Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"
методическая разработка по теме

Цель занятия:
 

·        Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);

·        Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_profilaktike_upotrebleniya_pav.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков                    "Жизнь без зависимости"

Цель занятия: 

  • Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);
  • Заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.


Задачи занятия:
 

  1. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
  2. Изменение отношения детей к зависимости от наркотика;
  3. Формирование мотивации к сохранению здоровья.


Организационные аспекты: 

  • Участвует группа подростков 13-16 лет, желательно одного возраста (класса);
  • Состав группы 12-15 человек;
  • Работают два тренера: один ведет занятие, другой выступает как соучастник команды. В ходе занятия возможно поменяться ролями.


Методика проведения занятия 
1. В начале тренингового занятия ведущий тренер знакомит участников с целями, задачами занятия и правилами групповой работы:

  • Общение по принципу "здесь и теперь": Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  • Правило "микрофона", т.е. "один говорит (тот, у кого воображаемый микрофон), остальные молча слушают".

  • Конфиденциальность всего происходящего: Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
  • Персонификация высказываний: Безличные слова и выражения типа "Большинство людей считают, что...", "Некоторые из нас думают..." заменяем на "Я считаю, что...", "Я думаю...". По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
  • Запрет на диагнозы и оценку.
  • Искренность в общении: Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

2. Разминочное упражнение "Я – какой?". Цель: установить контакт, снять эмоциональное напряжение у участников группы, настроить на продуктивную групповую деятельность.
По кругу участники называют свое имя и качество характера на первую букву имени (Иван – интеллектуальный). Начинающий называет свое имя-качество, сосед – сначала повторяет имя-качество начавшего это упражнение, затем говорит свое имя и качество. Упражнение проводится по типу "снежный ком".

3. Игра "Спорные утверждения". Цель: игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику уточнить свои взгляды на проблему зависимости.

Для проведения игры необходимы четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: "совершенно согласен", "согласен, но с оговорками", "не согласен совершенно", "не имею точного мнения".

Листы прикрепляют по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорное утверждение, после чего участники расходятся и встают около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Далее по предложению ведущего или по желанию участники обосновывают свое решение.

Примеры спорных утверждений:

  • Наркомания – это преступление;
  • Легкие наркотики безвредны;
  • Наркотики повышают творческий потенциал;
  • Наркомания – это болезнь;
  • У молодых людей возникает множество проблем из-за наркотиков;
  • Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент;
  • Наркомания излечима;
  • Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»;
  • Люди, употребляющие наркотики, часто не осознают, что зависят от них;
  • С наркотической зависимостью можно справиться без родителей;
  • Наркоманы часто умирают от СПИДа;
  • Попасть в зависимость от наркотиков можно только после многократного их употребления;
  • По внешнему виду можно определить, употребляет человек наркотики или нет;
  • Наркоман может умереть и от малой дозы наркотика;
  • Продажа наркотиков не преследуется законом;
  • Наркоманы – это не люди;
  • Легкие наркотики можно разрешить.


4. Игра "Отдай самое дорогое". Цель: помочь детям осознать возможные потери при возникающей зависимости, сместить фокус ценностных ориентаций.
Участникам предлагается написать на цветных бумажках по очереди:

  • "свое увлечение", хобби;
  • "самый дорогой предмет" (имеется ввиду дорогой и «по сердцу», и по цене);
  • "дорогого человека"

Далее ведущий в роли "наркотика" (на груди надпись "наркотик") предлагает участникам свою дружбу, описывая все мифологические прелести потребления ПАВ. Но за эту дружбу надо платить, и Наркотик предлагает участникам поочередно отказаться ("отдай, подари мне …") увлечения, затем дорогую вещь, а потом и дорогого человека ("зачем они тебе, ведь у тебя есть я")
Рефлексия игры: обмен мнениями, чувствами (Какие чувства ты испытал? Что ты мог бы отдать? Почему?).

5. Игра "Страшноватый суд" (вариант игры И.Вачкова). Цель: переосмысление своего отношения к наркомании. Игра относится к классу игр на получение обратной связи.

Итак, закончив свой земной путь, душа наркомана предстает на высший суд перед Богом. Место прокурора, обвинителей занимают темные ангелы, места защиты – светлые ангелы. Задача темных ангелов обвинить Душу, подчеркнуть ее негативные стороны и социально неодобряемые поступки, "заполучить" Душу к себе в ад. Задача светлых ангелов – подчеркнуть положительные черты Души и убедить Бога отпустить Душу в рай. Желательно обставить игровое поле атрибутами рая и ада. Поскольку все же имеет место небольшое нарушение правила безоценочности, то в "цветных", игровых условиях оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов.

Перед началом игры участники делятся на две команды для совместного составления «судьбы» почившего наркомана. Оба тренера работают с командами, каждый в своей. В случае необходимости можно предложить участникам подсказку-факторы, которые подталкивают подростков к потреблению наркотиков.

Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками

В семье:

  • Родители сами употребляют алкоголь или наркотики;
  • Родители конфликтуют между собой. Ребенку в семье неуютно;
  • Между членами семьи отсутствует эмоциональная близость, взаимопонимание;
  • Стиль воспитания в семье: или "вседозволенность", или "ежовые рукавицы".


В обществе:

  • Социальная нестабильность в стране, безработица, как следствие, много асоциальных семей;
  • Нет жестких законов о потреблении и распространении наркотиков;
  • Потребление наркотиков, алкоголя - "норма" для окружения;
  • Нет представления в обществе о жизненных ценностях, для чего живем.


Особенности личности:

  • Низкая самооценка;
  • Неумение отстаивать свою позицию, внушаемость;
  • Деформированная система ценностей;
  • Низкая стрессоустойчивость, впечатлительность;
  • Склонность к риску ("а дай попробую, что будет…");
  • Завышенная самооценка ("захочу, брошу").


Игра начинается, когда будет готов участник от команды с рассказом о своей судьбе-истории «дружбы» с наркотиками. Все участники высшего суда: Бог, темные и светлые ангелы заслушивают историю жизненного пути наркомана. После начинается сам суд. Бог по своему усмотрению предоставляет слово сторонам защиты и обвинения, после чего выносит вердикт, отправляет Душу в рай или ад. Таким же образом обыгрывается и вторая судьба, вариант другой команды, причем желательно ангелам, Богу поменяться местами.

Обязательно в конце игры проводится рефлексия: В какой роли ты участвовал? Что показалось тебе трудным, приятным в этой роли? В какой роли играть было труднее? Что ты чувствовал, когда обвинял (защищал) наркомана? Что чувствовала сама Душа? Тебе не жалко наркомана?

Занятие заканчивается словами о том, что мы сегодня ознакомились с большим объемом информации про потребление наркотиков. Это были факты, чувства, мнения, переживания отдельных участников. Сейчас главное - всегда помнить, что выбор, а следовательно, и ответственность за все, что случиться с тобой и твоими близкими после "дружбы" с наркотиками, за тобой!

Литература 
1.  Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Ось-89, 2000.

