статистики, 20% из них - юноши и девушки в возрасте до 20 лет, около 60% - молодежь от 21 года до 30 лет  Сегодня случаи ВИЧ/СПИД зарегистрированы во всех регионах России.  Самой уязвимой группой населения сейчас являются юноши и девушки моложе 30 лет. Их доля в общем числе людей, живущих с ВИЧ/СПИДОм в России, превышает показатель в 80%.  ВИЧ/СПИД влияет не только на здоровье отдельного человека, но и на государство и общество в целом. Проблемы, которые возникают в обществе из-за распространения ВИЧ/СПИДА касаются так или иначе всех.  Лекарство от ВИЧ до сих пор не найдено. На сегодняшний день медикам удалось разработать лишь средства, позволяющие несколько продлить жизнь ВИЧ-инфицированного человека. Именно поэтому так важно попытаться объяснить всем, как избежать заражения. Во многих странах клиники по планированию семьи предоставляют услуги замужним женщин и семейным парам, к тому же молодые люди неохотно разговаривают о сексе с врачами или медсестрами из-за смущения или беспокойства о соблюдении конфиденциальности. Они также могут чувствовать себя некомфортно при разговоре с родителями, а родители, в свою очередь, могут чувствовать смущение и нехватку знаний для обсуждения этого вопроса со своими детьми. Однако большинство молодых людей ходят в школы, и школа является местом, где эти проблемы можно обсудить. Сильной стороной школы является то, что у детей есть учебный план, учителя и группа сверстников. Школа может давать им не только информацию, а также учить их навыкам. Помимо этого школа помогает формировать отношения с окружающими. Профилактика распространения ВИЧ/инфекции среди детей и молодежи стала важным направлением деятельности Министерства образования и науки России, органов управления образованием регионального и муниципального уровня, а также образовательных учреждений всех типов и видов.

 Не менее важное направление профилактической работы – подготовка  педагогических кадров по вопросам профилактики злоупотребления психо-активными веществами и ВИЧ-инфекции в образовательной среде.  

На основании выше изложенного был создан проект «Все в твоих  руках».

Цель программы: профилактика распространения ВИЧ/СПИД, ИППП в подростковой среде, формирование у молодежи идей здорового образа жизни, предотвращение дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных профилактических вмешательств, программ обучения и просвещения.

Задачи:

1. предоставить достоверную информацию о проблеме ВИЧ/СПИД, ИППП и возможностей  избегания заражения.

2. пропаганду и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);

3.умение защитить себя и научить окружающих противостоять рискованному поведению;

4. создание определенного личностного  отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа, толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

5. создание активной группы ребят (волонтеров)

Участники проекта:

 Учащиеся школы в возрасте от 14 до 18 лет, администрация и педагоги школы, социальный педагог школы (Жолобова Н.А), психолог школы (Ходенко Д.Р), врачи, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.

Пути реализации проекта:

  Для реализации данного проекта используется добровольное участие учащихся школы для профилактике ВИЧ/СПИДА. Это объединение называется волонтерским движением.  Волонтеры помогают взрослым специалистам вести работу по профилактике ВИЧ/СПИДА и решать проблемы, связанные с этим заболеванием. Волонтеры распространяют информацию о ВИЧ/СПИДЕ, помогают людям избавляться от опасных привычек, которые могут привести к заболеванию, учат их справляться со сложными жизненными ситуациями.    Волонтеры, работающие по принципу «равный-равному», предоставляют подросткам информацию по профилактике ВИЧ/СПИДА, инфекций передаваемых половым путем, наркозависимости, табакокурения, алкоголизма, нежелательной беременности и других последствий рискованного поведения. Волонтеры проводят воспитательные программы для своих сверстников в школах и других учебных заведениях.

Кто такие волонтеры?

Волонтер – тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле.  (Новый словарь русского языка. Толковослово-образовательный / Автор Т.Ф.Ефремова.  М: Русский язык, 2000.)

