Социальная адаптация детей с ОВЗ
статья по теме

Котова Галина Ивановна

Социализация - главная цель сопровождения детей с интеллектуальным нарушением в течение всего периода их обучения и воспитания в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В условиях социально-экономических преобразований в современном обществе предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям человека.   У лиц с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен специфичен. Поэтому,  воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на  их дальнейшую  социальную адаптацию и интеграцию  в общество. Социализация - главная цель сопровождения детей с интеллектуальным нарушением в течение всего периода их обучения и воспитания в школе. Это не только усвоение учебной программы, но и всестороннее развитие личности обучающегося, в первую очередь развитие социально значимых умений и навыков. Поэтому одной из задач, которую мы ставим, является создание условий, способствующих становлению социального опыта, коррекции личности на протяжении всего периода обучения и воспитания в школе.

Важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы-интерната, не растерялся в этой сложной жизни, мог самостоятельно реализовать себя.

  Родители детей не всегда могут  помочь им социализироваться в обществе, так как сами  часто испытывают затруднения по многим социальным вопросам. У выпускников девятого класса возникла необходимость в использовании печатного  пособия для обучающихся, которое бы помогало им  ориентироваться в необходимой информации в самостоятельной жизни, используя  полученный в школе опыт.

Учитывая это, в процессе  сопровождения выпускников воспитатели совместно с классным руководителем решили составить памятку «Выпускнику», где учтены основные направления жизнедеятельности человека для достойного его существования.  Памятка  состоит  из следующих  разделов:

Ø Вступление в самостоятельную жизнь

Ø Образование

Ø Работа

Ø Участие в гражданско-правовых отношениях

Ø Экономическая жизнь

Ø Семья

Ø Здоровье

Ø Правопорядок

Содержание и советы к разделам максимально приближены к жизненным ситуациям, с которыми сталкиваются выпускники по окончании школы в самостоятельной жизни.

Практика показывает, что не все наши выпускники,  в силу разных обстоятельств,  могут получить дальнейшее профессиональное образование. При знакомстве с разделом памятки «Работа», основное внимание мы уделяем тому, где они смогут самостоятельно начать свою трудовую деятельность с учётом их способностей, медицинских показаний, интересов и возможностей своего региона.

На воспитательских занятиях дети учились оформлению деловых бумаг: автобиография, заявление, объявление, доверенность, расписка и др.  Вместе с детьми  моделировала  ситуацию приёма на работу: как провести беседу с руководителем предприятия, как рассказать о своих способностях и полученном образовании, квалификации.

Был проведен цикл занятий с элементами проблемно-игровых ситуаций - «Ищу работу по объявлению», «Собеседование с работодателем». «Выбор профессии для себя», «Мои способности и профессия».  

Проведение занятий в такой форме делает детей более раскованными, свободными, уверенными, они лучше запоминают и применяют полученные сведения, ориентируются в возникающих ситуациях.  

Ориентируя выпускников на их профессиональное самоопределение, я работаю и над формированием элементов экономических   знаний, что является для них жизненно необходимым и важным при ведении хозяйства: распределение бюджета семьи, планирование расходов на покупку промышленных и продовольственных товаров, оплата за различные услуги. На практических занятиях вместе с детьми мы рассчитывали оплату коммунальных платежей за газ, электроэнергию и воду.

Вступая в самостоятельную жизнь, наш выпускник должен знать не только свои права, которые предоставляет ему государство, но и обязанности, одна из которых - быть законопослушным гражданином своей страны. Так,  рассматривая тему «Семейные отношения», учащиеся знакомились  с законами, положениями и нормами семейного права, моделировали  реальные социально-проблемные ситуации, такие,  как  «Права и обязанности членов семьи», «Можно ли оставлять ребёнка одного дома?»,  «У тебя украли или ты потерял документы», «Тебя остановили представители органов правопорядка»,  «Ты - нарушитель общественного порядка». Эта  работа более эффективна, так как даёт возможность нашим  воспитанникам приобретать практический опыт решения жизненно-социальных проблем.

Готовя выпускников к самостоятельной жизни, мы работаем и над формированием у них привычки к здоровому образу жизни, так как современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью.

Приобщение учащихся к спорту через участие в соревнованиях школьного, районного уровней – осенние и зимние кроссы, эстафеты, теннис,  является средством реабилитации, оздоровления, адаптации и терапии организма наших детей. Ребята, участвуя в районных спортивных мероприятиях, занимают призовые места. С удовольствием посещают школьные спортивные секции. Все это служит формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни  и является способом поддержания и сохранения здоровья,  а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.  

Таким образом, пользуясь памяткой «выпускнику» корректируются личностные особенности, такие как самостоятельность, коммуникабельность, межличностные отношения в коллективе, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, умение планировать и распределять свой бюджет.

ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай

Воспитание личности школьника, важнейшие условия его социализации.

Воспитатель Котова Г.И.

2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей

Жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образован...

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...

«Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации детей»

Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способн...