Организация благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема
статья на тему

Латфуллина Гузеля

 

Исследование основ благотворительности  в настоящее  время  играет важную роль, так как сегодня  происходит   возрождение не только  благотворительной  помощи государственных, но и частных организаций, а также  благотворительности  отдельных  юридических лиц. Все это способствует  оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл org.bl_.aktsii_teor.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема

 Оказание благотворительной  помощи  в России имеет давние традиции. Первые  свидетельства  проявления  сострадательного отношения к ближнему  антропологи и этнографы  выявили  в обычаях древних славян. Благотворительность, понимаемая  славянами  как безвозмездная помощь, составляла  важную часть их жизни. Благотворительность прошла долгий путь своего  становления  и развития и стала основой для формирования  такой  профессиональной  деятельности, как «социальная работа».В российском обществе первого  десятилетия XXI века  появились тенденции, ранее не характерные  для него: снижение  уровня жизни, безработица, профессиональное  нищенство, падение уровня рождаемости, распад института  семьи и брака.

Исследование основ благотворительности  в настоящее  время  играет важную роль, так как сегодня  происходит   возрождение не только  благотворительной  помощи государственных, но и частных организаций, а также  благотворительности  отдельных  юридических лиц. Все это способствует  оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям.

Изучением  благотворительной деятельности в России  занимались  многие ученые, данная тема   в теоретическом  плане  разработана  достаточно детально. Можно  отметить работы Л.В.Бадя «Благотворительность и меценатство», В.А.Сущенко «История российского предпринимательства» и др. Об истории  становления  социальной  работы  в России  писали М.В.Фирсов, В.И.Курбатов – «Социальная работа». Исследованием  понятия  «социальная справедливость» занимались  В.И.Жукова, В.Е.Давидович, А.И.Лященко .Исследованию  истории  социальной  помощи  уделял особое внимание  отечественный  ученый  А.Стогу в работе «Об общественном призрении».

Милосердие - это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В.Далю, "любовь на деле, готовность делать добро всякому". Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых—благотворительность [ 5,с.25].

Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности [5, с 30].

        Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи» [ 8, с .55].

        В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. [ 8, с. 89].

        Одним из первых проявлений филантропической активности можно считать образование Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на благотворительность было израсходовано около 2,5 млн. руб.

        До 60-х годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно. Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй половине XIX в. основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. — Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой помощи.

     Наиболее массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).

Участие врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в делах благотворения.

Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков; взрослых трудоспособных; взрослых нетрудоспособных и инвалидов; больных; престарелых. [ 8, с 97]

История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX века на деньги московского купечества больничные здания клиник Московской медицинской академии, бывшие в период их постройки лучшими больницами в Европе. Со временем, наряду с индивидуальными формами благотворительности, стали возникать общественные организации, бравшие на себя функцию консолидации благотворительных пожертвований любого размера ("кружечный сбор"), а также привлечения добровольцев для объединения усилий членов общества на решение тех или иных социальных проблем.

В России инициатива создания таких обществ исходила в начале XIX века от членов императорской семьи (Общество императрицы Марии Федоровны). Впоследствии стали возникать как местные отделения этого общества, так и самостоятельные общественные организации [ 8, с. 99].

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность  граждан  и  юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:-  социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;-  подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, к предотвращению несчастных случаев. Направление денежных и других материальных средств коммерческим организациям, оказание им иных форм помощи, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей, индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Акция — массовая форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, интенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По времени можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные акции.

Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на две  группы:

  1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным акциям подобного рода можно отнести распространенные в практике молодежных служб, служб занятости ярмарки вакансий.
  2.   Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие акции могут быть элементом более крупного события — массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции.

В числе общих рекомендаций к проведению благотворительных акций выделяются следующие:

  • актуальность избранной темы, которая должна быть не только понятной участникам акции, но и вызывать у них определенный эмоциональный отклик. Поэтому подготовительный этап нередко имеет разъяснительный или рекламный характер.
  • в программе акции следует предусмотреть смену ролевого поведения участников, например: зритель — соучастник (субъект) социальной проблемы — жертвователь (благотворитель) .