Среди учителей, врачей, психологов, родителей бывают такие, с кем ребенку можно поговорить об алкоголе, наркотиках, сексе, ВИЧ/СПИДЕ. Однако большинству взрослых неловко говорить с подростками на интимные темы. О серьезных вещах легче всего говорить со сверстниками. Во всем мире подростки, которые осознали опасность эпидемии ВИЧ/СПИДА, помогают друг другу. Эти юноши и девушки добровольно работают в профилактических программах для молодежи. Они передают друзьям и одноклассникам знания, которые помогут им сохранить жизнь и здоровье. Таких  людей называют волонтерами, работающими по принципу «равный  -равному».

 Быть волонтером – это большой труд и большая ответственность. Но удовлетворение от работы стоит затраченных усилий. К тому же, работая волонтером, участники учатся сами:

1.  решать собственные проблемы;

2.  справляться со сложными жизненными ситуациями;

3.  общаться с людьми на понятном им языке;

4.  лучше понимать окружающих;

5.  руководить людьми;

6.  организовывать и проводить мероприятия без помощи взрослых.

  Участники проекта, дети, школьники приобретают  друзей, делают свою жизнь яркой, интересной и осмысленной, узнаешь много нового. Возможно, волонтерская работа станет первым шагом в направлении их будущей карьеры.

  Волонтеры работают по всему миру. Практически ни одна сфера общественной жизни, включая экологию, образование, здравоохранение, культуру, не обходится без поддержки волонтеров. Профилактика ВИЧ/СПИДА – одно из важнейших направлений волонтерской деятельности, потому что эта проблема касается всех. Сейчас в России существует более 200 тысяч благотворительных организаций, в которых бок о бок с врачами, учителями и другими специалистами трудятся волонтеры.

Волонтеры – это молодые люди, школьники и недавние выпускники школ. Они не похожи друг на друга, разными путями пришли в волонтерское движение, но теперь участников объединяет большое общее дело.   Волонтеры активно действуют, строят будущее собственными руками. Роль волонтеров в борьбе с ВИЧ/СПИДОМ очень важна. Не случайно Организация Объединенных Наций  объявила 2001 год «Годом волонтёра»

Какова роль волонтеров в борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИДА?

Волонтеры участвуют в самых разных мероприятиях, посвященных тематике ВИЧ/СПИДА, например:

  • проводят занятия со сверстниками в группах и индивидуально;
  • помогают проводить акции, фестивали, выставки;
  • участвуют в творческих конкурсах;
  • помогают выпускать и распространять значки, плакаты, открытки,   сувениры;
  • работают корреспондентами в молодежных печатных изданиях;
  • высказывают свое мнение по проблеме в дискуссиях, телепередачах.

 С кем работают волонтеры?

Основная работа волонтеров – это занятия, которые они проводят со своими сверстниками в группах и индивидуально. Общаясь с подростками на равных, они могут гораздо лучше, чем взрослые, объяснить, как избегать рискованных ситуаций, как вести себя максимально разумно, если такая ситуация все-таки возникла. Волонтеры помогают сверстникам понять, насколько важно быть здоровым, и учат их беречь свое здоровье.

Быть здоровым – значит:

  • не иметь болезней и травм;
  • быть в хорошем настроении;
  • вести активный образ жизни;
  • общаться с друзьями;
  • иметь увлечения;
  • с удовольствием учиться и работать;
  • с удовольствием отдыхать.

Некоторые люди меньше рискуют заразиться, некоторые – больше. Даже в твоем классе наверняка есть ученики, которые ходят строго по маршруту «дом – школа – музыкальная школа – дом», а есть такие, которые и в школе редко появляются, и домой приходят не всегда, и неизвестно с кем общаются. Но риск заражения ВИЧ есть и у тех, и у других, если они не знают, как защищаться. Всем здоровым людям нужна информация о том, как избежать заражения ВИЧ. Существуют три уровня профилактики: личностный уровень, уровень ближайшего окружения и социальный уровень. Волонтер в основном ведет профилактическую работу на первом уровне, но вполне может выходить и на более высокие.

Как работают волонтеры?

