Самоидентификация личности ребенка, находящегося на воспитании в детском доме
методическая разработка (5 класс) по теме

Тимофеев Артем Александрович

Методическая разработка, затрагивающая в процессе работы с самоидентификацией ребенка также основы развития нравственных норм и первичную социализацию ребенка. Данная разработка сделана с учетом особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Методическая разработка воспитателя структурного подразделения «Детский дом» ГБ СКОУ СКОШ №51

Тимофеева Артема Александровича

Самоидентификация личности ребенка, находящегося на воспитании в детском доме

Самоидентификация ребенка – одна из самых сложных задач педагогики и психологии. Представленная методическая разработка строится на использовании когнитивного и поведенческого компонентов «Я-концепции».

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются:

Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом ("очкарик", "толстяк", "тощий" и т. д.). Причем, важнейшим источником формирования физического образа Я наряду с половым отождествлением ( а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность Я-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений.

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д. Это представление человека о своих возможностях в целом ("Я все могу", "Я многое могу", "Я ничего не могу").

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в образ Я. В классической концепции У. Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.

Самооценка = успех/уровень притязаний.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной. Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К. Роджерс, Я-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

Влияние Я-концепции на отношения к другим людям и поведение человека великолепно демонстрирует Э. Берн, описывая жизненные позиции людей с различным уровнем самооценки. В соответствии с моделью Э. Берна, люди могут считать себя "в порядке", т. е. позитивно относится к себе, или "не в порядке", т. е. негативно относится к себе, и аналогично – "в порядке" или "не в порядке" – оценивать других. Четыре крайних жизненных позиции (или отношения), связанные с различными комбинациями этих оценок можно описать следующим образом:

Я в порядке – Вы в порядке. Люди позитивно относятся к себе, удовлетворены собой и положительно относятся к другим. Они ценят добрые отношения с людьми, отзывчивы в общении, спокойны, уважительно относятся к другим, доверяют людям.

Я в порядке – Вы не в порядке. Положительно относясь к себе, имея неадекватно высокую самооценку, "раздутое самомнение", они выглядят надменными, преувеличивают свою роль в группе, стремятся демонстрировать свое превосходство и подчинять себе других. В общении эти люди очень утомляют. Следует отметить, что люди, имеющие неадекватную, завышенную самооценку, плохо знают и понимают себя и, как правило, неадекватно оценивают других, а нередко проецируют на них свои недостатки.

Я не в порядке – Вы в порядке. Как правило, так оценивают себя люди, концентрирующие внимание на своих слабостях, недостатках, неудачах, поэтому неуверенные, негативно относящиеся к себе. Оценивая других высоко, они склонны больше доверять другим, чем себе, и поэтому готовы подчиняться.

Я не в порядке – Вы не в порядке. Люди этого типа, будучи не уверенными в себе, свыклись с неудачами. Они не только низко оценивают себя, но и других воспринимают как ущербных. Их пессимизм негативно отражается как на деятельности, так и на общении, взаимоотношениях с людьми.

Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.

Исходя из приведенной выше информации были созданы три модуля с различными задачами и целями, а также методами воплощения, в которых разрабатываются, прорабатываются и отрабатываются те модальности, которые являются основными базовыми составляющими социализации ребенка. В связи со спецификой, упомянутой в названии разработки, акцент в расстановке и последовательности занятий и бесед сделан на детей, оставшихся без родителей или не имеющих тесного полноценного контакта с ними (лишение родительских прав). Итак, три модуля на которых будут базироваться все последующие действия:

  1. Формирование нравственных норм.

Цель данного модуля – сформировать нравственный минимум у ребенка. Сразу нужно оговориться, что данный модуль необходим для последующего, потому что на правильно построенных выводах, а точнее на правильно сделанных ребенком (!) выводах о нравственности (пусть даже неосознанно) будет строиться работа во втором и третьем модулях, что в итоге приведет к решению всей задачи в целом.  

Задача данного модуля – формирование алгоритма нравственного решения у ребенка на осознанном и неосознанном уровнях. Решение данной задачи у детей с родительской депривацией возможно только опытным путем и объяснениями с подтверждением! То есть беседа как таковая будет иметь очень низкий КПД, поэтому любой тезис и любой вывод должен быть обоснован внешними факторами (последствия, ответ и т.д.) Вообще для все программы в целом данный подход будет наиболее эффективен.

  1. Первичная социализация ребенка.

Цель данного модуля – сформировать понимание окружающего ребенка социума на доступном ребенку уровне. В данном модуле ведется работа по формированию у ребенка представления об окружающих его людях исходя из вариабельности возможных ситуаций и уровнях взаимодействия. Больше делается акцент на последствия принятых ребенком решений и отражения этих последствий (решений) на других людях или их действиях и поступках.