К сожалению, современная ситуация в обществе, когда собранные средства используются бесконтрольно, уходит на другие цели, сформировала у молодежи негативное отношение к подобного рода акциям. Хорошо, если позднее будет получен и сообщен участникам акции благодарственный отклик тех, кому были перечислены средства.    

Благотворительность не терпит принуждения. В любом случае необходимо искать дополнительные средства ее мотивации, а не раздавать лотерейные билеты как необходимую нагрузку к билету на концерт или угрожать дисциплинарными мерами за неучастие в сборе новогодних подарков военнослужащим, участвующим в боевых действиях в Чечне.

 Как правило, организуемые в рамках социально-педагогической практики благотворительные акции по своим масштабам таковы, что не требуют четкой финансовой отчетности. Вместе с тем социальному педагогу не помешает знать, что по Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

        В настоящее время, одно из направлений в работе социального педагога — организация досуговой деятельности детей, в процессе которой формируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и способности, что оказывает большое влияние на его социализацию.

        Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, которые становятся своеобразным средством социального воспитания [ 3, с. 25].

        Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется в центрах

досуга. Одна из функций этих центров — образование, предполагающее владение знаниями сверх и на базе школьных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной и общественной значимостью.

        Среди досуговых центров, дающих дополнительное образование, различают:

информационно-теоретические;

наглядно-демонстрационные;

 учебно-инструктивные;

поисково-творческие.

Информационно-теоретические центры организуют обучение на базе университетов культуры, где проводятся лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при посещении выставок, музеев[38, с. 115].

Во всей этой работе социальный педагог не изобретает какую-то особую методику, а использует методы обучения и воспитания общеобразовательной школы.

В современных условиях подобные центры стали своеобразными клубами, где дети и подростки овладевают навыками общения, занимаясь в кружках и встречаясь с интересными людьми, получают представление о разнообразных профессиях, что помогает им совершить свой жизненный выбор; дискуссии за «круглым столом», встречи с интересными людьми, что активизирует их социализацию.

Досуговая деятельность осуществляется в различных объединениях населения:

  • общественно-политических клубах, клубах молодежи;
  • художественных, творческих объединениях (театральных, музыкальных, цирковых, фольклорных и т.д.) ;
  • искусствоведческих объединениях (клубах любителей книг, друзей кино, любителей живописи, поэзии, музыки);
  • объединениях естественнонаучного профиля (друзей природы, садоводов, огородников, цветоводов, астрономов и т.д.);
  • технических клубах (автолюбителей, радиотехников...);
  • объединениях рукодельников (вязания, вышивки, кройки и шитья);
  • спортивных и физкультурных объединениях (клубах, секциях тенниса, аэробики, шейпинга, атлетики). [39, с .11].

Формы социально-культурных объединений могут быть разные. Это кружки, студии, любительские объединения, инициативные клубы. Самой распространенной формой являются кружки, объединяющие любителей той или иной сферы деятельности. Руководят кружками профессионалы. Студии объединяют одаренную молодежь, в результате совместной деятельности которой создаются произведения самодеятельного творчества: театральные постановки, кинофильмы, концертные номера.

Любительские объединения собирают коллекционеров, любителей природы, друзей театра и кино. Инициативные клубы носят общественный характер. Это детские, подростковые, молодежные клубы, клубы ветеранов труда, творческой интеллигенции, женщин, семейные клубы. Благотворительные объединения инициируют и финансируют создание разнообразных досуговых объединений. Несмотря на то что социальный педагог при организации досуговой деятельности детей и подростков использует те же методы, что и школьный учитель, однако его работа отличается определенной спецификой. Если в школе метод соревнования не совсем приемлем, то в досуговых группах, куда дети приходят по собственной воле и движимы повышенным интересом к данной деятельности, этот метод становится одним из основных. Большой стимулирующий творчество детей эффект дают также игровые методы. Необходимой в организации досуга является и оценка результатов деятельности, которая должна стать признанием способностей ребенка, стимулом к дальнейшему творчеству. В связи с этим социальному педагогу важно помнить, что, оценивая работу воспитанника, лучше переоценить, чем недооценить ее. Причем поощрения должны соответствовать оценке, быть публичными и яркими по форме[42, с .15].