В основе всех методов работы волонтеров лежат два главных принципа:

Принцип  «равный – равному»:  означает, что волонтер проводит занятия со своими сверстниками не свысока, не как учитель, а на равных. Они доверяют друг другу и могут говорить на одном языке, искренне и свободно, даже когда речь идет о проблемах, связанных с поиском новых ощущений, сексом, нежелательной беременностью, угрозой заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), и ВИЧ.

Большой принцип «равный – равному» можно разбить на восемь маленьких частей: Основные Принципы Общения Равных (ОПОР).

Основные Принципы Общения Равных (ОПОР)

  • Доброжелательность: Волонтер не выказывает осуждения, отрицательных  эмоций по отношению к другим.
  •  Уважение: Волонтер уважает достоинство, ценности, чувства и мысли каждого

человека.

  • Терпимость: Волонтер учитывает возрастные, социально-психологические  особенности и потребности тех, с кем работает. Он не судит людей за тот образ жизни, который они вели раньше или ведут сейчас, а подталкивает их в сторону здорового образа жизни.
  • Внимательность: Волонтер умеет слушать и слышать других, а также замечать, слушают ли его. Иногда улыбка, жест, взгляд могут сказать больше, чем слова.
  • Точность: Волонтер всегда предоставляет точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.
  • Искренность: Волонтер говорит о своих чувствах искренне, ничего не придумывая. Однако он имеет право выбирать, что говорить, а что – нет. Неполная правда гораздо лучше, чем заведомая ложь.
  • Честность: Волонтер честно признается в том, что у него нет готового ответа на вопрос или решения проблемы. Он имеет право сказать: «В данный момент я не могу ответить на этот вопрос, но обещаю ответ найти». Волонтер держит слово, получает дополнительную информацию от более опытных волонтеров, тренеров или специалистов.
  • Открытость: Волонтер открыто рассказывает о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Подростки участвуют в мероприятиях добровольно и имеют право знать о них все, прежде чем решат, принимать участие или нет.

Принцип «активного участия»: означает, что те, кому волонтер передает знания, активно участвуют в процессе обучения. Волонтеры не читают сверстникам лекции и нотации на тему «что такое хорошо, и что такое плохо», а проводят с ними игры, ролевые игры, мозговые штурмы и другие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу как можно больше людей. Человек, вовлеченный в процесс обучения, усваивает знания гораздо лучше, чем тот, кто просто пассивно слушает.

Как стать волонтёром?

 Волонтёром могут стать учащиеся школы с 15-18 лет, кто скажет себе: «Мне интересна такая деятельность, я готов отдавать часть своих сил и времени помощи людям». Теперь все зависит от твоего желания, усилий, готовности развиваться и помогать другим. Проверь, готов ли ты стать волонтером.

  • Этап первый. Отбор в группу подготовки волонтеров.  Будущий волонтер  старается показать себя тренерам, которые проводят набор в группу подготовки волонтеров, и одновременно с этим еще раз проверить, насколько ему подходит такая работа.
  • Этап второй. Подготовка к работе.  Волонтер вырабатывает собственное  отношение к проблеме ВИЧ и к людям, живущим с ВИЧ/СПИДОМ, учится оценивать степень рискованности своего поведения и защищать свое здоровье.
  • Этап третий. Учеба.  Волонтер получает информацию и учится передавать ее сверстникам в такой форме, чтобы они не только задумались над сказанным, но и захотели получить дополнительные знания, изменить свою жизнь. Волонтера учат работать с группой, организовывать и оценивать свою деятельность.
  • Этап четвертый. Практика. Волонтер пробует себя в реальном деле, анализирует свои достижения и промахи с помощью более опытного волонтёра или специалиста.
  • Этап пятый. Самостоятельная деятельность.  Волонтер постоянно работает в профилактических программах для молодежи, совершенствует свои умения, стремится сделать все, что в его силах, чтобы остановить эпидемию ВИЧ/СПИДА.

   В результате волонтерской работы в дальнейшем могут  приобрести интересную профессию, которая связана со здоровым образом жизни и помощью людям. Например, станешь врачом, преподавателем, координатором или руководителем профилактических программ. Опыт и знания, которые они получат за время работы волонтером, обязательно пригодятся тебе в жизни.

  В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.  