Задача данного модуля – формирования навыка оценивать последствия своих действий на окружающих до приведения самих действий в исполнение. Очень непростая задача, которая зачастую недоступна многим взрослым, но основа которой закладывается именно в детском возрасте. Точнее в детском возрасте закладывается основа для того, чтобы подобные алгоритмы социализации работали на уровне рефлекса.

  1. Первичная самоидентификация личности.

Цель данного модуля – обозначить себя в конкретной плоскости (согласно теме), проработать себя как индивидуальность, проговорить себя как личность. Данный модуль самый короткий (по времени проведения, так как обычно это обратная связь или блиц-тренинг), но он является апогеем всего занятия или цикла занятий. Это высказываемая (сформированная и отработанная) ребенком концепция по видению себя самого в данной ситуации или психической матрице.

Задача данного модуля – спровоцировать ребенка на самоопределение и внутриличностный конфликт с последующим разрешением.

При проведении занятий (беседы, тренинги, обратная связь, психосоциальные моделирования) необходимо четко понимать возможность выполнение стоящей задачи на данный момент (можно ли выполнить всю задачу целиком за занятие или будет достигнут частичный эффект) в соответствии с чем корректировать план занятия и время проведения занятия. Все занятия данные в приложении являются достаточно условными, так как педагог, который наблюдает детей непосредственно, гораздо лучше понимает возможности детей и реальность выполнения поставленных задач. Так же, несмотря на то, что в сетке занятия расписаны на конкретный период, время, которое будет уделено на прохождение того или иного уровня или модуля определяется исключительно возможностями ребенка и достижением цели предыдущего занятия.

Воспитательная служба

Методическая разработка воспитателя

Тимофеев Артем Александрович

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЕ

ФОРМА РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

 

Самоидентификация личности ребенка, находящегося на воспитании в детском доме

срок реализации 1 года

1.

Модуль1 : формирование нравственных норм

 

Модуль 2 : первичная социализация ребенка

 

Модуль 3 : первичная самоидентификация личности

СЕНТЯБРЬ

2.

Наше настроение - основа наших поступков (модуль 1)

Беседа

3.

Настроение моих друзей зависит от меня (модуль 2)

Беседа

4.

"Я - идеальный" (модуль 3)

Блиц

 

5.

Благодарность - внутренняя потребность человека (модуль 1)

Беседа

ОКТЯБРЬ

6.

"Око - за око, зуб - за зуб" (модуль 2)

Беседа

 

7.

"Я - справедливый" (модуль 3)

Блиц

 

8.

Верность себе - основа самоуважения (модуль 1)

Беседа

НОЯБРЬ

9.

Конфликт - это неумение объяснять (модуль 2)

Беседа

 

10.

"Я - уникальный" (модуль 3)

Блиц

 

11.

Гордость. Две стороны одной медали (модуль 1)

Беседа

ДЕКАБРЬ

12.

Мои полезные умения и навыки (модуль 2)

Беседа

 

13.

"Я - способный" (модуль 3)

Блиц

 

14.

Человек - часть окружающего мира (модуль 1)

Беседа

ЯНВАРЬ

15.

Домашние питомцы - плюсы и минусы (модуль 2)

Беседа

 

16.

"Я - заботливый" (модуль 3)

Блиц

 

17.

Мой друг. Вся правда и неправда (модуль 1)

Беседа

ФЕВРАЛЬ

18.

Чувства, объединяющие людей (модуль 2)

Беседа

 

19.

"Я - …" (модуль 3)

ОС

 

20.

"Красота спасет мир" (модуль 1)

Беседа

МАРТ

21.

Мои представления о том, как меня видят другие (модуль 2,3)

Беседа

 

22.

"Я - красивый" (модуль 3)

ОС

 

23.

Негативные эмоции (модуль 1)

Беседа

АПРЕЛЬ

24.

Злой - значит одинокий? (модуль 2)

Беседа

 

25.

"Я - злой" (модуль 3)

Тренинг/ОС

 

26.

Быть честным с собой (модуль 1)

Беседа

МАЙ

27.

Кому люди доверяют? (модуль 2)

Беседа

 

28.

"Я - лидер" (модуль 3)

Блиц/ОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о роли бабушки и дедушки в воспитании и обучении ребенка в условиях нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95

Формирование системы ценностей ребенка-сироты в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым –  бабушками и дедушками....

Тематический план работы по программе: «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома»

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. С каждым днем растет ко...

" Эстетическое воспитание детей детского дома средствами декоративно - прикладного искусства"

Для  эстетического   воспитания    особенно   актуальны   вопросы...

Презентация (выступление) "Развитие личности посредством художественного творчества в условиях детского дома"

В выступлении на  педагогической конференции "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса - необходимое условие развития воспитанников" представлен  собственный  п...

Программа гендерного воспитания воспитанников детского дома

Гендерное воспитание - часть образовательной программы учреждения, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный отражает знания и представления ребёнка о ...

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

Как взять ребенка в приемную семью из детского дома

Инструкция для приемных родителей по передачи ребенка из детского дома...