2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. – М: ТЦ Сфера, 2002.

3. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во "Образование и культура", СПб, 2003.

4. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.:ТЦ Сфера, 2002.

5. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных педагогов. – М: Фирма Вариант, 2003.



Предварительный просмотр:

Ток-шоу "Большая перемена".

(Мероприятие по профилактике наркомании и употребления психоактивных веществ).


Ведущий 1: Добрый день! В эфире ток-шоу “Большая перемена” на первом школьном канале. Я очень рада, что вы пришли на встречу, чтобы обсудить очень важную проблему – проблему наркомании. Тема нашей сегодняшней программы “Жизнь без наркотиков. Возможно ли это?”.

Прежде, чем мы примемся вершить суд над наркоманией, я хотела бы спросить зал: Считаете ли вы эту проблему актуальной? Почему? (мнения зрителей).

Ваши высказывания, по-моему, утвердили наше мнение: проблема наркомании заслуживает обсуждения!!!

Встречайте наш первый сюжет (все сюжеты инсценируются самими детьми):

Сюжет 1: “Света и Дима”

Машина, попавшая под ледяной дождь и застрявшая в пробке.

Д: Никто не двигается (имитирует закуривание сигареты) Похоже на то, что придется посидеть тут долго.

С: А я не возражаю! Концерт был изумительный, так что это пустяки (она кашляет несколько раз).

Д: Да и все, кто там был, кажется, застряли тут, как и мы.

С: Ты не мог бы открыть окно? (Кашляет) Это уже твоя вторая сигарета с того времени, как мы тут застряли. Дышать невозможно!

Д: Ты права, извини. (Он спускает стекло, но дождь заставляет его вновь поднять его.) Н-да, льет как из ведра.

С: (раздраженно) Дима, ну, может, ты хоть загасишь тогда свою дурацкую сигарету?

Д: (то же раздраженно) Да, конечно. Кстати, ты сегодня впервые жалуешься на мое курение.

С: Да, потому, что я впервые застряла в закрытой машине с тобой! (Опускает стекло, делает глоток воздуха и поднимает его вновь).

Д: Только не нужно драматизировать.

С: А я не драматизирую. Я реально смотрю на вещи. Я чувствую себя так, будто это я курю.

Д: Ладно, успокойся. Кончилась сигарета. Ты довольна?

С: Не совсем. Половина этой сигареты все еще в моих легких.


Ведущий 1: Половина этой сигареты все еще в моих легких! Так ли это? Попросим прокомментировакть

Ведущий 2: Давайте проверим, насколько вы владеете информацией о вреде курения. Викторина о вреде курения. За каждый правильный ответ выдается жетон. Победителем будет считаться тот, кто наберет большее количество жетонов.

Вопросы викторины:

1. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

Ответ: Угарный газ, который, соединясь с красными кровяными тельцами, уменьшают количество кислорода, переносимого кровью.

2. Сколько известных канцерогенных веществ содержится в одной сигарете?4 ? 8 ? 12 ? 15 ?

Ответ: В каждой сигарете содержится 15 различных канцерогенных веществ.

3. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствия курения?

Ответ: Сердце. Курение является одной из причин заболевания сердца.

4. Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?

Ответ: Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненной курением организму.

5. Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей: электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или непогашенные сигареты.

Ответ: Сигареты.

6. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно в течение года, сколько смолы оседает в его легких?

Ответ: Около литра.

7. Верно или нет, что курение вызывает сильнейшее привыкание?

Ответ: Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить.

8. Какой процент курильщиков заявляет, что хотели бы бросить курить?

Ответ: 85 %

9. Сколько сигарет необходимо выкурить, чтобы нарушить нормальный баланс кислорода и крови в легких?

Ответ: Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.


Ведущий 1: А сейчас встречайте второй наш сюжет.

Сюжет 2: “Маша”

Кухня в доме. Маша ждет, когда за ней заедут ее друзья.

М: (Сердито). Никуда ты не пойдешь.

Маша: Ну, мама. Ну как ты так можешь. Ну, пожалуйста! Они вот-вот подъедут.

М: Я не хочу, чтобы ты с ними общалась. Это мое последнее слово.

Маша: Значит так, да? Ты хочешь выставить меня полной идиоткой перед моими друзьями. Только я нашла себе нормальную компанию, где мне рады, как говоришь, что мне нельзя больше с ними встречаться.

М: С тех пор, как ты нашла этих “нормальных” друзей, ты забросила учебу и начала курить. Я просто не узнаю свою бывшую круглую отличницу!

Маша: Ты тоже когда-то курила.

М: Но ты же помнишь, как ты и твои братья настаивали, чтобы я бросила! Чего мне это стоило!

В: Знаешь, мама права.

Маша: Кто б говорил! Что это торчало у Виктории вчера после уроков изо рта, макаронина?

В: Только не впутывай сюда Викторию. Ты ревнуешь, вот и злишься.

Маша: Больно надо. (Имитирует зажигание сигареты).

В: А ты помнишь, что вычитал Сережа? Каждая сигарета вычеркивает восемь минут жизни.

Маша: Отстань, а?

М: Ну хватит!

Раздается стук в дверь, Маша бежит в свою комнату. Мать открывает дверь. Входит отец.

М: Почему ты стучишь?

П: Я был не уверен, мой ли это дом – что-то уж слишком шумно.

Маша выглядывает из своей комнаты, видит отца и бросается к нему на шею.

Маша: Папочка, я так рада тебя видеть. Может, ты заставишь маму передумать?

П: Это не просто, не просто. Ты же знаешь, наша мама – юрист. А в чем, собственно дело?

В: Понимаешь, у Маши развился типичный синдром курильщика: низкая самооценка, отсутствие целей и компания друзей с теми же взглядами. Мамочка решила положить этому решительный конец.

Маша: Очень смешно.


Ведущий 1: Как вы думаете, кто прав Маша или мама? Что же делать Маше в этой ситуации? Давайте спросим у зала. (Опрашивают ребят, присутствующих в зале). Попросим экспертов прокомментировать ситуацию.

Ведущий 2: А сейчас информационный блок. Существует множество мифов о пользе курения, придуманных самими курильщиками. Например, то, что:

курение позволяет расслабиться, когда человек нервничает,

физические упражнения нейтрализует вред, наносимый курением,

большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время,

Кроме того, существует мнение о том, что табак уменьшает боль, например зубную. Действительно, накурившись, человек как бы “деревенеет”, голова становится тяжелой. Ему действительно кажется, что боль утихает. Разумеется, есть гораздо более эффективные и рациональные средства против зубной боли, например, пойти к врачу, вылечить зуб, а до посещения врача выпить болеутоляющую таблетку.

Считают также, что курение помогает сохранить стройную фигуру, сигареты снижают аппетит. В какой-то степени это верно, но яд, содержащийся в табаке, снижает или подавляет секреторную функцию желудка и тем самым способствует расстройству пищеварения, развитию катаральных явлений.