Механизм реализации:

Социально-психологический тренинг. В ходе семинара-тренинга участники не только знакомятся с теоретической информацией, но и активно участвует в обсуждении предлагаемых тем. Для активации творческого процесса используются различные психогимнастические упражнения, организуется дискуссия, работа в режиме мозгового штурма. Применяются аудиовизуальные средства. Обучение интерактивным методом предполагает, кроме того, выполнение специальных упражнений с последующим подробным разбором в малых подгруппах и в общем кругу, двигаясь, таким образом, от эмпирического опыта к еще более высокой степени обобщения.

 Просветительская деятельность ведется совместно с работниками правоохранительных органов, медработниками, учениками кадетского класса, группой волонтеров по направлениям «За здоровый образ жизни», «Нет наркотикам». Используются различные формы массовой пропаганды здорового образа жизни: «Равный обучает равного», выпуск газеты «Школьный калейдоскоп», общешкольные спортивные праздники, экскурсии, походы. Эта деятельность более эффективна, так как не только взрослые, но и сверстники пропагандируют здоровый образ жизни во время ролевых и деловых игр, обозрений, «круглых столов», дискуссий. Для проведения первичной профилактики среди сверстников и малышей в школе организованы волонтерские группы из числа подростков от 14 лет. Работа ведется через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации в социум по принципу «Равный обучает равного».Не менее важным разделом профилактической работы является мониторинговые исследования.

Мониторинг среди учащихся позволяет выявить, насколько актуальна проблема распространенности употребления ПАВ в исследуемой среде, а также изучить динамику ситуации, определить приоритетные пути профилактики (предупреждение курения, алкоголизации, употребления наркотических  веществ). Анкетирование - самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга. Социологический опрос учащихся проводится анонимно, по единой методике с использованием одной и той же анкеты, правильным выбором объема исследования, сопоставляя полученные данные. Были поставлены цели и задачи исследования, а вопросы, имеющиеся в анкете соответствовали им.

После проведения мониторинговых исследований, анализа ситуации осуществляется:

  • планирование и организация профилактических мероприятий,
  • определялись мишени воздействия, апробации модели ВД в проблемной среде,
  • подготовка и выпуск методических рекомендаций и другой антинаркотической литературы.

Так, если в обследуемой популяции на первое место выходят курение или употребление алкогольных напитков с той или иной степенью интенсивности, то основные усилия волонтеров должны быть направлены на профилактику употребления именно этих ПАВ. На занятиях используются интерактивные методы обучения, волонтеры «вовлекают» участников в работу семинара, предоставляют им возможность активно участвовать, используя свой собственный опыт. Ученики на тренинговых занятиях участвуют в:

  • «мозговом штурме»;
  • обсуждении в малых группах;
  •  изучении конкретных ситуаций;
  • ролевой игре и рассказе историй, что дает возможность изучить проблемы, которые им неудобно обсуждать в реальной жизни;
  • играх и создании рисунков.

Профилактическая работа проводится со всеми категориями несовершеннолетних, однако основной упор делается на учащихся 7-8 классов – как показывает  практика работы правоохранительных органов именно в этом возрасте, в силу психологических, социальных и иных причин подростки наиболее подвержены негативному влиянию со стороны как сверстников, так и взрослых, что приводит к определенным проблемам - именно в этот временной отрезок ребенок, ранее бывший вполне адекватным, становится практически неуправляемым, может убежать из дому, бродяжничать, примкнуть к компании других неблагополучных подростков, где пробует первую сигарету или рюмку, иногда – совершает свое первое правонарушение или преступление.

Формы и методы профилактической работы заболевания ВИЧ.

Волонтерское движение состоит из нескольких этапов:

1. Организационный - создание волонтерского отряда, программы и плана деятельности.

2. Обучающий. Состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока:

- «Познай и совершенствуй себя»;

- «Наша жизненная позиция - здоровый образ жизни и помощь другим»;

- «Наши знания о вредных привычках».

Основные методологические подходы при реализации учебно-практического курса - прецедентное обучение (участники анализируют создавшиеся ситуации), использование методик завязывания эмоционального контакта - ролевых игр, тренингов обучения, упражнений, анкетирования.