Поскольку социальный педагог работает с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он добивается единства группы. Это должен быть человек знающий, способный анализировать, общительный, легко вступающий в контакт, справедливый, обладающий организаторскими способностями, пользующийся авторитетом. Он является первым помощником социального педагога[26,с.151].

Учитывая, что среди посещающих досуговые группы — в основном молодежь, социальный педагог должен хорошо знать особенности этой возрастной категории и подбирать формы и методы работы в соответствии с ее вкусами, идеалами и настроениями, одновременно формируя последние как социально ценные и значимые[26,с.32].

Молодежь постоянно тянется к общению. Чаще всего это соседи по дому, двору, улице. Поэтому социальный педагог берет под свое внимание все ближайшее окружение подопечных и, определив интересы группы, старается как можно больше ее членов привлечь в центры, подобрать в этих центрах для них соответствующую их увлечениям деятельность.

Помимо групповых социальный педагог использует индивидуальные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики — всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Социальный педагог должен всегда помнить, что, несмотря на то что он работает с группой, он прежде всего должен заботиться о каждом члене группы в отдельности! У каждого своя судьба, и помочь ему достойно определиться в жизни, приобрести необходимый статус, измениться для этого в лучшую сторону — его задача[25,с.75].

Особенностью досуговых объединений является демократическая обстановка в них. Элементами этой обстановки являются групповые традиции, дисциплинирующие личность, и общественное мнение, помогающее членам группы изменить свое поведение и соответственно статус в ней, а также способствующее воспитанию культуры общения. Это очень важно, так как современная молодежь испытывает трудности в общении из-за эмоциональной несдержанности, неумения и нежелания считаться с нормами общежития. Культура общения — это уважение другой личности, признание ее прав. [4,с.60]Общение продуктивно, когда к нему присовокупляются сочувствие к человеку, сострадание, сопереживание, человеческая доброта, и наоборот, общение нарушается в ситуации, когда один человек пытается возвыситься над другим, бестактен, не умеет слушать собеседника. Тренинги общения, которые проводит социальный педагог со своими воспитанниками, помогают сформировать у них необходимые навыки культурного поведения, которое предполагают строгое соблюдение суверенитета и равенства в общении, терпимость к чужому мнению, умение отстаивать свое мнение, сдержанность, умение вовремя остановить бесполезный спор. В организации досуга социальными службами накоплен определенный опыт досугового общения в клубах, салонах, библиотеках, в парках, в молодежных организациях, на радио и телевидении.Заслуживает внимания деятельность так называемых клубных салонов, где общение не сковано рамками организационных форм и нет деления на организаторов и массы. Обсуждаемые проблемы связаны преимущественно с искусством.

Традиционными во многих городах России стали клубы выходного дня, где взрослые и дети занимаются разнообразной творческой деятельностью. Клубы «Хозяюшка» объединяют женщин, демонстрирующих друг другу свое мастерство по шитью, приготовлению разнообразных кулинарных блюд и т.п., обменивающихся опытом ведения домашнего хозяйства. В семейных клубах кроме организации досуга решаются вопросы воспитания детей. Важно, что в эти клубы приходит вся семья: и взрослые и дети. О характере и содержании многих клубов говорят их названия: «Клуб психологической помощи», «Учись властвовать собой», «Тренинг — театр», «Практическая психотерапия для начинающих», «Школа психологического здоровья», «Мастерская общения», «Человек среди людей».

Приведем  пример работы благотворительного общества «Согласие» на базе Дворца детей и молодежи г. Волгодонска.  Благотворительное общество «Согласие» начинает благотворительную программу по защите детей от террора «Защитим наших детей» [51].

Предлагаем не просто морально поддержать пострадавших от насилия или всенародно осудить террор. В целях обеспечения психологической, медицинской и социальной поддержки в решении проблем развития обучения и воспитания детей и подростков в системе дополнительного  образования созданы Центры психолого-медико-социального сопровождения.