Известно, что курение неблагоприятно влияет на все органы человека, но мало кому известно, что оно является причиной такого заболевания как “окопная болезнь” или иначе – гангрена.

Болезнь развивается по принципу “горящего дерева” - дерево обгорает с мелких веточек, оставляя в конце концов только обуглившийся ствол. Так и сосуды – поражаются мелкие и средние. Помимо них “сгорают” еще и вены. При этом, сгорая, основные сосуды не успевают передать свои функции побочным. Для пациентов в возрасте до 30 лет характерно острое развитие заболевания. Конечность они могут потерять в течение полугода. Более пжилые пациенты болеют, как правило, дольше и нередко не ощущают проблему до конца своих дней.

“Окопная болезнь” поражает далеко не всех. Она совершенно не передается по наследству. Но всех больных объединяет одно: они все – упорные курильщики.

Результаты анкетирования по школе (Приложение 1)

Ведущий 1: Представляем третьего нашего героя. Встречайте – Константин!

Сюжет 3: “Константин”

Наконец-то Костя встретил девушку своей мечты. Карина соответствовала всем его представлениям об идеальной девушке: милая, веселая, энергичная, просто душа любой компании. Они уже встречались несколько месяцев, и все было прекрасно до одного случая.


В этот день Константин пригласил свою любимую на дискотеку. Они весело проводили время, танцевали, веселились. Но в какой-то момент Косте понадобилось отлучиться.


Тогда и появился ОН. Борис и Карина сразу понравились друг другу. Через некоторое время ребята покинули дискотеку вместе.

Когда Константин вернулся, некоторое время он поискал свою любимую. Но, узнав в чем дело, расстроенный пошел домой.

Костя: “После этого случая жизнь стала казаться мне безразличной. Дни стали похожими друг на друга. С Кариной мы больше не встречались, и я совсем уже разуверился встретить в своей жизни настоящую любовь. Все свое свободное время я проводил во дворе вместе с компанией ребят, тогда и

В конце лета в нашем дворе появился новый парень, который, как оказалось, употреблял наркотики. Он так здорово рассказывал о том, как ловит “кайф” и какие при этом яркие ощущения. Предложил попробовать всем нам. Некоторые ребята отказались сразу, кто-то сначала немного “поломался”, а мне терять было нечего, и я согласился сразу. Постепенно втянулся. Сейчас нахожусь на лечении в наркологии”.

Ведущий 1: Вот такая история произошла с нашим героем. Как вы считаете, стоит ли из-за неудач в личной жизни начинать курить, пить, употреблять наркотики? Мнение зала… Мнение экспертов…

Ведущий 1: Как мы поняли из всех ваших ответов - не стоит начинать употреблять наркотики, пить и курить из-за неудач в личной жизни, проблем с родителями, следуя за друзьями. Каждый человек имеет возможность выбора, и сам несет ответственность за свое здоровье и жизнь.

Наркомания – болезнь общества, болезнь, с которой можно и нужно бороться.

С вами была “Большая перемена”. До встречи.


Классный час "Мы против наркомании" 

ЦЕЛИ:

Показать вред, который наносит употребление наркотиков человеку.

Развивать творческую активность.

Воспитывать культуру поведения, чувство коллективизма.

ОБОРУДОВАНИЕ:

костюмы героев сценок;

надписи о вреде наркотика;

рисунки учеников, доклады по теме; авторские стихи учителя.

1. Вводное слово учителя.

XX век - век полный событиями. Но события эти не всегда носили позитивный характер. Именно в этот период наряду с открытиями и новообразованиями, появляются серьезные и неизлечимые заболевания, такие как СПИД, РАК, наркомания. Самое страшное, что вместе с нами эти заболевания перешли в XXI век.

Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справиться с серьезными болезнями, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем. Садитесь.

Сегодня мы поговорим о проблемах наркомании. Тема нашей встречи: “Будущее без наркотиков”.

2. Начнем обсуждение с просмотра сценки о наркотиках.

Сценка (5 чел.)

Дети играют у дерева

Говорит автор.

Был солнечный летний денек

И счастье струилось повсюду.

Две девушки и паренек,

Играли у речки - Вакуду.

И жизнь их текла ровно, гладко,

И каждый их день был любим.

Но кто-то вдали показался

И направлялся он к ним.


К детям идет человек

Тот человек был красив.

По модному шиты фасоны.

Был он и весел и говорлив.

Герой без изъянов и. . боле. .

С речью такой обратился он к ним: Говорит наркотик

- Вы жизнь прожигаете зря.

Летит быстро время, уходят года

И молодость тоже уходит.

Так, по течению жизни плывя,

Вы тоните в бездне покоя.

Не лучше ли выпить, пойти покурить

Или другим чем заняться?

А не сидеть и не смотреть

Как люди везде веселятся.

Ведь вы посмотрите в даль….

Приоткрывается занавес, срывается покрывало,

а там люди сидят вселяться.


Вдалеке…, в белой, как каша, тумане….

Вы разглядите счастье везде

Будите вы не в обмане.

Люди без боли и без забот,

Без лишних хлопот и печали.

Им неизвестно страданье и мука,

Им неизвестна разлука.

Обращается к одной из девочек.

- А ты, посмотри на себя,


Кто ты есть?

Дает ей зеркало.

Читаешь журналы и книги.

Зубришь и зубришь что-то ты каждый день.

А время уходит…. А время…

А можно ведь танцевать до утра

С бокалом вина, с сигаретой.

Бросай эту книгу, войди в мир теней

И счастлива будь там навеки.

Девушка отвечает.

- Да, я неправа. Слова твои верны.

Да, я учу и дни прожигаю напрасно.

Я тоже счастья немного хочу

И буду…Мне это подвластно. (Уходит в мир теней)


Наркотик обращается к парню.

- А ты, чемпион, с утра и до ночи

В спортивные игры играешь?

А старость? Подумал ты и о ней?

Кто будешь? О чем ты мечтаешь?

Весь дряблый, понурый, угрюмый старик,

Висячая кожа, да кости.

Не лучше ль сейчас чашу жизни испить,

Чтоб вспомнить, что в старые годы?


Парень отвечает.

- Ты верно сказал. Век спортсмена недолог.

Уйдёт быстро слава, покинут друзья.

И оказавшись один у порога…. .

Я прожигаю время и зря. (Уходит в мир теней. )

Наркотик обращается ко 2 девочке

- Ты так красива, умна, без сомненья.

Тобою любоваться должен весь свет.

Стань же моделью, милая детка,

Стань же моделью мира теней.

Девушка отвечает.

- Я в своей жизни давно все решила.

Слова твои – песня, да плод – ядовит.

Прочь от меня, просить дважды не буду.

Прочь, уходи в царство теней. (уходит) Наркотик тоже уходит вместе с миром теней

Эпилог. Говорит автор

Прошел всего лишь один год

Когда случилось это.

Той девушки и парня нет.

Их поглотил тот темный свет.

Душа сгорела где-то.

Девчонка умерла от рака,

А парень умер от укола.