3. Развивающий - это занятия в творческих мастерских, кружках, секциях и студиях по интересам (в школе действуют 12 кружков и студий, 4 спортивные секции) на основе бесконфликтного общения.

4. Творческий - участие в конкурсах, играх, фестивалях, конференциях выставках детского творчества, соревнованиях различных уровней.

 Организация профилактической работы с семьями здоровых и проблемных учащихся. Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране;

Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции;

Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: представлений и знаний о социально- психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ/инфицирования;

Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров инфицирования ВИЧ и как следствие — сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции;

Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации. Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп. Создание системы мониторинга профилактики ВИЧ/СПИДА. Принцип комплексности — предполагает согласованность взаимодействия:

  Реализация  данного проект рассчитана на три года и имеет цикличный характер.

Нормативно-правовая база проекта:

Правовую основу концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также общепринятые принципы и нормы международного права, в том числе:

  • Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Ратифицирована Российской Федерацией5 мая 1998 г.;
  • Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной ассамблеи от 20 ноября 1959 г.;
  • Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной ассамблеи ООН №44/25 от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. №15591;
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря1995 г. №223 РФ ;
  • Федеральный закон от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека(ВИЧ/инфекции)»;
  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52 РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Закон Российской Федерации от 22 июля 1993 г. №5487-1«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1«Об образовании»;
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № N 82 РФ «Об общественных объединениях»;
  • постановление правительства Российской Федерации от13 ноября 2001 г. № 790 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)»;
  • приказ Минздравмедпрома России от 16 августа 1994 г.№170 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ/инфекции в Российской Федерации»;
  • приказ Минздрава СССР от 5 сентября 1988 г. №690 «О совершенствовании учета лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИД»;
  • приказ Минздрава России от 7 августа 2000 г. №312 «О совершенствовании организационной структуры и деятельности учреждений по профилактике и борьбе со СПИДОМ»;
  • приказ Минздрава СССР от 10 июня 1985 г. №776 «Об организации поиска больных СПИД и контроле доноров на наличие возбудителя СПИДА»;
  • постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 14 января 2004 г. №2 «Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ/инфекции в Российской Федерации».

Основные понятия проекта:

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — вирус, вызывающий поражение клеток иммунной системы.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — комплекс вторичных симптомов, вызываемых ВИЧ, характеризующийся присоединением инфекций и развитием полиорганной недостаточности.

Психоактивные вещества (ПАВ) — химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотические средства (наркотики), транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.

Наркотики — ПАВ, включенные в официальный перечень наркотических средств и психотропных веществ. Злоупотребление ПАВ — употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Красная ленточка – международный общепризнанный символ  борьбы со СПИДОМ. В 1991 г. ее создал американский художник  Фрэнк Мур. Прикалывая красную ленточку к своей одежде, люди  выражают стремление приложить усилия к решению проблемы ВИЧ/СПИД и демонстрируют солидарность с теми, кто стал  жертвой эпидемии. Международное движение «Имена» и мемориал «Квилт». В 1987 г. гражданин США Клиф Джонс потерял друга, который умер от СПИДА. В память о друге Джонс сшил флаг и вышил на нем имя умершего. С этого момента начало развиваться всемирное движение под названием «Имена». Люди, присоединяющиеся к движению, шьют памятные  флаги, на которых пишут или вышивают годы жизни и имена своих близких, умерших от СПИДА. Готовые полотна соединяются в большие квадраты, предназначенные для публичных показов, например, 1 декабря или в третье воскресенье мая. Так возник Международный СПИД/мемориал «Квилт» («Лоскутное одеяло»), существующий сегодня в 40 странах мира, в том числе и в России. Многоцветная мозаика Квилта лучше всяких слов дает понять, насколько масштабной является проблема ВИЧ/СПИДа и насколько велик риск, что она затронет каждого.

Агрессия  – поведение или действие, направленное на нанесение вреда либо даже на

уничтожение другого человека или группы.