В течение последних пяти лет после взрывов домов в г. Москве и Волгодонске специалисты Центров выезжают на места трагедий и оказывают медицинскую, психологическую поддержку жертвам террактов и их родственникам на месте и проводят необходимые реабилитационные мероприятия, связанные с последствиями пережитого несчастья, обслуживают телефоны горячих линий,организуют благотворительные акции. В рамках проекта «Защитим наших детей» врачи и психологи  борятся с последствиями жесточайших стрессов, помогают  вернуться к нормальной жизни тем, кто столкнулся с трагедией

            Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Необходимо отметить, у подростков из неблагополучных семей участвующих в организации благотворительных акций происходит накопление  нравственно положительных качеств, поступков.«Неделя добрых дел», «Оглянись вокруг» и многие другие. В рамках проекта «Защитим наших детей» волонтеры, социальные педагоги совместно с воспитанниками, педагоги дополнительного образования  борются с последствиями жесточайших стрессов, помогают  вернуться к нормальной жизни тем, кто столкнулся с трагедией.

Хотелось бы привести   в пример организации благотворительных акций международный благотворительный фонд «Дети мира».Международный благотворительный Фонд   «Дети мира» ("Children of the World") был зарегистрирован 11 июля 2003 года[51].

Миссия Фонда - забота о подрастающем поколении, защита социальных и правовых интересов семьи, детей и подростков.

Основная цель Фонда - проведение программ и мероприятий, направленных на поддержку подрастающего поколения, укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве.

Фонд  организует благотворительные акции, оказывает материальную, техническую и гуманитарную помощь.Большое внимание Фонд уделяет заботе о детях, чьи родители погибли в "горячих точках", детях с ограниченными возможностями здоровья, Фонд помогает одаренным детям, которым требуется социальная поддержка.

        Задачи Фонда:

  • реализовывать собственные программы, призванные помочь подрастающему поколению получить достойное образование;
  • проводить благотворительные акции, программы и проекты, направленные на формирование благоприятного правового, социального и информационного поля вокруг семьи, детей и подростков;
  • проводить благотворительные акции для детей социально незащищенных, детей, чьи родители пострадали в "горячих точках", детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создать центр дополнительного образования и дистанционного обучения, обеспечить стажировки и содействие в трудоустройстве подростков;
  • участвовать в городских и федеральных программах по поддержке детских домов и патронатных семей.

        При организации  благотворительных акций  социальный педагог сталкивается  с  проблемами финансирования подобной деятельности, которые под час совсем нелегко решить. Но не стоит забывать, что самое главное для человека  с ограниченными возможностями здоровья, человека социально не защищенного – внимание, взаимопомощь, человеческое тепло которым каждый из нас может поделиться.

        Организация благотворительных акции  предусматривает  формирование  и развитие  важных социально значимых качеств, ценностей, позволяет повышать  уровень знаний  школьников о благотворительности, положительно  сказывается  на развитии личности учащихся. Участие в благотворительных акциях  является необходимой составляющей  социального воспитания подростков, которые  через  несколько лет будут вносить  реальный вклад  в развитие  общества и государства. Важно дать им  ориентиры для будущей жизни. А это  под силу  находящимся  с ними взрослым - социальному  педагогу, педагогам дополнительного образования, родителям, наставникам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема

 Исследование основ благотворительности  в настоящее  время  играет важную роль, так как сегодня  происходит   возрождение не только  благотворительной  помощи государственных, но и частных организаци...

Статья "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ"

Статья основана на личном опыте работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ с детьми из неблагополучных семей...

Авторская программа «План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями»

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и   неблагополучными семьями в виде таблицы...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С.Т.ШАЦКОГО КАК ОСНОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Станислав Теофилович Шацкий известен миру педагогической общественности как автор социальной педагогики и создатель социальгых проектов. Педагогическое наследие этого великого человека требует бережно...

Телесные наказания в семье как социально-педагогическая проблема

Телесные наказания в семье как социально-педагогическая проблема.Тема телесных наказаний детей в семье актуальна потому, что в наши дни родителям все труднее достойно воспитывать своих детей. Этому и ...

Семья «группы риска», как социально-педагогическая проблема.В данной статье приведена классификация, которая помогает упорядочить мои знания в области социальной педагогики. Возможно и вы откроете для себя что-то новое благодаря этому материалу.

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...

Семья "группы риска" как социально-педагогическая проблема современного общества

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...