Наркотик обещал им много.

Да… обещаний было много…

Другая девушка жива (девушка вместе с семьей входит в класс)

У ней семья и дети.

Она лучиста и светла, как лучик солнца на планете.

Свой путь она прошла сама.

Теперь её не сломят ни годы,

Ни болезнь, ни страшный ветер….

Выходят все артисты.


- Мы вправе сами выбирать себе судьбу любую.

- Но надо помнить, что наркотик не даст земле покоя.

- Ты отойди подальше от него.

Говорят все вместе, указывая рукой на наркотик.

Пусть не тревожит сердце он твое.

И душу пусть твою он не тревожит.

Вопросы:
- Кто был этот человек обещающий так много ребятам?

- Что он говорил первой девочке?

- Что она ответила? Что с ней стало?

- Что он обещал мальчику? Пошел ли мальчик на поводу у наркотика? Что с ним стало?

- Что наркотик говорил третьей девочке?

- Как она отреагировала на его слова? Что с ней стало?

- Кто, по вашему мнению, из детей поступил правильно? Почему?

Мы сами строим своё будущее и строить мы его должны правильно.

3. Рассматривание рисунков.

Приготавливаясь к нашей встрече, вы нарисовали рисунки на тему: “Наркомания”. Все ваши рисунки на доске. Самые лучшие в центре.

Мы попросим авторов рисунков рассказать что они изобразили и почему именно это.

4. Доклады.

Перед нашим собранием мы провели тестирование, результаты которого позволили мне сделать вывод о том, что многие вопросы связанные с наркотиками и наркоманией вам не понятны. Затем вы сами предложили перечень вопросов, которые хотели бы обсудить. Я выбрали самые интересные и нужные вопросы, а ребята-консультанты приготовили сообщения, т. е. ответы на них. Слушайте внимательно и, если непонятно, то задавайте вопросы отвечающим.

Что такое наркомания?

“Нарке”- означает недвижимость (от древнегреческого), беспамятство. В последнее время наркомания захватила молодое поколение. Белый наркотик называют “Белой смертью”. Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам.

Отчего люди становятся наркоманами?


Здесь кроется огромный обман. Наркотики очень дорого стоят. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Трудом таких денег не заработать. Но продавцам нужны покупатели, то есть несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать любые деньги за одну дозу. Поэтому новичкам предлагают наркотики почти бесплатно, уговаривая: “Попробуй, это интересно”, провоцируют: “Наркотики – для смелых, ты же не трус? Нет? Так попробуй. ” Продавцы наркотиков специально в компании подсылают своих людей. Помните: когда протягивают наркотик, то эти люди получают прибыль, а ты отдаешь жизнь ради чужой прибыли. Даже первая доза становится гибельной. Наркотик убивает самых сильных, умных людей, сними никто не может справиться.

Кто такой наркоман?

Наркоман – пещерный человек, обычно живет до 30 лет. Наркоманами становятся и остаются обычно те люди, у кого недостаток физических, духовных сил для того, чтобы бороться за хорошую жизнь, найти свое место в жизни. Став наркоманом, человек уже не отвечает за свои поступки. Он становится раздражительным. Часто наркоманы совершают кражи, другие преступления. Наркоманы становятся больными людьми. У таких людей рождаются больные дети. Попробовав наркотики 1 раз, человек становиться обреченным на постоянное их употребление и короткую жизнь.

Какие изменения происходят с людьми употребляющими наркотики?

Наркотики воздействуют на головной мозг. Сначала они оказывают положительный результат. Движения и речь становятся более оживленными, кровяное давление повышается, сердце бьется чаще, дыхание ускоряется. Но скоро наркотик начинает действовать на мозг угнетающе: притупляется способность думать, наблюдать, быть внимательным. Человек не контролирует свое поведение, а поэтому может совершать поступки, которые наносят вред окружающим его людям.


Почему попробовав 1 раз наркотик человек навсегда становится наркоманом?

У наркотика коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и требует новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как при сильной жажде, только страшнее. Вот как описывают наркомана: “Высохший человек метался по койке в больнице с решетками на окнах. Его тело корчилось от боли, покрывалось каплями пота. Больной плакал, кричал диким голосом:

- Спасите! Умираю! Доктор укол! Черви белые черви грызут меня!”

Это наркоман.

Когда наркоман примет наркотик, он испытывает облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но в эти мгновения он лишается радостей жизни и приговаривает себя к мучительной смерти.

Пчему преступления часто совершают наркоманы?


Человек идет на все – на обман, на воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркотик это безжалостный палач, который требует: “Укради, убей, достань очередную дозу, прими её, иначе я подвергну тебя жуткой пытке. ”

Являются ли курение и алкоголь наркотиками?

В сигаретах есть такой наркотик – никотин. Никотин действует на мозг через 7 секунд. В течении нескольких минут его количество возрастает в несколько раз. Никотин тормозит нервную систему, учащается сердцебиение, уменьшается аппетит, мышцы дрябнут.

Под воздействием алкоголя люди становятся развязными, болтливыми, несдержанными. В течении 2 дней после пьянки вредные вещества все еще остаются в организме.

Алкоголизм и курение у детей в 4 раза излечить труднее чем у взрослых.

Курить и пить – опасно для здоровья. В наркотике же смертельная опасность. Воздерживайтесь от курения и никогда не берите чужих сигарет, в них может быть наркотик. Воздерживайтесь от спиртного – в него могут подмешать наркотик, такие случаи были.

Как в нашей стране борются с наркоманией?

В нашей стране хранение даже одной дозы наркотика запрещено законом и строго наказывается. Каждого у кого нашли наркотик, ждет несчастье. Человека имеющего и распространяющего наркотики садят в тюрьму.

Как можно избежать наркомании?

Не прикасайтесь к наркотикам, не берите их в руки, не кладите в карман или сумку, не прячьте, не передавайте другим. Учтите, что наркоманы – подлые люди. Они могут дать наркотики на хранение и сами донесут, чтобы отвести подозрение от себя. Найдите в жизни любимое занятие и тогда наркотики не найдут в ней места. Кто хочет потерять человеческий облик – может принимать наркотики, а я за здоровый образ жизни!

Просмотр сценки о наркотике.


Иван и Наркотик.

Иван в милиции сидел

За порядком все глядел,

Видит бедствие одно

В деревнях недалеко.

Люди плохо там живут:

Курят, колются и пьют.

И друг друга обижают

Никого ни уважают.

Иван не долго так сидел.

С высока на всех глядел.

Взял корзину и айда,

К месту бедствия туда.

По дороге съел он шок,

Да ещё Марс и Рожок.

Сил набрался, но беда.

Наркотик там сидел тогда.


Слова наркотика.

Я наркотик настоящий

И курящий и гулящий.

На работу не хожу,

С тунеядцами дружу.

Хулиганов уважаю,

К себе в гости приглашаю.

Вилларибо подкупил

Наркотой людей снабдил.

Ваня очень умный был,

Да и Ментос захватил.