Антиген  – вещество (например, вирус), стимулирующее реакцию иммунной системы.  Иммунная система распознает это вещество как чужеродное и производит антитела для  борьбы с ним.

Антитело – белковое соединение, которое организм производит в ответ на антиген, что-бы уничтожить или нейтрализовать бактерии, вирусы, яды или другие чужеродные вещества. Эта реакция, называемая реакцией «антигенантитело», составляет основу иммунного ответа.

Безопасный/защищенный секс – сексуальный контакт с использованием презерватива, при котором отсутствует риск заражения ВИЧ/СПИДом и ИППП.

Биологические жидкости – термин, используемый для общего обозначения всех жидкостей организма. Он включает в себя кровь, лимфу, мочу, слюну, сперму, вагинальную и спинномозговую жидкости, грудное молоко, пот и другие.

Бытовой контакт – контакт, происходящий в быту (прикосновение, пользование общей посудой, нахождение рядом и т.д.).

Вагинальный секрет – полужидкое вещество, естественная смазка влагалища, количество которой увеличивается при сексуальном возбуждении.

Вербальное общение – общение с использованием устной или письменной речи.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающий впоследствии СПИД.

Гетеросексуальность – предпочтение сексуальных отношений с людьми противоположного пола.

Гомосексуальность – предпочтение сексуальных отношений с людьми своего пола.

Дискриминация – намеренное ограничение или лишение прав каких-либо лиц по признакам расы, национальности, государственной принадлежности, имущественного положения, политических или религиозных убеждений. В нашем случае важно не допускать дискриминации по отношению к ВИЧ-положительным людям.

Иммунная система – совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие защитных реакций организма. К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезенка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани. Иммунная система распознает чужеродные  вещества, нейтрализует их и «запоминает» свой ответ, чтобы воспроизвести его впоследствии при столкновении с аналогичным веществом.

Иммунодефицит – состояние организма, при котором недостаточно обеспечивается защита от болезнетворных микроорганизмов.

Интимность – глубокая личная значимость, сокровенность.

Инфекционное заболевание – заболевание, вызываемое болезнетворными микробами, вирусами, простейшими микроорганизмами или паразитами, передающееся от зараженного человека к здоровому.

Лимфоузлы – органы иммунной системы, расположенные по всему организму и защищающие его от болезнетворных микроорганизмов.

Латекс – вещество, из которого производят презервативы; отличается непроницаемостью для ИППП и ВИЧ.

Лейкоциты – «белые клетки крови», играющие важную роль в борьбе организма с инфекционными заболеваниями.

Невербальное общение – общение, при котором не используется речь, а выражения, мимика, жесты, движения телом и т.д.

Оппортунистические инфекции  – заболевания человека с ослабленной иммунной системой, вызванные вирусом, который, как правило, здоровому человеку не вредит. Многие из этих микроорганизмов присутствуют в скрытой форме почти у всех людей, но способны вызывать заболевание только в тех случаях, когда иммунная система серьезно ослаблена.

Поведение высокого риска – привычки и стереотипы поведения, увеличивающие шансы подвергнуться опасности заражения ВИЧ. Такое поведение включает в себя незащищенные половые контакты, использование нестерильных игл и шприцев для инъекций, введение зараженного наркотика и т.п.

Презерватив – изделие из резины или латекса, плотно надеваемое на мужской член непосредственно перед половым актом. При правильном использовании является эффективным средством защиты от беременности и ИППП, в том числе от ВИЧ.

Сексуальность – термин, обобщающий характеристики сексуального влечения, сексуальной активности, сексуальных реакций, сексуальных предпочтений и т.д.

Симптом – признак болезненного состояния организма.

Синдром – сочетание признаков (симптомов) болезненного состояния организма, характерных для определенного заболевания.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

Стигма – клеймо на теле раба или преступника в Древней Греции. Сейчас под стигмой понимают чрезвычайно сильный социальный ярлык, который заставляет относиться к человеку только как к носителю определенного нежелательного качества.

Тест на антитела к ВИЧ – анализ, определяющий не наличие вируса или заболевания, а  присутствие в крови антител, вырабатывающихся в ответ на заражение ВИЧ. Фактически  этот тест дает ответ на вопрос о присутствии ВИЧ в организме.

Толерантность – терпимость, способность мириться или с пониманием относиться к чужому мнению, образу жизни, характеру и т.п.

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день во всех странах мира проводятся мероприятия, в ходе которых специалисты и волонтёры разъясняют людям, как важно бороться с эпидемией и поддерживать ВИЧ-инфицированных.

Третье воскресенье мая – День памяти умерших от СПИДА. В 1983 г. группа людей, лично затронутых этой проблемой, впервые организовала и провела День памяти умерших от СПИДа. С тех пор каждый год в третье воскресенье мая во многих странах мира организуются мероприятия (панихиды, концерты, выставки, конференции), призванные почтить память умерших и дать возможность живым задуматься над тем, что эпидемия  может коснуться каждого.

Красная ленточка – международный общепризнанный символ борьбы со СПИДОМ. В 1991 г. ее создал американский художник Фрэнк Мур. Прикалывая красную ленточку к своей одежде, люди  выражают стремление приложить усилия к решению проблемы  ВИЧ/СПИДа и демонстрируют солидарность с теми, кто стал  жертвой эпидемии.

 Международное движение «Имена» и мемориал «Квилт». В 1987 г. гражданин США Клиф Джонс потерял друга, который умер от СПИДа. В память о друге Джонс сшил флаг и вышил на нем имя умершего. С этого момента начало развиваться всемирное движение под названием «Имена». Люди, присоединяющиеся к движению, шьют памятные флаги, на которых пишут или вышивают годы жизни и имена своих близких, умерших от СПИДа. Готовые полотна соединяются в большие квадраты, предназначенные для публичных показов, например, 1 декабря или в третье воскресенье мая. Так возник Международный СПИД-мемориал «Квилт» («Лоскутное одеяло»), существующий сегодня в 40 странах мира, в том числе и в России. Многоцветная мозаика Квилта лучше всяких слов дает понять, насколько масштабной является проблема ВИЧ/СПИДа и насколько велик риск, что она затронет каждого.

Мероприятия по реализации проекта:

Мероприятия

Время проведения

Участники

Цель:

Подготовительный этап

Обучаемся работе волонтера:

  • "Я и мои друзья"
  • Правила работы волонтера
  • Правила работы волонтера с группой
  • Отчет волонтера о работе с группой

Сентябрь

Волонтеры,

Педагоги,

Социальный педагог,

Врачи.

формирование базовых
навыков общения;

формирование умения работать с группой

формирование знаний и представлений
волонтеров о вреде табакокурения
и алкоголизма, наркомании, СПИДа.

Равный обучает равного

«Игры на знакомство»

Октябрь-ноябрь

Волонтеры,

Учащиеся 7-9  классов.

 Цель этих занятий-

способы

познакомить

участников и

познакомиться с

ними

самому волонтеру.

Мероприятия по просветительской работе  волонтера.

«Проблема ВИЧ/СПИДА: Почему это важно? Как развивается эпидемия»

Декабрь-январь

Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги.

  1. выявить

отношение

подростков к

проблеме;

  1. узнать о тех
  2. мифах, которые

распространены в

подростковой среде;

3. сориентироваться

 в подростковом

мировоззрении.

«Медико-биологические

аспекты ВИЧ и развития заболевания

Февраль-март

Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги

Цель: объяснить подросткам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры.

 «Пути передачи

ВИЧ-инфекции»

март

Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги

Цель:помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях организма содержится ВИЧ.

 «Способы защиты от ВИЧ-инфекции»

апрель

Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги

Цель:

- объяснить важность защиты от ВИЧ и других ИППП;

- научить подростков оценивать свой собственный риск;

- научить их выбирать способы защиты в каждой конкретной ситуации.

 «Жизнь с ВИЧ и формирование  толерантности к людям, живущим с ВИЧ/СПИДОМ (ЛЖВС)»

май

Волонтеры, учащиеся 7-9 классов, педагоги

Цель:- предоставить участникам достоверную информацию;

- помочь им почувствовать проблему и понять, что каждый человек может оказаться на месте ВИЧ-инфицированного;

- объяснить, что ВИЧ-инфицированные нуждаются в защите, понимании и поддержке

больше любого другого человека;

- помочь участникам разобраться в том, как они сами относятся к ЛЖВС;

- дать им возможность высказать собственные мысли и чувства.