Свежее решение, без

Лишнего движения.


Слова Ивана.

Наркотик, дам совет тебе:

Ты лишний здесь на всей Земле.

Это не моя причуда, ты как

Рыба Барракуда:

Больно ты кусаешься,

Но очень быстро жаришься.

Не пошел ли ты бы в баню,

А послушал бы ты Ваню.

Съешь ты Натс и будь таков,

Он есть подпитка для мозгов.


Наркотик быстро понял Ваню.

И ушел он прямо в баню.

И с тех пор не возвращался,

Не мешал и не терзался.

Ваня Добрый сок купил,

По стакану всем налил.

Стали все тогда добрее.

Нету зла, всем веселее.


- Ты гони наркотик срочно. (Автор)

- Он больно делает всем точно. (Автор)

- С ним можно будет справиться, (Иван)

- Коль он тебе не нравиться. (Иван)

5. Итоги.


Мы много говорили о наркомании.

- Какой вывод можно сделать из стихотворения?

Берегитесь белой тучи, берегитесь наркотиков! Если вы увидите, что дети принимают наркотики скажите их родителям. Этим вы спасете им жизнь.

А сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной то, что я скажу.

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни.


Классный час "Молодежь против наркотиков"

Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными привычками; изменение негативной позиции в отношении людей, страдающих наркоманией.

Задачи:

Расширить представления учащихся о наркомании.

Сформировать у учащихся представление о наркомании как о заболевании.

Доказать необходимость поддержки людей, которые решили покончить с наркоманией.

Продолжить формирование мотивации здорового образа жизни.

Предварительная подготовка

С учащимися была проведена анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании (Приложение 1).

Классный час проводится в форме круглого стола. Круглый стол – особая организационная форма, эффективность которой во многом зависит от открытости самих участников.

Работу желательно проводить в малых группах (до 10 человек). Это способствует развитию более дружественных, тёплых отношений; позволяет вовлечь в дискуссию всех участников игры.


1. Определение темы

Ученикам предлагается послушать одну историю.

Несколько веков назад на территории Юго-Восточной Азии обитало племя маньчжуров. В XVIII веке, завоевав обширную территорию нынешнего Китая, они основали знаменитую династию Цинн. Со стороны Японии наблюдались многочисленные попытки завоевания этого народа. Но безуспешно. Тогда японские власти пошли на хитрость. В результате, не пролив ни капли крови, они смогли спокойно занять всю страну.

– В чём заключалась эта хитрость?

На территории страны, засланные японские торговцы открыли дешёвые курильни опиума, где посетителям-маньчжурам, включая подростков и детей, предлагали различные наркотики, в том числе и алкоголь. При этом самим японцам было запрещено посещать подобные места под знаком смерти.

Тема нашего классного часа звучит так «Молодёжь против наркотиков».

Мы рассмотрим с вами следующие рубрики (Приложение 2, слайд 2):


1) Причины наркомании.

2) Мифы о наркомании.

3) Мой друг наркоман.

4) Право на надежду.

2. Вступление


В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах.

Согласно отчёту ООН 2,5% населения планеты (около 140 млн. человек) употребляют марихуану или гашиш, 13 млн. – кокаин, 8 млн. – героин. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в постоянный поиск новой дозы. Но если вам однажды придётся делать подобный выбор, вы должны знать не только о прекрасных иллюзиях, которые дарят наркотики, но и представлять ту грязь, пошлость и самоунижение с которыми вам придётся столкнуться позже… всего несколькими минутами мимолётного обмана.

Ситуация в Алтайском крае в два раза хуже, чем в среднем по России. Наш регион является транзитной территорией, через, которую идут наркотики. Алтайский край является наркопотребляющей территорией. У нас почти 12 тысяч наркоманов, состоящих на учёте в краевом наркологическом диспансере. В крае – 60 тысяч наркоманов, а это почти 5% населения. Посчитано, что если количество наркозависимых превышает 7-8%, последствия становятся необратимыми, и нация не будет иметь шансов на выживание (статья из газеты «Славгородские вести»)

3. Знакомство с определением наркомании

Ученики читают определения наркомании, из предложенных определений они выбирают то, которое, по их мнению, наиболее точно отражает сущность явления наркомании (Приложение 2, слайд 3):

1. Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств (способны в малых дозах вызывать состояние эйфории).

2. Наркомания – вид отклоняющегося поведения личности.

3. Наркомания – заболевание, обусловленное изменением процесса обмена веществ под влиянием наркотических препаратов.

4. Наркомания – болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с развитием психологической и физиологической зависимости от этих веществ.


Все предложенные варианты являются правильными. Они выражают различный взгляд на данную проблему медицины, социологии, физиологии и психологии.


4. Причины употребления наркотиков

Проблема потребления наркотиков, так же как игра в карты, убийства и сотни других человеческих пороков, существует сотни лет. Но, как, ни странно, именно сейчас она приняла масштабы эпидемии. Давайте попробуем назвать возможные причины употребления наркотиков.

(Ученики высказывают своё мнение.)

Вам предлагается таблица (Приложение 2, слайд 4), отражающая наиболее распространённые мотивы употребления наркотических веществ.Мотивы, побуждающие молодёжь употреблять наркотики Цифровое значение

Подражание другим

«От скуки»

«Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей»

Желание забыться

Психическая травма

Незнание тяжёлых последствий

Назначение наркотиков в качестве средств лечения

«Чтобы придать себе смелость и уверенность»

«Чтобы легче общаться с другими людьми»

Желание испытать чувство эйфории, кайфа

25,3%

3,1%

13,3%

9,6%

2,3%

1,3%

7,5%

8,4%

10,1%

68,3%


5. Мифология современности

С вами была проведена анкета. На многие вопросы вы ответили неверно. Сейчас некоторые вопросы анкеты мы с вами рассмотрим.

Миф 1. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.

Факт. Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное потребление наркотика приводит к зависимости.

Миф 2.Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.

Факт. Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, – тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория 3-4 дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день.

Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» наркотик, не вызывающий привыкания.

Факт. Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.

Миф 4. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.

Факт. Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства созданного под «кайфом».

Миф 5. Наркоманами становятся только слабые и безвольные.

Факт. Зависимость от наркотиков – это заболевание, и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.

Миф 6. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.

Факт. Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон без исключения.

Миф 7. Лучше бросать постепенно.

Факт. Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

6. История одной жизни

Бывают такие ситуации, когда человек становится наркоманом не по своей воле. Послушайте историю одной жизни (Приложение 2, слайд 5).

В тот день одной из рожениц была совсем ещё молодая женщина, почти девочка. Ей едва исполнилось 17. Ребёнок появился на свет недоношенным, но в целом всё прошло благополучно. Через несколько часов новорождённый начал кричать, корчиться в конвульсиях. Чего мы только не делали, чтобы успокоить его! Ничего не помогало. Дрожь всё время сотрясала маленькое тельце, оно то сворачивалось в клубочек, то вытягивалось в струну. С ребёнком происходило что-то непонятное. Похоже было на сильное отравление. Но ведь ему не давали никаких лекарств и ещё не кормили. Крохе становилось всё хуже и хуже. Мы запаниковали…

– Как вы думаете, что могло стать причиной такого состояния новорождённого? О каком наследственном заболевании идёт речь?