Агитбригада пропагандирующая здоровый образ жизни «Сделай правильный выбор»

Акция «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом»

декабрь

Волонтеры, учащиеся 5-11 классов, педагоги

Цель:1.  Чтобы обратить внимание людей на проблему распространения ВИЧ-инфекции.

2.  Чтобы объяснить важность информации по проблеме.

3.  Чтобы рассказать, как можно защитить себя и других от заражения ВИЧ.

Мини-акция «Не все равно»

май

Волонтеры, учащиеся 5-11 классов, педагоги

- вовлечь как можно больше людей в профилактическое занятие по теме ВИЧ/СПИД;

- сделать так, чтобы проблематика, связанная с ВИЧ-инфекцией, запомнилась;

- сделать так, чтобы акция помогла принявшим в ней участие прочувствовать проблему и

сформировать к ней отношение.

"Всемирный день отказа от курения"

ноябрь

Волонтеры, учащиеся школы.

Лекторий по школьному радио.

Плакаты.

Акции.

пропаганда здорового образа жизни; формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний о пагубном влиянии вредных привычек на организм.

Мир без наркотиков

март

Волонтеры, учащиеся школы.

Лекторий по школьному радио.

Плакаты.

Акции.

Театральное представление.

Профилактика потребления наркотических веществ, пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.

Отчет о проделанной работе

Май

Волонтеры.

Пропаганда  здорового образа жизни; формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний о пагубном влиянии вредных привычек на организм

Материальная база:

Данный проект специального материального обеспечения не требует.

Ожидаемые результаты:

  • Привитие навыков здорового образа жизни;
  • Развитие творческих способностей;
  • Организация      активно-познавательного  досуга для  детей  из  малообеспеченных семей, семей военнослужащих;
  • Создание банка технологий работы с детьми и их родителями по созданию мотивации на здоровый образ жизни;
  • Подготовка подростков-инструкторов для работы в школьных лагерях и обеспечение городских школ комплектом    сценариев игр, тренингов по борьбе с вредными привычками и формированию здорового образа жизни.

Работа не завершится с выполнением мероприятий проекта. По-прежнему будет проводиться мониторинг здоровья, использоваться здоровье сберегающие технологии, проводиться комплекс оздоровительных мероприятий, продолжит действовать программа «Здоровье»

Форма отчета: творческий отчет с фоторепортажем и комплектом методических разработок для школ.

Оценка эффективности:

                                    

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа среди учащихся школ с целью изучения результатов работы волонтерского клуба «Все в твоих руках».

Критерии эффективности:

  1. Востребованность проекта, охват детей и подростков, привлечение специалистов, общественности.
  2. Состояние эмоционально-деловых отношений участников проекта.
  3. Уровень культуры участников проекта.
  4.  Профессионализм и качество программ, созданных в рамках проекта.  

Перспективы проекта

Привлечение детей, педагогов, общественности к реализации проекта.

Участие в пропаганде здорового образа жизни.

Организация регулярного мероприятий на уровне всей школы и города.

Передача накопленного опыта младшим детям, желающим принять участие в работе клуба «Все в твоих руках»

Освещение работы детей через буклеты и школьную газету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога по профилактике табакокурения среди подростков

В настоящее время в центре педагогического коллектива школы стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Как добиться успеха, как не стать жертвой алкоголя или табака - с этими вопросами подросток обр...

Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"

Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, и...

ПРОЕКТ 2012 «ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ»

            Самая лучшая профилактика табакокурения –...

Статья "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ"

Статья основана на личном опыте работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ с детьми из неблагополучных семей...

Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни

Социальный проект по профилактике негативных зависимостей и здорового образа жизни...

Социальный проект по профилактике ДДТТ "Засветись! Стань заметней!"

Социальный проект по профилактике ДДТТ "Засветись! Стань заметней!"...