Ребёнок появился на свет наркоманом. Таким сделала его мать, которая уже полтора года принимала наркотики. Часть новой дозы с кровью поступала в организм ребёнка. После рождения физиологическая связь оборвалась, наркотик перестал поступать, у новорождённого началась ломка. Страшно видеть ломку взрослого человека, ещё страшнее, когда она крутит и раздирает крошечное тельце беспомощного младенца. Окончательно избавить организм ребёнка от этой зависимости врачам удалось только через несколько месяцев, но вырастит ли он нормальным, полноценным человеком – этого не знает никто.

7. Мой друг наркоман

1. «Что делать, если любишь человека с такой судьбой? Как почувствовать его мир изнутри? Как с ним жить? Единственный путь помочь наркоману – пройти путь вместе с ними».

Девушка, которой принадлежат эти слова, вот уже 7 лет живёт с мужем-наркоманом, сама регулярно употребляет наркотики. Как вы относитесь к этим словам? Есть ли в них истина?

Если рассуждать таким образом, то может получиться следующее: если любимый человек разбился на машине, то ради него нужно врезаться в соседнее дерево. Единственный путь помочь инвалиду – тоже стать инвалидом. А если он напился и выбросился из окна? Бросаться вслед за ним? Подобные формулы – попытка оправдать собственное бессилие. Есть и другие пути. Попробуем найти их вместе.

2. Если вы узнаете, что ваш близкий друг (подруга) употребляет наркотики, что вы предпримете? Почему? (Приложение 2, слайд 6).

– перестану с ним общаться;

– Буду продолжать общаться;

– расскажу своим родителям;

– расскажу его родителям;

– анонимно проконсультируюсь у нарколога, а потом решу, что делать дальше;

– посоветуюсь с друзьями;

– постараюсь помочь измениться.

3. А теперь давайте разберём конкретную ситуацию (Приложение 2, слайд 7).

Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завёл Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно колоться, ему очень нравиться, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать всё своей однокласснице Свете. Света обещала всё устроить и решить проблему.

Она рассказывает о том, что произошло, классному руководителю, а та – директору школы. Родителей Коли вызывают и сообщают о сыне, Колю кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходит к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больницы, он решил, что наркотики употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения не собирается.

– Оцените правильность действий всех участников ситуации: Маши, классного руководителя, директора, родителей Коли, Вани. Предложите варианты действий того или иного участника ситуации.

Обратите внимание, что в этой истории есть один интересный факт. Как только Коля оказался в стационаре, он словно перестал существовать для друзей, одноклассников, любимой девушки. Конечно, мы смотрим на их поступок, прежде всего с осуждением. Но подумайте, может быть, это просто во имя собственной безопасности, может, срабатывает инстинкт самосохранения? Ведь наркоман забывает понятие дружба. Оно стирается, исчезает. В компании наркоманов не бывает друзей. Каждый «друг» заинтересован либо в деньгах от продажи вам наркотиков, либо в получении за счёт вас бесплатной дозы или товара для распространения.

8. Лечение наркомании

Лечение наркомании – сложный и длительный процесс. Некоторые врачи-наркологи вообще предпочитают не употреблять в отношении наркоманов термин «излечился», заменяя его словом «подлечился». Игра слов? Нет. Здесь есть определённый смысл. Как вы думаете, с чем связана такая замена терминов?

Ни один из современных методов лечения не гарантирует 100% избавления от наркотической зависимости. Недаром говорят: «Опий умеет ждать». Могут пройти годы, и человек, который, казалось бы, уже много лет назад покончил с наркотиками, вновь возвращается к ним. Немаловажную роль здесь играют и бывшие «друзья-наркоманы».

Казалось бы, кому какое дело, решил ты бросить или нет. Но, как показывает опыт, именно после того, как человек прошёл курс лечения и вернулся к нормальной жизни, его бывшие «друзья» начинают звонить и приходить всё чаще. Предлагают «дозу» бесплатно – «по дружбе», постоянно заводят разговоры о кайфе», объясняют, что врачи пугают зря и разочек можно попробовать – «от одного ничего не будет», что многие всю жизнь колются понемножку, и ничего не происходит. Сначала идут уговоры, потом угрозы вам и вашим близким. Почему? Зависть или другое?

Ни одному торговцу на свете не выгодно терять клиента, а торговцу наркотиками это не выгодно совсем. Распространение наркотиков происходит по цепочке. Торговец продаёт тебе, ты другому, тот третьему, и так до бесконечности. Товар разбавляется десятки раз. Первоначальный торговец известен далеко не всем. Если вы прекращаете приём наркотика, цепочка рвётся. Торговец может потерять тех клиентов, которые в цепочке следуют за вами: покупают у вас или просто поддерживают через вас связь. Поэтому при попытке отказаться от наркотиков на человека обрушивается мощнейшая атака, в которой будут использованы все средства, какие можно только себе представить. Выдержать всё это не так-то просто. Многие срываются и начинают колоться снова именно из-за неё, а вовсе не из-за неизлечимости, болезненной тяги.


9. Письмо наркоманки

Классный час хотелось бы закончить письмом наркоманки. Перед вами отрывок из письма наркоманки. В нём пропущены некоторые слова. Попытайтесь восстановить текст письма, вставляя вместо пропусков то или иное слово, выделенное курсивом: доставать, ужас, выход, красота, боль, мрак, любопытство, чудо, бросать, выходить. Каждое слово повторяется только один раз.

Самое страшное, что не удаётся …, – смертельно боишься физических болей дикой силы. … и стремление к удовольствию гонят на поиски – куда угодно. Бежишь, придумываешь что угодно, умоляешь. Если сегодня не …, не знаешь, как жить, и думаешь, постоянно думаешь об одном и том же. Это похоже на жестокую сказку. Идёт человек по прекрасному саду и видит красивый дом, … толкает заглянуть. Входит, а сзади – хлоп. И нет … И внутри нет никакой … Только пустота, …, боль. Можно …, разбив стену. Но для этого проходишь через нечеловеческую… Надеешься на … Их не бывает!!!

10. Итог (Приложение 2, слайд 8)

– Понравился ли вам классный час?

– Узнали ли вы что-нибудь новое?

– Как вы думаете, поможет ли проведение таких мероприятий предотвратить распространение наркомании?


Антинаркотическая профилактика злоупотреблением психоактивных веществ среди подростков.

( 8 – 11 класс).

Классный час.

Урок состязание, с применением психологических игр: «За здоровый образ жизни на Земле».

Задачи:

1.Способствовать пониманию старшеклассниками роли вредных привычек в жизни человека и в их жизни.

2.Формировать культуру общения старшеклассников.

3.Развивать умение рассуждать , доказывать, опровергать, делать выводы.

4.Воспитывать потребность противостоять негативным влияниям в молодежной сфере, умение говорить нет в нужной ситуации, проявлять дружеское участие к людям в трудную ситуацию.

Условия проведения:

1)Анкетный опрос перед уроком.

а) Какое у вас мнение о наркотиках?

б) Как вы относитесь к тем, кто употребляет наркотики?

в) Какие причины могут привести к употреблению наркотиков?

г) Смогли бы вы что-нибудь сделать, чтобы предотвратить употребление наркотиков вашими знакомыми?

д) Кто такой наркоман?

2)Изготовление стенгазеты: «Мы за здоровый образ жизни».

3)Из данных анкеты отбирается группа «Здоровья» и группа «Риска» . Или же делятся дети самостоятельно, до начала классного часа.

4)На стенках весят плакаты с лозунгами «За здоровый образ жизни».


Пример: -«Жизнь ведь прекрасна!

Ее не губите!»

- «Только ты сам для себя выбирай –

Ждет тебя ад или ждет тебя рай».

- «Мы объявляем вредным привычкам

Злую и беспощадную ВОЙНУ!»


Ход классного часа.

К классному часу учащиеся готовят домашнее задание:

1.Группа «Здоровья»: - изготовить 7 и более лепестков (размер альбомного листа) с изображением предметов или действий, которые улучшают здоровье.

Группа «Риска»: - изготовить 7 и более лепестков ( размер альбомного листа) с изображением предметов или действий, которые вредят нашему здоровью.

2.Детям из каждой группы раздаются роли; (слова которые они должны выучить).

3.Каждая группа должна придумать свой девиз.

Пример: - «За здоровый образ жизни!»

-«Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам

Умываться, закаляться смело спортом заниматься

Быть здоровым постараться

Это нужно только нам!»


-«Ты не делаешь зарядку,

Ты не кушаешь салат

Очень любишь сигаретку –

Здесь найдешь здоровья клад.


На доске тема классного часа и стенгазеты ребят: - карикатуры на пьяниц, курильщиков и наркоманов.


Выступление классного руководителя (10 – 12 минут).


Классный руководитель: - Уважаемые ребята, педагоги, одноклассники! Тема, которую мы сегодня будем обсуждать совсем не новая для вас , но очень важна в первую очередь потому, что непосредственно касается современной молодежи! А вы и есть эта самая молодежь.

Ведущий: - В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество больных с заболеваниями вызванными приемом различных психоактивных веществ, исключая курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек, из которых 3 млн. являются россиянами. При этом идет процесс омоложения наркоманов. Все большее распространение наркомании наблюдается в подростковой среде. Средний возраст употребления наркотиков – 13 лет.

На данный момент проблема наркомании остается переменной и не найдено такого пути, при котором вылечились больные и не заболели новые. Да и такого пути не будет в ближайшее время, потому что это не только медицинская проблема, но и социальная.

Для вашего сведения: Наркотики приносят вред прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Отравление организма становится причиной отравления внутренних органов, особенно печени и почек. Самая распространенная болезнь среди наркоманов – гепатит. Большинство самых опасных болезней передается через кровь, а наркоманы, которые употребляют наркотики внутривенно, постоянно сталкиваются с кровью. Почти все наркоманы колются в группах или сообществах по 4-8 человек. Они вместе покупают наркотики и зарабатывают на них деньги, колются разными шприцами, но из общей дозы, или все одним шприцем. Очевидно, что вероятность не заразиться болезнью соседа практически равна нулю. Кроме того, если наркоман употребляет опий, то он, как правило, покупает уже готовый раствор у продавца, который набирает каждую дозу из общего котла, шприцами «клиента». Здесь можно заразиться всем, чем угодно, включая СПИД. Однако болезнь можно получить, даже если наркоман колется или нюхает один. Это связано с героином и кокаином: дельцы, получая товар, как правило, подмешивают в него стиральный порошок или сахарную пудру ( в этом случае после двухмесячного употребления такого товара, наркоману гарантировании сахарный диабет).

Вообще чистого товара не бывает: всегда есть доля примесей, и это опасно для наркомана, ведь он покупал товар у одного продавца, и вдруг купил у другого и у него наркотик более очищенный, то есть вероятность передозировки, которая может привести к летальному исходу. Больше половины начинающих наркоманов скончались из – за передозировки. Кора головного мозга отмирает через 7 минут! Конечно не вся кора отмирает сразу, это медленный процесс, поэтому многие остаются в живых. Но те, кто выживает, уже неполноценные люди. Есть такие, которые уже не могут двигаться, реагировать, мыслить. Их мозг может управлять только физиологическими процессами: они будут есть, если их кормят, они не умеют пользоваться предметами, не умеют говорить и существуют они, как «овощи»: пищу вводят или через трубку, нередко и дышат тоже при помощи аппарата. Убить их никто не в праве, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами…

«Закоренелый» наркоман – не в состоянии больше ни чем заниматься, теряет остатки человеческого достоинства. И как безвольная кукла, соглашается на любое унижение , на любую мерзость, чтобы добиться очередной дозы. Человек становится примитивно эгоистичен. Единственный стимул деятельности , к сожалению, все менее координируемой стремление к одурманиванию и страх перед «ломкой» ( физическое состояние организма человека, когда особые железы мозга не вырабатывают морфин , подавляющий болевые ощущения в суставах и тканях. Как только человек начинает вводить морфин в организм искусственным путем , железы перестают работать, так как организм и без этого получает морфин).

За последний год ВИЧ-инфицированных увеличилось в 6 раз. Произошло это за счет того, что вирус попал в среду наркоманов. 80 % из числа вновь заразившихся составляют наркоманы.

Что же толкает людей на такой путь? И как противостоять негативным явлениям в молодежной среде. Об этом мы и будем говорить на нашем классном часе.

Я думаю мое выступление заставит задуматься тех молодых людей, кто хотел бы встретиться с опасностью и рискнуть употребить наркотик. Ведь некоторые считают: «Один раз не страшно!»


Выходят ребята группы «Здоровья» и группы «Риска».

Ситуация №1.

Действующие лица: девочка и мальчик из группы «Здоровья»;

группа наркоманов – группа «Риска».

Девочка со здоровым мальчиком приходят на дискотеку, а на танец ее приглашает другой - наркоман, но она об этом не знает.

Наркоман: - Что ты нашла в этом «хлюпике»? Он тебе еще не надоел?

Девочка: - А чем ты лучше него?

Наркоман: - Я крутой, курю «Парламент» и если хочешь узнать не вожусь с «лохами» в роде твоего дружка. Хочешь пойдем расслабимся?

Девушка уходит вместе с наркоманом в его кампанию. А мальчик расстроенный уходит домой.

Ситуация№2.

Группа «Риска».

Наркоманы уговаривают девушку попробовать наркотик.

Наркоманка: - Не бойся один раз не страшно!

- Станет все до лампочки, все ребята твои, будешь крутой!

Группа «Риска»

Задание: Уговорить девушку попробовать наркотик.

Группа «Здоровье»: Не дать девочке их попробовать, привести доводы.

Ситуация №3.

Парень, которого бросила на дискотеке девушка, считает себя никчемной личностью, думает , что теперь все равно никто не обратит на него внимания! Готов на все. Как быть?!

Доводы: группа «здоровья»;

группа «риска».

Ситуация №4.

Классный руководитель читает:

- В классе была девочка – изгой. Скоро будет новогодний вечер, все будут красивые, нарядные, они нравятся ребятам. А как же я? Наверно никуда не пойду!

На новогоднем вечере.

В школьном туалете стоят ее одноклассницы и курят.

- Ну попробуй разок, сразу все будет классно! Расслабься. Вот курни и сама пригласишь себе парня. Они любят не закомплексованных . А еще лучше-рюмку водки залпом. А сигаретка весь твой страх убирет.

Задание: - доводы группы «Здоровья» - Что делать?

- доводы группы «Риска» - Что делать?


Упражнение: «Шаг в рай или в ад» ( 5-10минут).

Доброволец из группы «Здоровье» становится на стул. На против него ставится еще один стул, так, чтобы самостоятельно он не смог на него перешагнуть. Из своей группы он выбирает тех , кто будет изображать его семью, друзей, учителей – т.е. его связи с жизнью.

За тем «связи» переводят его со стула на стул, так идет его жизнь, но в один момент он сорится с друзьями – они уходят, с учителями – проблемы, учителя уходят тоже, наврал и поругался с семьей и те уходят, остался он один. В это время из группы «риска» подходит «наркотик» и человек опирается на то, на что есть опереться.

Как выйти из этой ситуации:

-доводы группы «Здоровья»;

-доводы группы «Риска».


Прения: За здоровый образ жизни?

1-й ученик: Если ребята вам хочется жить –

Надо, друзья за здоровьем следить!

Бег по утрам, упражненья, гантели,

Труд напряженный на каждой неделе!

2-й ученик: В клубе вы времени зря не теряйте,

Лучше спортзал или корт посещайте!

Будьте здоровыми, сильными, крепкими-

Вам не нужны эйфории таблетки!

3-й ученик: Водка, табак и наркотики – гадость!

Спорт, витамины – вот лучшая радость!

4-й ученик: Нет – наркомании! Нет – игле!

СПИДу коварному тоже нет!

Жить мы хотим, собою гордиться

Жизни счастливой листать страницы!

5-й ученик: Чем травить себя, ребята!

Принимать такую гадость

Лучше больше улыбаться

И дарить друг другу радость.

6-й ученик: Обращаясь к группе «Риска»

Одумайся сверстник! Еще не поздно! В мире много других удовольствий! Кино, театры , друзья , любовь! Шприц с наркотиками в сторону брось!

Вывешивают свои лепестки: «За здоровый образ жизни».

Рискни и умри!

Группа «Риска».

Песня курильщика, алкоголика и наркомана ( под песню в исполнении Л.Долиной «Погода в доме»).

1-й ученик: ( с плакатом – человек с сигаретой. Лепесток с сигаретой прикрепляется к своей ромашке).

Главней всего сигара с дымом,

Все остальное ерунда.

Убьем твой мозг – ты стань глупее 2 раза

Беспамятная голова.

2-й ученик: ( с плакатом человек с бутылкой; лепесток к ромашке)

Важней всего бутылка водки,

Все остальное чепуха

Изменим ген – рожай уродов, 2 раза

Быстрей умрешь ты , ха-ха-ха!

3-й ученик: ( с плакатом – шприца; лепесток к ромашке).

Главней всего наркотик в шприце,

Все остальное болтовня.

Я уколю, и ты забылся, 2 раза.

И деградируй навсегда!

Девочка: Наркоман – ты никто,

Имя твое – никак.

Утром глянешь в окно: там жизнь

Здесь тюрьма

Чтобы не сожалеть,

Ты курить начинаешь,

И обо всем, обо всем забываешь…

Ветры вдаль улетают

И опять возвращаются

Но наркомания со мной, увы не прощается!

Чтобы в ад не лететь,

Все стерплю, что положено.

Наркомания – это болезнь,

До безумия сложная.

4-й ученик: Закурите сигаретку-

Будете красивыми:

Желтозубыми старушками

С тупыми минами.

5-й ученик: Моя милая подруга

Вытворяет чудеса

Литр водки выпить может

Три да два сложить не может.


Группа «Риска» и группа « здоровья» вместе:

Пусть будет много счастливых дней

В жизни твоей и моей

И моей.


Классный руководитель говорит заключительное слово:

- Трудной является тема нашей беседы, но, я думаю, что вы согласитесь со мной. Говорить об этом надо, надо бить тревогу, надо наслаждаться тем, что ты имеешь сегодня, радоваться каждому дню, но и не забывать, что рядом ходит опасность в виде СПИДа, наркотиков, только надо вовремя сказать ей «нет»!

Трудно бороться с соблазном таким,

Трудно сдержаться в этой среде!

Только ты станешь совсем другим,

Лишь когда сможешь сказать слово «нет».


Список литературы:


  1. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. – метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1988.- 208с.

  2. Кристина Гроф. Жажда целостности. Наркомания и духовный путь. – М.: АСТ, 2003. – 320с.

  3. Кубликов Н., Быкодорова А., Шиекаренко Н. Подростковая наркомания и токсикомания: социально – педагогические основы профилактики. – М.:СКИПКРО, 2002. – 104с.

  4. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. – М.: Феникс. – М., 2001. – 384с.

  5. Опасно: наркотики! – М.: Воскресенье, 1998. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"

Конспект профилактического занятия с элементами тренинга "Наши вредные привычки"...

профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"

Цель занятия:·         Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...

Профилактическое занятие с элементами тренинга «Наши вредные привычки»

Профилактическое занятие с элементами тренинга. Цель: профилактика курения, алкоголизма; формирования установки на здоровый образ жизни и правильное питание....

Профилактическое занятие с элементами тренинга для обучающихся 8-10 классов.

Занятие с элементами тренинга предназначено для подростков, обучающихся старших классов образовательных организаций. Может быть прведено во время коассного часа.Цель занятия: формирование навыка ...

Реабилитационно-профилактическое занятие с элементами тренинга "Арт-терапия и мы".

Данное мероприятие будет интересно не только педагогам-психологам, но и социальным педагогам, а также всем категориям специалистов, взаимодействующим с такой категорией как замещающие родители....

Профилактическое занятие с элементами тренинга "Профилактика стрессовых ситуаций в подростковой среде"

Актуальность выбранной темы обусловлена важными преобразованиями в современной школе и запросом государства и общества на здоровое подрастающее поколение.Для решения поставленной задачи социальным пе...

Профилактическое занятие с элементами тренинга "Подросток и СТРЕСС"

Данное профилактическое занятие может использоваться в рамках профилактики стрессовых ситуаций в подростковой среде....